Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Чепурышкин И.П. 1 Кашина С.Г. 2 Василенкова Н.И. 1
1 Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»
2 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
В статье определены и научно обоснованы принципы управления качеством образования в школе-интернате (фасилитации, абилитации, компаративизма). Установлено, что принцип фасилитации предполагает готовность педагогов школы-интерната к помощи и поддержке учащихся, способность к уважению и пониманию их. Выяснено, что принцип абилитации предполагает снятие стрессообразующих факторов учебно-образовательного процесса и создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, с целью деятельностного развития учащихся, формирования у них оптимальных навыков социальной адаптации.. Выявлено, что принцип компаративизма предполагает выявление уровня образования каждого ребенка для постановки задач адекватных ближайшим перспективам развития, повышения успешности и формирование у них позитивной мотивации к независимой жизни, включению в полноценную общественную деятельность, а также фокусирование на действиях, удовлетворении индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка, активном и постоянном участии детей во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.
индивидуальные образовательные потребности
принцип компаративизма
субъектность
деятельностное развитие
принцип абилитации
педагог-фасилитатор
готовность педагогов к поддержке учащихся
принцип фасилитации
школа-интернат
качество образования
1. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. – 2013. – Вып. 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/issue/fik/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
2. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Исторические формы государственного, семейного и частного образования // Общество: социология, психология, педагогика. – 2013. – Вып. 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/issue/spp/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
3. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Научно-методические рекомендации по оценке качества и доступности государственных и муниципальных услуг // Общество: политика, экономика, право. – 2013. – Вып. 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/issue/pep/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
4. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. – 2013. – № 12 (декабрь). – ART 13260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. (дата обращения: 25.01.2014)
5. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования / А.Н. Лунев, Н.Б. Пугачева, Л.З. Стуколова. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. – 2014. – № 03 (март). – ART 14060. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14060.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
6. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В., Юсупова Э.А. Научно-методическое обеспечение повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-11498 (дата обращения: 29.06.2014).
7. Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа / автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Казань: Казанский государственный педагогический университет, 2004. – 37 с.
8. Пугачева Н.Б. Профессионально-культурная компетентность выпускников – показатель качества воспитания в профессиональной школе // Профессионально-культурная компетентность – показатель качества воспитания в профессиональной школе // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008. – № 11. – С. 183-188.
9. Пугачева Н.Б. Управление муниципальной системой образования: теоретические основы // Известия Российской академии образования. – 2010. – № 1. – С. 71-83.
10. Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2012. – № 1. – С. 64-71.
Образование - это основа, на которой отдельные личности и государства строят свое будущее. Эта работа требует от каждого из нас открыть в себе и внести свои таланты в создание мира, в котором ценится социальная справедливость для всех людей, через обучение друг друга и заботу о здоровье, благосостоянии и возможностях развития друг друга. Цель статьи - определить и научно обосновать принципы управления качеством образования в школе-интернате. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: рассмотреть содержание принципа фасилитации, принципа абилитации и принципа компаративизма. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. В совокупность принципов управления качеством образования в школе-интернате мы включаем: принцип фасилитации; принцип абилитации; принцип компаративизма. Рассмотрим содержание этих принципов подробнее.

Принцип фасилитации (vasi - лат. - направляться, двигаться, устремляться) предполагает готовность педагогов школы-интерната к помощи и поддержке учащихся, способность к уважению и пониманию их. Педагоги - это социальная общность, которая объединяет и воспитателей детского сада, и учительство, и научно-педагогические кадры профессиональной школы. Осознание принадлежности к этой общности - показатель профессиональной этики отдельного педагога и корпоративной культуры всего педагогического сообщества. В России педагоги всегда были основной составляющей интеллигенции. А российские интеллигенты были самым уважаемым и образованным социальным слоем, хранителем традиций, живым источником развития общества. Интеллигентность в России всегда рассматривались неотъемлемой частью профессионализма педагога. Российский педагог - это личность, имеющая внутренний стержень и определенный кодекс чести, для которой характерны порядочность, благородство, толерантность, творческий характер деятельности, инновационность мышления [8].

Сегодня профессионализм связывают с профессиональной компетентностью. В педагогической науке разнообразие подходов к определению сущности профессиональной компетентности педагога обусловлено наличием объективного и субъективного аспектов. Объективный аспект состоит в том, что за основу педагогической компетентности принимается уровень организации учебно-воспитательного процесса, успешность в решении разнообразных педагогических задач. Субъективный аспект состоит в том, что за основу принимаются личностные качества педагога. По нашему мнению, к определению сущности профессиональной компетентности педагога необходим комплексный подход, учитывающий, как объективный, так и субъективный аспекты. Это обусловлено следующими факторами: во-первых, профессиональная компетентность педагога - это самоорганизующая система, в которой основным компонентом выступает гуманистическая направленность личности; во-вторых, формирование профессиональной компетентности педагога диалектично взаимосвязано с его интеллигентностью, которая включает духовно-нравственную, профессионально-трудовую, гражданскую культуру; в-третьих, развитие профессиональной компетентности обеспечивается креативностью[1]. Из этого следует, что основные характеристики профессиональной компетентности педагога - это опыт профессиональной деятельности, креативность, когнитивность, коммуникативность.

