Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО АГРАРНОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Черданцев В.П. 1 Шаклеина С.А. 2
1 ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н.Прянишникова»
2 Филиал ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
В статье представлено определение «устойчивое развитие», охарактеризованы его экологические, экономические и социальные составляющие. Здесь выявляются проблемы устойчивого развития территорий Пермского края, которые приравнены к районам Крайнего Севера. Дана географическая характеристика анализируемой территории. Проведен анализ основных показателей сельскохозяйственной деятельности северной части региона в период с 2008 по 2012 гг., специализация которой формировалась под влиянием природных условий, историко-культурных, демографических и социально-экономических факторов. Выявлены основные проблемы развития аграрной сферы. Обозначены экономические и социальные функции аграрной экономики при ее формировании в специфических условиях. Определена роль государства и государственной поддержки при развитии инновационных технологий, модернизации, интеграции в условиях частно-государственного партнерства. Авторами предложены мероприятия по развитию сельского хозяйства северных территорий, более адаптированные к суровым природно-климатическим условиям, реализация которых позволит создать благоприятную среду для деятельности производителей агропродукции.
районы приравненные к территориям Крайнего Севера
сельскохозяйственная деятельность
устойчивое аграрное развитие
Пермский край
1. Долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013 – 2020 гг.» Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.agro.perm.ru/press/news/2012/11/27/101738.html (дата обращения: 18 апреля 2014 г.)
2. Мичурина Ф.З. Районирование сельских территорий по пространственным и структурным показателям расселения // Пермский аграрный вестник. – 2013. – № 3 (3). – С.38-43.
3. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://permstat.gks.ru/ (дата обращения: 17 апреля 2014 г.)
4. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://agro.permkrai.ru/ (дата обращения: 17 апреля 2014 г.)
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. №287 «О внесении изменений в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95283.html (дата обращения: 16 апреля 2014 г.)
6. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка и критериев отнесения территорий к неблагоприятным для ведения сельского хозяйства регионам» Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/v7show/21142.285.html (дата обращения: 20 апреля 2014 г.)
7. Сельское хозяйство Пермского края. Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат) – Пермь, 2013. – 166 с.
8. Ушачев И.Г. Научное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. // АПК: экономика, управление. – 2013. – №3. – С.13-26.
9. Черданцев В.П., Черданцев П.В. Формирование организационно-экономического механизма управления саморегулируемыми организациями // Экономика АПК Предуралья: ежегодный научно-практический журнал. – 2012. – С. 50-58.
Введение. Устойчивое развитие отдельных территорий и всего государства в целом определяет развитие, которое может обеспечить экономический рост, удовлетворить потребность общества в продуктах питания, снизить экологическую нагрузку на окружающую нас среду. Таким образом, важнейшими аспектами экономического понятия «устойчивое развитие» являются экологические, экономические и социальные составляющие. Приняты индикаторы устойчивого развития: ВВП на душу населения, уровень безработицы, демография, миграция населения, показатели развития сельского хозяйства и промышленности, здоровье населения и экология.

Наиболее спорным вопросом, на наш взгляд, является устойчивое развитие агропромышленного комплекса страны, отдельных регионов и территорий.

Результаты исследования и их обсуждение. Академик И.Г.Ушачев в своем докладе «Научное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» отметил, что «сельское хозяйство страны, в целом, работало на уровне простого воспроизводства, и, лишь отдельные его отрасли, где имелась значительная государственная поддержка, демонстрировали ускоренное развитие на основе инновационных технологий». Валовая продукция сельского хозяйства за 2008 - 2012 гг. возросла на 16,8 % к уровню 2007 г., с другой стороны - это на 4,9 п.п. меньше, чем предусматривалось Государственной программой. Валовой сбор зерновых культур в среднем по стране за минувшее пятилетие возрос к предыдущему пятилетию на 12,8 %, сахарной свеклы на 37,1 %, семян подсолнечника на 28,8 % (таблица 1). Реализация скота и птицы в 2012 г. к 2007 г. возросла на 33 %, производство яиц - на 9,9 %, молока - снизилась на 0,2 % [8, с.13-14].

Таблица 1

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции (в среднем за год), тыс.т.

 

2003-2007

2008-2012

абс.

