Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПАХ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ

Таможников Д.В. 1
1 Волгоградская государственная академия физической культуры
Использование дополнительных средств повышения функциональных возможностей в виде регламентированных режимов дыхания, различных по воздействию (дыхательных упражнений, дозированной гиповентиляции и увеличенного сопротивления дыханию), соответственно основным задачам тренировки юных футболистов в разные периоды тренировочного цикла, способствует усилению тренировочного эффекта от применения обычных тренировочных воздействий (физических упражнений) и обеспечивает наращивание и сохранение функциональных и физических кондиций игроков на протяжение всех периодов тренировочной и соревновательной деятельности. Систематическое использование увеличенного резистивного сопротивления дыханию обеспечивает повышение физической работоспособности, при сохранении физиологической стоимости и при стабильности напряжения регуляторных механизмов, его целесообразно использовать на предсоревновательном этапе подготовительного периода, в конце первого игрового круга (первый этап соревновательного периода), в середине межигрового периода и во второй части второго круга соревнований (третий этап соревновательного периода).
Футболисты
тренировочный цикл
регламентированные режимы дыхания
1. Бальсевич, В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 4. – С. 9–10.
2. Волков, Н. И. Перспективы биологии спорта в XXI веке / Н.И. Волков // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 5. – С. 14–18.
3. Годик, М.А. Факторная структура специальной подготовленности футболистов / М.А. Годик, Е.В. Скоморохов // Теория и практика физической культуры. – 1981.– № 7. – С. 14–16.
4. Голомазов, С. Футбол: Тренировка спе¬циальной работоспособности футболистов/ С. Голомазов, И. Шинкаренко. – М., 1994. – 88 с.
5. Летунов, С. П. Материалы к обосно¬ванию теории развития выносливости / С. П. Летунов, Р. Е. Мотылянская // Теория и практика физи¬ческой культуры. – 1972. – № 1. – С. 28-34.
6. Медведев, Д.В. Физиологические факторы, определяющие физическую работоспособность человека в процессе многолетней адаптации к специфической мышечной деятельности: автореф. дис. … канд. биол. наук: 03.00.13 / Д.В. Медведев. – М., 2007. – 24 с.
7. Платонов, В.Н. Подготовка спортсменов в профессиональном спорте // Профессиональный спорт / В.Н. Платонов, М.М. Линец. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – С. 326-348.
8. Солопов, И.Н. Оптимизация функциональной подготовленности спортсменов-футболистов посредством направленных воздействий на дыхательную систему / И.Н. Солопов, А.И. Шамардин, А.А. Шамардин и др. // Пути оптимизации функции дыхания при нагрузках, патологии и экстремальных воздействиях. – Тверь: Тверской гос. ун-т, 2005. – С. 76–85.
9. Солопов, И.Н. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов: монография / И.Н. Солопов [и др.]. – Волгоград: ВГАФК, 2010. – 346 с.
10. Солопов, И.Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека: монография / И.Н. Солопов. – Волгоград, 2004. – 220 с.
11. Солопов, И.Н. Функциональная подготовка спортсменов: монография / И.Н. Солопов, А.И. Шамардин. – Волгоград: «ПринТерра-Дизайн», 2003.– 263 с.
12. Тюленьков, С.Ю. Управление подготовкой футболистов высокой квалификации (Теоретико-методические аспекты) / С.Ю. Тюленьков. – М.: МГИУ, 1998. – 290 с.
13. Шамардин, А.И. Оптимизация восстановительных процессов в футболе: учебно-методическое пособие / А.И. Шамардин [и др.]. – Волгоград: ВГАФК, 2000 . – 50 с.
14. Шамардин, А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов / А.И. Шамардин. – Волгоград, 2000. – 276 с.
15. Шамардин, В.Н. Моделирование подготовленности квалифицированных футболистов / В.Н. Шамардин. – Днепропетровск: Пороги, 2002. – 200 с.
В настоящее время с целью наиболее полной реализации функциональных резервов организма используют различные традиционные и нетрадиционные средства предварительной стимуляции (потенцирования) работоспособности. В этом плане показано, что использование различных методов воздействия на организм, например, через дыхательную систему, усиливает влияние тренировочных нагрузок на организм, способствует формированию более совершенных адаптационных механизмов и повышению работоспособности спортсменов [10].

В футболе в подготовительном периоде в основном наращиваются функциональные возможности организма, развиваются ведущие, для специфической деятельности, физические качества. Развитие специальной работоспособности футболистов в подготовительном периоде предлагается осуществлять посредством последовательного решения трех задач: 1. Развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 2. Развитие работоспособности мышц ног. 3. Развитие скоростной выносливости [4].

