Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА

Брыжко В.Г. 1 Бейлин М.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова»
Обоснована необходимость государственного регулирования сельского хозяйства в современных условиях. Предложены инструменты совершенствования механизма регулирования. Выделены частный и общий аспекты совершенствования системы регулирования сельского хозяйства региона. Обоснован комплекс первоочередных мероприятий по развитию ресурсов сельского хозяйства в составе механизма регулирования. Определена результативность мероприятий по развитию ресурсного потенциала отрасли региона. Сформулированы стратегические задачи совершенствования системы регулирования. Предложены приоритетные направления развития системы регулирования сельского хозяйства региона на долгосрочную перспективу. Обоснован принципиальный подход к определению эффективности механизма регулирования сельского хозяйства региона. Доказана целесообразность оценки результативности этого механизма с учетом обеспечения продовольственной безопасности региона.
сельское хозяйство
государственное регулирование
направления развития механизма регулирования
1. Брыжко В.Г., Бейлин М.М. Концепция совершенствования механизма государственного регулирования сельского хозяйства региона// Аграрный вестник Урала.- 2012.- №3(95).- С. 58-60.
2. Брыжко В.Г., Бейлин М.М. О назначении системы государственного регулирования сельского хозяйства в современных экономических условиях// В мире научных открытий.- 2012.- №3.1 (22).- С.155-171.
3. Брыжко В.Г. Механизм экономической защиты земель сельскохозяйственного назначения.- Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005.- 301 с.
4. Долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013 – 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. №1335-п.
5. Сельское хозяйство Пермского края. Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю.- Пермь, 2013.- 166с.
6. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» от 30 января 2010г. №120//Российская газета.- 2010.- 3 февраля.
Вступление России во Всемирную торговую организацию требует системных мер по адаптации отечественного сельского хозяйства к новым экономическим условиям. Развитие сельского хозяйства в конкурентной среде невозможно без государственной поддержки отрасли, регулирования аграрного производства, поддержки отечественных товаропроизводителей, защиты их экономических интересов. Особую остроту эта проблема приобретает в индустриально развитых регионах, где интересы промышленных отраслей экономики имеют приоритетный характер и удовлетворяются в ущерб интересам других отраслей хозяйственной деятельности, включая сельское хозяйство. Между тем, современная практика регулирования сельского хозяйства в регионах имеет множество недостатков, устранить которые можно путем совершенствования механизма регулирования [2]. При этом, организационно-экономический механизм государственного регулирования должен быть ориентирован на сохранение и развитие ресурсов отрасли, а его основными инструментами следует считать непосредственно экономические, юридические, организационно-административные средства [1].

Для развития региональной системы регулирования сельскохозяйственного производства на перспективу необходимо обосновать наиболее важные направления этого развития.

Цель исследования. Обосновать комплекс приоритетных направлений совершенствования системы государственного регулирования сельского хозяйства региона с выделением частного и общего аспектов решения проблемы.

Методы исследования. Статистический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический, монографический.

Результаты исследования. Результаты наших исследований позволяют выделить два аспекта в решении проблемы обоснования приоритетных направлений совершенствования системы государственного регулирования сельского хозяйства региона: частный и общий. Частный аспект соответствует стадии решения текущих задач развития системы регулирования, общий - стратегических.

На первой стадии необходимо обосновать комплекс первоочередных мероприятий  по развитию объекта регулирования - ресурсов сельского хозяйства, необходимых для практической реализации разработанного нами механизма государственного регулирования сельского хозяйства региона [1]. Проектируемые мероприятия по решению текущих задач практической реализации модели регулирования следует разрабатывать применительно к определенному виду ресурсов сельского хозяйства региона.