к 2003-2007, %

Зерновые и зернобобовые культуры

76459

86228

112,8

Волокна льна-долгунца

51

46

90,2

Сахарная свекла

24390

33436

137,1

Масличные культуры

6823

7546

110,6

из них

 - семена подсолнечника

 

5716

 

7361

 

128,8

- соя

618

1310

212,0

- рапс

385

836

217,1

Картофель

28165

28632

101,7

Овощи открытого и защищенного грунта

11440

13557

118,5

Пермский край является индустриальным регионом с мощным добывающим и перерабатывающим секторами, развитой инфраструктурой и торговыми отношениями. Активное развитие промышленности, строительства, лесопромышленного комплекса и других отраслей с более высокой доходностью, чем в сельском хозяйстве, уменьшают привлекательность аграрной сферы.

Природно-климатические условия Пермского края не позволяют получать стабильно высокие урожаи сельскохозяйственных культур. На территории края периодически наблюдаются экстремальные погодные условия для аграрного производства.

В ноябре 2012 года проектом Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка и критериев отнесения территорий к неблагоприятным для ведения сельского хозяйства регионам» Пермский край включен в число данных регионов, что позволило получать дополнительную государственную поддержку сельским товаропроизводителям. Важно отметить, что данный перечень будет утверждаться на каждые шесть лет.

Критериями отбора явились следующие показатели [6]:

  • коэффициент биоклиматического потенциала;
  • кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий, руб./га (2010 г.);
  • плотность автомобильных дорог, км на 10 тыс.кв.км (2011 г.);
  • индекс численности сельского населения (2011 г. в % к 2007 г.);
  • уровень безработицы в сельской местности, % (2011 г.);
  • отношение среднедушевых располагаемых ресурсов сельских домохозяйств к региональной величине прожиточного минимума, % (2011 г.).

По итогам 2013 года в Пермском крае производством сельскохозяйственной продукции и продовольствия занимаются 306 сельскохозяйственных организаций разных форм собственности и организационно-правовых форм, 564 крестьянских (фермерских) хозяйства, 279 индивидуальных предпринимателей, более 300 тысяч личных подсобных хозяйств, 24 предприятия по переработке молока и мяса, 3 предприятия мукомольно-крупяной отрасли. В 2013 году произведено валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сумме 37,3 млрд.рублей. Индекс физического объема в хозяйствах всех категорий в сопоставимой оценке составил 95,5 % к уровню 2012 года. По категориям сельхозпроизводителей продукция аграрного сектора в 2012 году распределилась следующим образом: 49 % произведено хозяйствами населения, 48,5 % - сельскохозяйственными организациями и 2,4 % приходится на крестьянские (фермерские) хозяйства [4].

Разделяем точку зрения доктора географических наук Ф.З. Мичуриной, которая делает заключение о необходимости деления территории края по пространственным и структурным показателям расселения. При этом выделяет 6 агроэкономических зон, а именно: северный район выборочного освоения, северо-западный район крупноочагового расселения, восточный - редкозаселенный, западный район дисперсного расселения, юго-восточный район неоднородного расселения с преобладанием линейных форм, южный - крупноселенный район равномерного заселения [2, с.39].

 Авторами проводится исследование в одном из указанных районов - в северной части Пермского края, - которое является начальным этапом для участия в региональном конкурсе «Урал: история, экономика, культура», объявляемого Российским государственным научным фондом.

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 287 «О внесении изменений в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» к этой экономико-географической зоне относится полностью или частично 25 субъектов Российской Федерации. В Пермском крае к данным районам отнесены следующие муниципальные образования: Чердынский и Красновишерский (за исключением городов Чердынь и Красновишерск), а также Гайнский, Косинский, Кочёвский [5]. Основные географические характеристики указанных районов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Географическая характеристика районов Пермского края, приравненных к территориям Крайнего Севера, за 2012 год (по состоянию на 01 января 2013 г.)*

наименование

показателей

ед.изм.

значение показателя по северным территориям Пермского края

значение показателя по Пермскому краю в целом

доля показателя в общем объеме по Пермскому краю, %

Общая площадь земель

кв.км

57377

160236

35,8

Оценка численности населения

тыс.чел

93,25

2634,46

3,54

Плотность населения

чел./1кв.км

1,6

16,44

 

* таблица составлена авторами на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю [3]

Следует обратить внимание на плотность населения северной части края, которая составляет 1,6 чел./1 кв.км, когда как этот показатель по Пермскому краю в 10 раз выше и составляет 16,44 чел./1 кв.км. Отсюда следует неоднозначный вывод: огромная площадь земель края используется неэффективно, население не стремится в северные территории для проживания, поскольку не созданы комфортные условия, имеются трудности с трудоустройством на работу, так как число рабочих мест ограничено.

