Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Донева О.В. 1
1 СКФ ФГБОУ ВПО Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова
В статье обозначено аксиологическое содержание и его значение при формировании и развитии социальной ответственности у студентов технологического вуза. Анализ литературных источников позволил конкретизировать дефиницию «социальная ответственность». Понятие социальная ответственность раскрыто как ценность, нравственно-ценностное устойчивое личностное образование, отражающее ценностное отношение личности к другим людям, окружающей действительности и самому себе в единстве ответственностей «перед» и «за», реализующееся в гуманистической направленности его деятельности и осознании социальной значимости последствий. Аксиологический подход является одним из определяющих аспектов подготовки студентов – будущих инженеров, инженеров-архитекторов, так как специфика самой инженерной деятельности заключается в ее аксиологическом смысле – в предвидении, прогнозировании и нравственной оценке общечеловеческих последствий от создаваемых ими сооружений, техники и технологий, что выступает непосредственным выражением сущности социальной ответственности как ценности.
технологический вуз
инженер
аксиологический подход
социальная ответственность
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. –336 с.
2. Асташова, H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. – М.: Московский психолого-социальный институт; – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 72 с.
3. Караковский, В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М.: Новая школа, 1993. – 80 с.
4. Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – М., 2000. – С. 15-33.
5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1988. – 960 с.
Аксиологический смысл социально ответственного отношения студентов к учебно-профессиональной деятельности в вузе включает формирование у них ценностей, которые являются важными компонентами социальной ответственности.

Исследование о социальной ответственности как личностной ценности предполагает осознание особенностей внутренней и внешней ответственности, которая в философии трактуется как проблема объективной и субъективной ответственности. Объективная ответственность - это ответственность, которая ориентирована на требования общества и предполагает ответственность перед другими. Субъективная ответственность ориентирована на свои собственные требования и подразумевает ответственность перед собой.

Цель

Рассматривая социальную ответственность как ценность, необходимо выяснить, какое место занимает она в системе ценностей современного общества. Понятие «ценности социальной ответственности» включает единство духовных, рефлексивных, творческих и праксиологических ориентиров личности.

Теоретический анализ взглядов классиков пе­дагогики (A.C. Макаренко, М.М. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) позволил выявить их гума­нистическую направленность. Одними из первых, кто обозначил и обосновал проблему ценностей образования, были В.А. Сластенин, Н.Д. Никандров, Е.Н. Шиянов и др. Интерес к вопросам ценностей в образовательном пространстве объясняется существующим социальным кризисом, выражающимся в угасании нравственных ценностей в обществе, подмене духовных ценностей материальными. Н.Д. Никандров отмечает, что ценностная основа системы образования раскрывается в интериоризации ценностей учения, в уважении к себе и другим, в проявлении ответственности [4].

По мнению К.А. Абульхановой-Славской и С.Л. Рубинштейна, ценности тесно связаны с осно­вами стратегического направления жизни человека. Важнейшим делом жизни каждого человека является определение жизненных и профессиональных перспектив, позволяющих осуществлять выбор и реализацию духовных ценно­стей. Однако это возможно лишь при условии наличия гармонии между созна­нием и чувствами [1]. Такая точка зрения усиливает педагогическую позицию в рассмотрении проблемы ценностей.

С точки зрения В.А. Караковского, в педагогической науке рассматриваются в большинстве своем такие общечеловеческие ценности, как Человек и его Жизнь, Семья, Отечество, Знания, Культура, Мир, Земля [3].

Анализ литературных источников позволяет конкретизировать дефиницию «социальная ответственность». Она предстает как нравственно-ценностное устойчивое личностное образование, отражающее цен­ностное отношение личности к другим людям, окружающей действительности и самому себе в единстве ответственностей «перед» и «за», реализующееся в гуманистической направленности его деятельности и осознании социальной значимости последствий.