В соревновательном периоде основной задачей является поддержание высокого уровня функциональной подготовленности, которая призвана обеспечить высокую спортивную результативность, и в определенной мере, особенно во второй части длительных соревнований, наращивание физических кондиций [14]. Немаловажной задачей при этом является сохранение двигательного и функционального потенциала при постоянном совершенствовании индивидуального и командного уровня технико-тактического мастерства и реализация возможностей игроков в соревнованиях [15].

В соответствии с этими задачами и должны использоваться регламентированные режимы дыхания в своих различных формах в тренировочном процессе, так как они имеют как общие направления воздействия, так и определенные особенности, что позволяет их дифференцировать для применения в разные периоды годичного тренировочного цикла [11]. В этой связи весьма остро встает необходимость разработки и обоснования эффективных методов использования дополнительных адаптогенных средств, позволяющих существенно расширить диапазон адаптационных перестроек, при достигнутом уровне объемов и интенсивности тренировочных нагрузок [13,10].

Нам представляется, что наряду с дифференциацией физических упражнений, целесообразно дифференцировать и различные эргогенические средства, в частности, регламентированные режимы дыхания.

Использование дыхательных упражнений, направленных на увеличение легочных объемов, силы и выносливости дыхательной мускулатуры, обеспечивает повышение аэробных возможностей организма. Таким образом, именно дыхательные упражнения целесообразно в основном применять на общеподготовительном этапе подготовительного периода тренировочного цикла. Следует отметить, что дыхательные упражнения будут полезны и в соревновательном периоде, на его первом этапе.

На этой основе нами были разработаны модельные недельные микроциклы тренировок, учитывающие возрастные особенности юных футболистов (скорректирован набор упражнений и величины нагрузки), дополненные специальным разделом, содержащим указания на применяемые регламентированные режимы дыхания, которые были объединены в специальные комплексы.

Для выяснения эффективности разработанной экспериментальной тренировочной программы, предусматривающей дифференцированное использование регламентированных режимов дыхания в разные периоды тренировочного цикла юных футболистов, был организован и проведен педагогический эксперимент.

Были сформированы две группы футболистов, экспериментальная, тренировавшаяся с использованием различных комплексов регламентированных режимов дыхания (n = 9 человек), и контрольная, которая, выполняя ту же тренировочную нагрузку, не применяла воздействия на дыхательную систему (n = 9 человек). Обе группы тренировались в одной команде, под руководством одного тренера и были на момент начала эксперимента практически одинакового физического развития и уровня подготовленности в возрасте 15-16 лет.

Педагогический эксперимент проводился в четыре этапа, соответственно периодам и этапам реального тренировочного цикла футбольной команды «Ротор-90», выступавшей в первенстве Волгоградской области.

Полученные результаты подверглись обработке с применением методов вариационной статистики. Достоверность различий сравниваемых средних величин оценивалась по критерию знаков (Z).

Результаты исследования

Показатели функциональной подготовленности футболистов, зарегистрированные в процессе обследований контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце каждого этапа педагогического эксперимента, представлены в таблицах 1-4.

Стоявшая перед тренировочным процессом в подготовительном периоде (первый этап педагогического эксперимента) задача наращивания функциональных возможностей, повышение, прежде всего, аэробной производительности, физической работоспособности и комплекса физических качеств, необходимых для специфической деятельности в футболе, была в полной мере решена.

Так, показатели скорости, скоростной и общей выносливости, скоростно-силовых возможностей увеличились как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Вместе с тем, прирост уровня физических качеств у футболистов экспериментальной группы был существенно большим, по сравнению с игроками контрольной группы. При этом увеличение показателей физической подготовленности у игроков экспериментальной группы было статистически достоверным по всем изучаемым позициям (см. табл. 1).

В то же время в контрольной группе достоверным оказалось увеличение только результатов в тестах 5-ой прыжок и 12-минутный гладкий бег.

Аналогичная ситуация наблюдалась и при сравнении показателей аэробной производительности и физической работоспособности. В обеих группах увеличение этих параметров было достоверным, но в экспериментальной группе прирост был почти в два раза больше. Это вполне объяснимо, так как в тренировке экспериментальной группы в начале этого этапа эксперимента применялись дыхательные упражнения, способствующие повышению функции внешнего дыхания, а в конце этапа использовались дозированные задержки дыхания, обусловливающие гиповентиляцию, и соответственно условия гиперкапнии и гипоксиии. Как известно, эти условия способствуют совершенствованию как анаэробных, так и особенно аэробных механизмов энергообеспечения [1, 10]. Кроме того, уже достаточно давно показана взаимосвязь между индивидуальной устойчивостью к гипоксии и уровнем развития выносливости у спортсменов [5].

