Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

Артамонова Ю.С. 1 Байнишев С.М. 1 Ханьжов И.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
Научная статья посвящена исследованию проблемы повышения эффективности кластерного развития и разработке теоретических и методических рекомендаций по формированию кластерной политики в регионах Российской Федерации. Авторы сравнивают два подхода к реализации кластерной политики – «снизу вверх» и «сверху вниз» и выявляют их основные особенности. Выявлены факторы повышения эффективности отраслей народного хозяйства на основе кластерного развития, на их основе предложен новый метод формирования кластерной политики «top-up». Согласно этому методу, реализация кластерной политики должна инициироваться региональными органами государственной власти, реализовываться органами управления кластером и организацией кластерного развития на условиях частно-государственного партнерства. Реализация разработанных рекомендаций позволит обеспечить кластерное развитие региональных территориально-отраслевых комплексов в современных условиях развития экономики.
кластерная политика
территориально-отраслевой кластер
регион
экономический потенциал
экспортный потенциал
инновация
кластер
1. Артамонова, Ю.С. Формирование производственно-образовательного кластера в сфере транспорта в Липецкой области / Ю.С. Артамонова, И.С. Герасимова //Мир транспорта и технологических машин. – 2014. – № 2 (45). – С. 103-111.
2. Артамонова, Ю.С. К вопросу об управлении оборотными средствами автотранспортных предприятий / Ю.С. Артамонова, Н.М. Белянская // Автотранспортное предприятие. – 2014. – № 7.– С. 31-35.
3. Артамонова Ю.С., Колесников П.В. Формирование приборостроительного кластера в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12933 (дата обращения: 29.04.2014).
4. Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Колесников П.В. Реализация кластерной политики в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13225 (дата обращения: 26.05.2014).
5. Артамонова, Ю.С. Стратегическое развитие регионального строительного комплекса на основе инноваций / Ю.С. Артамонова, Б.Б. Хрусталев, А.В. Савченков, И.В. Оськина // Региональная архитектура и строительство. – 2010. – № 2. – С. 156-162.
6. Артамонова, Ю.С. Формирование инновационной стратегии развития региональных строительных комплексов / Ю.С. Артамонова, Б.Б. Хрусталев, А.В. Савченков // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. –№ 24. – С. 168-170.
7. Демьянова, В.С. Экономическая эффективность рециклинга автомобильных шин / В.С. Демьянова, Ю.С. Артамонова, А.Д. Гусев // Международный технико-экономический журнал. – 2011. – № 4. – С. 50-55.
8. Еремкин, А. А. Основные направления развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса Пензенской области / А.А. Еремкин, Б.Б. Хрусталев, Ю.С. Артамонова. – Пенза: ПГУАС, 2006. – 234 с.
9. Макаров, И.Н. Национальные системы управления государственно-частным партнерством / И.Н. Макаров, В.В. Колесников // Российское предпринимательство. – 2013. – № 13 (235). – С. 38-44.
10. Стрельцов Д.И., Артамонова Ю.С. Особенности формирования территориально-отраслевых кластеров стройиндустрии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12969 (дата обращения: 05.05.2014).
11. Хрусталев, Б.Б. Методика расчета инновационного потенциала предприятий регионального строительного комплекса / Б.Б. Хрусталев, И.В. Пучков, Ю.С. Артамонова, В.Я. Мищенко // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. – 2008. – № 3. – С. 72-76.
Стимулирование конкурентного развития предприятий может осуществляться за счет создания в регионе кластеров, которые будут выступать в роли факторов достижения и удержания превосходства над конкурентами, создавая условия по созданию сетевых структур.

Кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Целью исследования является разработка теоретических и методических подходов к формированию региональной кластерной политики.

При осуществлении исследования были применены методы системного, структурно-функционального, статистического анализа.

Практически все регионы России создают и поддерживают в настоящее время территориально-отраслевые кластеры.

В случае, если кластеры не формализованы, их поддержка идет в формате отраслевой.

На возникновение синергетического эффекта в региональном территориально-отраслевом кластере должна оказать влияние группа факторов (табл. 1).

