Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЗНАНИЕ КАК ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Шергенг Н.А. 1 Баева О.В. 1
1 ГОУ ВПО «Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета»
Проведен анализ различных подходов к содержанию понятия «знание» как основы интеллектуальной собственности. Определена интеллектуальность как познавательная способность восприятия, осмысления окружающего мира. Определены субъекты интеллектуальной собственности – в одном случае интеллектуальный собственник предстаёт перед нами в образе «интеллигента», существа, жертвующего своей свободой и своими доходами ради свободы и доходов других индивидов, в другом случае в образе «интеллектуала», существа, стремящегося к максимизации своей свободы и своих доходов. Возрастает значение нематериальных ценностей, среди которых можно назвать интеллектуальную собственность. Проблема состоит в установлении правильного баланса между интересами новаторов и более широкой публики, который бы способствовал созданию условий для процветания творчества и инноваций.
интеллектуал
интеллигент
знание
интеллектуальная собственность
интеллект
1. Всемирная организация интеллектуальной собственности сайт. — URL: http://www.wipo.int/about-ip/ru (дата обращения 23.05.2014).
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013).
3. Гусейнов А. А. Мораль и разум // Разум и экзистенция. – СПб.: РХГИ, 1999. – С. 42-43.
4. Интеллигенция / Л.А. Агеева, Т.И. Адуло, E.M. Бабосов и др. – Мн.: Наука и техника, 1988. – С. 104.
5. Наговицын В., Сергеев Б. Интеллектуальная собственность: взгляд разработчика // Интеллектуальная собственность / Промышленная собственность. – 2005. – № 8. – С. 54.
6. Никитина С.Б. Формирование научно-технической интеллигенции // Власть. – 2009. – С. 61.
7. Орехов А.М. Интеллектуальная собственность как объект философского исследования // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1997. № 1. С. 38.
8. Орехов А.М. Интеллектуальная собственность (опыт социально-философского исследования): дис. ... д-ра философ. наук. – М., 2009. – С.65-67.
9. Орехов А.М. Интеллигенция, интеллектуалы, интеллектуальная собственность // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 1. – C. 267.
10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд. – М.: Высшая школа, 1993. – 944 с.
Интеллектуальная собственность означает творения человеческого разума: изобретения, литературные и художественные произведения, символику, названия и изображения, используемые в торговле [8]. Как и любая идея или информация знание является основой интеллектуальной собственности. Под данными понятиями: «знание», «идея», «информация», подразумевается весь мир интеллектуальных объектов. Всё, что находится за пределами этого мира, относится к миру вещественной собственности. Таким образом, любой объект собственности - или материален, или интеллектуален, и знание охватывает интеллектуальную собственность, точно так же, как вещественная собственность охватывает собой всё вещество. Но прежде чем создать какой-либо объект интеллектуальной собственности, человек должен уметь не только воспринимать и осмысливать окружающую его действительность, но и соотносить её с системой уже имеющихся у него знаний, определять их социальную ценность, возможности и последствия их применения на практике, а также уметь оценивать приобретенные знания. Исходя из этого, интеллектуальность может быть определена как познавательная способность восприятия, осмысления окружающего мира с высокой степенью абстрагирования и с последующей конкретизацией представления. То есть интеллектуальность представляет собой своеобразный генетический и функциональный «сплав» знаний с собственными индивидуальными психическими, духовными и социальными качествами человека.

Таким образом, можно дать следующие определения:

Знание - совокупность закрепленных в сознании и мышлении фактов действительности, относящихся к той или иной области. До момента фиксации на каком-либо носителе знание неотделимо от его источника - человека[10].

Существуют два ключевых процесса, определяющие важнейшие из трансформаций в знании - это процесс генерации знания и процесс его объективации.

Генерация - это процесс получения знания, появления новооткрытого знания из общеизвестного. Знание в процессе генерации приобретает признаки оригинальности и новизны, которые и служат критерием, отличающим новое знание от общеизвестного. Лицо, создающее новое и оригинальное знание, можно назвать генератором или творцом.

