Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Куликова Н.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
В статье рассмотрены методические основы формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения. Проанализированы специфические проблемы, возникающие при обучении курсу «Информатика и ИКТ» в школе, которые приводят к необходимости изменений в подготовке будущего учителя информатики в педвузе, в аспекте формирования его готовности к профессиональной деятельности с использованием интерактивных средств обучения, позволяющих вместо традиционной примитивной трансляции знаний успешно управлять познавательной деятельностью обучающихся. Выявлена сущность готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения, представлена модель формирования готовности, включающая представления о ее структуре, уровнях становления и этапах формирования. Данная модель положена в основу построения методики, определяющей ее целевой, содержательный и процессуальный компоненты. Описан процесс формирования данной готовности в курсах информатических дисциплин в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете.
обучение информатике
интерактивность
интерактивные средства обучения
готовность будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения
1. Бобровская Л. Н., Данильчук Е. В., Куликова Н. Ю. Методические особенности использования интерактивных средств обучения для решения дидактических задач учителя на уроках информатики // Информатика и образование. – 2013. – №2 (241). – С. 76-78.
2. Гавронская Ю. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» // Высшее образование в России. – 2008. – №7.
3. Данильчук Е.В. Эволюция курса информатики в школе: поиск новой парадигмы подготовки будущего учителя информатики в педагогическом вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. – Т. 62. – № 8.
4. Долгая Т. И. Мультимедийные технологии в коллективной форме работы учащихся при обучении физике: на основе применения электронной интерактивной доски: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2010. – 304 с.
5. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: проблемы и поиск решений. Педагогическое образование и наука. 2014. № 1. С. 45-50.
6. Куликова Н. Ю., Склейнов Е. Л., Сердюкова С. Ю. Использование мультимедийных и интернет-технологий для разработки электронных образовательных ресурсов интерактивной доски при обучении информатике // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 2(77). – С.97-102.
7. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. – М.: ИИО РАО, 2010.
8. Сергеев А.Н. Разработка Интернет-портала как системы информационно-технической поддержки образовательного процесса с использованием интерактивной доски // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. URL: http://www.science-education.ru/111-10304 (дата обращения: 20.06.2014).

Информатика сегодня является одной из фундаментальных отраслей научного знания, которая позволяет сформировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира [3] и заложить основу для формирования современной естественнонаучной картины мира. При этом информатика является одной из самых стремительно развивающихся и постоянно расширяющихся областей практической деятельности человека, связанной с использованием информационно-коммуникационных технологий, с широким спектром предметных возможностей, которые, как показывает анализ образовательной практики, на настоящий момент не полностью реализуются при обучении информатике в школе.

Выделим три основные специфические проблемы, возникающие при обучении курсу «Информатика и ИКТ». Во-первых, компьютер и ИКТ технологии в курсе «Информатика и ИКТ» являются не только объектами изучения, но и средствами обучения. Во-вторых, интенсивное развитие информатики как науки приводит к непрерывному обновлению и усложнению содержания обучения, увеличению его объемов, быстрой потере актуальности учебной информации в учебниках и электронных образовательных ресурсах. В-третьих, проникающие во все сферы жизнедеятельности современного общества информационно-коммуникационные технологии приводят к существенной неоднородности уровня начальных знаний обучающихся на каждом из этапов обучения курсу информатики в школе. Все это ведет к поиску инновационных средств и методов обучения. Такими средствами, на наш взгляд, являются интерактивные средства обучения, использование которых привело к появлению третьего интерактивного партнера учебного взаимодействия (И.В. Роберт), что изменило роль учителя, который перестал быть единственным источником учебной информации и цели процесса обучения, инициировало переход с «пассивного потребления информации» к «активному ее преобразованию» в процессе учебной деятельности [7]. В ходе анализа работ, освещающих проблему организации интерактивного образовательного процесса и его научного обоснования, было выявлено, что на данный момент отсутствует единое понимание интерактивности и единая теория интерактивного обучения.

