Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VIII ВИДА

Алпатова Н.С. 1 Хвастунова Е.П. 1 Варфоломеева Т.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Статья посвящена изучению специфики проявления аддиктивного поведения у подростков с нарушением интеллекта и выявлению отношения данной категории лиц к проблеме. Выявлен возраст начала употребления психоактивных веществ, мотивы приобщения к вредным привычкам, источники получения информации о психоактивных веществах. Представлены результаты анкетирования, свидетельствующие о несформированном отрицательном отношении умственно отсталых подростков к курению, алкоголю, наркотическим веществам; отсутствии знаний о влиянии психоактивных веществ на организм человека. Авторами указаны факторы риска формирования аддиктивного поведения у умственно отсталых подростков: интеллектуальное нарушение, эмоционально-личностное неблагополучие и связанные с ними нарушения адаптации и социализации. Отмечено, что аддиктивное поведение подростков с нарушением интеллекта имеет свою динамику, которую необходимо учитывать специалистам, чтобы принимать своевременные меры по профилактике и коррекции форм его проявления.
школа-интернат VIII вида
умственно отсталые подростки
аддиктивное поведение
социологическое исследование
1. Алпатова Н.С. Проблема аддиктивного поведения учащейся молодёжи (на примере табакокурения) // Гуманитарное образование и медицина: сб. науч. тр. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2005. – Т. 62, вып. 3. – С. 371−376.
2. Алпатова Н.С., Черников В.А. Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними девиантного поведения: учеб. пособие / Н.С. Алпатова, В.А. Черников; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. пед. ун-т». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. – 212 с.
3. Алпатова Н.С., Хвастунова Е.П. Духовно-нравственное воспитание в процессе профилактики девиантного поведения подростков с нарушением интеллекта [Электронный ресурс] // Грани познания : электрон. науч.-образоват. журн. – 2014. - №2(29). — URL : http:// grani.vspu.ru›files/publics/1392109458.pdf (дата обращения : 30.03.2014).
4. Деларю В.В. Психология отклоняющегося поведения. Учебно-методическое пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2004. − 53с.
5. Куркина Ю.А., Алпатова Н.С. Специфика социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированных учреждений // Проблемы и перспективы гуманитарных и социальных исследований: сб.ст. Первой междунар. научно-практ. конф. молодых ученых. (Стерлитамак, 24−25 мая 2012 г.) − Уфа, 2012. — С. 199−202.
6. Социальное воспитание детей и молодежи с отклонениями в развитии и поведении: вопросы теории и практики: Учебное пособие / авт. коллектив: Н.С. Алпатова (и др.); ФГБОУ ВПО ВГСПУ. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. − С. 52-61.

В условиях современного российского общества аддиктивное поведение несовершеннолетних приобрело черты массового явления, отличающегося устойчивыми тенденциями роста [1, 2]. Обращает на себя внимание тот факт, что, помимо количественных, существуют и качественные изменения: увеличивается число аддиктивных поступков, совершаемых подростками, имеющими нарушения интеллекта [3].

Опыт практической работы показывает, что основными причинами аддиктивного поведения несовершеннолетних являются: неблагополучие семейных взаимоотношений, ошибки семейного воспитания, трудности в обучении, конфликты с педагогами, сверстниками, незанятость полезными видами деятельности, неумение организовать свой досуг, уход в асоциальные компании и др. [4, 6]. Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет процесс формирования социально-нормативного поведения, повышает вероятность аддиктивных проявлений в поведении подростков. Сложность патогенеза нарушений поведения умственно отсталых подростков необходимо учитывать специалистам при организации работы с данной категорией лиц [5].

Целью нашей работы является исследование специфики проявления аддиктивного поведения у подростков с нарушением интеллекта и выявление отношения данной категории лиц к проблеме.

Социологическое исследование осуществлялась на базе ГКС (к) ОУ «Волгоградская школа-интернат VIII вида № 3» г. Волгограда. В исследовании участвовали 22 подростка (14 юношей и 8 девушек) в возрасте 13-14 лет, обучающиеся в 7 «А» и «Б» классах. У всех подростков диагноз по МКБ 10 - F - 70 (легкая степень умственной отсталости).

Первоначально, исследование специфики проявления аддиктивного поведения у умственно отсталых подростков осуществлялось при помощи бесед с администрацией школы и классными руководителями, изучения материалов личных дел подростков, наблюдения.

