Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРАВА

Ефимцева Т.В.
В настоящей статье обосновывается положение о том, инновационное право является институтом российского предпринимательского права. Самостоятельность отрасли или правового института подтверждается наличием собственных предмета и метода правового регулирования. Предмет инновационного права составляют три группы общественных отношений: непосредственно инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения и отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность субъектов предпринимательского права. Метод инновационного права характеризуется сложным сочетанием предоставления широкой свободы субъектам инновационной деятельности и обязательными предписаниями со стороны государства там, где это диктуется общественными интересами. Ключевые слова: правовой институт, инновационное право, инновационное отношение

Переход к инновационной экономике невозможен без адекватного и эффективного регулирования отношений, связанных с созданием и внедрением в производство результатов интеллектуальной деятельности. В связи с этим представляется необходимым определить место инновационного права в системе российского права. Наличие тесной связи между инновационной деятельностью и предпринимательством позволяет признать инновационное право институтом российского предпринимательского права при условии, что инновационное право обладает всеми объективными признаками элемента правовой системы. Такими признаками в первую очередь выступают предмет и метод правового регулирования.

В юридической науке под предметом правового регулирования отрасли или института права понимаются общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли или института. Определить предмет инновационного права - это значит: во-первых, установить, какие нормы и возникающие на основе их применения отношения являются инновационно-правовыми, во-вторых, найти ту основу, которая объединяет эти нормы и отношения в единый институт права, и, в-третьих, установить характерные черты инновационно-правовых норм и отношений, отличающие их от норм и отношений других институтов права. Итак, какие же нормы и отношения, возникающие при применении этих норм, являются инновационно-правовыми.

На наш взгляд, предметом инновационного права являются три группы общественных отношений, составляющих определенное единство. Это инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения и отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность. Причем первые две группы отношений являются горизонтальными по своей структуре, поскольку возникают между равноправными и независимыми друг от друга участниками, а третья группа представляет собой отношения по вертикали. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Непосредственно инновационные отношения - это отношения по осуществлению инновационной деятельности, возникающие между ее субъектами. Суть этих отношений состоит во внедрении и коммерциализации особых объектов - инноваций. На практике понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть различия. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Новшество - это новая, а также представленная в виде новой комбинации уже известных элементов научная, техническая, технологическая разработка (устройство, метод, услуга или изобретение), имеющая новые потребительские свойства или сферы применения. Нововведение означает, что новшество используется. Иными словами, инновация (нововведение) определяется как реализованное новшество. Инновация (нововведение) - это результат интеллектуальной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, либо нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности. Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

В экономике инновации рассматриваются и как результат научно-технической деятельности, и как процесс создания и распространения новшеств. В наиболее общем виде под инновацией понимают «использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности и производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества». В широком смысле инновация - нововведение (преобразование) в экономической, технической, социальной и иных сферах, основанное на новых идеях, изобретениях, открытиях и т.п., в узком смысле - первое использование изобретения, за которым следует распространение изобретения.

Вторая группа отношений, составляющих предмет инновационного права, связана с созданием новшеств. Новшество - это результат фундаментальных и прикладных научных исследований, разработок, экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности, воплощенный в материальную форму. Новшества могут приобретать форму открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, секретов производства, рационализаторских предложений, научных подходов и принципов и т.д. Без создания новшества невозможно его внедрение, то есть инновационная деятельность. Иными словами, инновационная деятельность начинается только после создания новшества и оценки его экономической эффективности. Процесс же создания новшества остается за рамками инновационной деятельности, но включается в понятие инновационного процесса.

Инновационный процесс - понятие, выведенное и употребляемое зачастую экономистами, но между тем представляющее интерес и для лиц, занимающихся юридической практикой, поскольку только при детальном его рассмотрении можно выяснить, в каком правовом регулировании он нуждается. Понятие «процесс» определяется как ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. Рассматривая понятие инновационного процесса, целесообразно привести ряд его интерпретаций. Так, в одной из научных работ инновационный процесс представлен как сложное динамичное образование, связанное с совокупностью последовательных действий, обеспечивающих зарождение, разработку и использование инноваций для создания новых потребительских благ, получения прибыли, достижения конкурентоспособности через рост эффективности производства.

С точки зрения Ю.П. Морозова, инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, решений организационно-технического, экономического, социального и иного характера, других результатов интеллектуальной деятельности и осуществляется в четыре этапа. На первой стадии проводятся фундаментальные исследования в академических институтах, высших учебных заведениях и т.д. На втором этапе в научных учреждениях проводятся исследования прикладного характера, которые могут привести к потере вложенных средств - инвестиций. На третьей стадии в специализированных лабораториях или в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации, начиная от запуска в производство и выхода на рынок и далее в соответствии с основными этапами жизненного цикла продукта.

