Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

Винокурова Н.Ф. 1 Мартилова Н.В. 1 Соткина С.А. 1 Ефимова О.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Статья посвящена исследованию проблемы формирования культуры природопользования средствами элективных геоэкологических курсов. Рассматривается структура культуры природопользования как фактора устойчивого развития территорий, представленная ценностным, онтологическим, гносеологическим, нормативным и праксиологическим аспектами, что целостно отражает многообразие философских концепций культуры и её особенность комплексно влиять на все сферы сознания личности. Представлены авторские элективные курсы «Рациональное природопользование» и «Окультуривание антропогенных ландшафтов моего края», обеспечивающие методическое сопровождение формирования культуры природопользования в контексте тенденций модернизации современного образования. Раскрывается основное содержание элективных курсов и методические особенности их реализации.
культура природопользования
образование для устойчивого развития
коэволюция
экологизация образования
рациональное природопользование
окультуривание ландшафтов
1. Винокурова Н.Ф. Культура устойчивого развития: синтез экологизации и информатизации общества // Концепция использования ИКТ в географическом образовании для устойчивого развития. – Н. Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2011. – С. 8-12.
2. Винокурова Н.Ф., Мартилова Н.В. Культурные ландшафты – наше наследие: рабочая тетрадь. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013.
3. Мартилова Н.В. Окультуривание антропогенных ландшафтов моего края // Изучение экологического краеведения в школах Нижегородской области: концепция и учебные программы. – Н. Новгород: Деловая полиграфия, 2010.
4. Природопользование и устойчивое развитие. Мировые экосистемы и проблемы России / Под ред. В.М. Котлякова, А.А. Тишкова, Г.В. Сдасюк. – М.: ИГРАН, 2006.
5. Природопользование. 10-11 класс: учеб. пособие для профильных классов общеобр. учреждений/ Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина. – М.: Дрофа, 2007.
6. Рациональное природопользование: учебное пособие/ Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др. – Н.Новгород: НГПУ. – Часть I – 2011; Часть II – 2012.
7. Стратегия ООН для устойчивого развития в условиях глобализации. – М.:РАЕН, 2005. – С. 220-224.

Культура – синкретическое понятие, отражающее квинтэссенцию эпохи,
её основополагающие черты.
Н.М. Мамедов

Экологический вектор, предполагающий переход к устойчивому развитию цивилизации и её коэволюционному взаимодействию с природой, ставит вопрос о кардинальном преобразовании всех форм и направлений социальной деятельности, в том числе и образования.

Система образования в этом контексте определена как стратегически важная, ключевая сфера человеческой деятельности, которая призвана выполнить опережающую роль в переходе к устойчивому развитию. На Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге вопросам образования было уделено особое внимание. Выработаны конкретные меры, направленные на согласование международной деятельности по вопросам образования в интересах достижения целей устойчивого развития. Эти меры нашли отражение в Плане выполнения решений Всемирной встречи, в котором проблемы развития образования учитывают экологические и информационные аспекты культурно-цивилизационного развития. В этом же документе странам предписано:

  • внедрять вопросы устойчивого развития в системы образования на всех уровнях, принимая во внимание, что образование является ключевым фактором перемен, и предполагать формирование нового типа культуры – культуры устойчивого развития;
  • разрабатывать планы действий и программы в области образования, принимая во внимание, что образование должно учитывать условия и потребности для развития человеческого потенциала на локальном, национальном и глобальном уровнях [7].

По мнению Н.М. Мамедова, реализация стратегии устойчивого развития предполагает системно-футурологические исследования перспектив, закономерностей и этапов общественного развития, обеспечивающих целенаправленное «конструирование» будущего, движение к качественно новому состоянию общества. Это новое состояние общества отличается от всей предшествующей истории культурой, обеспечивающей возможность поддерживаемого развития. Сейчас общепризнанно, что среди конкретных задач перехода к устойчивому развитию на первое место нужно поставить формирование культуры устойчивого развития и соответствующей системы образования.

Культура устойчивого развития базируется на новых «человековключающих» моделях познания, системе коэволюционных ценностных отношений, созидательном конструктивном характере деятельности [1]. Она имеет транс-междисциплинарный характер, выступая методологическим основанием экологизации научных областей знания и учебных дисциплин в контексте идеологии устойчивого развития. В современных условиях особую значимость приобретают экологоориентированные научные области и соответствующие дисциплины, в которых гармонично соединяются идеалы устойчивого развития с конструктивным, деятельностным характером предметного содержания. К подобным областям относят природопользование как геоэкологический вектор экологизации комплексной географии, изучающее триаду: природа – население – хозяйство на конкретной территории. Специалисты отмечают, что экологически устойчивое природопользование является составной частью движения по пути устойчивого развития [4]. В этом контексте правомерно говорить о таком феномене как культура природопользования.

Системно-структурный подход к выявлению сущностных особенностей культуры природопользования предполагает раскрытие её ценностного, онтологического, гносеологического, нормативного и праксиологического аспектов, что целостно отражает многообразие философских концепций культуры и её особенность комплексно влиять на все сферы сознания личности.

