Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Яковлева Е.Н. 1 Киргизова Е.В. 1 Яковлева Т.И. 2
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета
2 Национальный исследовательский Томский государственный университет
В статье описывается паспорт и программа формирования компетенций бакалавров педагогического образования в области языковой коммуникации: «владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников» и «владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения». Паспорт и программа разработаны на основе компетентностного подхода, согласно макету документа «Паспорт и программа формирования у студентов компетенции». В предлагаемом авторами примере определена структура (знания, умения и навыки), механизмы формирования, описание содержания и основных сущностных характеристик исследуемых компетенций, указаны уровни их сформированности. Авторами рассматриваются компоненты компетенций: мотивационный, когнитивный, деятельностный, личностный. Авторы приходят к выводу о том, что составление паспорта и программы формирования компетенций позволит конкретизировать требования, предъявляемые к выпускнику, аккумулировать всю актуальную информацию по формируемой компетенции.
компетенция
языковая коммуникация
подготовка педагогических кадров
1. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции : методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. - 52 с.
2. Кузнецова Е.М., Михалева Л.В. Методика разработки паспорта и программы формирования компетенции как основы компетентностно-ориентированного образовательного процесса // Язык и культура. - 2011. - № 3. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razrabotki-pasporta-i-programmy-formirovaniya-kompetentsii-kak-osnovy-kompetentnostno-orientirovannogo-obrazovatelnogo (дата обращения: 28.05.2014).
3. Осяк С.А., Яковлева Е.Н. Подготовка бакалавров направления «Педагогическое образование» физико-математического профиля к здоровьесберегающей деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. - URL: www.science-education.ru/117-13457.
4. Пахаренко Н.В., Зольникова И.Н. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - URL: www.scienceeducation.ru/106-7502 (дата обращения: 28.05.2014).
5. Полонская М.С., Айлазян Е.П. Развитие языковой коммуникативной компетенции сотрудников технического вуза на примере программы «язык делового и профессионального общения» с помощью применения электронной образовательной платформы «moodle» // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8. – С. 72-74.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 46) (с изменениями от 31 мая 2011 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207164014.pdf (дата обращения: 18.04.2014).
Государственные образовательные стандарты ВПО первого и второго поколения, а следовательно и основные образовательные программы, основывались на содержательном принципе. В их основе лежали дидактические единицы дисциплин федерального компонента, определенные ГОС ВПО. Главным отличием ФГОС ВПО стало требование к освоению ООП на основе компетентностного подхода, т.е. результаты обучения выражены в перечне общекультурных и профессиональных компетенций.

В Лесосибирском педагогическом институте - филиале Сибирского федерального университета на физико-математическом факультете ведется подготовка педагогических кадров (бакалавров по направлению «Педагогическое образование»), по профилям «Математика и информатика» и «Информатика и физика». ФГОС ВПО по данному направлению предполагает овладение студентами такими коммуникативными компетенциями, как «владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников» (ОК-10); «владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения» (ОПК-5) [6]. Формирование указанных компетенций позволит студентам пользоваться иностранным языком в различных областях профессиональной деятельности, научной работе, для самообразования и других целей. Кроме того, будет способствовать расширению кругозора студентов, повышению уровня их общей культуры и образования, воспитанию терпимости и уважения к духовным ценностям других стран и народов.

Для того чтобы сформировать ООП на основе компетентностного подхода, необходимо определить структуру (знания, умения и навыки) и механизмы формирования компетенций, указать уровни их сформированности. В этом может помочь создание паспорта компетенций и программы их формирования.

Цель настоящего исследования - разработать паспорт общекультурной компетенции: ОК-10 - «владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников»; и общепрофессиональной компетенции ОПК-5 - «владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения».

Формированию компетенций в области языковой коммуникации посвящены исследования таких ученых, как Прудникова Н.Н., Низкодубов Г.А., Корниенко О.П., Хлыбова М.А., Татарина Т.М., Полонская М.С., Айлазян Е.П., Шляпина В.Г. В частности, вопросам формирования общекультурных компетенций при подготовке будущих учителей посвящены работы Пушковой М.П., Морозовой Е.А., Ереминой В.М., Вторушиной Ю.Л.

При разработке паспорта компетенций мы руководствовались макетом документа «Паспорт и программа формирования у студентов компетенции» и методическими рекомендациями по разработке паспорта компетенции [1].

Пример паспорта и программы формирования компетенции ОК-10 «Владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников» и ОПК-5 «владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения».

Определение, описание содержания и основных сущностных характеристик компетенций

Под исследуемыми компетенциями понимается использование знаний о языке и речевых навыков в области иностранного языка для решения задач, связанных с поиском необходимой информации в зарубежных источниках, ее анализом, а также последующим рациональным использованием в рамках своей профессиональной деятельности.

Компоненты компетенций [4]:

  • мотивационный - включает в себя потребность и стремление к овладению системой языковых знаний и умений, к самообразованию, а также к использованию полученного опыта в процессе обучения (и исследовательской деятельности);
  • когнитивный - включает систему необходимых знаний иностранного языка, речевых навыков и умений;
  • деятельностный - включает практическое применение полученного опыта в процессе самообразования и педагогической деятельности;
  • личностный - включает осознание студентом значимости профессионального и личностного саморазвития в области овладения иностранным языком, а также умения студента организовывать, контролировать, анализировать и осуществлять рефлексию самостоятельной работы и своей профессиональной деятельности.

