Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (ИЭОС) ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Симонова И.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
Актуальность данного исследования была обусловлена выявлением роли преподавателя в новых условиях информационно-экологической образовательной среды (ИЭОС) технического вуза. Анализируя модели экологического образования и структуру организации учебной деятельности, становится очевидно, что роль преподавателя в новой информационно-экологической образовательной среде технического вуза постоянно возрастает, так как именно от него зависит основной образовательный результат в учебном процессе. Современному преподавателю необходимо быть не только субъектом организации и передачи знаний, но и квалифицированным «проводником» в освоении образовательного пространства информационно-экологической образовательной среды технического вуза. Оценкой роли преподавателя является результат «создания» студента, обладающего не только набором знаний, но и способного осуществлять свою профессиональную деятельность со знанием дела, компетентно и квалифицированно. А достижение данной цели возможно коммуникативному, свободно владеющему новыми информационно-коммуникационными технологиями, творческому и разностороннему преподавателю – профессионалу своего непростого дела.
(ИЭОС) информационно-экологическая образовательная среда технического вуза
преподаватель
1. Варникова О.В. Социально-педагогические аспекты формирования профессиональных умений у студентов технического вуза. Монография. – Пенза: ПГУАС, 2007. – 102с.
2. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Модели содержания экологического образования в новой школе / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Педагогика. – 2010. – № 9.
3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие. – М.: Академия, 2007.
4. Симонова И.Н., Варинковак О.В. Информационно-экологическая образовательная среда технического вуза // XXI век: итого прошлого и настоящего плюс. – 2014. – Т. 2. – № 02 (18). – С. 81-87.
5. Симонова И.Н., Щепетова В.А. Модернизация структуры компетенций в новых информационно-коммуникационных условиях образовательной среды технического вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-10911.
6. Симонова И.Н. Роль средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в формировании новой информационно-экологической среды технического вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1; URL: www.science-education.ru/115-11402.
В условиях современного развития образования, а также быстрых темпов модернизации технологий на первый план выходит подготовка выпускников, обладающих навыками и способностями профессиональной адаптации в быстро меняющемся мире. Образование становится средством для наиболее адекватного отражения требований рыночной экономики и нового общества. Изменение основ образования сопровождается глобальным процессом переориентации результата образования и деятельности преподавателя в новых условиях образовательной среды [1].

В системе высшего технического образования России накоплен значительный опыт подготовки инженеров с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, вместе с тем нельзя сказать, что теория и практика такой подготовки окончательно разработана и оформлена [6].

Целью исследования стало выявлением роли преподавателя в новых условиях информационно-экологической образовательной среды (ИЭОС) технического вуза. Анализируя модели экологического образования и структуру организации учебной деятельности, очевидно, что роль преподавателя в новой информационно-экологической образовательной среде технического вуза постоянно возрастает, так как в большей степени от него зависит основной образовательный результат. В связи с этим с особой остротой проявляется проблема подготовки личности специалиста технического профиля с высоким уровнем сформированности профессиональных компетенций. При этом ряд аспектов подготовки, например, проблема использования средств ИКТ и построенной на их основе информационно-экологической образовательной среды (ИЭОС) с целью более эффективного формирования экологических знаний и умений у будущих бакалавров-инженеров в области охраны окружающей среды, исследован недостаточно. Остается не до конца изучено место и роль преподавателя в новой информационно-экологической образовательной среде технического вуза.

Методы исследования определялись методологическими основами, целями, сущностью поставленных теоретических и практических проблем, а также личностно-деятельностным и компетентностным подходами, реализованными в исследовании. В связи с этим использовались следующие методы:

  • теоретического уровня: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы, законодательных актов в области образования, нормативных и программно-методических документов, диссертационных исследований;
  • эмпирического уровня: наблюдение, беседа, опрос, самооценка и экспертная оценка, педагогический эксперимент.

Результаты и их обсуждения

Для определения роли преподавателя в современных образовательных условиях ИЭОС необходимо выяснить, какие же модели экологического образования существуют, и какова модель поведения в каждой из них отводится преподавателю высшей школы.

Модель экологического образования - это сложившаяся, утвердившаяся и испытанная временем схема экологического образования в высших учебных заведениях.