Опыт профессиональной деятельности педагога школы-интерната включает способность к помощи и поддержке [2]. Способность педагога-фасилитатора к помощи и поддержке предполагает создание различных мер, которые обеспечивают физическую, психологическую и социальную безопасность ребенка, а также формирование у него собственной способности к защите себя и других. Педагогическая помощь и поддержка должны быть направлены на стимулирование всех его душевных способностей, а также развитие самоанализа и самоконтроля. Способность педагога-фасилитатора к помощи и поддержке заключается не в том, чтобы давать советы, или, что еще хуже - решать за воспитанника проблемы, а в том, чтобы при общении создавать такие отношения, которые будут способствовать личностному росту ребенка, лучшей жизнедеятельности и формировании умения ладить с другими людьми. В образовательной практике - это может проявляться в личностно-ролевой организации учебно-образовательного процесса, при которой воспитанник под руководством педагога-фасилитатора выполняет различные социальные роли, которые обеспечивают сотрудничество педагога и воспитанника, развитие и личностный рост каждого, деятельностное включение воспитанника в учебно-образовательный процесс [9]. Именно опыт профессиональной деятельности позволяет педагогу-фасилитатору сформировать у детей философию независимой жизни, которая означает право и возможность выбирать самим, как жить.

Следующая характеристика профессиональной компетентности - креативность - способность к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач. В обыденном сознании творчество понимается, как способность решать проблемы. Но его важнейшей задачей является и другая - способность их ставить. Опыт развития человеческого знания свидетельствует, что в творческой деятельности важнейшее значение имеют такие факторы, как воображение, фантазия, интуиция. Креативность и включенность диалектично взаимосвязаны. Включенность предполагает поиск методов приспособления к широкому кругу возможностей каждого ученика и умение выразить принятие и уважение индивидуальных особенностей обучения. И для того, чтобы включение прошло оптимально, педагог-фасилитатор должен обладать креативностью.

Когнитивность, как характеристика профессиональной компетентности педагога, - это профессиональная мобильность, умение адаптироваться в меняющихся жизненных и производственных ситуациях, культура системного мышления. Для сознательного руководства детьми воспитатель должен постоянно расширять свои знания о ребенке, и не только теоретически, но и в процессе практической деятельности. Только изучив ребенка, воспитатель может узнать его потребности и способности, узнать, насколько доступны ему те или иные знания и упражнения, и как отражаются на нем те или иные воспитательные воздействия. Таким образом, когнитивность предполагает наличие ценностей: взаимное уважение; толерантность; взаимопомощь; возможность учиться друг у друга; возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

Коммуникативность, как характеристика профессиональной компетентности педагога, - это устойчивое, осознанное и позитивное отношение к своей профессии; готовность к работе в профессиональной и социальной среде, культура организационного поведения. Показателями коммуникативности могут быть эмпатия, толерантность, личностная рефлексия. Эмпатия - это, прежде всего, понимание педагогом внутреннего мира ребенка, интуитивное проникновение в его переживание и, что очень важно, эмоциональная отзывчивость на его чувства. Толерантность означает принятие ребенка таким, каков он есть, сочувствие и сострадание к нему. Личностная рефлексия может рассматриваться в качестве естественного выражения целостности личности. Педагог-фасилитатор должен уметь не только выразить себя и свое отношение к ребенку, но он также должен уметь подать себя таким образом, чтобы быть понятым. При налаживании помогающих отношений он, тем не менее, никогда не навязывает детям своих мыслей и чувств, как и не заигрывает с ними. Понимающий и принимающий ребенка воспитатель умеет со-действовать, со-чувствовать, со-страдать, тем самым, вызывая развитие у ребенка его собственной эмпатийности. Главное, что необходимо, это чтобы со стороны педагога всегда наблюдались действия доброй воли, которые способны смягчить душу ребенка, помочь ему поверить взрослому человеку и, что очень существенно для воспитанников учреждений интернатного типа, обрести надежду на благоприятное изменение своей судьбы. Чрезвычайно важной составляющей педагогов-фасилитаторов является конгруэнтность, т.е. полное соответствие самому себе. Педагог всегда должен быть понятен, или «прозрачен», для детей, они всецело должны осознавать его замыслы и действия, более того, они должны воспринимать его как человека безопасного для их мира. Именно открытость взрослого помогает при создании доброжелательных отношений с детьми. Снятие скрытости в отношениях с ребенком очень важно для педагога; он должен не просто отказаться от пресловутой дистанции, а сам помочь ребенку понять себя и свои действия, проводя это на доверительной, откровенной и искренней основе. Наличие конгруэнтности у педагога ведет к суггестивности, т.е. способности воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Однако это воздействие не возникает само по себе. Для этого необходимо в условиях фасилитации создание благоприятной для самочувствия и настроения ребенка эмоциональной атмосферы, доброжелательного микроклимата, так необходимого для общения. Только в таких, как правило, условиях педагог способен воздействовать на детей обаянием своей личности, естественностью своего поведения, а также умением радоваться жизни и открыто проявлять свои эмоциональные чувства.

