Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ

Осипова И.В. 1 Решетникова Е.В. 1
1 ФГОБУ ВПО «Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ»
В статье представлено видение авторов современного развития инновационного предпринимательства в России и ее регионах, рассматривается содержательная сторона инноваций, их разновидности и определения. В статье дается определение инновационному предпринимательству, которое рассматривается одновременно и как экономическое явление, и как процесс. В контексте этого в работе делается акцент на необходимости решения проблемы повышения эффективности работы российских предприятий и их конкурентоспособности как основы обеспечения устойчивого роста национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Сейчас Россия обладает важными предпосылками для обеспечения устойчивого инновационного развития и определенным накопленным инновационным потенциалом. В связи с этим в работе раскрываются меры государственной поддержки для участников инновационного процесса, ориентированных на создание высокотехнологичной продукции.
предпринимательство
инновационная политика
инновации
1. Аврашков Л.Я. Инновационно-инвестиционное развитие предприятий металлургического комплекса: теория и практика : монография / Л.Я. Аврашков, Г.Ф. Графова, А.В. Графов. – М., 2010.
2. Кукина Е.Е. Инвестиционная деятельность предпринимательских структур: направления снижения хозяйственных рисков / Е.Е. Кукина, М.А. Пахомов // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 11. - С. 139-142.
3. Морозова Н.С. Специфика развития предпринимательской деятельности в регионах на современном этапе хозяйствования // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 12 (046). - С. 223-230.
4. Нестерова Н.Н. Инновационный потенциал: роль и место в развитии экономики региона // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 10 (044). - С. 151-154.
5. Нестерова Н.Н. Роль и место ресурсного потенциала в развитии региональной экономики // Социально-экономические явления и процессы [Тамбов : ТГУ]. - 2012. - № 11. - С. 173-176.
6. Пыльнева Т.Г. Особенности формирования конкурентной среды предпринимательских структур / Т.Г. Пыльнева, Т.В. Корякина, А.И. Азарин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 10. - С. 457-461.
7. Савенкова О.Ю. Формирование организационно-экономических механизмов инновационного развития аграрной сферы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 11. - С. 129-132.
8. Стрельникова Т.Д. Кластерная политика в Липецком регионе / Т.Д. Стрельникова, Е.А. Некрасова, В.Е. Сорокин // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2013. - Т. 12. - № 12. - С. 13-17.
9. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М., 1982. - 456 с.
Происходящие в текущем десятилетии институционально-рыночные изменения в российской экономике способствовали улучшению делового климата, развитию предпринимательства, активизации хозяйственной деятельности, выходу страны из глубокого и продолжительного кризиса 1990-х годов, во многом вызванном ошибками в проведении рыночных реформ. Однако достижение высоких темпов экономического роста в настоящее время не основывается на использовании долговременных факторов, связанных с задействованием инновационных ресурсов [1], а осуществляется преимущественно за счет возникновения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на рынках топливно-сырьевых ресурсов, применения традиционных технологий и традиционных производств.

В настоящее время особую значимость имеет решение  проблемы  повышения  эффективности  работы  российских предприятий и их конкурентоспособности как основы обеспечения устойчивого роста национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Важно понимать, что промышленные предприятия не могут конкурировать со многими развивающимися странами по ценовым параметрам. У них низки расходы на рабочую силу, а также имеются большие возможности перетока трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность по мере развития экономики и повышения производительности. Если динамичный рост экономик Китая и Индии сохранится на протяжении еще десяти-двенадцати лет, они смогут обойти Россию по уровню развития, особенно с учетом огромных инвестиций в исследования и разработки.

Сейчас Россия обладает важными предпосылками для обеспечения устойчивого инновационного развития и определенным накопленным инновационным потенциалом [4]. Однако при приближении к группе развитых стран по основным макроэкономическим показателям отставание от них по эффективности использования инновационного потенциала не уменьшается.

В текущем десятилетии российская экономика росла высокими темпами, но абсолютный разрыв с развитыми странами по объему ВВП на душу населения продолжает увеличиваться, снижалась доля высокотехнологического экспорта. [5] Таким образом, обобщая опыт изучения государств с наиболее успешным применением механизмов регулирования инновационного предпринимательства в регионах, следует выделить следующие моменты.

  1. Политика крупных городов и регионов носит в большей степени структурный, а не перераспределительный характер.
  2. Регионы в результате реализации инновационной политики получают широкий спектр инициатив и  полномочий.
  3. Инновационная политика отличается разнообразием практических подходов.
  4. Для ускорения инновационных процессов на региональном уровне широко используется практика создания свободных экономических зон.
  5. Распространение инновационных технологий переносится с центрального уровня на периферийные, т.е. ядром инноваций становятся регионы.