Сельское хозяйство имеет многовековую историю. Оно развивалось вместе с освоением территории. Его специализация сформировалась под влиянием природных условий, географического положения, историко-культурных и социально-экономических факторов. В северной части Пермского края, на территориях, приравненных к Крайнему Северу, сельскохозяйственная деятельность развита слабо. Здесь наблюдаются негативные тенденции, такие, как сокращение посевных площадей, снижение плодородия почв, соответственно, и урожайность сельскохозяйственных культур падает из года в год по причине недостаточного внесения минеральных удобрений, об этом свидетельствуют основные статистические показатели (таблица 3).

Таблица 3

Основные показатели сельскохозяйственной деятельности северных территорий Пермского края за период 2008 по 2012 гг.*

показатели

период

2008

2009

2010

2011

2012

Продукция сельского хозяйства

(в хозяйствах всех категорий; в фактически действующих ценах; миллионов рублей)

по Пермскому краю, всего

26971,5

27351,7

30055,8

40556,5

36028,5

в т.ч. по северным территориям

841,1

844,4

944,8

1363,4

1122,1

в % к общекраевому показателю

3,12

3,09

3,14

3,36

3,12

Продукция растениеводства

(в хозяйствах всех категорий; в фактически действующих ценах; миллионов рублей)

по Пермскому краю, всего

11117,9

11363,4

11809,8

19641,7

13880,9

в т.ч. по северным территориям

389,0

370,9

447,9

787,4

479,1

в % к общекраевому показателю

3,50

3,26

3,79

4,01

3,45

Продукция животноводства

(в хозяйствах всех категорий; в фактически действующих ценах; миллионов рублей)

по Пермскому краю, всего

15853,5

15988,3

18246,0

20914,8

22147,6

в т.ч. по северным территориям

452,1

473,4

496,9

576,0

643,0

в % к общекраевому показателю

2,85

2,96

2,72

2,75

2,90

Посевные площади всех сельскохозяйственных культур

(в хозяйствах всех категорий; гектаров)

по Пермскому краю, всего

913955

867730

795226

793208

741549

в т.ч. по северным территориям

13486

15194

14753

12542

12249

в % к общекраевому показателю

1,47

1,75

1,86

1,58

1,65

Валовой сбор зерна (в весе после доработки)

(в хозяйствах всех категорий; тонн)

по Пермскому краю, всего

436421

450712

330789

444248

321571

в т.ч. по северным территориям

603

834

462

636

582

в % к общекраевому показателю

0,14

0,18

0,14

0,14

0,18

Производство скота и птицы на убой

(в хозяйствах всех категорий; в живом весе; тонн)

по Пермскому краю, всего

114967

117518

121234

120164

116178

в т.ч. по северным территориям

2953

2609

2585

2625

2459

в % к общекраевому показателю

2,57

2,22

2,13

2,18

2,12

Производство молока всех видов

(в хозяйствах всех категорий; тонн)

по Пермскому краю, всего

479889

479036

476088

480740

484935

в т.ч. по северным территориям

18994

18046

16221

15379

14487

в % к общекраевому показателю

3,96

3,76

3,41

3,20

2,99

Производство яиц

(в хозяйствах всех категорий; тысяч штук)

по Пермскому краю, всего

753725

766233

890080

977460

1000987

в т.ч. по северным территориям

426

417

636

662

853

в % к общекраевому показателю

0,056

0,054

0,071

0,067

0,085

* таблица составлена авторами на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю [7, с.106-108, 112, 118, 130-132]

Следует отметить, что за последние пять лет основные показатели сельскохозяйственной деятельности находятся в положительной динамике. Нельзя оставить без внимания негативную ситуацию в крае в отношении уменьшения посевных площадей сельскохозяйственных культур за анализируемый период на 172406 гектар, а также  нестабильные показатели по валовому сбору зерна (в период 2008-2009 гг. - увеличение на 14291 т, 2009-2010 гг.- сокращение на 119923 т., 2010-2011 гг. - вновь увеличение на 113459 т., 2011-2012 гг. - вновь уменьшение на 122677 т.). Для северных территорий отрицательным значением развития аграрной сферы является сокращение производства скота и птицы на убой, а также снижение производства молока.