Ценностный аспект является центральным, определяя ценностно-целевые ориентиры современного культурно-цивилизационного развития. Коэволюционные ценности, являясь мировоззренческим ядром культуры природопользования, ориентируют на гармонию взаимодействия человека и природы, взаимного единения, со-бытия с другими людьми и природой, в противовес идеологии борьбы и покорения. Они формируют базовую аксиологическую основу культуры XXI века – экологический гуманизм (А.А. Горелов), который реализует следующие ценностно-мировоззренческие идеи:

  • холистическая идея, предполагающая признание единства мира природы и мира человека, «вписанность» человека и его природопользовательской деятельности в социоприродное окружение, её оценку;
  • универсальной ценности и самоценности природы, которая призвана преодолеть утилитарно-практическое отношение;
  • гармонизации, оптимизации, гуманизации как основных направлений рационального, эффективного природопользования;
  • сохранения опыта и традиций экологически устойчивого природопользования, эстетики и гармонии культурных ландшафтов.

Экологический гуманизм определяет направленность изменения содержания онтологического и гносеологического аспектов культуры природопользования. Изменение содержания связано с проникновением экогуманистического подхода в систему научного знания и способов познания, что способствует образованию пограничных областей научного знания, в которых происходит соединение когнитивных и ценностных аспектов, утверждение целостного видения человека в единстве его социальных и природных характеристик. Особенностью подобных пограничных областей знания является не интеграция в максимально возможной степени, а максимально возможная гармоничная интеграция. Гармония при этом рассматривается как способ взаимодействия, при котором предметные знания сохраняют свою специфику, а особенным в их содержании является экогуманоцентризм, погружённость, вписанность человека в природную и социальную среду. Такая гармонизированная научная область способствует созданию гармоничной системы взаимодействия человека с природой и обеспечению гармоничности развития самого человека. К подобным научным областям относят рациональное (гармоничное) природопользование.

Онтологический аспект включает систему знаний о видах и направлениях природопользования. Структурно-логическая модель понятия природопользования, а также соподчинённых понятий, раскрывающих сущность нерационального и рационального природопользования, представлены на рисунках 1, 2, 3.

Рис. 1. Структурно-логическая модель понятия «природопользования»

Рис. 2. Нерациональное природопользование

Рис. 3. Содержание и направление рационального природопользования

Гносеологический аспект представлен системно-деятельностным подходом, обеспечивающим алгоритмизацию содержания, отражающую диалектику природопользовательской деятельности. Структура содержания нами представлена в этом контексте следующим образом: I блок – природные ресурсы, природные условия, оценка природно-ресурсного потенциала территории; II блок – виды природопользования; III блок – экологические проблемы и ситуации; IV блок – экологические последствия; V блок – направления рационального природопользования.

Нормативный аспект культуры природопользования представлен тремя блоками, последовательно отражающими процесс долженствования от внешнезаданных норм и требований к принятию их личностью и становлению экологооринтированного качества личности – экологическая ответственность гражданина: I блок – Нормативно-правовая база природопользователя; II блок – Кодекс природопользователя; III блок – Экологическая ответственность гражданина.

Праксиологический аспект обеспечивает взаимосвязь традиционного экологоориентированного природопользователя с инновационным опытом рационального природопользования.

Разработанные теоретические основы реализованы в элективных курсах «Рациональное природопользование» и «Окультуривание антропогенных ландшафтов моего края» [2, 3, 5, 6]. Курсы отражают культурно-деятельностную парадигму современного образования, ориентируясь на формирование культурны природопользования. Элективные курсы обеспечены программами и учебными пособиями. Программы предусматривают вовлечение учащихся в разнообразную деятельность – основу личностного становления, в процессе выполнения которой развивается аксиологическая, когнитивная и волевая сферы личности как условие формирования культуры природопользования. Особое внимание уделяется частично-поисковым и исследовательским методам обучения. Это отражается в содержании и методическом аппарате учебных пособий.

Так, методический аппарат учебного пособия по рациональному природопользованию включает задания, объединённые в рубрики:

«Подведём итоги» – нацелена на проверку усвоения основного материала, содержания ключевых понятий курса, проблем;

«Включайтесь в обсуждение» – направлена на выражение отношения к дискуссионным вопросам, альтернативным позициям; демонстрацию интересов, эрудиции, умения формулировать свою аргументированную точку зрения;

«Твое участие в решение проблем природопользования» – ориентирована на развитие опыта решения проблем на основе ценностей экологической культуры;

«Я – природопользователь» включает вопросы и задания на самореализацию, участвуя в конкретной практической экологической деятельности.

Проектно-творческий практикум «Будущее создается сегодня» включает современные научные методы исследований. С помощью доступных методик возможно микроисследование экологических проблем в различных видах природопользования и получение достоверных выводов. Каждая проектно-творческая работа включает два блока: информационный и деятельностный. В информационном блоке содержатся сведения теоретического, нормативно-правового, фактологического характера, необходимые для успешного выполнения задания. В деятельностном блоке предлагается методика организации творческой деятельности учащихся.

