Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОЛОДЕЖЬ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Мельникова Л.А. 1
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
В условиях глобализации тема молодежи становится актуальной и неодносложной. Социально-экономические и политические проблемы не находят быстрого разрешения, что приводит к усложнению социальной организации, росту культурного многообразия. Особенно это видно в молодежной среде, которой присущи энтузиазм и оптимизм, острая потребность в самореализации, стремление к общению со сверстниками и завоеванию их признания. Сложности в самоопределении молодой личности в рамках существующих политических и социальных форм приводят к поиску самовыражения молодежи, одним из вариантов является образование субкультур. Одним из способов идентификации членов того или иного молодежного движения является внешняя атрибутика, такая как одежда, прическа, макияж, татуировка и т.д. В то же время татуировка (пирсинг и др.) - это не только визуальный репрезентативный код, помогающий молодежи определять себя среди молодежных субкультур, но и попытка добавить себе те качества, которые прибавляют уверенность и повышают адаптацию в современной городской среде.
городская среда
тело
татуировка
символы
молодежные субкультуры
молодежь
1. Бабинцев В.П., Реутов Е.В. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социологические исследования. - 2010. - № 1. - С. 109-115.
2. Баркова А.Л. Толкиенисты. Архаическая субкультура в современном городе // Человек. - 2003. - № 5. - С. 59-73.
3. Гришанин Н.В. Текст, символ, миф в семиотическом анализе городской культуры : автореф. дис. … канд. культурологии. - СПб., 2007. - 19 с.
4. Зильберглейт Л.В. Метаморфозы этносов и парадигма эволюции // Человек. - 2007. - №1. - С. 18.
5. Круткин В.А. Онтология человеческой телесности (философские очерки). - Ижевск : Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 1993. - 130 с.
6. Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. - М. : МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1999. - 80 с.
7. Левикова С.И. Молодежная субкультура. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 608 с.
8. Ломаев С. На свалке субкультур // Октябрь. - 2010. - № 6. - С. 134-141.
9. Малахова Е.В. Телесное в молодежной субкультуре: семантика и эстетика // Вестник Московского ун-та. Серия 7. Философия. - 2011. - № 1. - С. 74-88.
10. Медникова М.Б. Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник. - М. : Языки славянской культуры, 2007. - 216 с.
11. Сладкова О.Б. Кризис идентичности в современном российском обществе // Обсерватория культуры. - 2008. - № 3. - С. 9-15.
Молодежь в современной культуре в аспекте её массовых проявлений - это объединение сообществ, взаимосвязанных или же индифферентных по отношению друг к другу, часто не воспринимающих, не видящих друг друга, а иногда и враждующих между собой. Происходит усложнение социальной организации, что обусловлено интенсификацией культурных связей и обменов, ростом культурного многообразия. Возникают новые тенденции и явления, которые не вытесняют и не замещают предшествующие, а находят место рядом с ними, тем самым углубляя и усложняя социально-культурную комплексность, но вместе с тем привнося в неё рассогласованность, что становится источником потенциального общественного напряжения.

Обратимся к состоянию молодого человека, оказавшегося внутри всех указанных выше обстоятельств. А.В. Зильберглейт подчеркивает связь любой популяции с двумя категориями биосферных подсистем [4]. Одна из них базируется на инстинктах, другая - на той системе, что возникает в процессе онтогенеза, способствуя появлению механизма передачи норм поведения. Изменение бытового и культурного контекста жизнедеятельности человека влечет за собой изменение процесса адаптации. Естественно, что для молодого поколения этот процесс достаточно сложен в любом историческом пространстве. И чем более активно развитие цивилизаций, тем более сложна для молодежи проблема освоения современных реалий. Таким образом, выбор культурных образцов в современных условиях предоставлен самому человеку, и подсознательно он чаще обращается к категории освоения действительности, которая вынужденно базируется на инстинктах, поскольку современное состояние общества не имеет достаточно устойчивых механизмов передачи характерных особенностей жизнедеятельности социума.

