Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УСТАНОВКИ НА ВОСПИТАНИЕ И СЕМЕЙНУЮ РОЛЬ У ОТЦОВ В ИСЛАМЕ

Муртазина Э.И. 1 Минуллина А.Ф. 1
1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Статья посвящена исследованию установок на воспитание ребёнка и семейную роль у отцов в Исламе, на примере практикующих и этнических мусульман. Изучение данного аспекта является особенно актуальным для настоящего времени, когда существенно возросло значение, роль и влияние религии на общество, семью, семейное воспитание. Практическая реализация данных психологических идей представляет собой один из актуальных вопросов семейной психологии и психологии религии. Поскольку её результаты углубляют, расширяют и конкретизируют современные представления психологии семьи. Значимость данного исследования определяется необходимостью учета специфики распределения семейных ролей и особенностей стиля воспитания в религиозных семьях, с целью более точного понимания представителей мусульманского вероучения и толерантного отношения к ним к их мировоззрению, особенно на территории нашей многоконфессиональной республики.
стили семейного воспитания
детско-родительские отношения
ролевые установки
семья
отцовство в Исламе практикующие
этнические мусульмане
1. Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
2. Артемьева Т.В., Хасанова Л.Ф. Личностно-психологические детерминанты межличностного взаимопонимания // В мире научных открытий. – 2010. – № 4-18. – С. 71-73.
3. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии // Филология и культура. Philologia and Culture. – 2012. – № 3 (29). – С.294-298.
4. Биктагирова Г.Ф., Бурганова Т.Ф. Семейные традиции в представлении подростков // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – С.41-43.
5. Минуллина А.Ф., Акрамова И.А. Особенности эмоциональной привязанности к родителям у детей дошкольного возраста с адекватной и неадекватной половозрастной идентичностью // Неврологический вестник. – 2013. – Т. XLV, вып. 1. – С. 100-104.
6. Муртазина Э.И., Минуллина А.Ф. Психология семейных репрезентаций в контексте конфессиональной принадлежности // Филология и культура. Philologia and Culture. – 2013. –№ 3 (33). – С.317-322.
7. Резван Е.А. Коран и его мир. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. – 608 c.
8. Сахапова Э.И. Формирование готовности к работе с семьёй у будущих педагогов-психологов: дис. ... канд. пед. наук. – Казань, 2006. – С.12-13.
9. Сюзанн Ханиф. Что должен знать каждый об Исламе и мусульманах. – М.: АнсарФаундейшн, 2003. – 142 с.
10. Murtazina E.I., Minullina A.F., Frolova A.V. Pedagogical Support Aimed to Form Future Pedagogue-Psychologists’ Readiness to Work with the Family // Middle-East Journal of Scientific Research 20 (8). 2014. S. 905-909.

Семья является источником воспитания и социализации ребёнка, передачи опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Уникальность семейного воспитания для человека объясняется особой значимостью и влиянием на протяжении всей жизни, так как именно семья создаёт благоприятные возможности в развитии нравственных и физических качеств, интеллекта и привычек. По определению А. И. Антонова, семья – это основанная на еди­ной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [1]. В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. Проблеме семьи и семейных отношений посвящены работы как зарубежных (В. Сатир, Л. Демоз, Э. Мэш, М. Уэст, М. Коннер, Д. Баумринд, Л. Б. Шнейдер), так и отечественных исследователей (Д.Б. Эльконин, Л.С Выготский, М.С. Мацковский, Н.Я. Соловьев, А.Г. Харчев, А.И. Антонов, С.И. Голод и др.) [3], [4], [5], [10]. Теоретической основой анализа проблемы данного исследования стали работы А.Е. Личко, Е.Г. Эйдемиллера, Г.Г. Филипповой, И.В. Гребенникова и К. Киркпатрика, Д. Вольфа, М. Коннер, Д. Баумринд и многих других [6]. Согласно их представлениям, семья играет огромную роль в процессе формирования и развития личности, а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом.