Обнаруженные различия между контрольной и экспериментальной группами были вполне закономерными и ожидаемыми, так как футболисты экспериментальной группы целенаправленно использовали в тренировке различные регламентированные режимы дыхания, и как следствие, этих дополнительных воздействий, у них произошел более существенный рост всех наблюдаемых показателей функциональной подготовленности.

Таблица 1

Изменение показателей функциональной подготовленности у юных футболистов в результате экспериментальной тренировки в подготовительном периоде (X ± m)

Показатели

Контрольная группа

(n = 9)

Экспериментальная группа

(n = 9)

В начале эксперимента

В конце эксперимента

В начале эксперимента

В конце эксперимента

15 м с места, с

2,44±0,03

2,33±0,05

2,46±0,03

2,24±0,04**

Бег 30 м, с

4,21±0,07

4,06±0,04

4,30±0,05

3,88±0,06**

Бег 5 по 50 м, с

44,0±0,4

41,8±0,6

44,6±0,4

38,7±0,4**

5-ой прыжок, м

12,2±0,2

13,0±0,1**

12,1±0,2

13,6±0,1**

12-ти мин бег, м

2956,3±31,6

3127,8±29,0**

2919,2±83,3

3266,7±71,2**

ЧССп, уд/мин

81,2±2,2

78,0±1,6

76,7±2,9

70,8±1,7

ЖЕЛ, мл

4098,9±180,6

4372,2±125,0

3975,6±157,7

4805,6±99,5**

МВЛ, л/мин

99,3±4,9

105,7±1,5

96,9±6,1

118,9±3,0**

ЗД вд., с

43,4±2,9

45,2±2,9

41,2±3,2

51,0±2,1*

ЗД вд., с

21,7±1,9

22,7±1,0

21,4±1,9

27,9±2,5*

PWC170, кгм/мин

796,1±28,4

905,6±34,8*

824,4±45,3

985,0±53,7*

МПК, мл/мин

2506,0±38,1

2786,0±44,1**

2626,0±98,0

3066,1±99,0**

КПМПК, мл/уд/мин

14,6±0,4

15,3±0,2

14,5±0,5

16,8±0,5**

Примечание: здесь и далее достоверность различий: * при Р < 0,05; ** - при P < 0,01.

На то, что причиной большей эффективности тренирующих воздействий являются именно регламентированные режимы дыхания, указывает весьма существенное и статистически достоверное увеличение показателей функционального состояния дыхательной системы и гипоксической устойчивости организма футболистов экспериментальной группы. Увеличение этих параметров произошло в среднем на 20,9-30,4 % (P<0,05-0,01), тогда как в контрольной группе прирост не превышал 6,7 %.

В дополнение к этому, следует отметить и повышение экономичности функционирования организма юных футболистов, использовавших регламентированные режимы дыхания. На это указывает снижение у них показателя частоты сердечных сокращений в покое на 7,7 % (P>0,05) и увеличение показателя кислородного пульса на 15,9 % (P<0,01). В то же время в контрольной группе эти показатели увеличились соответственно всего на 3,9 и 4,8 % (P>0,05).

Задачей второго этапа педагогического эксперимента, включавшего первый круг соревнований, кроме успешной соревновательной деятельности, явилось наращивание физических кондиций, прежде всего, скоростных и скоростно-силовых возможностей.

Результаты контрольного тестирования физической и функциональной подготовленности показали, что эти задачи были достигнуты как в контрольной, так и в экспериментальной группах, что было обусловлено рациональным тренировочным процессом (табл. 2).

Вместе с тем, в контрольной группе прирост скоростных и скоростно-силовых возможностей игроков наблюдался в пределах 2,6-5,2 % (P<0,05). При этом произошло снижение показателей общей выносливости, аэробной производительности и физической работоспособности в среднем на 1,6-4,9 % (P>0,05).

В то же время, у игроков экспериментальной группы, систематически применявших на фоне тренировочных нагрузок регламентированные режимы дыхания, в основном дыхательные упражнения и увеличенное резистивное сопротивление дыханию, увеличение скоростных, скоростно-силовых возможностей и скоростной выносливости, было существенно большим (в пределах 3,7-8,5 %, P<0,01), по сравнению с контрольной группой.