Развитие предпринимательства и активизация инновационных процессов в промышленности в настоящее время приобретают всё большую значимость [6], основной задачей является достижение предприятиями конкурентных преимуществ и более полное удовлетворение потребностей в высококачественных товарах  и  услугах [7].

Государственное регулирование инновационного предпринимательства осуществляется на трех уровнях:

  • федеральном (разработка государственной инновационной политики, определение приоритетов в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, создание федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики);
  • региональном (реализация  и подготовка региональных программ по развитию инновационной деятельности за счет средств бюджета субъектов РФ, оказание содействия органам местного самоуправления в разработке и реализации программ по развитию инновационной деятельности);
  • муниципальном (разработка и реализация муниципальных программ за счет местных бюджетов, принимают участие в реализации федеральных и  региональных программ, проектов и мероприятий по развитию инновационной деятельности, на территории муниципальных образований создаются условия для развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности).

Основным документом, определяющим перспективные направления развития инновационной деятельности в регионе и их согласованность с политикой федеральных органов государственной власти, является программа развития инновационной деятельности. В настоящее время не во всех регионах РФ приняты подобные программы.

Наиболее часто используемые механизмы регулирования инновационной деятельности регионов приведены в таблице 1 (по данным исследования, проведенного Институтом региональных инновационных систем) [2].

Таблица 1

Основные механизмы содействия развитию инновационного предпринимательства

Механизмы содействия развитию инновационного предпринимательства

Количество регионов

Создание территорий инновационного развития

27

Создание благоприятного инновационного климата

20

Кадровая поддержка инновационной деятельности

5

Содействие развитию инновационной инфраструктуры

13

Продвижение высокотехнологичной продукции на рынке сбыта

9

Информационная поддержка инновационной деятельности

4

Международное и межрегиональное сотрудничество

2

Прямое финансирование инновационной деятельности

27

Создание территорий инновационного развития и прямая финансовая поддержка служат наиболее часто используемым инструментом регулирования инновационного предпринимательства в регионах России [3]. Это обусловлено тем, что данные механизмы предполагают привлечение дополнительных средств федерального бюджета на территорию региона.

Липецкая область относится к регионам, где формирование инновационной экономики социально ориентированного типа является основным направлением социально-экономического развития. В условиях глобализации и выхода экономики на постиндустриальный уровень развитие инноваций превращается в важнейший фактор конкурентоспособности [8]. Способность к созданию и практическому использованию инноваций становится необходимым условием достижения качественного экономического роста. В области сформировано законодательство об инновационной деятельности. Принят закон «Об инновационной деятельности в Липецкой области» (№ 425-ОЗ от 27.10.2010 г.), которым предусмотрено формирование областного реестра инновационных проектов.

Предприятия, реализующие такие проекты, могут воспользоваться государственной поддержкой в виде:

  • субсидий на развитие инновационной деятельности;
  • налоговых льгот (налог на имущество, прибыль, транспортный);
  • государственных гарантий при получении банковских кредитов;
  • предоставления на льготных условиях зданий, строений, помещений, находящихся в собственности области других преференций. А также Постановлением администрации Липецкой области от 17.02.2011 г. № 243 утверждена областная целевая комплексная программа «Развитие инновационной деятельности в Липецкой области на 2011- 2015 годы», мероприятиями которой предусмотрены меры государственной поддержки для участников инновационного процесса, ориентированных на создание высокотехнологичной продукции - предоставление субсидий предприятиям и организациям области на компенсацию:
  • части затрат по реализации проектов, включенных в областной реестр инновационных проектов, направленных на создание инновационных, нанотехнологических или энергосберегающих продукции и технологий;
  • части затрат по уплате процентов по банковским кредитам, направленным на реализацию проектов, включенных в областной реестр инновационных проектов, по внедрению инновационных технологий, повышению энергоэффективности и ресурсо-, энергосбережения, созданию безотходных, экологически чистых производств;
  • части затрат по проектам, включенным в областной реестр инновационных проектов, на выполнение работ, оказание услуг по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, энергообследованию, разработке и проектированию новых образцов инновационной продукции;
  • затрат по обучению специалистов по программам инновационного развития, повышения энергоэффективности и ресурсосбережения, экологичности производств;
  • части затрат по регистрации патентов, лицензий, торговых марок и иной интеллектуальной собственности;
  • затрат, связанных с участием в выставках, конкурсах по инновационной деятельности, изобретательству и рационализаторству, проводимых в регионах РФ и за рубежом.