Анализируя современные аграрные преобразования, невозможно дать однозначную оценку, подвести итоги реформы. Расширился доступ к земле частных землевладельцев, появились определенные предпосылки для создания в деревне многоукладной экономики. Хотя проводимая аграрная экономическая политика привела к сокращению объемов производства агропродукции в крупных хозяйствах, вследствие чего обострились социальные проблемы на селе, но и сегодня аграрный сектор районов Крайнего Севера имеет большое значение для населения. Составная часть аграрной экономики вынуждена формироваться в специфических условиях, так как выполняет важные экономические и социальные функции. Это связано с производством, а также с потреблением продуктов питания, влиянием природно-климатических условий и социально-демографических процессов.

Правительством Пермского края в ноябре 2012 года утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013 - 2020 годы», где одним из основных мероприятий отмечена «Государственная поддержка развития производства основных видов сельскохозяйственной продукции животноводства». Механизм реализации данного мероприятия включает в себя:

  • поддержку развития молочного скотоводства;
  • поддержку развития овцеводства, козоводства, северного оленеводства и табунного коневодства;
  • поддержку развития мясного скотоводства;
  • поддержку доходов сельскохозяйственных производителей в области животноводства.

Общий объем финансового обеспечения Программы с 2013 по 2020 годы составляет 79096,8 млн.рублей, из них средства федерального бюджета - 11369,1 млн.руб., средства бюджета Пермского края - 20929,0 млн.руб. (в т.ч. средства бюджета Коми-Пермяцкого округа - 1041,2 млн.руб.), средства бюджетов муниципальных образований Пермского края - 800,0 млн.руб., внебюджетные средства - 45998,7 млн.руб. (таблица 4) [1].

Таблица 4

Источники и объемы финансирования Программы на период с 2013 по 2020 гг.

источники финансирования

объемы финансирования (млн.руб.)

 

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

средства федерального бюджета

932,2

1067,7

1189,8

1378,2

1454,0

1658,6

1752,7

1935,9

средства бюджета Пермского края

1731,2

2208,9

2152,1

2570,0

2667,9

2992,5

3143,2

3463,2

из них средства бюджета Коми-Пермяцкого округа

77,0

108,5

102,9

124,4

137,2

147,5

162,2

181,5

средства бюджетов муниципальных образований

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

внебюджетные средства

4187,0

4676,9

4977,5

5654,6

5844,7

6507,9

6792,7

7357,4

Заключение. На сегодняшний день мало исследованы территории Крайнего Севера, хотя в наличии имеются огромные площади земель, неиспользуемых в сельском хозяйстве, на которых возможно развитие оленеводства, звероводства и пушного промысла, промыслового рыболовства и прудового хозяйства, сбор дикоросов, увеличение площадей посадки картофеля, овощей закрытого грунта. Государство может экономическими методами стимулировать развитие инновационных технологий, модернизации, интеграции, а также привлечение инвестиций «бизнес-ангелов» на условиях частно-государственного партнерства. Важно сократить зависимость северных территорий от поставок импортного продовольствия, ввести систему квот, добиться импорта замещения свежей местной продукцией лучшего качества. Авторы считают, что в целях повышения социально-экономического развития региона необходимо создание саморегулируемой организации по сбыту агропродукции «Север Прикамья» - это, несомненно, создаст условия для обеспечения развития различных форм агробизнеса. Такой вопрос, как формирование организационно-экономического механизма, создание, функционирование и управление саморегулируемыми организациями, широко исследован доктором экономических наук, профессором В.П.Черданцевым. Он подчеркивает, что «экономический эффект саморегулирования сельского хозяйства может быть оценен с точки зрения общественного интереса как возможность достижения более эффективного распределения ресурсов и решения социально значимых задач села» [9, с.55].

Реализация предложенных мероприятий позволит создать благоприятные условия для деятельности агропроизводителей всех форм собственности. Нет сомнений в том, что развитие сельского хозяйства, адаптированного к местным, зачастую суровым, природно-климатическим условиям поможет району стать более конкурентоспособным, привлекать  дополнительные инвестиции в отрасль, создавать новые рабочие места, пополнять бюджет в виде налоговых поступлений.

Рецензенты:

Светлакова Н.А., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н.Прянишникова», г.Пермь.

Шайбакова Л.Ф., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» , г.Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Черданцев В.П., Шаклеина С.А. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО АГРАРНОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13363 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674