Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ – ШКОЛЬНИКОВ

Огородова Л.Н. 1
1 ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
Статья посвящена поиску методологического основания определения понятия «социальная компетентность подростка - школьника». Актуальность проблемы обусловлена возрастными особенностями подростков, для которых характерна обедненность социальных знаний и опыта, а также потребностями школы и общества в формировании социально адаптированной и социально успешной личности. На основании материала научной дискуссии между учёными по вопросам сущности понятий «компетенция», «компетентность», «социальная компетентность» автор статьи вырабатывает определение «социальная компетентность подростка-школьника» и обосновывает ее структуру. Так, под социальной компетентностью подростка понимается способность, готовность активно использовать знание, умение, опыт в социально ориентированной деятельности, в социальном творчестве, социальном проектировании, социальном партнёрстве. Структуру социальной компетентности подростка автор представляет как интегративное качество личности в единстве когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностного компонентов.
компетенция
компетентность
социальная компетентность подростка - школьника
содержание и структура социальной компетентности подростка – школьника
1. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 2. – С. 42 – 47.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34 – 42.
3. Клочкова Л.И. Компетентности юного москвича // Календарь-спутник организатора воспитания школьников на 2008 – 2009 уч. год. – М. : Центр «Школьная Книга», 2008.
4. Куницина В.Н. Трудности межличностного общения : дис. … докт. психол. наук. – СПб., 1991.
5. Петухов С.Г. Формирование социальной компетентности у учащихся в воспитательном процессе профессионального лицея : дис. … канд. пед. наук. – Воронеж, 2009.
6. Пушкарёва Т.Г., Трифонова Ю.А. Содержание, структура социальной компетентности и её диагностика // Гуманитарные научные исследования. – 2012. - № 11 [Электронный ресурс]. - URL: http://human.snauka.ru/2012/11/1903 (дата обращения 04.06.2014).
7. Рототаева Н.А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте : дис. … канд. психол. наук. – М., 2002.
8. Самсонова Т.И. Социальная компетентность подростков и технологии её формирования : дис. … канд. соц. наук. – СПб., 2006 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/sotsialnaya-kompetentnost-podrostkov-i-tekhnologii-ee-formirovaniya (дата обращения: 05.06.2014).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 05.06.2014).
10. Фельдштейн Д.Э. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества : доклад на общем собрании РАО 29 октября 2013 г. // Проблемы современного образования : интернет-журн. – 2013. - № 5 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pmedu.ru (дата обращения 25.06.2014).

Современные школьники взрослеют и приобретают социальный опыт в противоречивых условиях развития современного общества, которые, порой, не осознаются подростками в полной мере. Если взрослому понятны истоки и последствия для человека глобального социально-экономического и политического кризиса, то подросток воспринимает социальные явления через призму эмоциональных оценок своих родителей, посредством комментариев журналистов в СМИ, но чаще с позиции «стороннего наблюдателя». «Подросток, в силу своих возрастных особенностей, не может достичь уровня социальной компетентности взрослого человека, но у него должны быть свои формы социальной компетентности, помогающие ему адаптироваться к требованиям ситуаций, характерных именно для подросткового возраста» [8].

Актуальность проблемы формирования социальных компетентностей школьников 11 - 14 лет, обучающихся в 5 - 9 классах общеобразовательной организации, определяется, прежде всего, возрастными особенностями детей. Так, ведущим видом деятельности подростков становится общение, взаимодействие и социальное партнёрство со сверстниками и взрослыми; актуализируется для подростка-школьника потребность в социальном партнёрстве и в признании другими людьми его социального статуса. В этот возрастной период активно формируется и завершает формирование я-концепция. Вместе с тем имеется ряд возрастных проблем, препятствующих формированию социальной компетентности. Так, Д.Э. Фельдштейн отмечает у подростков «низкий уровень коммуникативной компетентности, дефицит общения со сверстниками, рост явлений одиночества, отверженности, чувства ненужности взрослому миру, неверия в себя, отсутствия опоры в близком окружении» [10].

Преодолению многих возрастных проблем обучающихся может способствовать педагог, классный руководитель, школа, если формированию социальных компетентностей подростков будет уделяться должное внимание. Тем более что развитие современной системы образования опирается на компетентностный подход, отражённый в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, направленном на обеспечение «условий создания общественной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности» [9]. Большое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте уделяется социально-трудовой компетенции, «способности и умению эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами, средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда» [9]. Говорится о необходимости «организации педагогической поддержки социализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания» [9].