Отсюда и стихийное, неосознанное стремление человека возродить древние механизмы адаптации. О.Б. Сладкова подчеркивает, что «процесс адаптации личности к новым условиям жизни не может протекать безболезненно. Сегодняшнее общество, состояние которого определяется учеными как социокультурный кризис, вошло в стадию неизбежного разрушения господствовавших ранее культурных норм, правил, способов поведения. На поверхность социального пространства всплыли архаические, порой примитивные формы, которые заменили собой вакуум, возникший в результате разрушения старых основ общественной жизни» [11, с.13]. Далее автор продолжает эту мысль, отмечая, что именно в кризисный период огромную роль в жизни общества приобретает ритуал. Кризисная ситуация обостряет стремление человека найти объединяющие шаблонные формы поведения в трудных обстоятельствах. Обращение к архаическим пластам культуры позволяет провести некоторые аналогии. Если для архаической культуры окружающий мир был «декорацией», полной знаков и символов, однако «декорацией» более или менее стабильной или меняющейся достаточно медленно под воздействием самого человека, то современная цивилизация изменяется чрезвычайно быстро. И хотя город, как одно из проявлений цивилизации, имеет стабильную материальную составляющую, «город напоминает сцену, подворотни и окна - кулисы, ворота - занавес, перспектива также театральна» [11, с.19], в нем также много социокультурных символов и знаков, быстро меняющихся и зачастую трудно поддающихся расшифровке молодежью.

Нельзя не согласиться с С. Ломаевым, который отмечает, что каждая культура создает много знаков. Знаковыми могут быть жесты человека, его вещи, понятия, которыми он пользуется. Более того, «как идеология, так и рынок с помощью рекламы, стремясь манипулировать обществом, работают над искусственным внедрением знаков в культуру» [8, с. 134].

Символ и знак, как два важнейших способа репрезентации культурных смыслов, определяют два типа функционирования человеческого сознания, работы с сознанием, а значит и два типа регулирующей роли сознания в поведении и деятельности людей. Н.В. Кулагина отмечает, что каждый из этих типов сознания составляет последовательно две фазы процесса становления личности в культуре - начальную, восходящую к архаическим слоям культуры, связанным с символом как средством смыслоориентации человека в мире, и более позднюю - знаково опосредованную, связанную с освоением научного знания и формированием научной картины мира. Знаки и символы, воздействуя на эмоции человека, способны возбудить определенные психологические состояния. Вызывая эмоции, символы придают значимость и ценность репрезентируемому ими содержанию [6, с. 5].

Поскольку в городском пространстве символы неустойчивы, динамичны, то для молодежи установление связей, адаптация к современности часто выливаются в неприятие её. Множество современных знаков и символов не помогает расшифровать и освоить исторически сложившиеся культурные ценности с помощью фундаментального символического мировосприятия, заложенного в человеке на пути его длительного филогенетического развития. Тем более, что во многих современных знаковых системах отсутствует фундаментальность, они часто искусственны и фрагментарны, и тогда глубинный, подсознательный пласт информации выносит на поверхность сознания древнейшие и проверенные временем способы освоения окружающего жизненного пространства. Игра и ритуал со всеми присущими им особенностями и характерными элементами являются основой существования для молодежи в современной действительности.

Достаточно убедительно подтверждает эту мысль С. Ломаев. Он пишет: - «Представим себе подростка, "напичканного" продуктами индустрии знаков: он часто действует неадекватно обстоятельствам, а значит бесполезно или даже в ущерб себе, что приводит его к кризису. Обстоятельства принуждают его или признать неправильность мира, или разочароваться в предлагаемой системе знаков. Первый вариант действий порождает агрессивное отношение к окружающему миру и провоцирует дальнейшее углубление кризиса. Второй ведет к пересмотру мира знаков. Молодежным субкультурам в той или иной степени свойственны оба варианта. Разочарованность в окружающем мире есть практически в каждой субкультуре (особенно ярко это видно у "эмо", "готов"). Создание альтернативного мира знаков - одна из главных задач каждой субкультуры» [8, с. 134].

А.Л. Баркова, анализируя субкультуру толкиенистов, постоянно сравнивает содержание их действительности, их отношение к действительности с архаичными культурами. Автор отмечает, что носители субкультуры не страдают «раздвоением личности», как не страдает им и архаический человек [2, с. 61]. С. Ломаев отмечает, что в молодежных субкультурах разрабатываются различного рода ритуалы, укрепляющие солидарность их представителей, а также служащие для снятия напряжения, что достаточно важно в этих действиях для человеческого сообщества начиная с древнейших времен [2, с. 141].