Брак в Исламе рассматривается, прежде всего, как акт преданности и ответственности перед Аллахом, в котором любящие друг друга мужчина и женщина в атмосфере любви и нежности воспитывают детей. С самых истоков мусульманам внушалось, что брачные отношения строятся на взаимопонимании, искренности, терпимости, взаимности. У мужчин во все времена поощрялось внимательное, доброе отношение к женам, что находит свое отражение в Коране и в высказываниях Пророка Мухаммада: «Живите со своими женами в мире и согласии, так как если вы их невзлюбите, вы отвернетесь от источника радости и наслаждения, предоставленного вам Аллахом» (Коран, 4:19) [9]. Брак в Исламе обеспечивает спокойствие и уверенность, как обоим супругам, так и их будущим детям. По мнению Э. Мэш и Д. Вольфа, родительские установки зависят от традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые свойственны социальной, культурной и религиозной среде, к которой принадлежит та или иная семья. Именно эти факторы во многом определяют особенности родительского поведения.

Тип семейного воспитания является основополагающим фактором, формирующим характер ребенка, особенности поведения, процесс его социализации, семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Большое значение для выделения типов семейного воспитания имеют работы Д. Баумринд. Он выделил следующие стили воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный [2]. Большой интерес вызывает рассмотрение классификации, предложенной А.Е. Личко и Е.Г. Эйдемиллером, согласно которой были выделены аномалии стилей воспитания. По Адлеру, идеальный отец – это тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие наряду с женой в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия [1,c.167].

Основная цель воспитания в Исламе – вырастить ребенка здоровой личностью, обладающей хорошим характером и высокой нравственностью, должным исламским поведением и качествами, необходимыми для зрелого и ответственного отношения к жизни. Это предполагает не просто требования, но и пример неуклонного подчинения Богу через искреннее, сознательное следование исламским учениям, подаваемый родителями [7]. Несмотря на достаточную разработанность данной проблемы в зарубежной психологии и повышенный интерес к ней среди отечественных ученых, исследование проблемы установок на воспитание и семейную роль у отцов в Исламе не рассматривалось. Проанализировав теоретическую и практическую значимость данного исследования, мы предположили (гипотеза), что представления об отношении родителей определяют взгляды на семейные ценности и предпосылки на воспитание детей в Исламе; существуют различия в представлениях об отношении родителей и семейно-родительских установках у этнических и практикующих мусульман. Цель исследования: выявить взаимосвязь представлений об отношении родителей, установок на воспитание ребенка и семейную роль у матерей и отцов в Исламе.

Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик: модифицированная методика И.А. Фурманова и А.А. Аладьина «Родителей оценивают дети»; методика Е.С. Шеффер, Р.Е. Белл «Изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни» (PARI); тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; методика А.Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке». Математические методы обработки данных: методы статистического анализа: среднее арифметическое, дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t-критерий Стьюдента); методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона, проверка достоверности. Контингент испытуемых составили мусульманские мужчины, имеющие опыт родительства, среди которых 25 мужчин исповедующих Ислам, практикующих мусульман, и 25 светских, этнических мусульман. Средний возраст испытуемых 35–45 лет.

Рассмотрим особенности взаимоотношений испытуемых с их родителями, данные о которых были получены в результате использования методики «Опросник РОД (родителей оценивают дети)». На выборке этнических мусульман наибольшее значение имеют показатели по шкалам: гиперпротекция (2,5), гипопротекция (2,2), наименьшее значение имеют показатели воспитательная неуверенность родителя (0,7), минимальность санкций (С- 1,1). Для практикующих мусульман наибольшие показатели значений характерны по шкалам гипопротекция (2,8), неустойчивость стиля воспитания (2,1), наименьшие – воспитательная неуверенность родителей (0,3), недостаточность требований-обязанностей ребенка (Т- 0,6). При сравнении результатов показателей выборки этнических и практикующих мусульман о представлениях об отношении родителей для = 48 (n=50) критические значения t-критерия Стьюдента при рtкр = 2,01; при tкр = 2,7, нулевая гипотеза о сходстве принимается на всех шкалах, кроме шкал У+ (потворствование), Т- (недостаточность требований) и НРЧ (неразвитость родительских чувств), где гипотеза отклоняется и на 0,01 % уровне значимости принимается альтернативная гипотеза – о различии между этническими и практикующими мусульманами по данным показателям.

