Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ «ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ»

Сергеев И.С. 1
1 ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ ФИРО)
«Повышение престижа рабочих профессий» в настоящее время рассматривается как ведущее направление профессиональной ориентации молодёжи в Российской Федерации. В статье обобщены данных психолого-педагогических исследований, свидетельствующие об отрицательном влиянии стратегии «повышение престижа профессий» на процесс профессионального самоопределения учащихся. Односторонняя направленность на сопровождение профессионального выбора, при игнорировании задачи формирования профессионально-ориентационных компетенций, снижает общую эффективность профориентационной работы. Раннее профессиональное самоопределение подростков, происходящее под давлением внешней среды, усиливает кризисный характер такого самоопределения. Ориентация на престижность при выборе профессии характерна для подростков с низким уровнем самостоятельности и ответственности, неадекватной самооценкой. Их профессиональный выбор опирается на внешние мотивы, отличается неустойчивостью и незрелостью. Это требует от учреждений профессионального образования специальной коррекционной работы, направленной на сопровождение профессионального самоопределения таких студентов.
повышение престижа рабочих профессий
сопровождение профессионального самоопределения
профессиональная ориентация
1. Апостолов О.П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы). — Издатель: ИП Татаринов Михаил Васильевич, 2011. — 184 с.
2. Блинов В.И. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования // Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии. Материалы II Международного совещания (12–13 ноября 2013 г., Москва). — Вып. III. — М.: ФИРО, 2013. — С. 5-19.
3. Блинов В.И. Теория и практика педагогической профориентации старшеклассников после Великой Отечественной войны: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1993. — 22 с.
4. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы // На пороге взросления: Третья всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития. — М., 2011. — С. 62-77.
5. Головей Л.А., Исаева Д.А. Особенности профессионального самоопределения студентов-менеджеров на разных этапах обучения // Вестник Санкт-Петербургского университета. — Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. — 2011. — № 4. — С. 28-35.
6. Исмагилова И.В. Формирование смысло-ценностных основ профессионального самоопределения студентов ссуза: дис. … канд. пед. наук. — Тюмень, 2006. — 251 с.
7. Казьмина Е.Г. Психологические условия и факторы профессионального самоопределения будущих рабочих: На примере студентов профессионального колледжа: дис. … канд. псих. наук. — Тамбов, 2006. — 176 с.
8. Плешакова В.В. Особенности профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа: дис. … канд. психол. наук. — М., 2006. — 175 с.
9. Ревина И.А. Формирование готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в подростковом возрасте: Автореф. … канд. психол. наук. — Н.Новгород, 2008. — 24 с.
10. Резапкина Г.В. Заметки профконсультанта // Образовательная политика. — 2012. — № 2 (58). — С. 35-42.
11. Родичев Н.Ф. Обоснование концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников // Новые ценности образования. — 2006. — Вып. 1–2. — С. 234-251.
12. Сорокина Н.В. Формирование мотивации профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений: дис. … канд. психол. наук. — Тула, 2004. — 231 с.
13. Green T.F. Schools and communicates: A look forward // Harvard Educational Review. — 1969. Vol. 39, № 2. — P. 236-237.
Один из непростых вопросов, возникающих при построении стратегии профориентационной работы, связан с наличием двух противоположно направленных подходов. Осмысливая это явление, исследователи выделяют «воздействующие» и «помогающие» технологии [11], «конъюнктурный» и «личностно-ориентированный» подходы [3] в профориентации. С одной стороны, профориентационная работа направлена на сопровождение профессионального самоопределения обучающегося, его свободного профессионального выбора, с другой - на внешнее управление сознанием молодого человека с целью манипулирования его выбором.

Один из создателей отечественной системы профориентации в 80-х гг. прошлого века О.П. Апостолов рассматривает использование инструментов манипуляцией общественным и индивидуальным сознанием в профориентационной работе как наследие советского периода, когда «...считалось возможным сформировать практически у каждого школьника как бы сознательный мотив выбора профессии, наиболее необходимой данному региону. Такой «профориентационный» произвол, декларируя интересы личности, на практике подгонял её задатки, интересы склонности и способности к потребностям производства, делая антигуманным сам характер отечественной профориентации» [1, с. 60].

Вместе с тем, по крайней мере, одна из таких манипулятивных стратегий - «повышение престижа рабочих профессий» - вплоть до сего дня широко используется в практике отечественной профориентации. Трудно найти региональную программу развития профориентационной работы, где ни были бы предусмотрены соответствующие мероприятия. Более того, по итогам совместного заседания Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 августа 2010 г. в качестве одной из задач, поставленных перед Правительством РФ, было именно «повышение престижа рабочих профессий».