Таблица 2

Изменение показателей функциональной подготовленности у юных футболистов в результате экспериментальной тренировки в первом круге соревнований соревновательного периода (X ± m)

Показатели

Контрольная группа

(n = 9)

Экспериментальная группа

(n = 9)

В начале эксперимента

В конце эксперимента

В начале эксперимента

В конце эксперимента

15 м с места, с

2,33±0,05

2,21±0,02*

2,24±0,04

2,10±0,03**

Бег 30 м, с

4,06±0,04

3,89±0,02**

3,88±0,06

3,59±0,06**

Бег 5 по 50 м, с

41,8±0,6

40,7±0,3

38,7±0,4

35,4±0,3**

5-ой прыжок, м

13,0±0,1

13,4±0,1*

13,6±0,1

14,1±0,1**

12-ти мин бег, м

3127,8±29,0

3077,8±48,0

3266,7±71,2

3350,0±41,7

ЧССп, уд/мин

78,0±1,6

77,6±1,2

70,8±1,7

69,6±1,5

ЖЕЛ, мл

4372,2±125,0

4216,7±52,0

4805,6±99,5

5116,7±35,4**

МВЛ, л/мин

105,7±1,5

106,7±1,2

118,9±3,0

121,1±2,6

ЗД вд., с

45,2±2,9

45,0±2,7

51,0±2,1

57,7±2,3*

ЗД вд., с

22,7±1,0

22,9±0,6

27,9±2,5

32,4±2,7

PWC170, кгм/мин

905,6±34,8

878,3±28,5

985,0±53,7

992,2±41,7

МПК, мл/мин

2786,0±44,1

2648,2±66,1

3066,1±99,0

3174,7±83,3

КПМПК, мл/уд/мин

15,3±0,2

14,6±0,3

16,8±0,5

17,4±0,5

При этом у них, в отличие от игроков экспериментальной группы, не наблюдалось снижение общей выносливости и аэробных возможностей и даже наоборот отмечалось их некоторое увеличение, хотя и небольшое (в среднем на 2,5-3,5 %) и статистически не достоверное (P>0,05).

Одновременно, в экспериментальной группе, на этом этапе педагогического эксперимента, так же как и в подготовительном периоде, отмечалось увеличение показателей функционального состояния дыхательной системы и гипоксической устойчивости (см. табл. 2).

На третьем этапе педагогического эксперимента, охватывавшего весь межигровой цикл тренировок, основной задачей явилось наращивание функциональных возможностей, в особенности аэробной производительности, и повышение уровня физических качеств. Тренировка в этом межигровом периоде, и по задачам и по структуре, была аналогичной, использовавшейся в подготовительном периоде и была спрограммирована в соответствие с рекомендациями, приводимыми в литературе [14].

В таблице 3. представлены результаты контрольных тестирований функциональной и физической подготовленности футболистов контрольной и экспериментальной групп.

Из представленных данных можно видеть, что в обеих группах произошло повышение и физических и функциональных кондиций. Так же как и на предыдущих этапах педагогического эксперимента, у игроков, практиковавших использование регламентированных режимов дыхания, это повышение было более существенным (в пределах 4,2-12,5 %) и почти по всем позициям статистически достоверным. Вполне закономерно повысились и показатели функционального состояния дыхательной системы (в диапазоне 6,4-22.8 %, P<0,05-0,01).

В то же время в контрольной группе достоверным оказалось увеличение только результата в тесте Купера (12-минутный гладкий бег), на 4,3 % (P<0,05). Результаты в остальных тестах также увеличились в пределах 3,3-5,0 %, но не достоверно.

Таблица 3

Изменение показателей функциональной подготовленности у юных футболистов в результате экспериментальной тренировки в межигровом периоде соревновательного периода (X ± m)

 

Показатели

 

Контрольная группа

(n = 9)

Экспериментальная группа

(n = 9)

