Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

Шестернева Н.Н. 1 Приходько А.Н. 1
1 ГОБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»
Актуальность рассматриваемой темы, таким образом, определена отсутствием полноценных отечественных исследований в области специфических черт развития градостроительства как сферы деятельности, а также современным положением градостроительного образования вообще, которое многими исследователями определяется как кризисное и нуждающееся в немедленных преобразованиях. Рассматриваются вопросы институционализации деятельности в сфере градостроительства. Обобщен опыт развития системы знаний об особенностях профессиональной деятельности и специфике получения профессионального образования в градостроительстве. Предложена структура специальных исследований профессиональной деятельности градостроителя. Сформулированы предложения по развитию образовательного процесса в учебных заведениях градостроительной и инженерной направленности с целью формирования у будущих градостроителей адекватных личностно-профессиональных установок.
профессиональная деятельность
градостроительство
система градостроительного образования
эффективность образовательного процесса
1. Артемьева В.А., Приходько А.Н. Некоторые особенности мотивации студентов технического вуза в условиях инновации высшей школы // Образование и общество. – Орел, 2014. – № 2(85). – С. 39–44.
2. Высоковский А.А. Смена вех: от градостроительства к градоустройству // Архитектурный вестник. 2011. №2 (119). [Электронный ресурс]. URL: http://archvestnik.ru/node/3063 (дата обращения: 07.07.2014).
3. Глазычев В.Л. Урбанистика. – М.: Изд-во «Европа», 2008. – 220с.
4. Жалинский А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – «Проспект», 2009.
5. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 464 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270900 Градостроительство (квалификация (степень) «бакалавр»).
7. Шестернева Н.Н. Тенденции развития градостроительного образования: понятийный аппарат // Вестник гражданских инженеров. – 2014. – № 3 (44). – С. 65-70.
Профессиональная деятельность в условиях градостроительной деятельности осуществляется широким кругом заинтересованных лиц, имеющих профессиональное образование и соответствующие компетенции. Однако дать однозначное определение профессии градостроителя (реже - градопланировщика, планировщика, специалиста в области планирования территорий и др.) крайне трудно ввиду высокой степени дискуссионности всех аспектов этого рода занятий. Условно можно принять по аналогии с другими видами профессиональной деятельности, что профессия градостроителя - это особый род занятий имеющих специальную подготовку людей, как правило, осуществляемый на возмездной основе в соответствии с принятыми профессиональными стандартами и образующий в совокупности особую отрасль деятельности человека - работы по планированию, территориальному и функциональному зонированию, застройке, реконструкции, мониторингу и контролю за развитием городских и межселенных территорий. К кругу лиц, занимающихся решением градостроительных проблем, можно отнести профессионалов, выполняющих различные виды работ: планировщики, градостроители городских поселений, представители муниципальной власти, эксперты в области принятия проектных и градостроительных решений и др. Важно отметить, что специфической особенностью развития современного этапа градостроительной деятельности в России является лавинообразный рост интереса к решению проблем городской застройки и благоустройства, вовлечение широкого круга непрофессионалов в дискуссии о судьбе отдельных объектов городской среды, активный рост числа электронных ресурсов для поддержки инициатив жителей и муниципальных властей в сфере преобразования городской среды. Таким образом, круг субъектов градостроительной деятельности, а значит, и потенциальных участников системы градостроительного образования пополняется активными жителями городов, представителями муниципальной власти, отдельными инвесторами и застройщиками. Это повышает востребованность задачи по упорядочиванию системы разрозненных знаний о специфических условиях деятельности в области градостроительства.

При этом сама профессиональная деятельность градостроителя редко становится предметом самостоятельного изучения. Однако культура реализации личности в профессиональной деятельности и особые потребности в воспитании определенных качеств, несомненно, являются одними из важнейших задач профессионального градостроительного образования. Актуальность рассматриваемой темы, таким образом, определена отсутствием полноценных отечественных исследований в области специфических черт развития градостроительства как сферы деятельности, а также современным положением градостроительного образования вообще, которое многими исследователями [1,2,3] определяется как кризисное и нуждающееся в немедленных преобразованиях.

Границами исследования, краткому обобщению результатов которого посвящена данная статья, являются различные аспекты изучения профессиональной деятельности специалистов, занятых в решении градостроительных и планировочных задач. Сразу оговоримся, что активные дискуссии об актуальном наименовании данного рода деятельности («градостроительная деятельность», «градоустройство», «градоведение» и др.) принципиально оставлены за рамками данной публикации. Под термином «градостроительная деятельность» принимается определение, используемое в федеральном образовательном стандарте, «это область профессиональной деятельности по пространственной и планировочной организации территории, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования и строительства» [6]. В качестве определения термина «градостроительное образование» принята формулировка: «это процесс и результат профессионального становления личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, навыками и компетенциями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности» [7].

