Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ТУГОУХОСТИ

Данилова Р.И. 1 Соболев С.В. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Поддержание вертикального положения тела является одним из важнейших условий жизнедеятельности человека, позволяющее ему активно взаимодействовать с окружающей средой. Поддержание равновесия, т.е. баланса тела в основной стойке – активный, динамический процесс, в котором задействуются многие системы организма. Проблема вертикальной устойчивости тугоухих детей на данный момент изучена недостаточно. В особенности недостаточно данных об уровне вертикальной устойчивости тугоухих детей в зависимости от степени тугоухости. Оценить уровень устойчивости позволяет метод стабилометрии. При помощи метода стабилометрии исследовались показатели вертикальной устойчивости у детей с различной степенью нарушения слуха. Исследования проводились при открытых и закрытых глазах. Сравнительный анализ стабилометрических показателей не выявил значимых различий в уровне вертикальной устойчивости у детей с различной степенью тугоухости.
стабилометрия
РАВНОВЕСИЕ
вертикальная устойчивость
тугоухость
нарушение слуха
дети
1. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих детей. – М., 1991. – 64 с. 17.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: «Физкультура и спорт», 1991. – 288 с. 1.
3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М.: Наука, 1990. – 495 с. 2.
4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. – 527 с. 54.
5. Грибанов А.В., Шерстенникова А.К. Физиологические механизмы регуляции постурального баланса человека (обзор) // Вестн. Сев. (Арктического) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. – 2013. – № 4. – С. 20-29. 4.
6. Гурфинкель В.С. Физиология двигательной системы // Успехи физиологических наук. – 1994. – Т. 25. – № 2. – С. 83-88. 3.
7. Крайкин В.А., Крайкина З.М. Человек не слышит. М.: Знание, 1987. – 141 с. 96.
8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры). – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с. 119.
9. Скворцов Д.В. Клинический анализ движений. Стабилометрия. – М.: Антидор, 2000. – 192 с. 5.
10. Скворцов Д.В. Стабилометрическое исследование: краткое руководство. – М.: Маска, 2010. – 174 с. 6.
11. Трофимова Г.В. Развитие движений у детей с нарушением слуха в специальном детском саду: дис. … канд. пед. наук. – М., 1980. – 136 с. 177.
12. Усачев В.И., Мохов Д.Е. Стабилометрия в постурологии: учеб. пособие. – СПб.: СПбМАПО, 2004. – 20 с. 7.
13. Функция равновесия у больных с острой нейросенсорной тугоухостью / В.Т. Пальчун, И.Я. Ганичкина, Л.А. Лучихин, С.Н. Деревянко // Вестник оториноларингологии. – 2002. – № 3. – С. 24-27. 8.
14. Bronstein A.M., Guerraz N. Visual-vestibular control of posture and gait physiological mechanisms and disorders // Curr Opin Neurology. – 1999. – Feb. – 12:1. – P. 5-11. 9.
15. Havia M., Kentala E., Pyykko I. Postural instability in Meniere’s disease // J. Vestib. Res. – 2004. – Vol. 14, № 1. – P. 37-46. 10.
16. Neural Bases of Postural Control / T.G. Deliagina, G.N. Orlovsky, P.V. Zelenin, I.N. Beloozerova // Physiology. – 2006. – Vol. 21, № 3. – P. 216-225. 11.
17. Punakallio A. Balance abilities of workers in physically demanding jobs. With special reference to firefighters of different ages // Journal of Sports Science and Medicine. – 2005. – Vol. 4, № 8. – P. 1–47. 12.
18. Shumway-Cook A. Motor Control: Translating Research into Clinical Practice. 4th Edition. – Philadelphia: Lippincott, Williams & Wilkins. – 2011. – 656 p. 13.

Развитие ребенка с различными нарушениями всегда сопровождается отставанием по показателям физических качеств, нарушением моторных функций. От здоровых сверстников они отстают на 1–3 года по большей части в уровне физического развития и физической подготовленности. Движения лишены пластичности, действия неточные. Основной дефект, как правило, сопровождается сопутствующими заболеваниями и вторичными отклонениями.

Школьники с нарушением слуха имеют свои отличительные особенности физического, функционального и психического развития. В школьном возрасте показатели физического развития детей с патологией слуха имеют сниженный уровень в сравнении со слышащими школьниками [4, 7].

Дошкольники с патологией слуха и дети младшего школьного возраста уступают слышащим сверстникам по показателям роста, массы тела, окружности грудной клетки. Также у них значительно чаще встречаются нарушения осанки [11].