Корреляционный анализ показателей представлений об отношении родителей, установок на воспитание ребенка и семейную роль отцов в Исламе позволил сделать выводы о существовании взаимосвязи между этими параметрами. Как видно из рисунка 1, на выборке этнических мусульман, чем выраженнее показатель неразвитости родительских чувств (НРЧ), тем менее выражен показатель степени безучастности мужа (-0,41) на уровне значимости p = 0,05 и более выражены показатели подавления агрессивности (0,41) и важности интимно-сексуальной сферы брака (0,41) на уровне значимости p = 0,05; при высоком уровне гипопротекции (Г-), наблюдается низкий уровень подавления воли (-0,4) и безучастности мужа в семейных делах (-0,41) на уровне значимости p = 0,05; чем выше показатель чрезмерности требований-обязанностей (Т+), тем выше показатель исключения внутрисемейного влияния (0,41) на уровне значимости p = 0,05 и показатель контроля над детьми в процессе воспитания (0,4) (методика ОРО); было выявлено, что показатель уровня контроля взаимосвязан с уровнем санкций, применяемых родителями испытуемых в их воспитании С- (минимальность санкций) (-0,41) на уровне значимости p = 0,05 (методика ОРО), при высоком уровне гиперпротекции (Г+), проявляемой родителями к испытуемым мусульманам, наблюдается высокая степень их вмешательства в мир собственных детей (0,41) на уровне значимости p = 0,05. Также по методике РОП было установлено, что при высоком предпочтении родителями испытуемых детских качеств (ПДК) менее развита значимость родительских функций для самих испытуемых (-0,41) на уровне значимости p = 0,05. Говоря о наличии корреляционных связей, полученных на выборке практикующих мусульман, следует отметить, что их значительно меньше по сравнению со связями, полученными на выборке этнических мусульман, причем большее влияние представления об отношении родителей оказали на установки на семейную роль, нежели на воспитание ребенка.

Рис. 1. Корреляционная плеяда взаимосвязи показателей представлений об отношении родителей, установок на воспитание ребенка и семейную роль у этнических мусульман.

Примечание: Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ);Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК); Гиперпротекция (шкала Г+); Гипопротекция (шкала Г-); Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ); Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+); Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала З–); Минимальность санкций (шкала С-); Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН); Фобия утраты ребенка (шкала ФУ); Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК).

Как видно из корреляционной плеяды, представленной на рисунке 2, существуют лишь три корреляционные связи между представлениями испытуемых о воспитании их родителями и установками на воспитание собственных детей. Проанализировав корреляционную плеяду рис. 2, было установлено, что установки на воспитание детей взаимосвязаны со следующими представлениями об отношении родителей: при значительной развитости сферы родительских чувств (РРЧ), высокое значение принимает показатель по шкале «принятие-отвержение» (0,4) на уровне значимости p=0,05 (методика ОРО); чем более выражен показатель воспитательной неуверенности родителей практикующих мусульман (ВН), тем менее выражен показатель ориентации испытуемых на собственные обязанности по воспитанию детей (-0,4) на уровне значимости p=0,05 (методика РОП); чем больше показатель по шкале С+ (чрезмерность санкций), тем больше показатель по шкале «излишняя строгость» (методика PARI). Следовательно, можно говорить о том, что практикующие мусульмане проявляют в процессе воспитания своих детей излишнюю строгость и суровость в связи с тем, что их родители также были приверженцами строгих наказаний.

Рис. 2. Корреляционная плеяда взаимосвязи показателей представлений об отношении родителей, установок на воспитание ребенка и семейную роль у практикующих мусульман

Примечание: Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН); Гипопротекция (шкала Г-); Потворствование (шкала У+); Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+); Недостаточность требований-обязанностей (шкала Т-); Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала З–); Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК); Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ); Чрезмерность санкций (шкала С+).