Вопросы институционализации профессиональной деятельности (институционализация, в самом общем смысле, принимается нами как превращение разрозненной системы получения и обработки знаний в организованный упорядоченный процесс с зафиксированной структурой отношений, характером связей, правилами поведения) в последние десятилетия стали предметом активных дискуссий в работах, посвященных различным социальным институтам и видам социальной активности [5,7]. Очевидно, это объясняется высокой потребностью в обеспечении согласованного позитивного развития разнообразных по объему и значению систем знаний, которые за последние 10-20 лет получили качественно новый характер развития и нуждаются в разработке механизмов, обеспечивающих органичное сочетание ключевых основ, заложенных еще в советское время, и новейших достижений каждого конкретного исследовательского направления.

Институционализация знаний [5] о профессиональной деятельности включает следующие последовательные этапы:

  • возникновение определенной общественной потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
  • формирование общих целей, задачи и идеологии развития всей системы знаний;
  • появление, формулировка социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, реализуемого методом проб и ошибок;
  • возникновение процедур, нормативно-правовых ограничений, связанных с этими нормами и правилами;
  • установление системы санкций для поддержания норм и правил, определение границ их применения в отдельных случаях;
  • организационное оформление возникшей институциональной структуры [5].

Развитие институционализации профессиональной деятельности осуществляется путем изменения и совершенствования уже сложившихся социальных институтов - системы профессионального, пост-дипломного образования; системы контроля и лицензирования профессиональной деятельности и др.

Для этого необходимо обеспечить:

  • развитие всего социального института профессиональной деятельности за счет его внутренней дифференциации, специализации связей, функций, учреждений (это сложный эволюционный процесс выделения отдельных узких специализаций, развития системы новых учреждений, в том числе предоставляющих образовательные услуги, появление новых специальностей и направлений обучения);
  • развитие социального института за счет перерегулирования институциональных связей [6], исходных норм и норм институализированного взаимодействия (например, в постсоветский период система отечественного профессионального образования потребовала изменения своих основ, создания новой концепции образования, ориентированной на особенности формирующихся рыночных отношений, развития новой образовательной парадигмы, соответствующей потребностям постиндустриального общества).

Таким образом, под институционализацией профессиональной деятельности мы понимаем широкий круг процессов и процедур, обеспечивающих упорядочивание системы знаний о градостроительной деятельности и включающих в себя эволюционные преобразования в системе социальных связей, социальных норм профессионального поведения и нормативно-правовых ограничений деятельности.

Рассмотрим специфические черты профессиональной деятельности в сфере градостроительства. Градостроительная деятельность в широком смысле представляет собой изучение, планирование развития, проектирование, территориальное деление, реконструкцию, мониторинг, застройку и оценку качества территорий городских поселений. Она осуществляется как градопланировщиками (в российской практике чаще -архитекторами, реже - градостроителями), так и людьми, не имеющими специального образования (например, представителями муниципальной власти или жителями, занимающими активную социальную позицию), и воплощается в виде теорий, концепций, стратегий, эскизов, конкретных проектных предложений, проектов застройки и реконструкции (то есть на принципиально разных уровнях).

Градостроительная деятельность как таковая осуществлялась, причем в значительных масштабах, начиная с момента возникновения городских поселений, хотя и не была долгое время выделена в виде отдельной профессии. При этом «кастовый» характер развития специальности, особый сложившийся стиль передачи знаний и навыков - «цеховым» способом, за счет перенимания опыта у «мастера» - не требовал специального изучения данного профессиональной деятельности. Во второй половине 19 века различного рода трудности - экологические, коммуникационные (связанные с появлением новых видов транспорта), пространственно-территориальные (связанные с ростом населения и ограниченными ресурсами для поддержания его жизнедеятельности), необходимость учета социальных факторов при проектировании и застройке городов - постепенно стали основой появления профессиональной градостроительной деятельности и в дальнейшем - профессии «градостроитель».

С точки зрения изучения специфики профессиональной деятельности, градостроительной деятельности, безусловно, имеет некоторые особенности, в том числе:

  • Длительность развития градостроительной деятельности в контексте решения архитектурных задач, относительно позднее выделение в самостоятельную профессиональную специализацию
  • Совместное развитие архитектурно-градостроительной деятельности в отечественной практике повлекло за собой фактическое отсутствие (до начала ХХ века) самостоятельных методов и приемов обучения градостроительству
  • Сравнительно позднее появление самостоятельных исследований по проблемам профессионального воспитания специалистов в сфере градостроительства, на сегодняшний момент эти исследования представлены единичными трудами.