На второй стадии следует обратить внимание на решение стратегических задач развития системы государственного регулирования сельского хозяйства региона на долгосрочную перспективу. На этой стадии необходимо обосновать наиболее важные направления развития  системы, обеспечивающие ее устойчивость во времени, по отношению к внешним и внутренним дестабилизирующим факторам, целенаправленность и стабильность регулирующих воздействий, единство и сопоставимость форм, способов и методов регулирования, совместимость инструментов регулирования на всех уровнях управления исследуемым механизмом, системность конструктивных положений по совершенствованию механизма государственного регулирования сельскохозяйственного производства отдельного региона.

Рассмотрим первоочередные мероприятия по развитию ресурсного потенциала отрасли в составе механизма государственного регулирования сельского хозяйства региона применительно к условиям Пермского края.

Важную роль в организации сельскохозяйственного производства играют материально-технические ресурсы, которые традиционно представлены основными средствами, выполняющими функцию средств труда, и оборотными средствами, выполняющими функцию предметов труда. Материально-технические ресурсы сельского хозяйства Пермского края характеризуются низким уровнем развития. В системе мер по регулированию сельского хозяйства региона решение вопросов улучшения материально-технических ресурсов, на наш взгляд, необходимо решать в следующей последовательности: инвентаризация зданий, строений, сооружений, средств механизации, сельскохозяйственной техники, инструментов, оборудования, энергетических объектов, объектов водоснабжения, мелиоративных систем, скота, многолетних насаждений, незавершенного производства, запасов топлива, химикатов, удобрений, семян, кормов, запасных частей; оценка состояния основных и материальных оборотных средств; обновление и модернизация материально-технических ресурсов; оптимизация сферы материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства; совершенствование структуры и повышение эффективности использования основных и материальных оборотных средств; применение ресурсосберегающих технологий сельскохозяйственного производства.

Чрезвычайно острой является проблема сохранения трудовых ресурсов сельского хозяйства, тесно связанная с проблемой закрепления населения и квалифицированных кадров в сельской местности. Последнее, в свою очередь, зависит от качества жизни на селе, уровня образования, здравоохранения, культуры, социального развития сельских населенных пунктов, престижности сельскохозяйственного труда.

В нашем случае, эффективное регулирование использования и сохранения трудовых ресурсов сельского хозяйства региона зависит от положительного решения следующих вопросов: создание необходимых условий для социального развития сельских территорий Пермского края; стимулирование жилищного строительства и сооружения объектов инженерной инфраструктуры в сельских населенных пунктах и на межселенных территориях; обеспечение основной и дополнительной трудовой занятости населения; усиление мотивации сельскохозяйственных работников путем повышения уровня заработной платы до среднерегионального показателя, компенсации затрат на улучшение жилищных условий, предоставления земельных участков в собственность; закрепление молодежи на селе; развитие системы профессионального образования и повышения квалификации кадров; обеспечение населению альтернативы и свободы выбора мест трудовой занятости и организационно-правовых форм осуществления аграрного производства; гарантия возможности осуществления индивидуальной деятельности и развития малых форм хозяйствования.

Главной проблемой, сдерживающей развитие регионального сельскохозяйственного производства, является проблема резкого сокращения земельно-ресурсного потенциала отрасли. В Пермском крае отмечается устойчивая негативная тенденция сокращения площади земель сельскохозяйственного назначения, площади сельскохозяйственных угодий, посевных площадей, снижения уровня почвенного плодородия. Отсутствие необходимой территориальной основы отрицательно влияет на развитие агропромышленного комплекса региона.

В рамках системы государственного регулирования сельского хозяйства региона в качестве первоочередных задач развития земельно-ресурсного потенциала отрасли, на наш взгляд, следует считать: совершенствование практики межотраслевого перераспределения земель; регулирование рынка земель сельскохозяйственного назначения; контроль за использованием и охраной земельных ресурсов, соблюдением земельного законодательства; соблюдение приоритета сельскохозяйственного использования земельных ресурсов; оптимизация аграрного землепользования региона; стимулирование организации рационального использования земель; введение дифференцированных платежей за землю в зависимости от организации ее использования; развитие многообразия форм собственности на землю и хозяйствования; предотвращение нецелевого использования сельскохозяйственных земель, зарастания кустарником и мелколесьем, загрязнения, разрушения, деградации земельных участков, снижения почвенного плодородия; совершенствование региональной практики управления земельными ресурсами.