Место и значимость данных компетенций в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза по завершении освоения компетентностно-ориентированной ООП ВПО по направлению подготовки

Для учителя информатики особенно важно уметь работать с литературой на английском языке, т.к., чтобы заинтересовать школьников своим предметом, учитель должен быть в курсе современных тенденций, читать современную техническую литературу, которая в подавляющем большинстве на английском языке. Кроме того, чтобы общаться с зарубежными коллегами, современный учитель должен уметь строить монологические и диалогические высказывания на иностранном языке на профессиональные темы.

Принятая структура компетенции

Структура компетенции определяет, что бакалавр должен:

знать: специфику артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; чтение транскрипции, лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических дисциплин общего и терминологического характера; понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах; понятие об основных способах словообразования; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; культуру и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета;

уметь: строить монологическую и диалогическую речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения, основы публичной речи (устное сообщение, доклад);

  • понимать диалогическую и монологическую речь в сфере бытовой и профессиональной коммуникации:
  • читать аутентичную специальную литературу;
  • составлять письменные тексты деловой и обыденной корреспонденции;

владеть: навыками чтения (несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности); навыками письма: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография).

Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов - выпускников вуза

Выделены три уровня сформированности компетенции в области языковой коммуникации: начальный, средний, высокий [4]:

  • начальный: у педагога есть определенный запас знаний об изучаемом иностранном языке: знания особенностей произношения и интонации изучаемого языка, знания основных правил грамматики, владение лексическим минимумом (4000 единиц общего и терминологического характера); он обладает способностью разграничивать сферу применения лексических единиц и знает особенности различных функциональных стилей; он способен понимать основные положения прослушанной информации, связанной с ситуацией бытового общения или спецификой профессиональной деятельности, а также аутентичные тексты при прочтении, построенные на частотном языковом материале повседневного или профессионального общения; он умеет построить монологическую или диалогическую речь с использованием относительно простых языковых средств в основных коммуникативных ситуациях, а также строить высказывания на темы, связанные с профессиональной деятельностью; он владеет базовыми навыками письма: письма обыденного и делового характера, тезисы;
  • средний: педагог способен понимать основную информацию текста докладов, радио- и телепередач на интересующие темы, а также аутентичные тексты при прочтении, построенные на частотном языковом материале повседневного или профессионального общения; он умеет строить монологические и диалогические высказывания на иностранном языке в основных ситуациях бытового общения, в том числе и в стране изучаемого языка, а также на интересующие профильные темы с соблюдением норм вербального и невербального поведения в ситуациях делового профессионального общения; способен осуществлять письменную коммуникацию с зарубежными коллегами и организационными комитетами научных и других мероприятий; он обладает умениями написания аннотаций на иностранном языке к научным публикациям, а также представления своей научной работы в виде презентации на изучаемом языке;
  • высокий: педагог владеет навыками работы с документацией и научной литературой на иностранном языке; понимает доклады, лекции по знакомой тематике; он может понятно высказаться по широкому кругу интересующих вопросов, способен вступить в дискуссию и предоставить свои аргументы; он умеет представлять результаты своей научно-исследовательской работы в виде доклада и научной статьи на иностранном языке в соответствии с требованиями зарубежного научного сообщества, устанавливать деловые контакты и вести переговоры, заниматься совместной научно-исследовательской деятельностью с зарубежными коллегами.

Каждый выпускник должен освоить начальный уровень компетенции.

Общая трудоемкость формирования компетенции у студента

Компетенция формируется в процессе изучения базовой дисциплины «Иностранный язык» учебного плана по направлению «Педагогическое образование», профили «Математика и информатика», «Информатика и физика». Дисциплина изучается в течение четырех семестров в объеме 324 часов (9 з.е.).

Основные пути, методы и технологии формирования компетенции

Учебным планом предусмотрены практические занятия, которые большей частью проводятся в интерактивной форме:

  • дискуссии, ролевые игры, беседы, тренинги;
  • выполнение письменных работ (рефераты, доклады и сообщения, письма бытового и делового общения, эссе);
  • выполнение проектов, подготовка презентаций, представление результатов;
  • работа с аутентичным аудиотекстом;
  • выполнение упражнений, связанных с просмотром видеоматериалов и др.

Календарный график и возможные траектории формирования компетенции

В формировании компетенции «владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников» можно выделить 4 этапа (4 модуля).

Первый этап (1 семестр). Фонетика, лексика, грамматика.

Второй этап (2 семестр). Лексика, виды речевой деятельности, правила этикета.

Третий этап (3 семестр). Лексика, виды речевой деятельности, культура стран изучаемого языка.

Четвертый этап (4 семестр). Лексика, деловая корреспонденция, культура стран изучаемого языка, функциональные стили.

Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций

1 семестр - зачет,

2 семестр - зачет,

3 семестр - зачет,

4 семестр - экзамен.

Выполняя наше исследование, мы приходим к выводу о том, что составление паспорта и программы формирования компетенций позволит конкретизировать требования, предъявляемые к выпускнику, аккумулировать всю актуальную информацию по формируемой компетенции. Для дальнейшей работы над паспортом компетенций необходимо разработать оценочные средства проверки сформированности компетенций.

Рецензенты:

Майер В.Р., д.п.н., к.ф.-м.н., профессор, заведующий кафедрой алгебры, геометрии и методики их преподавания ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.

Пак Н.И., д.п.н., к.ф.-м.н., профессор, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Яковлева Е.Н., Киргизова Е.В., Яковлева Т.И. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14148 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674