Существует несколько моделей экологического образования.

Рис. 1. Модель экологического образования

В практике существует еще одна модель экологического образования: стандартная или альтернативная.

Стандартная или авторитарная модель, которая представляет собой традиционную, безынициативную модель, применяемую в экологическом образовании и предусматривающую передачу знаний преподавателем, без учета инициатив и интеллектуальных особенностей студента.

Перспектива использования авторитарной модели в обучении такова - передача знаний студенту, не предполагающая их дальнейшего использования в профессиональной деятельности и дальнейшей жизни.

Альтернативная модель - это активная, творческая, нравственная модель экологического образования, предусматривающая формирование экогуманного мировоззрения, этичного поведения и, конечно же, полученных знаний, умений, навыков, экологической культуры не только в будущей профессии, но и в повседневной жизни [2].

Рассматривая модели экологического образования в информационно-экологической образовательной среде технического вуза, отметим функции и роль преподавателя в виде таблицы.

Таблица 1

Модели экологического образования

Модели экологического образования

Цели экологического образования

Формы образовательной деятельности

Функции преподавателя

Стандартная или авторитарная

Формирование экологически грамотной личности, имеющей богатый запас экологических знаний, умений, навыков.

Лекции, семинарские занятия, практические работы, лабораторные

работы, эксперимент.

Обучающая и частично воспитательная

 

 

Альтернативная

Формирование экологически грамотной, самореализованной личности, с высоким уровнем экологического сознания, культуры, мышления; способной применять полученные знания и умения в решении экологических проблем как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности

 

Лекции, семинарские занятия, практические работы, лабораторные работы, эксперимент, дискуссии, моделирование. работа в малых группах, ролевая игра, исследовательские проекты, природоохранная деятельность.

Обучающая, воспитательная, организаторская, исследовательская

Какова бы не была модель экологического образования, роль преподавателя в информационно-экологической среде технического вуза всеобъемлюща и многогранна. Преподаватель должен:

  • перестроится на новый уровень коммуникации «субъект - субъект»;
  • повышать уровень ИКТ-компетентности и свободно владеть информационно-коммуникационными технологиями;
  • владеть методикой организации индивидуальной траектории обучения студентов;
  • быть квалифицированным проводником в освоении образовательного пространства информационно-экологической образовательной среде ИЭОС;
  • планировать и корректировать образовательные результаты в зависимости от индивидуальных особенностей студента;
  • получать желаемый образовательный результат - высокопрофессионального специалиста в области охраны окружающей среды.

Профессионализм преподавателя в техническом вузе выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения [3].

Для плодотворного осуществления учебного процесса преподаватель использует все функции своей деятельности: обучающую; воспитательную; организаторскую; исследовательскую. Неоспорима и структура профессионально-необходимых свойств педагога по А.К. Макаровой, включающая объективные характеристики и субъективные характеристики.

К объективным можно отнести профессиональные знания; профессиональные умения; психологические знания; педагогические знания. К субъективным - психологические позиции; установки; личностные особенности.

Не каждый преподаватель способен получить высокий образовательный результат. Пригодность преподавателя в большей степени определяется биологическими, анатомо-физиологическими и психическими особенностями человека. Предрасположенность к педагогической деятельности предусматривает способность осуществлять деятельность типа «Человек - Человек» и формировать инновационными методами квалифицированного специалиста в своей области. Нельзя не отметить, что педагогическая деятельность предполагает норму интеллектуального развития человека, положительный эмоциональный тон, а также нормальный уровень развития коммуникативно-познавательной активности [5].

Помимо перечисленного, очень важной составляющей является профессиональная компетентность преподавателя - это система знаний, умений, навыков, а также способностей, составляющих основу профессиональной деятельности педагога и ученого, и личностная готовность к педагогической деятельности.

Профессия преподавателя - уникальна, так как этот человек должен обладать многообразием качеств и черт, важнейшими из которых являются:

  • умелое и легкое взаимодействие с другими людьми;
  • адекватность установления контакта с собеседником;
  • умение следить за реакцией собеседника и самому адекватно реагировать на нее;
  • получать удовольствие от общения.