Анализируя нормативно-правовые документы, специальную социологическую, психологическую, педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что на проблему о сущности компетентности и социальной компетентности нет единых точек зрения.

Задача данной статьи - рассмотреть понятия «компетенция», «компетентность», «социальная компетентность»; проанализировать структурные и содержательные характеристики социальной компетентности подростков.

Компетентностный подход (Н. Хомский, Р. Уайт, Д. Хаймс) возник в 70-е годы XX века в США в связи с обоснованием необходимости достижения в образовании максимального и всестороннего учёта интересов человека в практико-ориентированном знании, применения умений и навыков для продуктивной деятельности, конкурентоспособности, личной успешности, развития культуры, защиты окружающей среды, улучшения здоровья человека.

Концепция «компетентности человека» включала грамотный уровень владения языком (в том числе иностранным), компьютерную грамотность, склонность и способность к непрерывному образованию, владению способами решения проблем. Научная дискуссия развернулась между учёными по вопросам сущности понятий «компетенция» и «компетентность», «социальная компетентность». Так, Дж. Равен в своём труде «Компетентность в современном обществе» (1984) назвал тридцать семь видов компетентностей, среди них: когнитивные, эмоциональные, эффективного поведения и т.д.

Отечественные исследователи устанавливают соответствия между различными видами компетентности и разными видами деятельности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская, А.Н. Дахин).

Так, И.А. Зимняя, рассматривая изменения в области целей образования, направленных на решение глобальной задачи обеспечения вхождения в социальный мир молодого поколения, его продуктивной адаптации в этом мире, говорит о необходимости постановки вопроса обеспечения в образовании более полного, личностного и социально интегрированного результата. По мнению И.А. Зимней, «компетенция/компетентность - интегральный социально-личностно-поведенческий феномен, результат образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих» [2]. Это позволяет нам утверждать, что социальный результат образования можно видеть на каждой образовательной ступени, в каждом возрастном периоде развития школьника и его социальной компетентности.

А.В. Дахин, определяя понятие компетентности учащегося, различает два понятия: «образовательная компетенция» как уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования, и «образовательная компетентность» как способность учащегося осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности. В «образовательную компетенцию» А.В. Дахин включает все компоненты общепредметного содержания образования: реальные объекты изучаемой действительности, общекультурные знания об изучаемых явлениях, общие и общеучебные умения, навыки и, что очень важно для нас, общественные способы деятельности [1].

В.В. Гузеев, размышляя над понятиями «компетенция» и «компетентность», считает, что компетентность - это способность учащегося к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком, и выделяет:

  • социальную компетентность как способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
  • коммуникативную компетентность как способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
  • предметную компетентность как способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры [1].

Мы склонны разделять значения понятия «компетенция» и «компетентность» и придерживаться трактовок, определенных ФГОС. Под «компетенцией» мы понимаем совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и иметь практический опыт работы [9]. «Компетентность» - это умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности [9]. В качестве рабочего определения в нашем исследовании мы приняли понятие: «социальная компетентность подростка - это способность, готовность, активно использовать знание, умение, опыт в социально ориентированной деятельности, в социальном творчестве, социальном проектировании, социальном партнёрстве».

Социальная компетентность является сложным, интегративным качеством личности, что требует её изучения в рамках различных научных дисциплин: экономики, управления персоналом, менеджмента и даже психотерапии и медицинской психологии.

В психологических исследованиях рассматриваются вопросы социальной успешности и социального лидерства, конкурентоспособности, разработки методов и условий формирования социальной компетентности (Ю.А. Тюменева, Н.А. Рототаева) [7].

В содержании социальной компетентности разными исследователями отмечаются:

  • вербальная, коммуникативная, социопрофессиональная, социально-психологическая компетентность и самоидентификация (В.Н. Куницина) [4];
  • социальный статус, умение выбирать социальные ориентиры для организации своей деятельности, доступ личности к ресурсам среды; система социальных знаний и умений (Н.А. Гончарова, И.А. Зимняя и др.);
  • социальная компетентность, выражаемая в результатах деятельности (Дж. Равен и др.).

Также разными авторами включаются в содержание социальной компетентности: следование общекультурным ценностям, ориентация в правовых нормах, прогнозирование результатов поступков, способность сделать самостоятельный выбор, социальная рефлексия и др.