Движущей силой социальной ответственности является деятельность, мотивом которой выступает потребность «для других»: личность осуществляет осмысленный выбор действий, ее деятельность и поведение регулируются нравственными ценностями, позволяющими различать добро и зло. Причем деятельность не завершается по достижению конкретной цели, а проецируется далее. Выступая по­стоянным мотивом деятельности, данная потребность «для других» представляет возможность для постепенного перехода ответственности с внешнего уровня на внутрен­ний: от «ответственный перед» к «ответственный за» и далее к их интеграции. Диалектика ответственности как личностного образования состоит в том, что в ответственном поведении одновременно потребность постепенно трансформируется в личностную ценность, спо­собствуя духовному развитию личности и формированию у нее социально значимого качества - социальной ответственности.

В качестве базы исследования был выбран технологический вуз. В учебно-воспитательном процессе технологического вуза осуществляется профессиональная подготовка будущих бакалавров и специалистов инженеров, инженеров-архитекторов. В процессе их подготовки продуцируются и передаются студентам социальные и профессиональные ценности. С точки зрения ученых-педагогов В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой, C.B. Кульневича и др., ценности связаны с профессиональной направленностью и позволяют определить сущность образования. Вследствие чего авторы рассматривают аксиологический подход в качестве методологической основы процесса профессиональной подготовки.

Аксиологический подход является одним из определяющих аспектов подготовки студентов - будущих инженеров, инженеров-архитекторов, так как специфика самой инженерной деятельности заключается в ее аксиологическом смысле - в предвидении, прогнозировании и нравственной оценке общечеловеческих последствий от создаваемых ими сооружений, техники и технологий, что выступает непосредственным выражением сущности социальной ответственности как ценности. Так, бакалавры, специалисты в области инженерных и архитектурных специальностей в процессе осуществления учебных, производственных практик изучают основные концепции в области гуманитарных, правовых и социально-экономических наук, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде и учитывают их при разработке экологических и социальных проектов. В технологическом вузе развиваются способности научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, формируются навыки использования методов этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Вместе с тем, в процессе обучения у будущего дипломированного специалиста-инженера в области городского строительства и хозяйства развиваются способности к переоценке накопленного опыта в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики, анализу своих возможностей, умению приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии. Вместе с тем, студентами осуществляется понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, основных проблем в содержании базовых дисциплин, определяющих конкретную область будущей профессиональной деятельности, видение их взаимосвязи с целостной системой знаний.

На основании этого можно утверждать, что главным составляющим профессиональной подготовки будущих инженеров является приобщение студентов технологического вуза к ценностям социальной ответственности - «ответственности за», «ответственности перед» - как аксиологической основе инженерной деятельности. Основные признаки таких ценностей: знание моральных правил и норм; способность к рефлексии и прогнозированию по поводу совершаемых действий и требований, нравственных норм. Важное место в структуре социальной ответственности принадлежит готовности к самоорганизации в деятельности, к самостоятельному формулированию своих нравственных обязанностей и их выполнению; осуществление самоконтроля и самооценки.

Аксиологическое содержание учебно-воспитательного процесса в технологическом вузе осуществляется через различные учебные дисциплины, каждая из которых пред­ставляет собой систему научных знаний как результат интеграции информа­ции с социальными, профессиональными и личностными ценностями студента. Анализ учебно-методических комплексов показывает, что содержание естественнонаучных и социально-гуманитарных дис­циплин носит про­фессионально ориентированный характер. Следует отметить, что именно на основе взаимной интеграции гуманитарных и технических наук может развиваться мышление будущего инженера как субъекта образования, необходимое для креативности при решении технических, технологических и творческих за­дач, для осознания того, что любая техническая разработка, устройство создаются ради человека и для человека. В процессе обучения преподаватель обращается к жиз­ненному опыту студента вуза, способствуя тем самым развитию способности опираться на свой собственный опы­т. В вузе создаются возможности для того, чтобы студент пересматривал, перестраивал свои прежние пред­ставления, осваивал новые знания и находил личностные смыслы своей будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в учебно-воспитательном процессе технологического вуза студенту пе­редаются социальные и профессиональные ценности, он активно приобщается к ним.

Значение категории «приобщение, приобщить» в изданиях большинства словарей русского языка объясняется как «добавить», «привязать», «присоеди­нить», «прилагать одно к другому», «знакомить», «делать причастным к чему- либо», «участвовать», «включить» и др. Согласно литературному анализу научных источников, данное понятие использует­ся как полинаучное, при этом его смысл не меняется. Приобщить - «значит дать возможность включиться в какую-нибудь деятельность, стать участником чего-нибудь», например, приобщить к культуре, при­общить к здоровому образу жизни, приобщить к научной деятельности, при­общить к духовным ценностям и др. [5, с. 516].