Оценка использования стратегии «повышение престижа профессий» в профориентационной работе может быть дана с двух сторон.

Первая сторона - этическая. С позиций гуманистической этики, манипулирование человеком, использование человеческой личности как средства для решения любых, даже самых «высоких» задач, недопустимо. В начале 90-х гг. прошлого века представлялось, что «потребительский по отношению к человеку» подход к профориентации «будет переживать моральный кризис, как несоответствующий общим идеям гуманизации образования» [3].

Практика показала преждевременность подобных ожиданий. В развитии российского образования отразился общемировой тренд, пророчески предсказанный ещё в 1969 г. американским педагогом-гуманистом Т. Грином: «Представляется вероятным, что гуманистическое образование удовлетворит идеологические запросы педагогов, но менеджериальное направление будет по-прежнему отражать реальность. Совокупные ценности последнего будут доминировать в деятельности педагогов. Таким образом, идеология профессии, вероятно, будет иметь гуманистическую направленность, в то время как оперативные установки - ориентироваться на социальную полезность» [13].

Не в меньшей степени сказанное относится и к профориентационной работе. И это вполне логично, поскольку профессиональная ориентация представляет собой «процесс широкого социокультурного влияния на личность, проектирующую и реализующую свой профессиональный путь, предполагает единство управления и самоуправления, внешних воздействий и самопознания» [1, с. 55] (курсив мой - И.С.). Следовательно, «чисто гуманистические» подходы, нацеленные исключительно на интересы личности, в ущерб интересам экономики, общества и государства, в построении профориентационной работы, вряд ли когда-нибудь будут возможны.

Но существует и вторая сторона проблемы. Помимо вопроса об этичности стратегии «повышение престижа профессий», существует и вопрос об её эффективности. Ответ на этот последний вопрос может быть представлен в нескольких тезисах.

1. Стратегия «повышение престижа профессий» предполагает сосредоточение профориентационной работы на задаче сопровождения конкретного профессионального выбора выпускника школы. Это противоречит научному пониманию профессионального самоопределения молодого человека, которое рассматривается как «существенная сторона общего процесса духовного развития личности и не сводится к акту выбора профессии. Следовательно, у профориентационной работы (понимаемой как сопровождение профессионального самоопределения» существуют две взаимосвязанные и взаимодополняющие задачи: «во-первых, помощь в конкретном выборе, связанном с определением либо сферы профессиональной деятельности ..., либо варианта дальнейшего обучения ... во-вторых, содействие становлению субъекта профессионального самоопределения, что предполагает формирование и развитие компетенций, необходимых человеку для самостоятельной ориентации и осуществления профессионального выбора в динамично меняющихся условиях» [2, с. 10].

Односторонняя направленность на достижение первой цели, при игнорировании второй, с неизбежностью снижает эффективность профориентационной работы. Успешность «разового выбора» профессии отнюдь не означает готовности человека к смене профессии и сферы профессиональной деятельности, к профессиональной мобильности как таковой. Но в динамично меняющихся условиях современной рыночной экономики именно такая мобильность является существенной характеристикой «человеческого капитала» и, в определенной степени, основой конкурентоспособности национальной экономики.

2. Исследования особенностей профессионального самоопределения современных школьников показывают, что оно носит кризисный характер. «На этапе школьного обучения кризис профессионального самоопределения проявляется в увеличении доли внешних мотивов выбора профессии, снижении уровня сформированности профессиональных планов, резкой смене профессиональной направленности, несоответствии профессиональной направленности выбранной профессии. На этапе начального профессионального образования кризисный характер вхождения во взрослость выражен переживаниями нереализованности, неопределенности и непредсказуемости будущего» [4].

Стратегия «повышение престижа профессий» ставит перед девятиклассниками определённые жизненные задачи, «форсируя процесс профессионального самоопределения и «подталкивая» учащихся к профессиональному выбору уже в школе в возрасте 14-15 лет» [9, с. 3]. В то же время, «школьники 14-15 лет в силу ряда объективных причин не готовы к адекватному осознанному выбору не только будущей профессии, но и образовательного профиля» [9, с. 14]. В итоге, «подросток, оказавшийся под двойным давлением (необходимость совмещения задач подросткового и юношеского возраста), чаще всего не способен найти адекватный выход без специальной психологической помощи» [9, с. 4] (курсив мой. - И.С.).