Объективация знания - это процесс превращения, трансформации знания, находящегося в голове человека, представляющего собой нечто «субъективное», принадлежащее исключительно субъекту, индивиду, в нечто «объективное», сливающееся с каким-то материальным носителем (звук, бумага и т.п.). Объективация знания не есть его «овеществление» в смысле превращения в вещество, так как знание по своей природе есть нечто идеальное, а вещество - нечто материальное, но знание за пределами субъекта, индивида существует исключительно в вещественной оболочке, в тесном слиянии с материей [7]. Объективированные субъектом знания могут существовать уже вне непосредственной связи только с данным субъектом в полном соответствии с философской истиной: «Существовать - значит быть воспринимаемым».

Интеллектуальная собственность - это собственность на любое знание и информацию, на любую идею, на любое идеальное (интеллектуальное, духовное) имущество. Это владение, распоряжение и пользование всяким идеальным (интеллектуальным) объектом, оказавшимся в социальном поле тяготения человека [8].

Классическое «собрание трудов» по проблеме собственности было создано такими мыслителями, как Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Ш. Прудон и др.

Основным объектом их исследования была вещественная собственность, интеллектуальная же собственность находилась за пределами их научных интересов.

Хотя уже в Древней Греции существовали правила на неприкосновенность произведения. Творения Софокла, Эсхила, и Еврипида должны были доводиться до публики в первозданном виде. Однако оформлению «экономической стороны» творчества не придавалось особого значения, так как потребность торговать результатами интеллектуальной деятельности возникла сравнительно поздно. До этого такие результаты не являлись объектами рыночных отношений [2].

Интеллектуальная собственность долгое время находилась за пределами философского интереса. Философские работы, посвященные анализу интеллектуальной собственности, появляются в 90-х годах XX века. Это исследования В.Г. Гавришина, А.Г. Глинчиковой, В. С. Мамаева, А. М. Орехова, М.А. Розова и др.

Что же представляет собой «знание» глазами известных философов? Рассмотрим, какой смысл они вкладывали в это понятие, и как данные взгляды соотносятся с современной реальностью.

Древнегреческий философ Сократ говорил: «Знание есть добродетель». Если говорить о смысле данного утверждения, то оно открывает перспективу для нравственного совершенствования человека. Если добродетель есть знание, а я знаю, что я ничего не знаю, то задача, которая стоит передо мной - продолжать исследовательский поиск. Знание своего незнания задает направление и пространство нравственного возвышения [4].

Если слегка переделать данный афоризм, то у нас получится современная интерпретация: «Обладание интеллектуальной собственностью есть добродетель, которая делает человека моральным».

Интеллектуальный собственник в данном случае предстаёт перед нами в образе «интеллигента», существа, борющегося за свою свободу и одновременно за свободу других, или даже как существо, жертвующее своей свободой и своими доходами ради свободы и доходов других индивидов [5].

Ф.Бэкон в XVII веке утверждал, что знание - это сила. Английский философ Нового Времени имел в виду то влияние, которое оказывает наука на развитие общества. В цивилизации XXI века с изменением функции знания результаты интеллектуальной деятельности человека представляют не только силу, способствующую научно-техническому прогрессу, но и богатство, которое при определенных условиях приобретает статус собственности, и являются одним из объектов экономического оборота.

Если слегка изменить высказывание Ф.Бекона и придать ему оттенок современности, то можно сказать, что «Обладание интеллектуальной собственностью есть сила, которая ведет к власти».

Интеллектуальная собственность в данном контексте есть сила, способная перевернуть мир, она дает власть над этим миром, и интеллектуал, интерпретируемый как основной субъект этой собственности, существо властвующее и корыстное, или, по крайней мере, позволяющее - вследствие своего «разумного» или «неразумного эгоизма» - это делать другим, и как существо, стремящееся к максимизации своей свободы и своих доходов за счет свободы и доходов других индивидуумов.

В рассмотренных примерах мы наблюдаем разный подход как к понятию «знание», так и к производному понятию «интеллектуальная собственность», который прослеживается в отношении индивида, к самому знанию и к интеллектуальной собственности в целом. Для одних это средство нравственного развития, для других - средство личного обогащения.