Таблица 1

Факторы повышения эффективности отраслей народного хозяйства на основе кластерного развития

Факторы

Влияние фактора на кластер

1. Развитие взаи­модействий между участниками кла­стера

Формирование связей между участниками кластера делает любой сек­тор экономики более стабильным: наличие стабильного рынка сбыта; поставщиков, готовых отреаги­ровать на изменение потребности в количестве и качестве материалов.

2. Развитие систе­мы знаний

Наличие научной базы, способной поставлять научный продукт, готовый к внедрению в производстве - основа формирования кластера. Ключе­вую роль здесь могут играть малые предприятия как посредники при распространении знаний от науки к бизнесу.

3. Стимулирование спроса

В кластере это возможно за счет снижения себестоимости производства. Стоимость производства продукции может быть снижена за счет новых технологий и более дешевых мате­риалов, а также устранения посредников между покупателями и произ­водителями материалов.

4. Наличие круп­ных предприятий

Крупные предприятия могут играть каталитическую роль в росте класте­ра, поскольку они могут создать критическую массу опытных менедже­ров и рабочих и могут обеспечить идеальные условия для малых пред­приятий, чтобы расти и развиться вокруг них.

5. Дух предприни­мательства

Предпринима­тельская инициатива становится важным фактором, и необходимо, чтобы внутри кластера были участники, готовые внести новшества. Создание кластера обеспечивает возможность коммуникаций.

Региональные органы государственной власти взаимодействуют с кластерными структурами даже в отсутствие четкого кластерного подхода. Использование механизмов кластеризации позволяет координировать и эффективно структурировать государственное финансирование в разрезе создания нового знания и продукта. Помимо вопросов координации и реализации механизмов господдержки органы власти содействуют активному процессу развития кластера, обеспечивая законность функционирования и финансовую поддержку центров кластерного развития.

Практический опыт показал, что наличие кластеров является одним из важных факторов, определяющих различия между экономическим развитием регионов. Основой региональной экономики являются ее кластеры, а не просто совокупность неких не связанных между собой предприятий. Благодаря кластеризации обеспечивается:

  • повышение экономического потенциала региона на основе кооперационного взаимодействия предприятий, координируемого институтами развития;
  • укрепление отношений между государственными органами, деловыми и научными кругами, инновационной инфраструктурой;
  • оптимизация притоков государственных и частных инвестиций, ориентированных на удовлетворение потребностей бизнеса;
  • обеспечение целенаправленных государственных инвестиций с целью расшивки узких мест кластеров;
  • определение необходимости в увеличении объема государственных инвестиций в кластер;
  • координация взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти по вопросам реализации кластерной политики.
  • обеспечение соответствия государственных инвестиций и потребностей бизнеса.
  • координация государственных регуляторов и норм, составляющих внешнюю среду для бизнеса, облегчение внедрения политических реформ, законов и правил, приоритеты которых четко определены в процессе развития кластера.
  • формирование оптимального механизма, который устанавливает меры общегосударственного государственной поддержки кластеров, удаляя дублирование функций различными учреждениями.

В настоящее время на практике реализуются два основных подхода к формированию региональной кластерной политики: «сверху вниз» и «снизу вверх». Первый подход является наиболее распространенным. Он сравнительно легок и предлагает предельную отдачу от потраченных ресурсов. Однако он больше обеспечивает формализацию, чем качественное наполнение кластерных инициатив. Второй подход при условии его правильной реализации обеспечивает основу для динамичного развития региональной экономики.

  1. «Сверху вниз» (top-down): разрабатываются широкие, общие стратегии, такие, как обеспечение жизнеспособности бизнеса и частного предпринимательства, развитие инновационных альянсов с университетами; привлечение навыков и талантов, развитие экспорта и связей за границей, региональный брендинг. Приоритетные действия, которые выходят из этого нисходящего подхода, обычно включают в себя повышенную поддержку экспорта, привлечение инвестиций. Тем не менее, мероприятия, которые вытекают из такого подхода, в значительной степени не дифференцированы по сравнению с другими вариантами. Такой тип стратегий европейсики специалистами в области кластерного развития относится к группе «Управление проектом».
  2. «Снизу вверх» (Bottom-Up): Это более целенаправленный подход, который опирается на сильные стороны региона, так называемую, смарт-специализацию. Он сосредоточен на торгуемых кластерах, привлечении финансирования в регион. Приоритетные действия, вытекающие из этого подхода, должны точно отвечать приоритетам кластера. Кроме того, стратегия определяет общие вопросы взаимодействия региональных кластеров и создания адресных кросскластерных связей, с целью устранения белых пятен между кластерами. Благодаря такому подходу стратегия экономического развития одного региона полностью отличается от стратегий других регионов.

