Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ПАЦИЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Гажва С.И. 1 Степанян Т.Б. 1 Горячева Т.П. 1
1 ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздрава России»
Целью исследования является изучение психоэмоционального состояния пациентов стоматологического профиля до и после лечения, выявление степени психоэмоционального напряжения пациента с помощью шкал Кораха и Спилбергера – Ханина, а также выяснение причин дентофобии. Полученные данные позволили определить и проанализировать степень тревожности пациентов и выявить проявления дентофобии до и после лечения, определить причины психоэмоционального расстройства. Доказано, что психоэмоциональное напряжение, возникшее у пациента до стоматологического вмешательства, сохраняется на протяжении всего периода лечения и держится достаточно длительное время после его окончания. В статье фактически подтверждена концепция о необходимости психоэмоциональной коррекции у пациентов стоматологического профиля как до приема, так и после него. Определена роль врача-стоматолога в регуляции психоэмоционального статуса пациента. Врач-стоматолог обязан знать азы психологии и уметь оказать пациенту психологическую поддержку, а в случае необходимости – направить к узкоспециализированному специалисту-психологу. В статье обозначены причины дентофобии.
дентофобия
психоэмоциональный статус пациента
патология стоматологического профиля
психоэмоциональная коррекция
шкала Кораха
шкала Спилбергера-Ханина
1. Айер У. Психология в стоматологической практике. – СПб.: Питер, 2008. – 224с.
2. Алимскиий, А.В. Основные перспективные направления совершенствования организации стоматологической службы / А.В. Алимскиий // Стоматология XXI века: сб. материалов науч.-практ. конф.; Труды XI съезда СтАР и VIII съезда стоматологов России. – М., 2006. – С. 164-167.
3. Бойко В.В. Физический дискомфорт на приеме и негативный стоматологический опыт пациента // Институт стоматологии. – 2002. – № 4. – С.7-10.
4. Нагаев В.В., Жолковская Л.А. Основы клинической психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. – 463 с.
5. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: учебник. – М.: Медицина, 2004. – 230 с.
6. Hetz G. F. MPG: на что стоматологам следует обратить особое внимание? // Новое в стоматологии. – 2002. – № 2. – С.87-88.
7. Laurence J. Legilation and ethics. Twarting vicarious liability // American journal of orthodontics and dentofacial orthopedics. – 2000. – № 3. – P.370-372.

В последнее время произошли значительные положительные изменения в оказании стоматологической помощи населению. Стоматологи начали уделять особое внимание психоэмоциональному статусу пациента [1, 2, 7]. Однако, несмотря на все достижения современной стоматологии, новейшие технологии в лечении, стоматологические манипуляции в сознании людей остаются связанными с негативными эмоциями. Причина – дентофобия, панический непреодолимый страх перед стоматологическим вмешательством [3, 4, 6].

Повышение и понижение артериального давления, потливость, гиперемия или, наоборот, бледность кожных покровов, учащение дыхания – все это часто встречающиеся признаки беспокойства, тревоги, нервозности у пациентов стоматологического профиля.

Современное оборудование, техника комфортности услуг призваны сделать стоматологические мероприятия безболезненными, а боязнь стоматологических манипуляций в сознании пациентов неоправданной.

В то же время психологическая поддержка, оказанная пациенту перед стоматологическим вмешательством и во время него врачом-стоматологом, позволяет продуктивно и в обоюдно-комфортных условиях провести процесс лечения, организовать взаимодействие на клиническом приеме и сформировать позитивное отношение пациента к стоматологии [5, 7].

Цель и задачи исследования

Целью исследования явилось изучение психоэмоционального состояния пациентов стоматологического профиля до и после лечения с помощью шкал Кораха и Спилбергера – Ханина и выяснение причин дентофобии, возникающей на этапах оказания стоматологической услуги.

Материали методы исследования

Использованы методы: клинический, аналитический, статистический.

Проведено обследование и лечение 100 пациентов обоего пола в возрасте от 21 до 55 лет на базе Областной стоматологической поликлиники г. Владимира. В ходе исследования сформированы 4 группы пациентов, по 25 человек в каждой, с предраковыми заболеваниями слизистой оболочки полости рта, заболеваниями пародонта, с кариозными поражениями зубов. Пациенты каждой группы проходили анкетирование по шкалам Кораха и Спилбергера – Ханина до и после лечения. Полученные данные позволили определить и проанализировать степени тревожности и выявить проявления дентофобии до и после лечения.