С опорой на исследования Ю.Ю. Гавронской [2], Т.И. Долгой [4], Е.В. Коротаевой [5], И.В. Роберт [7] и др. под интерактивностью будем понимать непосредственное или опосредованное средствами обучения взаимодействие участников образовательного процесса, при котором реализуются принципы обратной связи, обеспечивающие учебный диалог; под интерактивными средствами обучения (ИСО) – совокупность технических (компьютер, его периферийные устройства, интерактивное оборудование и специализированное программное обеспечение к ним) и дидактических (электронные образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет) средств, позволяющих управлять познавательной деятельностью обучающихся через взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе интерактивного диалога за счет: использования различных видов обратной связи; возможности самостоятельного выбора обучающимся в ИСО – траектории обучения, времени и темпа работы, объема и уровня сложности учебного материалы; самостоятельного создания творческого учебного продукта в процессе активного преобразования информации в ИСО.

Использование ИСО вместе с инновационными формами и методами обучения открывает новые возможности для управления познавательной деятельностью обучающихся и ее активизации в ходе учебного диалога с ИСО. Все это является особенно актуальным для обучения информатике с учетом ее специфики, недостаточного количества часов для качественного освоения ее часто обновляющегося и усложняющегося содержания, а также востребует необходимость изменений в подготовке будущего учителя информатики в педвузе, который сегодня должен быть готов к профессиональной деятельности с использованием инновационных средств обучения, позволяющих вместо традиционной примитивной трансляции знаний с помощью отдельных средств ИКТ успешно управлять познавательной деятельностью обучающихся на основе ИСО [1].

В основу этих изменений может быть положена разработанная нами методика формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения в педвузе, опирающаяся на модель формирования данной готовности, которая определяет ее структуру, уровни и этапы формирования.

Учитывая анализ педагогической практики и научных подходов к пониманию «готовности» (В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Д.Н. Узнадзе, Т.И.Чечет и др.), мы рассматриваем готовность будущего учителя информатики к использованию ИСО как одну из приоритетных целей его подготовки в педагогическом вузе, под которой мы понимаем динамично развивающуюся систему качеств, мотивов, знаний, умений, навыков и опыта педагога, обеспечивающую результативность его деятельности по организации обучения информатике с использованием интерактивных инструментов управления познавательной деятельностью обучающихся. Структура данной готовности включает составляющие: когнитивно-операциональную (знания о месте и роли интерактивности в учебном процессе, потенциале ИСО в обучении информатике, вариантах реализации обучения с использованием ИСО), инструментально-деятельностную (умения и навыки работы с интерактивным оборудованием, опыт создания ИСО, умение соотнести педагогическую задачу с возможностями ИСО, владение методами реализации обучения с помощью ИСО) и рефлексивно-творческую (рефлексия собственных личных и профессиональных возможностей в области преподавания с использованием ИСО, направленность на реализацию своего творческого потенциала и потенциала учеников).

Готовность будущего учителя информатики к использованию ИСО формируется через прохождение трех уровней: низкого, среднего и высокого, каждый из которых определяется в соответствии со степенью сформированности определенных составляющих готовности по выделенным показателям (см. таблица).

Характеристики уровней сформированности готовности

Уровень

Когнитивно-операциональная составляющая

Инструментально-деятельностная составляющая

Рефлексивно-творческая составляющая

Низкий

Имеет фрагментарные знания об ИСО

«Транслятор» – создает и использует ИСО для примитивной визуализации учебного материала или простого переноса известного педагогу содержания предмета в мультимедийную форму.

Создает портфолио как хаотический набор образцов и шаблонов интерактивных мультимедийных элементов. Не способен четко обосновать целесообразность использование ИСО в обучении.

Средний

Имеет общие знания об ИСО

«Преобразователь» – создает и использует ИСО для эпизодического решения поставленных педагогических задач с использованием на уроках интерактивных возможностей ИСО.