По мнению ряда авторов, двигательные расстройства часто сопровождаются нарушениями зрения, вестибулярного аппарата, речи, психики, функций, несформированностью локомоторных актов, низким уровнем работоспособности, быстрой утомляемостью. Патология слуха снижает функциональную подвижность зрительной системы и ведет к ее быстрому утомлению. Глухота отрицательно сказывается на зрительной работоспособности. Вместе с тем, слуховая депривация может компенсироваться усиленным развитием контрастной чувствительности глаза [1, 8].

Управление движениями, так же как и совершенствование их структуры, основано на поступающей в системы управления информации о выполняемых движениях и их эффективности. Многочисленная информация о движениях поступает по разным каналам. Информация о состоянии самого двигательного аппарата поступает от его собственных рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах. Она дополняется сигналами, поступающими от рецепторов кожи, органов слуха, зрения, вестибулярного аппарата.

Для детей с нарушением слуха характерны нарушения точности движений, пространственной ориентировки, статического и динамического равновесия, способности усваивать заданный ритм движений. Однако способность к поддержанию вертикального положения тела и равновесия является одним из важнейших условий жизнедеятельности человека, позволяющих ему активно взаимодействовать с окружающей средой [9, 16, 17].

Сложившееся в процессе эволюции чувство равновесия является одним из наиболее древних образований у человека [6, 13, 14].

Многозвенность скелета и необходимость в суставах активно противодействовать силам гравитации представляют большую сложность в поддержании равновесия человеком [2].

Тело стоящего человека постоянно совершает практически невидимые колебательные движения в различных плоскостях. Поддержание равновесия, т.е. баланса тела в основной стойке – активный, динамический процесс, в котором задействуются такие его составляющие как: проприоцептивная система, зрительный анализатор, вестибулярный анализатор, мозжечок, опорно-двигательная система, интеро- и механорецептивная система и центральное представительство в коре головного мозга [3, 5, 18]. Оценить уровень устойчивости позволяет метод стабилометрии.

Однако проблема вертикальной устойчивости тугоухих детей изучена недостаточно на данный момент. В особенности недостаточно данных об уровне вертикальной устойчивости тугоухих детей в зависимости от степени тугоухости.

Целью данной работы являлось изучение особенностей стабилометрических показателей у детей в зависимости от степени тугоухости.

Материалы и методы исследования

В исследовании принимали участие учащиеся младших классов специальных (коррекционных) школ Архангельской и Вологодской областей, а также воспитанники специального детского сада компенсирующего вида г. Архангельска. Общее количество обследованных –  80 детей в возрасте от 7 до 9 лет. Из них с I степенью тугоухости – 9 человек, со II степенью – 24 человека, с III степенью – 35 человек, с IV степенью – 12 человек.

Изучались следующие показатели вертикальной устойчивости:

  • средний разброс (средний радиус) отклонения центра давления (R, мм);
  • средняя скорость перемещения центра давления (V, мм/сек);
  • площадь эллипса статокинезиограммы (S, кв.мм);
  • качество функции равновесия (КФР, %).

Регистрацию показателей вертикальной устойчивости проводили с помощью стабилоанализатора компьютерного «Стабилан-01-2», разработанного ОКБ «Ритм» (г. Таганрог).

При сборе материала соблюдались все необходимые условия: использовалось отдельное помещение, исследование проводилось в первой половине дня, при максимальном физическом и психическом покое обследуемых, без посторонних звуков и визуальных помех [10, 12].

Для исследования и оценки вертикальной устойчивости использовались две пробы:

  • с открытыми глазами (ОГ), с фиксацией взгляда на специальном маркере в центре экрана, находящегося на уровне глаз, удаленном на расстоянии 2 метров. Это фоновая проба, в которой проприоцептивный, зрительный и вестибулярный анализаторы работают в естественном режиме;
  • с закрытыми глазами (ЗГ). Выключение зрительного анализатора и повышение нагрузки на остальные афферентные каналы.

Время регистрации стабилограммы составляло 30 секунд во всех пробах, с перерывом между ними в 60 секунд.

Обработка данных осуществлялась с помощью статистического пакета программ SPSS 17 for Windows. Распределение признаков на нормальность производилось с использованием критерия Шапиро – Уилка. Для выявления различий между показателями у сравниваемых групп использовали критерий Краскала-Уоллиса. Критический уровень значимости (р) при проверке статистических гипотез в исследовании принимали, равным 0,05. Для описательной статистики признаков использовали медиану (Me) и интервал от первого (Q1) до третьего (Q3) квартиля.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный нами сравнительный анализ стабилометрических показателей у детей с различной степенью тугоухости в пробе с открытыми глазами значимых различий не выявил (табл.). При более подробном рассмотрении полученных результатов можно отметить лишь некоторые тенденции. Так, дети с I степенью тугоухости показали лучшие результаты, в сравнении с детьми остальных групп, а наиболее худшие результаты показали дети, с IV степенью тугоухости. Данные тенденции прослеживаются по показателям средней скорости перемещения центра давления и качества функции равновесия. Однако полученные различия находятся лишь на уровне тенденций, и недостаточно значимы, чтобы утверждать об их достоверности. Следовательно, мы можем предполагать, что отсутствие значимых различий в показателях вертикальной устойчивости между детьми с различными степенями тугоухости (I-IV) в фоновой пробе с открытыми глазами, говорит о том, что уровень вертикальной устойчивости тугоухих детей 7–9 лет не меняется в зависимости от степени нарушения слуха. И в естественных условиях повседневной жизни способность к поддержанию статического равновесия у детей с различной степенью нарушения слуха находится на одном уровне.