В начале эксперимента

В конце эксперимента

В начале эксперимента

В конце эксперимента

15 м с места, с

2,21±0,02

2,14±0,05

2,10±0,03

1,96±0,03**

Бег 30 м, с

3,89±0,02

3,72±0,08

3,59±0,06

3,36±0,03**

Бег 5 по 50 м, с

40,7±0,3

39,3±0,7

35,4±0,3

33,9±0,4**

5-ой прыжок, м

13,4±0,1

14,0±0,3

14,1±0,1

14,9±0,2**

12-ти мин бег, м

3077,8±48,0

3211,1±38,0*

3350,0±41,7

3600,0±39,1**

ЧССп, уд/мин

77,6±1,2

75,3±1,2

69,6±1,5

66,9±1,3

ЖЕЛ, мл

4216,7±52,0

4305,6±44,4

5116,7±35,4

5444,4±37,7**

МВЛ, л/мин

106,7±1,2

111,7±1,9*

121,1±2,6

132,8±3,1**

ЗД вд., с

45,0±2,7

46,3±2,3

57,7±2,3

65,3±2,7*

ЗД вд., с

22,9±0,6

23,4±1,5

32,4±2,7

39,8±2,1*

PWC170, кгм/мин

878,3±28,5

922,2±26,5

992,2±41,7

1116,7±28,8*

МПК, мл/мин

2648,2±66,1

2772,3±74,0

3174,7±83,3

3460,4±79,5*

КПМПК, мл/уд/мин

14,6±0,3

15,1±0,5

17,4±0,5

19,1±0,4*

Четвертый этап педагогического эксперимента приходился на второй круг соревнований, который, как известно из литературы, характеризуется существенным спадом уровня физической и функциональной подготовленности футболистов.

Из результатов тестирования физических и функциональных кондиций у юных футболистов, участников эксперимента, представленных в таблице 4, можно видеть, что в контрольной группе именно так и произошло. Все без исключения показатели уровня физической подготовленности и функционального состояния снизились, а результаты в тесте 12-минутный гладкий бег и показатель жизненной емкости легких уменьшились достоверно.

Таблица 4

Изменение показателей функциональной подготовленности у юных футболистов в результате экспериментальной тренировки во втором круге соревнований соревновательного периода (X ± m)

 

Показатели

 

Контрольная группа

(n = 9)

Экспериментальная группа

(n = 9)

В начале эксперимента

В конце эксперимента

В начале эксперимента

В конце эксперимента

15 м с места, с

2,14±0,05

2,23±0,03

1,96±0,03

2,03±0,03

Бег 30 м, с

3,72±0,08

3,93±0,07

3,36±0,03

3,42±0,02

Бег 5 по 50 м, с

39,3±0,7

40,9±0,4

33,9±0,6

34,6±0,4

5-ой прыжок, м

14,0±0,3

13,3±0,2

14,9±0,2

14,6±0,2

12-ти мин бег, м

3211,1±38,0

3038,9±46,2*

3600,0±39,1

3505,6±25,6

ЧССп, уд/мин

75,3±1,2

77,3±1,3

66,9±1,3

68,2±1,3

ЖЕЛ, мл

4305,6±44,4

3944,4±62,1*

5444,4±37,7

5433,3±28,9

МВЛ, л/мин

111,7±1,9

107,0±1,8

132,8±3,1

130,0±2,2

ЗД вд., с

46,3±2,3

43,2±2,0

65,3±2,7

66,2±1,6

ЗД вд., с

23,4±1,5

21,8±1,3

39,8±2,3

38,5±1,7

PWC170, кгм/мин

922,2±26,5

875,0±41,0

1116,7±28,8

1103,3±22,6

МПК, мл/мин

2772,3±74,0

2656,7±64,0

3460,4±79,5

3417,0±39,1

КПМПК, мл/уд/мин

15,1±0,5

14,3±0,3

19,1±0,4

18,3±0,4

Совершенно другая ситуация наблюдалась в экспериментальной группе. У игроков, систематически использовавших целенаправленные воздействия на дыхательную функцию в виде комплексов дыхательных упражнений и увеличенного резистивного сопротивления дыханию, все изучаемые показатели практически не изменились, а некоторые даже в небольшой степени увеличились, хотя статистически не достоверно. Вследствие использования регламентированных режимов дыхания не произошло снижения и показателей функционального состояния дыхательной системы (см. табл. 4.).

Заключение

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показывают, что использование дополнительных средств повышения функциональных возможностей в виде регламентированных режимов дыхания, различных по воздействию (дыхательных упражнений, дозированной гиповентиляции и увеличенного сопротивления дыханию), соответственно основным задачам тренировки юных футболистов в разные периоды тренировочного цикла, способствует усилению тренировочного эффекта от применения обычных тренировочных воздействий (физических упражнений) и обеспечивает наращивание и сохранение функциональных и физических кондиций игроков на протяжении всех периодов тренировочной и соревновательной деятельности.

Рецензенты:

Вершинин М.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград.

Якимович В.С., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Гуманитарные дисциплины» ФГБОУ ВПО «Волжский институт строительства и технологий (филиал) Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета», г. Волжский.


Библиографическая ссылка

Таможников Д.В. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПАХ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14162 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674