Принцип абилитации предполагает снятие стрессообразующих факторов учебно-образовательного процесса и создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, с целью деятельностного развития учащихся, формирования у них оптимальных навыков социальной адаптации. Каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. В современной парадигме образования прежняя установка «ребенок для школы» заменяется установкой «школа для ребенка». Каким бы особенным ни был ребенок, какого бы рода трудности он ни испытывал, он имеет возможность реализовать себя в успешном обучении, стимулирующем интерес к знаниям, труду, способам деятельности. Современная практика образования основывается на субъектности участников педагогического процесса. За учеником признается право на индивидуальность, внутреннюю свободу и созидательную деятельность. Учет интересов субъектов образовательной деятельности отражается в приоритете использования индивидуализированного, дифференцированного обучения. Большое значение придается развитию социально значимых качеств личности: самостоятельности, инициативности, ответственности, уверенности в своих силах. О проявлении субъектности в современном образовании свидетельствует расширение возможностей учащихся и их родителей в выборе маршрута обучения, удовлетворяющего образовательные потребности ребенка. Несмотря на то, что в последнее время образовательно-воспитательный процесс сильно модернизировался, проблема реализации образовательных потребностей обучаемых так и не решена. Как следствие - неблагоприятная динамика физического и психического здоровья детей, подростков; распространение среди обучаемых девиантного поведения и наркозависимости. Поэтому важной составляющей принципа абилитации должна быть превентивность, заключающаяся в предупреждении социальных отклонений среди детей и подростков с ограниченными возможностями с целью включения их в общественные отношения, для того, чтобы они могли жить полноценной жизнью.

Принцип компаративизма (от латинского comparatio - сравнивать, сопоставлять) предполагает выявление уровня образования каждого ребенка для постановки задач адекватных ближайшим перспективам развития, повышения успешности и формирование у них позитивной мотивации к независимой жизни, включению в полноценную общественную деятельность. Управление качеством образования в школе-интернате на основе принципа компаративизма предполагает следующее: во-первых, фокусирование должно быть не на целях, а на действиях [4]; во-вторых, основной направленностью образовательных услуг должно быть удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка, а не обучение программе [3]; в-третьих, у учеников должна быть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса [5]; в-четвертых, адаптация ребенка должна быть как можно менее навязчива и не содействовать выработке стереотипов [7]; пятое, мероприятия должны быть направлены на включение ученика, но при этом быть достаточно для него сложными [10]; шестое, индивидуальная помощь ученикам не должна отделять их, изолировать [9].

В процессе организации жизни детского коллектива педагог должен заменить принуждение и произвол добровольным и сознательным принятием инклюзивного образования. Задача педагога не в том, чтобы заставить ребенка поступать так, а не иначе, а в том, чтобы побудить его самостоятельно действовать так, как нужно, без принуждения, на основе разумной мысли. Все действия педагога должны быть направлены на то, чтобы помочь ребенку в его самоопределении, т.е. в осознании своего развития, выборе собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни [6]. В учреждениях интернатного типа любого вида всегда актуальным является вопрос о жизненном самоопределении подрастающего человека. Педагог-фасилитатор помогает воспитаннику не ограничиваться задачами, «кем быть» и «каким быть»; он подводит его к мысли, что для него важнее: вопрос «как жить», как построить свой образ жизни, как научиться преодолевать невзгоды. В процессе образования педагог готовит своих подопечных к жизненному выбору, он помогает им самостоятельно вырабатывать моральные принципы и руководствоваться ими в деятельности. Ибо самостоятельно выработанные принципы жизнедеятельности облегчают поиски путей решения всех жизненных задач, а также сокращают сроки достижения им психологической и социальной устойчивости.

Педагог должен содействовать формированию у ребенка чувства защищенности в детском сообществе. Когда мы говорим об учреждениях интернатного типа, мы отмечаем, что их влияние на детей и выполнение ими функций социального контроля в первую очередь связано с тем, что основную часть своего времени ребенок проводит в стенах этого учреждения и в данном конкретном детском коллективе. Благодаря этому, большинство воспитанников усваивают убеждения, внушаемые данным педагогическим коллективом, вырабатывают отношение к авторитетам, общественным и личным ценностям в соответствии с общественными установками. И поэтому, в каких бы сложных условиях не работал педагог-фасилитатор, ему всегда приходится создавать ситуации помощи и поддержки.

Результаты исследования. Управление качеством образования в школе-интернате на основе выше обозначенных принципов (фасилитации, абилитации, компаративизма) вносит свой вклад в благосостояние мирового сообщества, создавая условия для сосуществования разных культур, которые гарантируют, что будущие поколения будут жить в более безопасном, здоровом, благополучном и экологически защищенном мире, что приведет к общественному, экономическому и культурному прогрессу, терпимости и международному сотрудничеству.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Чепурышкин И.П., Кашина С.Г., Василенкова Н.И. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14411 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674