Наблюдение осуществлялось в течение двух недель во время учебных занятий, на классных часах, а также во внеурочное время. Изучение внешних проявлений поведения умственно отсталых подростков проходило без вмешательства в их деятельность и общение. Особое внимание мы обращали на действия, движения, вербальные и эмоциональные реакции, наблюдали за реакциями на взаимодействие с окружающими, особенности их манеры общаться, выражать свои мысли.

В результате наблюдения мы можем констатировать следующее: большинство умственно отсталых подростков агрессивны к окружающим, ведут себя несколько враждебно по отношению к сверстникам, подвижны, внимание неустойчиво, повышенно отвлекаемы, эмоциональные реакции живые, аффективно возбудимы, имелись речевые нарушения, коммуникативные навыки не сформированы, обращенную речь понимают в границах бытовой ситуации; держатся свободно, физическое развитие слабое.

Значительное дополнение к результатам наблюдений мы получили на основе бесед с администрацией школы и классными руководителями. Целью беседы являлось получение информации о подростках, которые отличаются явно выраженным асоциальным поведением. В результате мы получили следующие данные:

  • выбранные нами классы 7 «А», «Б» отличались тенденциями к развитию отклоняющегося поведения;
  • структура нарушенного поведения подростков была сложной: стремление к асоциальному реагированию, отрицательное отношение к учебной деятельности, уходы из школы, бродяжничество, курение, ранняя алкоголизация;
  • в генезе нарушений поведения умственно отсталых подростков наиболее распространенной является привычка к курению. Большинство испытуемых курит (68,2%), в том числе и девушки;
  • были случаи употребления алкоголя на территории школы, двое учащихся были замечены при употреблении психоактивных веществ;
  • семь учащихся состоят на внутришкольном учете и проявляют явно выраженное асоциальное поведение;
  • трое - состоят на учете в детской комнате милиции.

Полученная в результате наблюдений и бесед информация была подкреплена анализом документации и личных дел учащихся, в ходе которого выяснилось, что значительное количество подростков (63,6%) воспитывается в неполных или неблагополучных семьях. 4 подростка из обследованных были из полных, но проблемных семей, где мать или отец либо оба родителя страдали алкоголизмом, а дети воспитывались в условиях безнадзорности или у бабушек с повышенным вниманием к ребенку. 2 подростка отца не знали, имели мать и бабушку с лишением матери родительских прав. 5 подростков знали, что у них имеется мать, об отце достаточной информации не имели. Примерно треть подростков переживали свою семейную неустроенность, но эти переживания имели поверхностный характер.

Кроме того, мы выяснили, что большинство подростков имеют плохую успеваемость по основным предметам и не хотят заниматься; наблюдаются нарушения школьной дисциплины и поведения в общественных местах, воровство. Отмечается недостаточность абстрактного мышления, снижение функции памяти, внимания, интеллекта, недоразвитие сенсорного восприятия и эмоционально-волевой деятельности, снижение целенаправленной активности и инициативы, недостаточная критичность и социальная адаптированность. У некоторых отмечались нарушения речи и недоразвитие моторики. Были обнаружены большие трудности в установлении связи между самим подростком и социальной средой в результате отсутствия общепринятых ценностей жизни.

Собранный материал использовался нами в процессе разработки анкеты. Анкетирование было направлено на выяснение отношения подростков с нарушением интеллекта к табакокурению, алкоголю, наркотическим веществам, выявление момента начала употребления психоактивных веществ, мотивов приобщения к вредным привычкам, а также на выявление источников получения информации о психоактивных веществах.

Анализ результатов проведения анкетирования показал, что у большинства подростков уже имеется опыт употребления алкоголя (72,7%), табакокурения (86,4%). При этом 45,4% респондентов не считают асоциальным употребление алкоголя, табака. Показательно, что опрошенные подростки не имели опыта употребления наркотических веществ.

Среди опрошенных выявлено 35,7% курящих мальчиков и 25,0% курящих девочек. Систематически употребляли алкоголь 7,1% юношей, эпизодически - 28,5% юношей и 25,0% девушек.

Важным моментом является выявление критического возраста приобщения к психоактивным веществам. По результатам данного исследования, 40,9% подростков впервые пробовали курить в возрасте 11-13 лет. Единичные попытки курения отмечены у мальчиков в 6-7 лет. Первое знакомство с алкоголем у большинства респондентов (54,5%) произошло в возрасте 13-14 лет.