Создает портфолио как коллекцию ИСО и методических материалов к ним. Интересуется появлением новых ИСО. Способен переживать события собственной учебной и профессиональной деятельности с целью ее совершенствования и коррекции.

Высокий

Имеет системные знания об ИСО

«Фасилитатор» – создает и использует ИСО комплексно, целостно владеет технологиями создания ИСО и методиками их использования в целях активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Создает авторское портфолио как систематизированную коллекцию собственных разработок, адекватных поставленным целям, а так же готовых ИСО и методических материалов к ним. Способен к анализу адекватности своих действий в процессе управления работой обучающихся с использованием ИСО.

В основу диагностики сформированности уровней готовности будущих учителей к использованию ИСО был положен анализ результатов их учебной деятельности (выполненных творческих заданий разного уровня сложности; созданного интегрированного портфолио; тестирования; индивидуальных отчетов по компьютерной, учебной и педагогическим практикам; наблюдение за учебной деятельностью студентов; обобщение экспертных оценок, включающих характеристику и отзывы руководителей практик и др.).

Процесс формирования готовности будущего учителя к использованию интерактивных средств обучения строится в соответствии со следующей логикой этапов формирования: мотивационном (формирование устойчивого познавательного интереса и положительной мотивации к использованию ИСО, пропедевтическое введение в проблематику интерактивности в обучении информатике), технологическом (формирование навыков разработки интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов; освоение аппаратного и программного обеспечения для создания интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов, изучения основных видов ЭОР и требований к ним, изучение видов технических интерактивных средств и основ работы с ними, изучение мультимедийных технологий, Интернет-технологий; развитие основ визуальной культуры в области создания образовательных ресурсов, коммуникативных навыков и творческих способностей) и организационно-методическом (приобретение опыта построения методической системы обучения информатике с использованием ИСО через разработку интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов и фрагментов уроков с их использованием, формирование умений методически грамотно использовать уже имеющиеся ИСО, а также умений при необходимости создавать собственные ИСО, для решения поставленных дидактических задач, проводить их апробацию и коррекцию на педагогической практике).

Рассмотрим подробнее целевой, содержательный и процессуальный компоненты разработанной нами методики формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения (см. рис. 1).

Рис. 1. Компоненты методики формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения

Целевой компонент. Система целей, включающая в себя интегративную цель – формирование готовности будущего учителя информатики к использованию ИСО как ведущего компонента в профессиональной деятельности учителя информатики, а также цели этапов формирования; цели учебных курсов; цели учебных ситуаций.

Содержательный компонент. Модернизации содержания обучения будущих учителей информатики использованию ИСО производится в соответствии с:

1) Выделением технического: компьютер и его периферийные устройства (внутренние и внешние), интерактивное оборудование (интерактивные доски (ИД), интерактивные планшеты, интерактивные столы, системы голосования и др.), программное обеспечение – системное, прикладное, инструментальное и специализированное (для интерактивного оборудования); программного: информационно-коммуникационные технологии и дидактические электронные образовательные средства, которые позволяют управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся и организовывать взаимодействие участников образовательного процесса при осуществлении интерактивного диалога при реагировании данных средств на действия пользователей (различные виды интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов, социальные сервисы-Интернет, виртуальные ИД, образовательные порталы, сетевые сообщества и др.); методического: основные понятия (интерактивность, интерактивное обучение, ИСО, предметные, личностные, метапредметные результаты обучения, учебно-познавательная деятельность обучающихся и др.) и методы обучения (беседа, дискуссия, тренинг, метод проектов, проблемные, эвристические, исследовательские и др.) видов обеспечения.