Не секрет, что на практике активная кампания по «повышению престижа профессий» не сопровождается системой мероприятий по организации специальной психологической помощи подросткам (и их родителям), направленной на сопровождение профессионального выбора. В результате, мы лишь усиливаем кризисный характер профессионального самоопределения девятиклассников, принуждая их досрочно (и в силу этого неполноценно!) решать те жизненные задачи, к решению которых они психологически не готовы.

3. Наконец, центральный момент: каковы особенности тех подростков, которые при выборе профессии ориентируются на её престижность?

Современными исследователями выявлены типы профессионального самоопределения будущих рабочих: «теоретик», т.е. ориентированный на профессиональные знания; «труженик», для которого привлекательна практическая деятельность; «прагматик», рассчитывающий на высокий заработок; «конъюнктурщик», учитывающий престиж и востребованность себя как будущего специалиста; «потребитель», ориентированный на социальные гарантии в будущей профессии и «реалист», трезво оценивающий свои возможности [7]. Для того типа, который назван «конъюнктурщиком», характерна так называемая преждевременная (или предрешённая) профессиональная идентификация. В данном случае «профессиональный выбор совершен формально, без предварительного самоанализа и изучения профессиональной ситуации развития ... Эти студенты мало интересуются своим профессиональным будущим, скорее испытывая безразличие к нему, не имеют планов на будущее, считая, что их интересы лежат в другой области. Обратная связь данного параметра с фактором самоконтроля указывает на низкий уровень саморегуляции этих студентов» [5, с. 33].

Именно таких учащихся мы привлекаем в учреждения профессионального образования в результате кампаний по «повышению престижа профессий». Результаты этого, как и следует ожидать, носят печальный характер. Для подавляющего большинства студентов-первокурсников средних профессиональных учебных заведений характерен самый низкий уровень мотивации профессионального самоопределения - внешняя частично осознанная мотивация. Согласно одному из исследований, доля таких студентов составляет 64,4 % [12]. Эти студенты «при поступлении в среднее специальное учебной заведение выбирают профессию, исходя из внешних по отношению к выбираемой профессии мотивов», среди которых одно из ведущих мест занимает её престиж. «Следствием этого является последующее желание изменить специальность или специализацию, т. е. осуществить процесс переопределения» [12].

Среди других ярких психологических характеристика студентов, ориентированных на престиж профессии, - повышенная социальная зависимость, а также сниженный или, наоборот, неадекватно завышенный уровень самопринятия и самоуважения [8].

Итак, ориентируя выпускников школы на «престиж профессий», мы на самом деле расширяем группу риска - студентов, профессиональный выбор которых характеризуется несамостоятельностью и незрелостью, случайностью и неустойчивостью. Здесь уместно расхожее выражение - «допущен педагогический брак». Дабы скорректировать этот «брак», с такими студентами необходима целенаправленная, систематическая работа по дальнейшему сопровождению их профессионального самоопределения. Эта задача ложится на профессиональные колледжи. «В современной системе среднего профессионального образования существует парадокс: студент уже обучается профессии и, в то же время, до конца еще не осознал своего призвания, то есть «уже учится, но еще не выбрал профессию». Однако на практике «имплицитно считается, что студенты уже прошли фазу сомнений и поиска, приняли решение относительно своего профессионального будущего» [6], и работа по сопровождению профессионального самоопределения учреждения профессионального образования остаётся за пределами внимания. Не удивительно, что в результате мы либо просто «теряем» выпускников, либо получаем молодых рабочих, обладающих отнюдь не тем набором профессиональных и особенно общих компетенций, которого ждёт от них работодатель.

«Выбор профессии из соображений престижа - типичная ошибка молодых людей, которая дорого обходится государству», - резюмирует современный практик, методист и исследователь проблем профориентации Г.В. Резапкина [10].

«Повышение престижа рабочих профессий» - попытка одним мановением управленческого жезла разрубить гордиев узел, сплетённый из множества сложных, взаимосвязанных, подчас болезненных проблем. «Профориентация ... не сводится к простой рекламе и пропаганде» [1, с. 51-52]. Такое сведение, как мы показали в этой статье, не только делает профориентацию неэффективной, но и вызывает отрицательный эффект. Общее движение в развитии отечественной системы профориентации должно быть иным. Это постепенное восхождение от стихийно сложившегося переплетения «воздействующих», «манипулятивных» и «помогающих» форм - к полноценному сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Высшим уровнем этой деятельности должно стать формирование полноценного субъекта профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

Рецензенты:

Есенина Е.Ю., д.п.н., ведущий научный сотрудник ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки России, г. Москва.

Факторович А.А., д.п.н., доцент, заместитель руководителя Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки России, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Сергеев И.С. К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ «ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14669 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674