В современных экономических условиях развитие сельскохозяйственного производства невозможно без необходимого финансового обеспечения. В этом направлении важно решить следующие задачи: совершенствование порядка предоставления бюджетных финансовых ресурсов для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей региона независимо от форм собственности и организационно-правовых форм; упрощение механизма предоставления кредитных средств для осуществления сельскохозяйственной деятельности; предоставление льгот по уплате налогов хозяйствующим субъектам, осуществляющим финансирование инвестиционных проектов для целей сельского хозяйства; совершенствование залоговых инструментов; расширение источников финансирования сельскохозяйственного производства региона; стимулирование привлечения в качестве источников финансирования собственных средств аграрных товаропроизводителей; совершенствование системы налогообложения.

Эффективное управление сельскохозяйственным производством в конкурентной среде невозможно без соответствующего информационного обеспечения. Развитие информационных ресурсов сельского хозяйства тесно связано с реализацией следующих мероприятий: обеспечение доступности информации по вопросам регулирования для аграрных товаропроизводителей и органов управления агропромышленным комплексом; обеспечение современными техническими средствами, составляющими основу передачи и обработки информационных ресурсов; обеспечение современными информационными технологиями, прикладными программами, алгоритмами решения прикладных задач; совершенствование автоматизированных систем управления сельскохозяйственным производством; совершенствование автоматизированных систем проектирования и математического моделирования; научно - исследовательские и опытно-конструкторские работы в области информационного обеспечения сельского хозяйства региона.

Результативность первоочередных мероприятий по развитию ресурсов сельского хозяйства региона представлена в таблице.

Таблица

Результативность мероприятий по развитию ресурсного потенциала сельского хозяйства региона

Ресурсы

Мероприятия

Результат

Материально- технические

1.Инвентаризация материально-технических ресурсов

2.Оценка состояния основных и материальных оборотных средств

3.Проектирование обновления материально-технических ресурсов

4.Оптимизация сферы материально-технического обеспечения сельского хозяйства региона

5.Совершенствование структуры и повышение эффективности использования материально-технических ресурсов

 

Модернизация и оптимизация материально-технических ресурсов сельского хозяйства Пермского края в соответствии с требованиями осуществления современного эффективного аграрного производства

Трудовые

1.Развитие сельских территорий

2.Обеспечение трудовой занятости и усиление мотивации к труду сельского населения

3.Закрепление молодежи на селе

4.Развитие системы профессионального образования и повышения квалификации

5.Обеспечение свободы выбора форм собственности и хозяйствования

Стабилизация негативной тенденции оттока трудоспособного населения из сельской местности; обеспечение сельского хозяйства региона трудовыми ресурсами; сохранение сельского уклада жизни

Земельные

1.Совершенствование практики межотраслевого перераспределения земель

2.Регулирование рынка земель сельскохозяйственного назначения

3.Обеспечение приоритета сельского хозяйства на землю

Предотвращение разрушения земельно-ресурсного потенциала отрасли; сохранение территориальной основы сельского хозяйства Пермского края;

 

4.Контроль за использованием и охраной земель

5.Совершенствование сельскохозяйственного землепользования

6.Совершенствование системы земельных платежей

7.Совершенствование практики управления земельными ресурсами

организация рационального использования земель сельскохозяйственного назначения

Финансовые

1.Совершенствование бюджетного финансирования

2.Упрощение механизма кредитования аграрных товаропроизводителей

3.Совершенствование залоговых инструментов

4.Расширение источников финансирования сельского хозяйства

5.Совершенствование системы налогообложения

Создание надежной финансовой основы для устойчивого развития регионального сельского хозяйства; укрепление финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края