2) Представление данных видов обеспечения следующими содержательными блоками:

  • традиционные курсы: «Программное обеспечение ЭВМ», «Компьютерные сети. Интернет и мультимедиа технологии», «Информационные технологии», «Учебная практика» и др. с включением дополнительных дидактических единиц направленных на изучение основных понятий («интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные средства обучения» и др.), видов интерактивного оборудования и ЭОР, получение знаний о потенциале ИСО и вариантах их использования для управления деятельностью обучающихся, изучении имеющихся ИСО, получение опыта создания ИСО, дидактических материалов, тематических проектов;
  • специально разработанные: авторский курс «Разработка электронных образовательных ресурсов» направленный на формирование системы знаний о способах разработки и использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) с учетом требований дидактического, технико-технологического и эргономико-физиологического характера; формирование умений использовать базовое, специализированное и сетевое ПО для разработки и использования интерактивных ЭОР; создание условий для освоения опыта представления учебного материала в деятельностно-коммуникативной форме и освоения опыта экспертной оценки, а также мастер-классы. При их реализации используются дистанционные формы взаимодействия студентов и преподавателей на базе образовательного портала ВГСПУ, предоставляющего широкие возможности для размещения и разработки электронных материалов, продуктов проектной деятельности и эффективного взаимодействия преподавателя и студентов в совместной деятельности через сеть Интернет [6, 8].
  • профессиональные курсы («Методика обучения информатике», «Педагогическая практика» и др.), с включением дополнительных дидактических единиц, направленных на анализ ИСО и уроков с их использованием; проектирование уроков информатики с ИСО; разработку ИСО, дидактических материалов, методических указаний и др.

Процессуальный компонент. Процесс формирования готовности будущего учителя информатики к использованию ИСО реализуется через разработку интегрированного портфолио, включающего результаты учебной деятельности студентов: изучение, анализ и оценка качества существующих ИСО; выполнение студентами профессионально ориентированных заданий и творческих проектов; проектирование, создание и использование интерактивных электронных образовательных ресурсов (мультимедийные учебники, учебные презентации, электронные тренажеры и тесты, интерактивные плакаты и виртуальные модели и др.) для уроков информатики, позволяющих управлять деятельностью обучающихся как на уроке, так и во внеурочное время; изучение дистанционных технологий и разработку собственных интерактивных учебных материалов; обучение проектированию урока информатики с использованием ИСО; создание дидактических материалов, методических указаний и рекомендаций; апробация разработанных уроков и ИСО в ходе педагогической практики и их дальнейшая корректировка.

Эксперимент по апробации описанной выше методики проводился на базе ФГБОУ ВПО ВГСПУ «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» факультета математики, информатики и физики в ходе подготовки будущих учителей информатики по направлению 050200 «Физико-математическое образование» профиль «Информатика», специальности: 050202 «Информатика» с дополнительной специальностью 050303 «Английский язык», 050203 «Физика» с дополнительной специальностью 050202 «Информатика», 050201 «Математика» с дополнительной специальностью 050202 «Информатика»; по направлению 050100 «Педагогическое образование» профили: «Информатика», «Информатика» и «Физика» в период с 2008 по 2013 год. На каждом этапе формирования готовности будущего учителя информатики к использованию ИСО осуществлялась оценка уровня ее сформированности. Анализируя проведенную опытно-экспериментальную работу, можно сделать вывод об эффективности разработанной методики, так как более трети студентов выпускного курса достигают высокого уровня готовности к использованию ИСО в профессиональной деятельности, показывая в ходе педагогической практики комплексное владение технологиями создания ИСО и методиками их использования на уроках информатики для решения поставленных педагогических задач, способность к анализу адекватности и целесообразности своих действий. При этом более 70 % студентов имели высокую мотивацию своей деятельности по созданию и использованию ИСО, при разработке интегрированного портфолио, отмечая, что данное портфолио является необходимой основой для их успешной адаптации в будущей профессии.

Рецензенты:

Сергеев А.Н., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой информатики и информатизации образования, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.

Данильчук Е.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры «Теории и методики обучения физике и информатике», ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Куликова Н.Ю. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14228 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674