Реализация программы будет способствовать взаимодействию научных и образовательных организаций, центров инновационного развития с крупными промышленными предприятиями, активному спросу со стороны реального сектора экономики на высокие технологии. Все это позволит обеспечить реальный переход экономики к модели, позволяющей достичь опережающего развития, а на его основе - дальнейшего повышения качества и уровня  жизни  населения  области.                                            

Результативность инновационной деятельности в решающей мере зависит от человеческого фактора, в связи с чем персонал предприятий необходимо рассматривать как главную движущую силу реализации нововведений. Вместе с тем, как об этом свидетельствует хозяйственная практика, в современных условиях возникают значительные трудности при выработке реалистичных подходов к формированию благоприятной для предпринимательства деловой среды, а также эффективных форм и методов управления промышленными предприятиями. Все это требует дальнейшей теоретической проработки вопросов предпринимательской деятельности и развития инновационных процессов.

Предпринимательство можно определить как творческую деятельность, направленную на поиск новых сфер вложения капитала, создание новых и совершенствование имеющихся продуктов, производств, развитие собственных преимуществ, эффективное использование различных возможностей для получения прибыли. В этом случае  предпринимательство характеризуется обязательным использованием - будь то производство нового для рынка товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия или отрасли.

Современное понимание предпринимателя как новатора сложилось в середине XX века. В своей работе «Теория экономического развития» Й. Шумпейтер писал, что задача предпринимателей - реформировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - через использование новых технологий для производства новых товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реализации  прежней и создания новой отрасли промышленности [9].

Таким образом, считается, что новаторство и новизна - неотъемлемая черта предпринимательства. Действительно, поиск новых идей и их реализация - это одна из самых важных, но при этом и сложных задач предпринимателя, потому что в данном случае от предпринимателя требуется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и мыслить перспективно, предвидя будущие потребности, которые формируются в обществе.

Что в настоящее время понимают под инновациями? Это специфический инструмент предпринимательства, т.е. направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.

В экономической литературе выделяют три основных вида инновационного предпринимательства -  деятельность, нацеленная на: инновации продукции; инновации технологии; социальные инновации.

Инновации продукции -  это вид, который ориентирован на процесс обновления сбытового потенциала предприятия, который, в свою очередь, обеспечивает увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т.д.

Технологические инновации - это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что дает возможность увеличить объем прибыли предприятия, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды.

Социальные инновации - это процесс планомерного улучшения социальной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия, а достижение поставленных целей укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия.

Инновационное предпринимательство - одновременно и экономическое явление, и процесс. В качестве экономического явления выступает как форма производственных отношений по поводу производства и реализации потребителям конкретных товаров (работ, услуг) необходимого качества и получение запланированного результата. Как экономическое явление оно выражает всю систему отношений, которые возникают у предпринимателя во взаимоотношениях с потребителями в процессе реализации товаров (работ, услуг), с поставщиками, другими хозяйствующими субъектами, наемными работниками и, наконец, с государственными и иными органами управления.

Предпринимательство как процесс представляет собой  сложную цепочку действий - от поиска (зарождения) предпринимательской идеи до её воплощения в конкретный проект предприятия, позволяющий производить необходимые  потребителям товары. Закачивается этот процесс получением определенного объема прибыли. Таким образом, предпринимательство, как процесс,  включает четыре основные стадии:

  1. поиск новых идей и их оценка;
  2. составление подробного бизнес-плана;
  3. поиск необходимых ресурсов;
  4. управление созданным предприятием.

В заключение  хотелось бы отметить, что новаторство является одной из основных функций предпринимателя, и соответственно в предпринимательской  деятельности всегда должен присутствовать инновационный момент. Любая инновационная деятельность, конечно же, является предпринимательской, однако не всякое предпринимательство является  инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания инновационного продукта. В свою очередь инновационное предпринимательство включает в себя несколько этапов, которое, как правило, осуществляются последовательно друг за другом, однако достаточно часто отдельные этапы выполняются параллельно, и это только ускоряет процесс инновационной деятельности. Поэтому выбирая инновационную идею, предприниматель должен учитывать не только эффективность инновационного проекта, но и то, насколько реально его осуществление, поскольку если отсутствуют средства, необходимые навыки, или же если возникают непреодолимые препятствия, то хорошая инновационная идея может оказаться нереализуемой.

Рецензенты:

Графов А.В., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» Липецкого филиала Финуниверситета, г. Липецк.

Нарижный И.Ф., д.э.н., профессор, профессор Липецкого государственного технического университета, г. Липецк.


Библиографическая ссылка

Осипова И.В., Решетникова Е.В. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13349 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674