Информационные

1.Обеспечение доступности информации в области развития и регулирования сельского хозяйства

2.Обеспечение современными техническими средствами и технологиями передачи и обработки информации

3.Совершенствование автоматизированных систем управления

4.Развитие систем проектирования и математического моделирования

5.НИР и ОКР в области информационного обеспечения сельского хозяйства

Информационное обеспечение организационно-экономических и управленческих процессов, связанных с развитием и регулированием сельского хозяйства Пермского края в конкурентной среде

Обосновано авторами по результатам исследований

Следует заметить, что в совокупности осуществление частных мероприятий по развитию отдельных видов ресурсов направлено на развитие ресурсного потенциала сельского хозяйства региона в целом. Последнее, в свою очередь, создает надежную основу для решения стратегических задач совершенствования общей системы государственного регулирования сельскохозяйственного производства региона по ряду приоритетных направлений.

Иными словами, реализация мероприятий по развитию объекта регулирования - ресурсов сельского хозяйства, создает необходимые условия для совершенствования организационно-экономического механизма регулирования в целом на долгосрочную перспективу.

На второй стадии для совершенствования системы регулирования сельского хозяйства региона, на наш взгляд, необходима реализация следующих приоритетных направлений (рисунок):

1.Нормативное. Совершенствование нормативной основы регулирования преследует целью обеспечение процесса государственного регулирования сельского хозяйства региона необходимыми нормативами (нормами права, стандартами, требованиями, регламентами), отвечающими требованиям единства, преемственности и сопоставимости как по горизонтальным, так и по вертикальным связям системы регулирования.

Рис. Приоритетные стратегические направления совершенствования системы государственного регулирования сельского хозяйства региона

2.Организационное. В этом направлении необходимо создать рациональную, финансируемую структуру управления, обеспечивающую комплексную реализацию регулирующих действий, увязывающую проблемы регулирования сельского хозяйства с проблемами организации, планирования и управления сельским хозяйством региона и другими отраслями экономики.

3.Технологическое. Данное направление тесно связано с организационным и ориентировано на установление рациональной технологии производства работ по регулированию сельского хозяйства региона, включая формы, методы, способы, средства, инструментарий, приемы выполнения отдельных видов работ; обеспечивает внутреннее единство и сбалансированность системы регулирования.

4.Информационное. В данном направлении стоит задача обеспечить систему государственного регулирования сельского хозяйства региона необходимой информацией. Информационная основа системы, при этом, должна быть доступной для заинтересованных пользователей всех уровней.

5.Кадровое. Необходимы подготовка профильных специалистов, наделение этих специалистов полномочиями в сфере регулирования сельского хозяйства в соответствии с их компетенцией; соответствующая профессиональная переподготовка, повышение квалификации кадров.

6.Методическое. В данном направлении актуально полноценное научное и методическое обеспечение системы государственного регулирования сельского хозяйства региона путем проведения специальных разработок, проектных работ, подготовки программ, инструкций, методических указаний, практических рекомендаций.

Эффективность системы государственного регулирования сельского хозяйства региона на перспективу необходимо оценивать с экономических, экологических и социальных позиций. При этом, можно оценивать как частный результат, обусловленный улучшением использования отдельных видов ресурсов, так и общий, определяемый совершенствованием всей системы.

Нашими исследованиями установлено, что, несмотря на рост финансирования мероприятий по развитию сельского хозяйства в Пермском крае, объемы основных видов производимой сельскохозяйственной продукции продолжают стабильно сокращаться.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю за 2000 - 2012 г.г. производство продуктов растениеводства в регионе сократилось. В частности, производство зерна сократилось на 242,1 тыс. тонн, а производство овощей - на 110,2 тыс. тонн. Сокращение кормовой базы отразилось на развитии животноводства в регионе, где проявляются устойчивые негативные тенденции. Сокращение поголовья скота и птицы предопределило снижение объемов производства продукции животноводства во всех категориях хозяйств региона. Так, за 2000 - 2012 гг. сокращение производства отдельных видов продукции составило: скот и птица на убой в убойном весе - 20,2 тыс. тонн, молоко - 140,5 тыс. тонн, шерсть - 59 тонн [5].