На наш взгляд, субкультуры это не столько протестное поведение, сколько проявление необходимости самоутверждения через причастность к группе с такими же устремлениями. Причем на создание той или иной группы и присоединение к ней других членов влияет уровень психологической готовности и тот культурный фундамент, который был заложен семьей, школой и другими обстоятельствами [7, с. 413]. Выделение необходимости самоутверждения как приоритетного мотива вхождения в субкультуры приводит к аналогиям с подобными явлениями в истории культуры, имеющими много способов, поддерживающих принадлежность, сопричастность с определенной группой. В этом процессе большое значение принадлежит знаку, его визуальной характеристике, не только как проявлению сопричастности, но и как способу влияния знака на самого носителя атрибутов визуальности.

Данную мысль подтверждает исследование В.П. Бабинцева и Е.В. Реутова, подчеркивающее, что самоорганизацию в настоящее время целесообразно рассматривать, прежде всего, как специфические формы саморефлексии, связанные с более или менее осознанными и успешными попытками уяснить свое место в обществе некалькулируемого риска. «Этот вид рефлексии мы называем социокультурной рефлексией и определяем её как совокупность способов оценки окружающей действительности и самооценки молодежи, базирующихся на специфической интерпретации традиционных и современных ценностей и смыслов и воплощенных в комплекс взглядов, образов, мифов и символов, использующихся для адаптации к сложившемуся социокультурному пространству или для его модификации» [1, с. 111].

В нашем исследовании рассматривается татуировка как культурный знак, репрезентирующий, с одной стороны, принадлежность молодежи к определенной субкультуре, а с другой - демонстрирующий трансформацию ценностных смыслов современной молодежи. Если рассматривать татуировку в историческом ракурсе, то татуировки никогда не делались просто так, ради забавы. Они могли нести сакральный смысл, выражать социальную дифференциацию и другие культурные характеристики. Татуированный человек был помечен с какой-то определенной целью, и его тело получило иной статус, важный для него самого. По мнению историков и антропологов, телу человека всегда придавалось огромное значение как сакральному объекту. М.Б. Медникова отмечает у народов традиционной культуры факт того, что человеческое тело являло собой основу мироздания, ту матрицу, которая порождала организацию мирового порядка [10, с. 94].

Социум, создавая определенное жизненное пространство для человека, исторически регулировал его телесность, но в настоящий период нет специального механизма такого регулирования.

Нельзя не согласиться с мыслью с В.Л. Круткина, что оказавшись в культуре, созданной самим человеком, он чувствует себя как в ловушке. Человек находится между «жерновами» природных инстинктов и цивилизационными достижениями. Формы, которые тело получает в движении и покое, выражают социальное давление различными способами, То, что люди вкладывают в понятия «невыносимые» усилия, «непереносимая» боль, «безграничное» удовольствие - все это является параметрами не столько индивидуальными, сколько санкционированными коллективным одобрением или неодобрением [5, с.118, 120].

Этот процесс часто усугубляется тем обстоятельством, что значительная часть подростков имеют с детских лет неудовлетворенные потребности, и именно в субкультурах они ищут возможности их удовлетворить. Самой близкой и значимой для индивида территорией является его собственное тело, в котором выделяют кожу как значимый и функциональный элемент. Кроме того, тело - это граница собственного «Я». Поэтому естественно стремление пометить свое тело, сделать его знаком, придать ему иной статус, который позволил бы индивиду освоить культурное пространство.

Таким образом, анализируя молодежь в пространстве современной культуры, необходимо отметить, что обращение к архаическим пластам культуры, вокруг которых концентрируются процессы самоопределения личности, показывает насущность этой проблемы для молодежи, что выливается в организацию субкультур. Практически все субкультуры являются в той или иной степени игрой, предполагающей наличие в ней различных ролей и знаковых систем. Игра предлагает определенные пространства для тела и знаковые системы, являющиеся для члена субкультуры значимыми символами. Если татуировки являются для членов группы показателем принадлежности к ней, то для самого носителя татуировка имеет символическое значение, демонстрируя обращение к коллективной бессознательной информации, к её символическому содержанию, являющемуся особой реальностью внутреннего мира человека.

Рецензенты:

Коноплева Н.А., доктор культурологии, доцент по кафедре психологии и социальных технологий, профессор кафедры сервисных технологий ФГБОУ «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток.

Моисеева Л.А., д.и.н., профессор, заведующая кафедрой общегуманитарных наук Дальневосточной государственной академии искусств, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Мельникова Л.А. МОЛОДЕЖЬ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14706 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674