До стоматологического вмешательства в ходе анкетирования нами были получены следующие данные (рис. 1): согласно шкале Кораха легкую форму дентофобии имели 30 пациентов, среднюю – 61 пациент, тяжелую – 9 пациентов. При легкой форме дентофобии необходимость в психологической подготовке перед стоматологическим вмешательством отсутствует, при средней форме показана коррекция эмоционального состояния на приеме у психолога, при тяжелой форме дентофобии обязательна коррекция: помощь психолога и фармакологическая поддержка (рис. 1).

Рис. 1. Результаты анкетирования по шкале Кораха до стоматологического вмешательства (%)

Данные о личностной и ситуативной тревожности пациентов, полученные с помощью шкалы Спилбергера – Ханина, были следующими (рис. 2): очень высокая тревожность отмечалась у 4 респондентов, высокая – у 15, средняя – у 53, низкая – у 18, очень низкая тревожность – у 10 пациентов.

Ввиду чего в помощи психолога и приеме фармакологических препаратов нуждались пациенты при высокой и очень высокой тревожности. При средней тревожности необходима была только помощь психолога, при низкой и очень низкой тревожности психологическая коррекция не нужна.

Рис. 2. Результаты анкетирования пациентов по шкале Спилбергера – Ханина до стоматологического вмешательства (%)

После стоматологического вмешательства с использованием шкалы Кораха легкая форма дентофобии была диагностирована у 40 пациентов, средняя форма – у 52 пациентов, тяжелая форма – у 8 пациентов (рис. 3).

Рис. 3. Результаты анкетирования пациентов по шкале Кораха до и после стоматологического вмешательства (количество респондентов)

Оценка личностной и ситуативной тревожности пациентов после стоматологического приема при помощи шкалы Спилбергера – Ханина показала, что очень высокая тревожность наблюдалась у 4 пациентов, высокая тревожность – у13 пациентов, средняя тревожность – у 60 пациентов, низкий и очень низкий уровень тревожности – у 15 и 8 пациентов, соответственно (рис. 4).

Рис. 4. Результаты анкетирования пациентов по шкале Спилбергера – Ханина до и после стоматологического вмешательства (количество респондентов)

Результаты исследования и их обсуждение

Психоэмоциональное напряжение, возникшее у пациента до стоматологического вмешательства, сохраняется на протяжении всего периода лечения и держится достаточно длительное время после его окончания. Это доказано путем применения методов Кораха и Спилбергера – Ханина, использованных в качестве экспертной оценки уровня психоэмоционального напряжения и тревожности. Кроме того, их одновременное применение подтвердило достоверность полученных результатов и позволило исключить возможные ошибки в процессе исследования.

В ходе исследования было выяснено, что причинами фобий пациентов стоматологического профиля являются:

  1. Непосредственный отрицательный опыт пациента при предыдущих посещениях стоматолога.
  2. Чужой негативный опыт. Если кто-то из родственников и знакомых страдают дентофобией, то их поведение и эмоциональное состояние улавливается и перенимается человеком при посещении стоматолога.
  3. Медиа-фактор – негативные изображения стоматологов и стоматологического лечения в СМИ, мультфильмах, кино. К этому фактору относятся и социальные сети, в которых пациенты «подпитываются» информацией и приходят на прием с составленным в голове определенным стереотипом.
  4. Перенос негативного опыта лечения в других областях медицины на стоматологию.
  5. Ощущение собственной беспомощности и потери контроля над ситуацией, когда пациент не в состоянии контролировать процесс, что, в свою очередь, приводит к появлению чувства уязвимости, слабости, отчаяния, которое, в свою очередь, вызывает страх.

Заключение

Вместе с тем анализ полученных результатов показал, что важная роль в регуляции психоэмоционального статуса пациента должна принадлежать врачу-стоматологу, который обязан знать азы психологии и уметь найти им применение с учетом индивидуальности и психологического типа личности.

Имея представление о психологическом статусе пациента, можно оптимизировать оказание стоматологических услуг, сделать лечение в эмоциональном плане комфортным как для пациента, так и для врача.

Рецензенты:

Казарина Л.Н., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой пропедевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», г.Н.Новгород.

Иванов С.Ю., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии и имплантологии ФПКВ ИНМО ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная Медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», г.Н.Новгород.


Библиографическая ссылка

Гажва С.И., Степанян Т.Б., Горячева Т.П. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ПАЦИЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14064 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674