Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА СОСТОЯНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ (ВЫБОРОЧНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

Ляпкало А.А. 1 Дементьев А.А. 1 Цурган А.М. 1
1 ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
В статье приводятся результаты социологического исследования по изучению мнения горожан о влиянии автомобильного транспорта на качество городской среды. Социологический опрос проводился по специально разработанной анкете, включающей блоки вопросов, характеризующих социальный и медико-биологический статус респондентов, влияние химического и акустического загрязнения атмосферы на условия проживания, качество жизни и состояние здоровья горожан. Оценка достоверности различий в сравниваемых группах респондентов проводилась по критерию Пирсона. Отрицательное влияние городского автомобильного транспорта на качество жизни отметили 43,4% респондентов. При этом более пессимистичную оценку воздействия автомобильного транспорта на качество городской среды дают женщины, горожане, проживающие рядом с автомобильной дорогой, а также в квартирах с ориентацией оконных проемов на проезжую часть улицы.
автотранспорт
качество городской среды
социологическое исследование
1. Абрамян Г.П. Транспортная инфраструктура города Владикавказ в общественном мнении горожан // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. - № 117. – С. 304 – 308.
2. Аксенов И.Я., Аксенов В.И. Транспорт и охрана окружающей среды. – М. : Транспорт, 2003. – 176 с.
3. Демина А.И. Система показателей, характеризующих качество жизни населения / А.И. Демина, Е.И. Демина // ФӘН-наука. – 2012. - № 3. – 35–37.
4. Саускан В.И. Качество жизни и его социально-экологические индикаторы / В.И. Саускан, Л.О. Серых // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2012. - № 1. – С. 75 – 80.
5. Соколов Р.В. Предпочтения молодых горожан в отношении районов проживания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурологи. – 2011. - № 2. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/predpochteniya-molodyh-gorozhan-v-otnoshenii-rayonov-prozhivaniya (дата обращения: 22.04.2014).

Современный город представляет собой социотехногенную систему, опирающуюся на промышленное производство и развитую транспортную инфраструктуру. Выраженная коммерческая направленность основных составляющих городской среды зачастую делает ее агрессивной для горожан [1]. При этом вклад состояния окружающей среды в общую сумму социально-экологических показателей качества жизни составляет не менее 10% [4]. Интенсивный рост автомобилизации городов, наблюдающийся в последние несколько лет, ведет к существенному увеличению техногенного влияния выбросов автотранспорта на атмосферный воздух, что на фоне снижения инвестиций в его охрану отрицательно влияет на состояние городской среды и качество жизни городских жителей [2; 3]. Причем 43,4% опрошенных горожан молодого возраста считают чистый воздух и близость зеленых насаждений необходимыми условиями в выборе места жительства [5]. Опираясь на вышеизложенное, изучение мнения горожан о влиянии автомобильного транспорта на качество городской среды является важной гигиенической задачей, позволяющей выявить наиболее значимые раздражающие факторы городской транспортной системы с точки зрения горожан.

Цель работы - выявление основных неблагоприятных факторов воздействия автомобильного транспорта на городскую среду, по мнению горожан, и внутренних факторов городской среды, влияющих на формирование этого мнения. Оценка достоверности различий в сравниваемых группах респондентов проводилась по критерию Пирсона.

Материалы и методы исследования

В опрос были вовлечены 350 жителей города, в основном студенты и преподаватели Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова и члены их семей, проживающие в различных районах города Рязани. Социологическое исследование проводилось по специально разработанной анкете, включающей несколько блоков вопросов. В первом блоке были сгруппированы вопросы, включающие общие сведения о респонденте (пол, возраст, уровень образования, уровень занятости, профессиональная принадлежность, район проживания, удаленность дома от проезжей части, этаж дома, его материал, ориентация оконных проемов в квартире и т.д.). Второй блок вопросов был посвящен выявлению основных беспокоящих факторов химической и физической природы, имеющих вероятную связь с функционированием городской транспортной системы. Третий блок вопросов анкеты был ориентирован на самооценку состояния здоровья горожан.

Результаты исследования и их обсуждение

Среди респондентов преобладали лица молодого возраста, при этом удельный вес опрощенных в возрасте до 25 лет составил 80,3%. Доля женщин в гендерной структуре горожан, принимавших участие в социологическом исследовании, составила 71,1%. Большинство респондентов имели среднее и среднее специальное образование (84,2%). В то же время доли респондентов с высшим и неоконченным высшим образованием составляли соответственно 13,1% и 2,3%. В социальной структуре опрошенных больше всего было учащихся (77,1%), затем, в порядке уменьшения доли вклада следования: служащие бюджетной организации (10,9%), не работающие (5,7%), работники коммерческой организации и рабочие промышленного предприятия.