Преподаватель в современных условиях информационно-экологической образовательной среды технического вуза не сможет быть профессионалом, если не будет стремиться к самореализации и саморазвитию личности, к идее свободы выбора содержания и способов педагогической деятельности, к развитию собственных аналитико-рефлексивных и креативных способностей. Только в этом случае он сможет реализовать себя в данной профессии как квалифицированный специалист, грамотный педагог и отличный «коммуникатор», свободно владеющий аудиторией, способный заинтересовать своим предметом.

Профессиональные свойства преподавателя необходимы при любой форме реализации экологического образования в информационно-экологической образовательной среде технического вуза, что видно из таблицы 2.

Таблица 2

Профессиональные свойства преподавателя в различных формах и видах учебной деятельности с применение информационно-коммуникационных технологий

Формы реализации экологического образования

Виды учебной деятельности, в которой они формируются

ИКТ, необходимые в данных видах учебной деятельности

Профессиональные свойства преподавателя по А.К. Макаровой

Лекция (восприятие, осмысление, систематизация, обобщение)

  • поиск информации в ЭОР, Интернете, литературе;
  • подготовка и представление публичного выступления;
  • отбор и сравнение материала из разных источников.
  • информационные ИКТ;
  • демонстрационные ИКТ;

средства презентации.

объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания;

 

Практические занятия (организационно-практические умения, рефлексивные умения)

  • анализ графиков, таблиц, схем;
  • выполнение работ практикума;
  • анализ проблемных ситуаций.
  • обучающие ИКТ;
  • контролирующие ИКТ.

объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания;

Лабораторная работа

  • выполнение лабораторных работ;
  • проведение исследовательского эксперимента.
  • тренажеры;
  • моделирующие;
  • имитационные ИКТ

объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания;

Тестирование (интеллектуальные умения, рефлексивные умения.)

  • контроль знаний и умений.
  • программные средства контроля и оценки.

субъективные характеристики: психологические позиции, установки, личностные особенности.

Самостоятельная работа (интеллектуальные умения, рефлексивные умения.)

  • решение экспериментальных задач.
  • моделирующие программные средства, автоматизированные системы управления (АСУ), системы автоматизированного проектирования (САПР).

субъективные характеристики: психологические позиции, установки, личностные особенности.

 

Деловая игра

(организационно-практические, интеллектуальные, рефлексивные умения)

  • анализ проблемных учебных ситуаций;
  • построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
  • имитационные ИКТ;
  • моделирующие ИКТ.

субъективные характеристики: психологические позиции, установки, личностные особенности.

Дискуссии (интеллектуальные умения, коммуникативная этика, способность общаться и вести переговоры.)

  • контент-анализ;
  • обсуждение учебных фильмов;
  • презентации роликов;
  • анализ проблемных учебных ситуаций.
  • игровые ИКТ;
  • моделирующие ИКТ.

субъективные характеристики: психологические позиции, установки, личностные особенности.

 

Анализируя деятельность и профессиональные свойства преподавателя в образовательных условиях технического вуза, отметим важнейшую способность правильно планировать и организовывать различные виды учебной деятельности, совершенствуя свое педагогическое мастерство, способность передавать свой опыт другим и, в свою очередь, учиться на их примерах, а также способность к самообразованию, включая поиск и творческую переработку необходимой информации и непосредственное использование ее в педагогической деятельности.

Выводы:

Роль преподавателя в условиях ИЭОС несомненно велика, и самосовершенствование - важное звено его профессиональной компетентности, как фактора качества образовательного процесса.

Меняющиеся условия образовательной среды заставляют преподавателя перестраиваться на новый современный уровень педагогического мышления, с другими ценностными ориентирами, с потребностью осуществления полноценной профессионально-педагогической деятельности, результатом которой является высококвалифицированный специалист в области охраны окружающей среды с высоконравственным и творческим потенциалом [4].

Достижение такого результата возможно лишь при постоянном самосовершенствовании и пополнении своих знаний, умений и навыков, освоении общечеловеческой и профессиональной культуры.

Рецензенты:

Королева Л.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Пензенский университет архитектуры и строительства», г. Пенза.

Варникова О.В., д.п.н., профессор Пензенского артиллерийского инженерного института, г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Симонова И.Н. РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (ИЭОС) ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14097 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674