В настоящее время особенности кластерной политики России таковы, что предпочтение отдается методу «сверху-вниз». Инициаторами кластерных проектов и программ формирования и развития кластеров обычно являются региональные органы государственной власти. Такой подход приводит к тому, что потребности предприятий формулируются недостаточно четко и недостаточно полно учитываются при формировании кластерных проектов и программ.

Однако, метод «снизу-вверх» предполагает, что инициатива формирования кластера должна исходить от предприятий, следует учесть такую особенность российского бизнеса, как недоверие к конкурентам, пассивность в принятии организационных решений и т.д. В связи с этим толчок для развития кластера должны давать региональные органы государственной власти и способствовать проявлению инициативы бизнесом.

На наш взгляд, целесообразным будет применение комбинированного метода (Top-Up), сочетающего особенности обоих подходов. Предполагается, что реализация кластерной политики должна инициироваться региональными органами государственной власти, реализовываться органами управления кластером и организацией кластерного развития. Это обеспечит баланс интересов предприятий, науки и органов власти. В связи с этим целью формирования кластерной политики региона должно являться:

Обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики региона за счет повышения конкурентоспособности и увеличения экспортного потенциала предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.

Стимулирование развития элементов инновационной инфраструктуры и инновационного потенциала региона в рамках возможностей кластерного подхода.

Интенсификация механизмов частно-государственного партнерства путем формирования основы для совместных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей бизнеса, образовательных и общественных организаций.

Привлечение инвестиций и активизации процессов интеграции предприятий, входящих в кластер, в региональный, национальный и глобальный уровни экономики.

Задачи региональной кластерной политики:

Определение кластерного потенциала региона.

Широкомасштабное обучение всех заинтересованных участников кластерной методологии, популяризация кластерного подхода.

Выявление существующих и потенциально необходимых элементов кластера.

Формирование инициативных кластерных групп.

Развитие сотрудничества внутри кластера и между участниками кластеров.

Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики.

Развитие взаимодействия между государственными организациями, образовательными учреждениями и участниками кластера, четкое определение ролей и функций.

Развитие механизмов эффективной поддержки кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера, за счет фокусирования и координации и с учетом приоритетов развития кластеров.

Обеспечение формирования в регионе благоприятных условий для развития кластеров, обеспечивающих устранение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающих наращивание конкурентных преимуществ участников кластера.

Выстраивание системы оценки эффективности кластерной политики.

При формировании региональной кластерной политики следует учитывать тот факт, что она должна развиваться поступательно.

Реализация кластерной политики должна осуществляться в 3 этапа.

1 этап. Определение кластера

  • Идентификация потенциальных участников кластера по принципу производства однородной продукции, конкуренции, геостратегических возможностей.
  • Коммуникации с предприятиями: организация общих встреч, визиты на предприятия с целью выявления потребностей потенциальных участников кластера.

2 этап. Низко висящие плоды

  • Создание протокластера на основе реализации простых совместных проектов с государственным софинансированием.
  • Коммуникации в процессе реализации проекта. Формирование доверия.
  • Формирование системы управления кластером.

3 этап. Кластерные проекты

  • Разработка комплекса совместных мероприятий и проектов, инициированных участниками кластера (стратегия, дорожные карты).
  • Реализация совместных инвестиционных проектов.
  • Расширение круга участников кластера, вовлечение новых предприятий в совместные проекты.

Длительность 1 и 2 этапов составляет максимум 1,5 года. Увеличение этих сроков приводит к снижению интереса компаний кластера к общекластерным проектам, повышение срока окупаемости кластерных проектов, снижение бюджетной эффективности, сокращений тенденций роста числа предприятий - участников кластера.

Формирование грамотной кластерной политики позволит увеличить объемы производства инновационной продукции, повысить промышленный и экспортный потенциал региона.

Рецензенты:

Тараканов О.В., д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Кадастр недвижимости и право» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.

Баронин С.А., д.э.н., профессор кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Артамонова Ю.С., Байнишев С.М., Ханьжов И.С. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14407 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674