Несомненно, интеллектуальная собственность является важнейшим компонентом содействия творческой и инновационной деятельности человека. Стимулируя авторов, художников и творческих работников в виде признания и экономических выгод, это активизирует их деятельность и творческий потенциал и зачастую улучшает результаты творчества. Интеллектуальной собственности предоставлена охрана в виде патентов, авторского права, товарных знаков. Это позволяет людям добиваться признания или извлекать финансовую выгоду из того, что они создали. Проблема состоит в установлении правильного баланса между интересами правообладателей и более широкой публики, который бы способствовал созданию условий для процветания творчества и инноваций - для развития культуры.

Раньше авторское право особенно не касалось обычных людей, а было направлено на коммерческие структуры, которые имели средства на печать книг или пластинок. Граждане, которые, например, переписывали стихотворение и отправляли его кому-либо, могли не беспокоиться о нарушении авторских прав и могли делать всё, что хотели с использованием любых доступных технических средств, без риска подвергнуться какому-либо наказанию. Но сегодня авторское право развилось до такой степени, что накладывает серьёзные ограничения на то, что обычные граждане делают в повседневной жизни.

Получается, что технический прогресс открыл обычным гражданам возможность пользоваться культурными продуктами, а законодательство по авторскому праву чинит различные препятствия для культурного развития человека. Распространять или свободно использовать охраняемую авторским правом работу ни в коем случае не должно запрещаться, если это делается некоммерческим способом и без цели извлечения выгоды. Различие между коммерческим и некоммерческим использованием авторских произведений необходимо делать всегда: пользователи, извлекающие финансовую выгоду от эксплуатации объектов авторского права, должны соответствующим образом вознаграждать правообладателей, в то время как пользователи, не извлекающие прибыли, должны быть свободны в использовании защищенных авторским правом работ при условии, что они ссылаются на автора.

Нередко авторское право защищает права небольшой группы правообладателей в ущерб общественным интересам. В результате этого часть нашей культуры и знаний оказывается закрытой за ограничениями, налагаемыми законами об авторском праве. Здесь нужно отметить довольно долгую защиту прав авторов в нашей стране. «70 лет после смерти автора»[1] в реальности означает «пожиз­ненное заключение» для таких произведений.

Стремление как можно дольше сохранять контроль за правом использования произведения с материальной точки зрения объяснимо, но ведь от этого страдает всё общество. В результате передачи прав по наследству появляется много правообладателей. Поэтому желающий получить разрешение на использование произведения должен связаться с многочисленными правообладателями, число которых со временем растёт, и любой из них может наложить запрет на использование произведения. А ведь статья 27(1) Всемирной декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами» [7].

Такая ситуация отчасти обусловлена мировоззренческим и ценностным кризисом российского общества, связанного с глубокими изменениями в структуре духовного производства, в постепенной утрате традиционных и единых нравственных ценностей и ориентаций.

Ф.Бекон через глубь веков нам говорит актуальные для нашего времени вещи: «Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни».

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что основным источником развития является уже далеко не взаимодействие человека с природой, а внутреннее саморазвитие личности, ее возможность совершенствоваться, генерировать знания, которые способны изменить не только окружающий мир, но, что очень важно, окружающих людей. Неповторимость и оригинальность каждого человека говорит о том, что каждому от природы дается его талант, то есть такие способности, при должном развитии которых он обязательно принесет в мир что-нибудь новое, сделав его еще добрее, красивее и интересней.

Происходящие в нашей стране преобразования, связанные с развитием интеллектуальной собственности, должны контролироваться и направляться в интересах всего общества. В данном контексте представляется важным анализ развития интеллектуальной собственности, тем более что общественный, правовой и, конечно же, научный дискурс о проблемах регулирования данных вопросов приобрел особую остроту не только в России, но и во всем мире.

Рецензенты:

Азаматов Д.М., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы Башкирского государственного медицинского университета, г. Уфа.

Галимов Б.С., д.филос.н., профессор, зав.кафедрой философии и истории науки Башкирского государственного университета, г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Шергенг Н.А., Баева О.В. ЗНАНИЕ КАК ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14568 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674