Для изучения мотивов приобщения к курению, алкоголю в анкете содержались следующие варианты ответов: из баловства, из любопытства, по примеру других, из желания казаться взрослее. Доминирующим мотивом являлось курение и употребление алкоголя из любопытства (50,0% мальчиков и 37,5% девочек), следующим значимым мотивом - по подражанию (28,5% мальчиков и 37,5% девочек). Начали курить и употреблять алкоголь из баловства 25,0% девочек и 7,1% мальчиков. Мотив курения и употребления алкоголя из желания казаться взрослее был отмечен только у мальчиков (14,3%).

Большинство опрошенных осознают вред курения и употребления алкоголя (71,4% мальчиков и 75,0% девочек), однако многие из них считают, что информация о вреде курения и алкоголя преувеличена (соответственно 42,8% и 37,5%). У 14,3% мальчиков и 25,0% девочек появлялись потребность и желание отказаться от курения, но они не увенчались успехом.

Незначительное число подростков (18,2%) признают, что есть безопасные наркотики. При этом большинство подростков не понимают деления наркотиков по тяжести воздействия на организм и считает их опасными в равной степени.

На просьбу перечислить известные подросткам наркотические вещества были получены следующие ответы: «героин», «кокаин», «анаша», то есть те наркотические вещества, которые чаще всего упоминаются в СМИ. Большая осведомленность о разнообразии наркотических средств наблюдалась у подростков мужского пола. Девочки - подростки чаще всего затруднялись ответить на вопрос.

Выявлено, что основную информацию о психоактивных веществах (табак, алкоголь, наркотики) подростки получают из средств массовой информации (54,5%), от друзей (27,3%), педагогов (13,6%), от родителей (4,5%). Для большинства подростков представляется малоубедительной информация, которую они получают в форме лекций (31,8%), кино- и телефильмов (45,4%), самостоятельного чтения санитарно-просветительной литературы (22,7%).

На вопросы «Каковы последствия злоупотребления психоактивными веществами для здоровья человека?», «Считаете ли Вы употребление табака, алкоголя и наркотиков вредным для здоровья? Почему?», «Как Вы думаете, для чего люди употребляют наркотики, алкоголь, табак?» большинство подростков (63,6%) затруднились ответить. Треть респондентов указали на пагубное воздействие психоактивных веществ на здоровье. При этом почти половина подростков (45,4%) с нарушением интеллекта положительно относятся к потребителю алкоголя; большинство умственно отсталых подростков (54,5%) положительно относятся к курящему человеку, треть из них выразили безразличное отношение.

Анализ ответов на вопросы «Если Вам предложат попробовать алкоголь / наркотики, Вы откажетесь или нет?», «В чем разрушительная сила действия алкоголя, наркотиков?», «Считаете ли Вы, что у молодых людей возникают проблемы из-за употребления наркотиков и алкоголя?», «Можно ли решить проблему наркомании / алкоголизма?» позволяет констатировать, что умственно отсталые подростки полностью не осознают последствий аддиктивного поведения, не могут выстроить логическую цепочку от начала злоупотребления психоактивными веществами, возникновения зависимости и возможными негативными последствиями для жизни употребляющего психоактивные вещества. Это связано не столько с отсутствием или недостаточностью получаемой информации о последствиях аддиктивного поведения, сколько с клинико-психологическими особенностями обследуемой категории подростков.

Согласно полученным результатам исследования, значительное число подростков (59,1%) считают, что прием психоактивных веществ не мешает нормальному функционированию человека в обществе, что свидетельствует о высокой степени риска подражания такого подростка поведению аддиктов. Напротив, убеждение подростков (31,8%) в невозможности нормального функционирования аддикта в социуме является мощной профилактикой злоупотребления психоактивных веществ.

Обобщая полученные результаты, можно сказать, что у большинства подростков с умственной отсталостью наблюдается несформированное отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотическим веществам; отсутствие знаний о влиянии психоактивных веществ на организм человека; отсутствие способности логически проследить, к каким последствиям может привести употребление психоактивных веществ. Все это делает данную категорию учащихся группой повышенного риска в отношении аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение микросоциального окружения у большинства этих подростков также не способствует становлению отрицательного отношения к психоактивным веществам.

Важно отметить, что на формирование аддиктивного поведения у подростков с нарушением интеллекта оказывают влияние такие факторы риска, как: интеллектуальное нарушение, эмоционально-личностное неблагополучие и связанные с ними нарушения адаптации и социализации.

Рецензенты:

Волчанский М.Е., д.соц.н., профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы, ВолгГМУ, г. Волгоград.

Деларю В.В., д.соц.н., к.м.н., профессор, профессор кафедры общей и клинической психологии, ВолгГМУ, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Алпатова Н.С., Хвастунова Е.П., Варфоломеева Т.В. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VIII ВИДА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13703 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674