В контексте исследования социальной ответственности студентов технологического вуза «приобщение» означает включение его в совместную деятельность, согласованную с заданной целью, активизация его деятельности. Использование в современной педагогике высшей школы методов проектов и новых инновационных технологий позволяет уделять внимание сопряжению деятельностных компонентов педагогического обеспечения таких как, привлечение студента вуза к овладению способами совместной деятельности и определения собственных целесообразных способов разрешения ситуаций будущей профессиональной деятельности. Приобщение студента к ценностям социальной ответственности предполагает реализацию организационно-педагогических условий, предусматривающих ознакомление студентов с ценностями социальной ответствен­ности, принятие их как социально значимых и профессионально значимых, сознательное и активное уча­стие студентов в проектной деятельности как производственной, так и социальной направленности.

В процессе приобщения студентов к ценностям социальной ответственно­сти было выяснено понимание студентами понятия социальной ответст­венности. Студентам направлений «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Городское строительство и хозяйство», «Автомобильные дороги и аэродромы», «Проектирование зданий» было предложено написать сочинение на тему: «Что такое социальная ответственность?».

Анализ сочинений студентов показал, что у большинства студентов (89 %) общее представление о социальной ответственности человека выражается модальностью «ответственность перед». Чаще всего студенты указывают на связь социальной ответ­ственности с ответственностью за свои поступки и действия перед родите­лями, друзьями, обществом, а также ответственным отношением к учебе - 64 %. Только 3 % студентов рассматривают социальную ответственность как способ­ность личности самостоятельно принимать решения и отвечать за последствия этих решений. Для 9 % студентов социальная ответственность выступает как забота о дру­гих людях: «социальная ответственность - это, когда человек думает о дру­гих и заботится о них».

68 % студентов от общего числа испытуемых относят себя к социально ответ­ственным людям, объясняя это тем, что: «...я желаю быстро полу­чить диплом и начать зарабатывать, чтобы помогать родителям...»; «...родители платят за мое обучение в вузе, и я ответственна перед ними...»; «...мне трудно учиться хорошо, так как не всегда получается, потому, что я вынужден работать, чтобы платить за учебу в вузе...»; «...я учусь хорошо, для того, чтобы стать хорошим специалистом и достичь в жизни многого...».

В большинстве своем студенты разных специальностей имеют правильное представление о социальной от­ветственности. Доказательством тому служат их осознанные определения и объяснения. Следует заметить, что в реальности социальная ответственность проявляется для студентов как подчиненность, установленная социальными обязанностями или правовыми нормами. Таким образом, отношение к со­циальной ответственности студентов технологического вуза носит скорее нормативный характер.

Вывод

Полученные данные отражают реальные процессы, происходящие в социальной среде, комплекс цен­ностей и традиций, которые непосредственно сказываются на характере представлений молоде­жи о социальной ответственности. В настоящее время приоритетные позиции, как правило, занимают люди рациональные, способные во всем найти выгоду для себя, много думающие лично о себе и мало - о своих близких, об окру­жающих людях, о действительности. Такие нравственные категории как доброта, взаимопомощь, взаимопонимание утратили свое значение в постоянном стремлении заработать, как можно больше материальных средств. Следовательно, социальная ответственность в бытовом сознании рассматривается не как ценность или личностное качество, а как санкция, ре­гулирующая морально-правовые отношения личности и общества, где преобладает модальность «ответственность перед».

На основании выше изложенного, можно утверждать, что аксиологический контекст социальной ответственности студентов технологического вуза предполагает развитие ценностно-смысловой сферы обучающихся посредством реализации педагогических стратегий углубления сущности социальной ответственности, приобщения к ценностям социальной ответственности - «ответственности за», «ответственности перед» - как аксиологической основе в подготовке специалистов инженерной сферы.

Рецензенты:

Образцова Л.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г. Пятигорск.

Супрунова Л.Л., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г. Пятигорск.


Библиографическая ссылка

Донева О.В. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14439 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674