Информация для углубленной проработки материала содержится в дополнительном тексте, выделенном более мелким шрифтом.

Программой курса «Рациональное природопользование» после изучения тематических разделов предусмотрено три завершающих обобщения. Они обеспечивают самоконтроль и рефлексию учебной деятельности, систематизацию усвоенного содержания в процессе его обсуждения, практические и проектные задания по решению реальных личностнозначимых экологических проблем природопользования. Обобщения включают задания, объединённые в следующие направления: 1. Ваш личный рейтинг; 2. Коммуникативный блок; 3. Практический блок.

Вопросы первого направления представляют собой тесты разного типа; коммуникативный блок содержит проблемные и дискуссионные ситуации; практический блок состоит из практических и творчески-созидательных заданий.

Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать становлению компетентной личности путём развития культуры природопользования на основе формирования у учащихся коэволюционных ценностей устойчивого развития, осознания неразрывного единства с миром природы, системы экологических знаний о рациональном природопользовании, способов экологической деятельности, готовности и способности к конструктивному диалогу по дискуссионным экологическим проблемам, настойчивости и воли в достижении целей улучшения состояния окружающей среды.

Разработанный нами элективный геоэкологический курс «Окультуривание антропогенных ландшафтов моего края» ориентирован на развитие культуры природопользования подрастающего поколения посредством включения учащихся в различные виды созидательной творческой деятельности в процессе познания и преобразования ландшафтов ближайшего окружения.

В программе курса учитывались и реализовывались научно-географические и психолого-педагогические основы окультуривания ландшафтов и формирования культуры природопользования.

Научно-географическую основу исследования составили: теоретические основы ландшафтоведения; идеи прикладного ландшафтоведения; о культурно-экологическом подходе в изучении ландшафтов и концепциях культурного ландшафта; о связи прикладного ландшафтоведения с этикой и эстетикой.

Психолого-педагогическую и методическую основу составили исследования о культурологическом и экологическом подходах в образовании; идеи личностно-деятельностного подхода; идеи средового подхода, в том числе ландшафтно-средового; о личности как субъекте деятельности и культуры, об экологической этике и экологическом императиве, культуре природопользования.

Цель курса – формирование культуры природопользования учащихся в процессе изучения многообразия современных ландшафтов, методов их окультуривания и сохранения.

Задачи курса ориентированы на формирование и развитие системы знаний и познавательной деятельности, связанных с культурными ландшафтами как отпечатками пространственной организации природы и общества, отражением культуры природопользования прошлых и настоящих поколений; развитие ценностного отношения школьников к современным ландшафтам и причастности к их окультуриванию, сохранению природных и культурно-исторических богатств родного края; развитие творческо-созидательной деятельности по изучению и сохранению культурных ландшафтов, а также готовности к решению их проблем.

Курс включает блок теоретической подготовки и личностно-деятельностный блок, реализуемый на основе взаимосвязи методов проблемного обучения, коммуникативных методов и метода проектов. В рамках теоретического блока школьники знакомятся с теоретическими основами окультуривания ландшафтов: его объектом, целями, задачами, методами; рассматривают опыт современного природопользования в различных странах мира, изучают историю изменения культуры природопользования жителей России в различные исторические эпохи и историю планирования территории. Личностно-деятельностный блок предполагает комплексную оценку территории, выявление проблем ландшафта, его потенциальных возможностей, предложение рекомендаций по использованию исследуемой территории (возможные варианты выделения функциональных зон: размещения производственных, рекреационных, сельскохозяйственных, транспортных и других объектов). Разрабатывается обоснование проекта с точки зрения соответствия потенциалу ландшафта и предложение экологических ограничений использования территории, чтобы не допустить возникновения на ней новых экологических проблем. Особое внимание следует обратить на то, что учащимся предлагается оценить свою роль и внести посильный вклад в окультуривание ландшафтов родного края.

Реализация курса «Окультуривание антропогенных ландшафтов моего края» в практике школы подтвердила его эффективность в изучении современных ландшафтов и формировании культуры природопользования подрастающего поколения посредством включения учащихся в различные виды деятельности по изучению и окультуриванию ландшафтов.

Разработанные материалы активно используются в школах Нижегородской области, а учебное пособие «Природопользование» – в различных регионах РФ. Как отмечают учителя, заложенный в них образовательно-воспитательный потенциал способствует формированию культуры природопользования как фактора устойчивого развития территорий.

Статья подготовлена в рамках реализации Государственного задания №2014/362 Минобрнауки России, НИР №868 «Исследование теоретико-методологических оснований формирования культуры природопользования средствами проектно-модульного обучения»

Рецензенты:

Демидова Н.Н., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой экологического образования и рационального природопользования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Н. Новгород.

Николина В.В., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Н. Новгород.


Библиографическая ссылка

Винокурова Н.Ф., Мартилова Н.В., Соткина С.А., Ефимова О.Е. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14237 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674