Что касается установок на семейную роль у практикующих мусульман, то здесь были выявлены следующие взаимосвязи показателей: при высоком уровне потворстования (У+) наблюдается низкий уровень исключения внутрисемейных влияний (-0,51) на уровне значимости p=0,01; при воспитании, в котором родители прибегали к чрезмерности требований-обязанностей (Т+), у испытуемых обнаружена высокая степень подавления сексуальности (0,4) на уровне значимости p=0,05. Кроме того, доминирование матери в семье тем выше, чем больше показатель проекции на ребенка собственных нежелаемых качеств (ПНК) и чем меньше показатель недостаточности требований-запретов к ребенку (З-) - 0,41 и -0,4 на уровне значимости p=0,05 соответственно (методика PARI). Что касается связи представлений об отношении родителей с ролевыми ожиданиями и притязаниями (методика РОП), то здесь были получены следующие результаты: недостаточное внимание и забота по отношению к испытуемым со стороны их родителей, доминирование гипопротекции (Г-) в воспитании привело к низкому уровню развития установок на личностную идентификацию с брачным партнером, которая представляет собой ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов времяпрепровождения (-0,41) на уровне значимости p=0,05. Взаимосвязь между показателями шкал «Т-» и «эмоционально-психические ожидания» (0,41) на уровне значимости p=0,05 свидетельствует о том, что чем испытуемые сильнее ориентированы на то, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера семьи в вопросах коррекции психологического климата семьи, тем меньше требований-обязанностей предъявляли к ним их родители, т.е. тем меньше обязанностей они имели в родительской семье.

Выводы:

  1. Семья как объект психолого-педагогических исследований нашла отражение в трудах лучших зарубежных и отечественных психологов, педагогов А.Адлер, К. Хорни, А. Фрейд, В.Сатир, В.Н. Дружинин, Ю.А. Алёшина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, Л.Я. Гозман, В.А. Сысенко, С.В. Ковалев, Т.А. Куликова, Г.Г. Парфилова, Э.И. Сахапова, А.Г. Харчев и др. [8]. Анализ всего богатства психолого-педагогического наследия показал, что Ислам строит семью на прочных основах, которые способны обеспечить разумную продолжительность рода, истинную безопасность и зрелую интимность, призванную сохранить здоровье и принести радость. Обращаясь к изучению особенностей феномена родительства в исламских семьях, о роли отцовства в воспитании детей говорится очень мало, возможно, это связано с тем, что воспитание детей в таких семьях – это в большей степень прерогатива матери. Однако известно следующее изречение о роли отца: посланник Аллаха сказал: «Самое ценное, что дает отец своему ребенку, – хорошее воспитание», передача духовного наследия предков, религиозных традиций и обычаев, направленных на трансляцию культуры Ислама [9].
  2. В рамках нашего исследования, изучив установки на воспитание и семейную роль у отцов в Исламе, обнаружено, что все испытуемые, этнические и практические мусульмане в целом оценивают представления об отношении родителей к ним как гармоничные; выявлены достоверные различия между показателями представлений об отношении родителей у отцов в Исламе.
  3. Проведенное эмпирическое исследование доказало правильность выдвинутой гипотезы и дает основание утверждать о том, что существуют как прямые, так и обратные взаимосвязи между показателями представлений об отношении родителей, установок на воспитание ребенка и семейную роль у отцов в Исламе. Результаты, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы в психологической и педагогической практике при проведения дальнейшей работы в рамках семейной педагогики и психологии, возрастной и социальной психологии, а также психологии религии.

Рецензенты:

Валеева Р.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института психологиии образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Баянова Л.Ф., д.псх.н., профессор Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Муртазина Э.И., Минуллина А.Ф. УСТАНОВКИ НА ВОСПИТАНИЕ И СЕМЕЙНУЮ РОЛЬ У ОТЦОВ В ИСЛАМЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13817 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674