Исследование показало, что почти каждый пятый опрошенный имел личный автомобиль. 80,3% респондентов отметили, что автомобильный транспорт приносит беспокойство. По данным социологического исследования, более половины респондентов считают, что городской воздух характеризуется средней степенью загазованности. Доли респондентов, указавших на низкий и высокий уровни загазованности городского атмосферного воздуха, имели близкие значения и составляли соответственно 18,6% и 18,3%. Очень низкий уровень загрязнения отметили 6,0% опрошенных. 53,1% опрошенных жителей города обратили внимание на среднюю степень запыленности городского воздуха, а почти третья часть респондентов считает, что она высокая.

Горожане чаще всего отмечали понедельник и пятницу в качестве дней, характеризующихся наибольшей загазованностью атмосферного воздуха, частота таких ответов составляла соответственно 52,0 и 50,9 на 100 опрошенных (рисунок 1). Реже всего среди дней недели, характеризующихся высокой загазованностью воздуха, фигурировали суббота и воскресенье.

Наиболее пессимистичной оценке загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта соответствует интервал времени с 16 до 20 часов, при этом более половины опрошенных указали на наибольший уровень загазованности городского воздуха в это время. Почти третья часть горожан, принимавших участие в социологическом исследовании, указали в качестве времени наибольшего загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта интервал с 14 до 16 часов.

Обращает на себя внимание, что 88,8% опрошенных горожан считают, что наибольшие уровни загрязнения атмосферного воздуха формируются в ясную и безветренную погоду. При этом 87,4% респондентов отмечают наибольшую загазованность воздуха летом и только 6,0% - зимой.

Рис. 1. Частота мнения горожан о днях, характеризующихся наибольшей загазованностью воздуха, на 100 опрошенных

Дневной и ночной транспортный шум беспокоят соответственно 22,9% и 20,0% опрошенных жителей города. При этом транспортный шум в дневное время считает высоким или чрезвычайно высоким каждый десятый горожанин. На низкий и очень низкий уровни ночного транспортного шума указали соответственно 41,1% и 34,3% респондентов, тогда как 17,1% горожан придерживаются мнения, что он имеет среднее значение, а 7,4% - считают его высоким и чрезвычайно высоким. Ночной автомобильный транспорт влияет на сон 20,9% опрошенных горожан, при этом у 14,0% респондентов он затрудняет засыпание, 9,1% - будит среди ночи, а у 3,1% - вызывает бессонницу.

Более чем половине респондентов основное беспокойство доставляет автомобильный транспорт, движущийся по проезжей части, при этом их доли ночью и днем идентичны и составили по 51,6%. Доля горожан, которым основное беспокойство доставляет автомобильный транспорт, припаркованный во дворе, была в 1,3 раза больше ночью, чем днем, и составила 38,4%.

Считают себя здоровыми и практически здоровыми соответственно 32,0% и 43,4% опрошенных горожан, имели хроническое заболевание 24,3%, а 0,3% респондентов указали, что являются инвалидами. При этом 7,1% опрошенных горожан указали, что болели 4 и более раза в год, а 38,3% респондентов отметили, что практически не болеют. Чаще всего у опрошенных горожан встречались хронические заболевания органов дыхания и ЛОР-органов, распространенность которых, по результатам самооценки, составила соответственно 8,0 и 5,4 на 100 опрошенных. Несколько реже встречались хронические заболевания пищеварительной и мочеполовой систем, при этом их частота была одинакова и составила по 4,6 на 100 опрошенных. Далее в порядке убывания следовали заболевания сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем, кожи и нервной системы. При этом 32,3% лиц, принимавших участие в социологическом исследовании, считают, что загрязнение атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта может приводить к обострению хронических заболеваний.

Четвертая часть опрошенных горожан считают, что городской автомобильный транспорт в целом положительно влияет на качество их жизни, 43,4% респондентов отметили его отрицательное влияние, тогда как остальные склонны думать, что автотранспорт существенно не влияет на качество их жизни.

Социологическое исследование показало, что транспортный шум ночью беспокоит 23,3% опрошенных женщин и 11,9% мужчин (р<0,05). При этом удельный вес опрошенных женщин, отметивших, что городской автотранспорт влияет на их сон, составил 24,1% и был в 1,9 раза выше, чем мужчин (р<0,05). Доля женщин, считающих, что городской воздух имеет высокую степень загазованности, составила 21,3% и была в 1,9 раза больше, чем среди мужчин, принимавших участие в социологическом исследовании (р<0,05). 50,2% респондентов женского пола отметили, что автомобильный транспорт в целом отрицательно влияет на качество их жизни, в то время как среди опрошенных мужчин доля таких оценок была в 1,9 раза меньше (р<0,01).