В Пермском крае продолжается отток трудоспособного населения из сельской местности, сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения и продуктивных угодий. Следует заметить, что площадь сельскохозяйственных земель в регионе будет сокращаться и в обозримой перспективе, если не будут реализованы системные организационно-экономические действия по регулированию регионального аграрного землепользования.

По данным Министерства сельского хозяйства Пермского края за один (2010) год финансирование мероприятий по государственной поддержке сохранения плодородия почв, сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельхозназначения составило 86 300,5 тыс. руб. На эту сумму по укрупненным нормативам [3] можно было освоить около 700 га земель сельскохозяйственного назначения. В то же время, площадь посевов за тот же год в крае сократилась еще на 52 тыс. га. Очевидно, что выделяемых средств недостаточно для сохранения земельно - ресурсного потенциала регионального сельского хозяйства.

На наш взгляд, для определения результативности организационно-экономического механизма регулирования сельскохозяйственного производства региона в целом необходимо количественные и качественные критерии производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия привести в соответствие с критериями, установленными Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, согласно которой основным показателем здесь следует считать удельный вес отечественной (в нашем случае региональной) сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих сельскохозяйственных продуктов, который не должен быть менее пороговых значений в отношении: зерна - 95 %; сахара - 80 %; растительного масла - 80 %; мяса и мясопродуктов - 85 %; молока и молокопродуктов - 90 %; рыбной продукции - 80 %; картофеля - 95 %; соли - 85 % [6]. В соответствии с этими показателями и рациональными нормами потребления в Пермском крае необходимо производить на потребление населением региона: мяса - 186 тыс. т., молока - 953 тыс. т., яиц - 788 млн. шт., картофеля - 303 тыс. т., овощей - 375 тыс. т.

В этом случае результативность организационно-экономического механизма государственного регулирования сельскохозяйственного производства региона будет жестко увязана с его главной целью - обеспечением продовольственной безопасности региона на основе устойчивого развития регионального сельского хозяйства.

Заключение. В мировой практике для оценки эффективности системы регулирования сельского хозяйства широко применяются показатели государственной поддержки в расчете на единицу трудовых и земельных ресурсов. В странах Европы такая поддержка составляет около 900-920 тыс. руб. на одного сельского жителя; 21 - 90 тыс. руб. на один гектар сельскохозяйственных угодий, в зависимости от природно-климатических условий. В Пермском крае за 2014 год финансирование развития и поддержки сельского хозяйства должно составить 8053,5 млн. руб. [4], что на 108288,5 млн. руб. меньше величины, принятой в европейских странах. Фактическая поддержка сельского хозяйства в регионе составляет 7,5 % уровня развитых стран. Для эффективного регулирования развития сельского хозяйства региона по нашим расчетам, выполненным по усредненным величинам, требуется финансирование в размере 116 342 млн. руб. в год.

Реализация результатов нашего исследования на практике призвана способствовать, совершенствованию механизма государственного регулирования сельского хозяйства региона, усилению поддержки региональных аграрных товаропроизводителей региона, устойчивому развитию сельского хозяйства и обеспечению продовольственной безопасности региона.

Рецензенты:

Пыткин А.Н., д.э.н., профессор, Директор Пермского филиала Института экономики УрОРАН, г.Пермь.

Рогатнев Ю.М., д.э.н., профессор, проректор по учебной работе ОмГАУ, г.Омск.


Библиографическая ссылка

Брыжко В.Г., Бейлин М.М. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13883 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674