Упоминаемые выше трудности привели к тому, что на сегодняшний день в России фактически отсутствуют исследования, посвященные изучению градостроительного образования вообще и в частности - профессиональной градостроительной деятельности. То есть имеет место игнорирование важнейшей составляющей в обеспечении качественного полноценного функционирования городских территорий - кадрового обеспечения реализации градостроительных решений и практик. Зачастую в обширнейшей градостроительной литературе именно качественному уровню деятельности, исполнению и реализации градостроительных решений должного внимания не уделяется.

Для преодоления этой проблемной ситуации необходимо выявить предмет специальных исследований профессиональной деятельности градостроителя. Эта отрасль теории градостроительства (вопрос о ее статусе должен рассматриваться самостоятельно) может охватывать следующие группы проблем [4]:

a) социальные функции и специфические черты профессиональной деятельности по решению градостроительных задач как сложившегося в стране и развивающегося элемента системы разделения общественного труда; закономерности, структуру и функционирование этой специализации в системе других знаний и профессий;

b) специфические особенности получения профессионального образования в сфере градостроительства (как частного случая профессиональной деятельности в рамках инвестиционно-строительного комплекса вообще);

c) динамику роста востребованности решения градостроительных задач в отечественной практике, потребность в профессии градостроителя, состояние рынка труда, ожидания и потребности работодателей;

d) содержание, основные свойства, структурные элементы, условия индивидуального профессионального труда градостроителей, содержание необходимых знаний, навыков и приемов осуществления отдельных рабочих процессов;

e) личность профессионала-градостроителя, социальные требования к ней;

f) нормативные основы профессиональной градостроительной деятельности и поведения планировщика-профессионала;

g) методы и средства осуществления профессиональной градостроительной деятельности, индивидуального профессионального труда, социально-правовое мышление, язык и речь, технические навыки работы с информацией и графическими материалами;

h) методы мониторинга, учета и средства констатации градостроительных проблемных ситуаций и решения планировочных задач, отбора и «перевода» в графическую форму информации, поиска оптимальных графических образов;

i) карьерный рост и особенности профессиональной работы градостроителей в отдельных социальных сферах: в экономике, муниципальном и городском управлении, архитектуре и частном секторе.

Содержание предмета исследований должно устранить бессубъектность рассмотрения градостроительной деятельности. В настоящее время разнообразные аспекты градостроительной деятельности выделяются в исследовательской литературе и анализируются так, как если бы их осуществлял робот в безвоздушном пространстве, некоем социальном вакууме [4]. На практике это может быть реализовано за счет введения в программу профессиональных образовательных учреждений дисциплины «Введение в специальность» (а при существовании такого предмета - его качественных изменений и дополнений) с целью формирования у будущих специалистов в сфере градостроительства основ профессиональной культуры, понимания специфических особенностей возлагаемых на них обязанностей, навыков адекватных поведенческих реакций и преодоления конфликтных ситуаций, возникающих в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Другим аспектом реализации основных направлений институционализации профессиональной деятельности может стать качественно новый подход к формированию системы градостроительного образования, развитие связей между образовательными объектами и представителями рынка труда, работодателями, создание предпосылок для формирования системы опережающего до-профессионального образования; обновление списка направлений обучений и специальностей, включаемых в состав градостроительного образования с целью дальнейшего обеспечения совместного обучения будущих инженеров, архитекторов, экономистов и управленцев, занятых в системе отечественной градостроительной деятельности.

Развитие системы градостроительного образования и ее частного аспекта - системы знаний о профессиональной деятельности в контексте упорядочивания, институционализации знаний о профессиональной культуре необходимо для преодоления целого ряда кризисных факторов, замедляющих устойчивое системное развитие российских городов. Введение понятия «институционализация» профессиональной деятельности в градостроительстве важно для понимания того, что существующий социальный институт всего инвестиционно-строительного комплекса страны не есть что-то единожды зафиксированное и неизменное; трансформации, происходящие в обществе, неизбежно ведут как к его модификации, так и к возникновению новых социальных институтов и институциональных форм. А также для понимания того, что профессионалы и заинтересованные лица внутри этой системы взаимодействий не просто следуют предписанным образцам поведения, а обладают определенной свободой «выработки ролей» в своих отношениях с другими участниками [5], что делает необходимым уточнение границ этих совместных действий для дальнейшего позитивного развития российских городов.

Рецензенты:

Дроздова И.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры управления, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», г.Санкт-Петербург.

Токунова Г.Ф., д.э.н., доцент, декан факультета экономики и управления, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Шестернева Н.Н., Приходько А.Н. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14155 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674