Большое внимание исследователи уделяют изучению структуры компетентности и социальной компетентности. Так, С.Г. Петухов рассматривает в структуре компетентности подростка следующие компоненты:

  • когнитивный (знания об обществе);
  • мотивационный (социально значимые мотивы учебной и внеучебной деятельности);
  • ценностно-смысловой (принятие и субъективизация социальных ценностей);
  • поведенческий (проявление социальных умений и навыков в разнообразных стандартных и нестандартных социальных ситуациях) [5].

Т.Г. Пушкарёва, Ю.А. Трифонова выделяют три компонента структуры социальной компетентности:

  • целеполагание (компонент, отражающий мотив деятельности и способность личности самостоятельно организовать деятельность: «анализировать, оценивать риски, принимать решения»);
  • «ориентация на Другого» (компонент, связанный со способностью личности вступать в «эффективные межличностные и социальные отношения, с учётом интересов, целей, потребностей собственных и Другого, не противоречащих нормам, ценностям общества, в котором находишься»);
  • социальная мобильность и активность человека (компонент, связанный со способностью оценить и готовностью использовать личностный ресурс в социальном контексте) [6].

Л.И. Клочкова в своей «Модели компетентностей юного москвича» структуру социальных компетентностей школьника рассматривает с позиций их общественно значимого содержания:

  • в гражданском обществе (гражданские, политические, социальные компетентности),
  • в культурно-образовательном пространстве столицы (компетентности познавательной деятельности, духовно-нравственного поиска),
  • в социальном партнёрстве (компетентности социального взаимодействия, общения в поликультурной, многонациональной среде),
  • в позитивно преобразующей деятельности (компетентности, относящиеся к деятельности)
  • в субъектной деятельности (компетентности субъекта деятельности, самосовершенствования личности). А структуру социальной компетентности школьника исследователь представляет как единство следующих компонентов:
  • когнитивного (знать о жизни общества, города, двора, школы, класса, друзей),
  • эмоционального (принимать и ценить общественные нормы, правила, законы),
  • волевого (мотивировать себя к созидательной деятельности),
  • действенно-практического (участвовать в социально значимой, созидательной деятельности) [3].

Мы считаем, что для определения структуры социальной компетентности подростка-школьника важно учитывать возрастные особенности, которые способствуют или препятствуют формированию социальных компетентностей подростков. Так, например, большее внимание подростков к внешнему виду, чем к содержанию, может привести к поверхностным суждениям. Повышенное эмоциональное восприятие, свойственное подростковому возрасту, с одной стороны, помогает ребятам принимать опыт успешного социального действия (победу на конкурсе, одобрение старших, благодарность со стороны младших и др.), но, с другой стороны, может привести к эмоциональному дискомфорту и желанию подростка снизить ценность социальных успехов других людей, сверстников или старших.

Мы считаем, что в структуре социальной компетентности подростков-школьников условно можно выделить актуальные компоненты:

  • когнитивный - освоение социальных смыслов, ценностей, норм;
  • эмоционально-волевой - принятие и волевая готовность подростков-школьников следовать социальным смыслам, ценностям, нормам;
  • деятельностный - осознаваемая подростком продуктивная деятельность как социально значимое событие, эффективное межличностное взаимодействие.

Понимая условность предлагаемой структуры, мы определяем социальную компетентность подростка-школьника как интегративное качество личности в единстве когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностного компонентов, определяющих социальную адаптацию личности.

Разрабатывая программу мониторинга, мы опирались на выработанные нами позиции, касающиеся содержания и структуры социальной компетентности подростка-школьника, и включили в опытно-экспериментальную работу адекватные методики исследования, направленные на выявление у учащихся:

  • знаний о социальных нормах и способах деятельности, взаимодействия, социального партнёрства;
  • умений замечать и анализировать свои чувства и чувства других людей, воспитывать свои чувства, управлять своими эмоциями, развивать чувство сопричастности к социальным событиям, ответственности и активной социальной позиции;
  • умений сочетать цели личностные и общественные (групповые);
  • опыта социально ориентированной деятельности и рефлексии ее результатов, оценки качества социального продукта, созданного в процессе социально направленной деятельности.

Таким образом, мы рассмотрели сущность понятий «компетенция», «компетентность» и «социальная компетентность», содержание и структуру социальной компетентности подростка-школьника. Дальнейшего изучения требуют вопросы разработки методики изучения уровней сформированности социальной компетентности подростков-школьников и выявление педагогических условий их совершенствования.

Рецензенты:

Кирмасов Б.А., д.и.н., профессор, Центр развития систем и технологий социализации детей и молодежи ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.

Сороковых Г.В., д.п.н., профессор, Центр развития систем и технологий социализации детей и молодежи ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Огородова Л.Н. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ – ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13944 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674