Стабилометрические показатели у детей 7–9 лет с различной степенью тугоухости

Пока-затели

I степень тугоухости (n=9)

II степень тугоухости (n=24)

III степень тугоухости (n=35)

IV степень тугоухости (n=12)

Р-уровень

Проба с ОГ

R,

мм

4,6

(4,0;6,0)

5,7

(3,9;7,3)

6,3

(4,7;8,6)

6,0

(5,0;9,6)

0,178

V, мм/с

10,9

(8,8;14,6)

13,1

(9,9;17,1)

12,4

(10,2;19,4)

16,4

(10,3;20,4)

0,401

S, кв.мм

184,5 (134,3;295,6)

283,5 (145,7;564,3)

350,3 (180,6;693,7)

359,6 (202,7;792,0)

0,207

КФР, %

76,5

(64,6;83,4)

69,1

(58,5;79,7)

69,0

(55,0;78,0)

58,7

(46,0;78,4)

0,351

Проба с ЗГ

R,

мм

5,6

(4,4;7,7)

6,2

(5,0;8,0)

7,5

(4,1;10,0)

8,0

(4,7;11,9)

0,520

V, мм/с

17,3

(12,6;25,1)

17,1

(14,1;24,6)

17,5

(12,9;28,2)

22,9

(13,7;35,7)

0,779

S, кв.мм

247,5 (169,1;565,7)

375,3 (177,3;557,4)

386,4 (176,7;899,9)

597,5 (204,2;1266,8)

0,545

КФР, %

55,3

(39,5;64,7)

54,8

(39,5;64,1)

51,6

(33,1;68,4)

40,4

(26,8;64,6)

0,723

Сравнительная характеристика стабилометрических показателей у детей с различной степенью тугоухости в пробе с закрытыми глазами значимых различий также не выявила (табл.). Более подробный анализ полученных результатов выявил отчасти схожие тенденции, как и в пробе с открытыми глазами. Так, дети с нарушением слуха IV степени, имеют тенденцию к сниженному уровню вертикальной устойчивости, по отношению к остальным группам. Данная тенденция также прослеживается по показателям средней скорости перемещения центра давления и качества функции равновесия.

В результате нашего исследования, мы можем отметить, что дети с нарушением слуха IV степени, в обеих пробах имеют тенденцию к сниженному уровню вертикальной устойчивости, в отношении остальных групп (рис.). Однако полученные различия недостаточны, чтобы говорить об их значимости.

Подобные результаты получили в своем исследовании M. Havia, E. Kentala, I. Pyykko [15], обследовавшие больных с болезнью Меньера. При регистрации скорости центра давления достоверных различий среди больных с различной длительностью заболевания обнаружено не было. По мере увеличения продолжительности заболевания количество пациентов с нормальной скоростью центра давления падает с 78 % до 38 %, однако статистического подтверждения этому получено не было.

Рис. Показатель качества функции равновесия (%) в пробах с открытыми (ОГ) и закрытыми (ЗГ) глазами

Подобные обстоятельства позволяют предположить, что уровень вертикальной устойчивости в первую очередь зависит от наличия заболевания, и, как следствие, изменения или нарушения на физиологическом уровне, что непосредственно приводит к снижению равновесия. От степени нарушения слуха и длительности заболевания уровень вертикальной устойчивости зависит в меньшей степени.

Выводы

  1. В естественных условиях повседневной жизни, а также в условиях депривации зрительного анализатора, способность к поддержанию статического равновесия у детей с различной степенью нарушения слуха находится на одном уровне.
  2. Значимых различий в стабилометрических показателях уровня устойчивости у детей с различной степенью тугоухости не обнаружено.
  3. Вертикальная устойчивость у детей 7–9 лет не зависит от степени тугоухости.

Рецензенты:

Санников А.Л.,  д.м.н., профессор, зам. директора Института общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы, зав. курсом медико-социальной работы,  ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск.

Лупачев В.В.,  д.м.н., профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск.


Библиографическая ссылка

Данилова Р.И., Соболев С.В. СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ТУГОУХОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13818 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674