В общем виде инновационный процесс можно записать так: фундаментальные исследования - прикладные исследования - научно-исследовательская работа - опытно-конструкторская работа - промышленное производство - маркетинг - сбыт. Именно в этой формуле заключается сущность инновационного процесса и направление его осуществления: от абстрактного решения к реальному продукту, а от него к прибыли.

По нашему мнению, наибольшего внимания заслуживает структура инновационного процесса, представленная Е.Д. Житенко, которая состоит из трех стадий: разработка нового продукта; промышленное освоение; распространение или коммерциализация. В свою очередь в стадию разработки нового продукта или процесса входят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также защита интеллектуальной собственности. В этап промышленного освоения включаются организация опытного производства, отладка технологических процессов, стандартизация, аттестация, лицензирование, формирование рынка. В стадию распространения входят серийное производство, сбыт, обслуживание, распространение (имитация). При этом следует отметить, что инновационный процесс не завершается первым появлением на рынке нового продукта. Он продолжается и после внедрения продукта в силу того, что нововведение подвержено усовершенствованиям, и, следовательно, способно приобретать новые потребительские качества. Это обстоятельство открывает для такого объекта новые сферы использования и применения, новые рынки сбыта и новых потребителей.

Третью группу отношений, входящих в предмет инновационного права, составляют отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность, которые возникают между государством и субъектами инновационной деятельности. Государство в лице своих органов, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, путем ее регулирования, планирования, контроля и другими способами. Такие отношения строятся по вертикали, поскольку государство доминирует, устанавливает «правила игры» для предпринимателей и в случае их нарушения привлекает к ответственности.

Отдавая должное предмету правового регулирования, необходимо отметить недостаточность этого критерия деления права на отрасли и институты. Поэтому необходимо рассматривать его вместе с методом правового регулирования. В юридической науке нет единогласия в мнениях о методе правового регулирования: должен ли метод вытекать из предмета, то есть определяться видом (типом) общественных отношений, или возможно применение различных методов в одной отрасли и одинаковых методов - в различных отраслях права.

Основываясь на том, что метод - существенное отображение самого предмета, его основных черт и свойств, выступающее как бы во вне по отношению к предмету в целях его более глубокого познания, 
С.Н. Братусь полагал, что и практика, и теория правового регулирования доказывают необходимость исходить из единства предмета и метода правового регулирования. Такое единство является правильным классификационным критерием распределения норм по отраслям. Сторонники же признания комплексных отраслей права обращают внимание на то, что, например, метод автономии, то есть относительной самостоятельности субъектов права в выборе решений, имеющих юридическое значение, метод равенства сторон в гражданском правоотношении, метод подчинения в административном праве присущи не только этим отраслям, но присутствуют в той или иной степени в других отраслях права - предпринимательском, трудовом, аграрном, семейном и т.д.

Следовательно, под методом правового регулирования отрасли или института права понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающийся вследствие особых свойств предмета правового воздействия. Метод правового регулирования, применяемый в инновационном праве, характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов: с одной стороны, предоставление широкой свободы субъектам при осуществлении ими инновационной деятельности и, с другой стороны, государственное властное воздействие в виде обязательных предписаний там, где это диктуется интересами общества и государства.

На основании изложенного инновационное право как институт права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения, а также отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность путем предоставления широкой свободы субъектам инновационной деятельности и предъявления обязательных предписаний там, где это необходимо. Приведенное определение раскрывает понятие инновационного права именно как института права. Следует иметь в виду, что термин «инновационное право» используется также в значениях института законодательства, научной дисциплины и учебного курса.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Балашов В.В., Масленников В.В., Румянцев В.С. и др. Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности в высшей школе. Монография. М., 2000. С. 18.

2.   Житенко Е.Д. Оценка законодательства РФ, регулирующего инновационную деятельность // Инновации. 2003. № 2-3. С. 80-81.

3.   Завлин П.Н. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. / П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Изд-во ЦИСН, 1998. С. 6.

4.   Инновационный менеджмент: Справ. пособие. / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М., 1998. С. 4.

5.   Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. М.: Юнити, 2000. С. 10.

6.   Ожегов С.И. Словарь русского языка. Гос. изд. иностр. и национальных словарей. М., 1953. С. 575.

7.   Система советского права и перспективы ее развития. «Круглый стол» журнала «Советское государство и право» // Советское государство и право. 1982. № 6. С. 92.

8.   Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 2002. С. 972.


Библиографическая ссылка

Ефимцева Т.В. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРАВА // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1333 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674