Существенных различий в оценке влияния городского автомобильного транспорта на качество жизни горожан, проживающих в различных районах города, выявлено не было. Однако выявлены статистически значимые отличия в оценке горожанами влияния дневного и ночного транспортного шума в зависимости от расположения дома. В частности, доли респондентов, которых беспокоит дневной и ночной транспортный шум, среди проживающих рядом с проезжей частью составили 35,1% и 26,8% соответственно и были в 3,1 и 1,9 раза больше, чем среди горожан, проживающих внутри жилого квартала (р<0,01).

Исследование показало, что 28,6% респондентов, проживающих рядом с проезжей частью, оценивают уровень загазованности атмосферного воздуха как высокий, тогда как среди опрошенных, дом которых расположен внутри жилого квартала, их доля была в 3,3 раза меньше (р<0,01). В то же время среди респондентов, проживающих рядом с проезжей частью, высокую степень запыленности отметили 42,3%, тогда как среди горожан, дом которых расположен внутри жилого квартала, процент таких ответов был в 1,7 раза меньше (р<0,01).

Доли респондентов, считающих, что в их квартирах отмечается низкий и очень низкий уровни дневного транспортного шума, среди проживающих внутри жилого квартала составили 48,9% и 26,4%, а горожане, дом которых расположен рядом с проезжей частью, такие ответы давали в 1,7 и 2,2 раза чаще (р<0,01). Пятая часть горожан, проживающих рядом с проезжей частью, оценили уровень дневного внутриквартирного шума как высокий, тогда как среди респондентов дом которых расположен внутри жилого квартала, доля таких ответов была незначительной и составила 1,6% (р<0,001).

Жителей города, дома которых расположены внутри жилых кварталов, почти в равной мере беспокоит автомобильный транспорт, движущийся по проезжей части и припаркованный во дворе, а доля таких ответов составила 42,9% и 40,7% соответственно. При этом 61,1% респондентов, проживающих рядом с автомобильной дорогой больше беспокоит транспорт, движущийся по проезжей части, а среди горожан, живущих внутриквартально, доля таких ответов была в 1,4 раза меньше (р<0,001).

85,7% горожан, дома которых расположены внутри жилых кварталов, характеризуют уровень ночного внутриквартирного транспортного шума, как низкий или очень низкий, тогда как среди респондентов, проживающих в непосредственной близости от проезжей части доля таких ответов была в 1,3 раза меньше.

Высоким и чрезвычайно высоким уровень шума в квартире в ночное время, обусловленный транспортом, считают 10,1% горожан, проживающих рядом с проезжей частью, и только 4,9% респондентов, постоянное место жительства которых расположено внутри жилого квартала (р<0,001). При этом 26,8% горожан, проживающих рядом с проезжей частью, отметили, что городской автотранспорт оказывает влияние на их сон, тогда как среди жителей города, чьи дома расположены внутри жилых кварталов, доля таких ответов была в 1,7 раза меньше (р<0,05).

Установлено, что 61,7% горожан, проживающих рядом с дорогой, отметили, что ночью их беспокоит в основном автотранспорт, движущийся по проезжей части, а среди респондентов, дома которых расположены внутри жилых кварталов, таких ответов было в 1,5 раза меньше (р<0,01). 47,3% участников социологического опроса, проживающих внутри жилого квартала, указали, что их беспокоит автотранспорт, припаркованный во дворе, тогда как среди живущих рядом с проезжей частью таких ответов было в 1,6 раза меньше (р<0,01).

По результатам самооценки своего здоровья было установлено, что 28,5% респондентов, дома которых расположены внутри жилых кварталов, считают себя здоровыми, а доля таких ответов среди опрошенных, проживающих рядом с проезжей частью, была в 1,5 раза больше (р<0,01). Каждый десятый горожанин, проживающий рядом с проезжей частью, отметил, что болел острыми респираторными заболеваниями четыре и более раза в течение года, в то время как среди респондентов, проживающих внутриквартально, таких было только 4,4% (р<0,01). Наличие хронического заболевания отметил 31,0% горожан, проживающих в непосредственной близости от автомобильной дороги, тогда как среди респондентов, дом которых расположен внутри жилого квартала, доля таких ответов была в 1,7 раза меньше (р<0,01). Среди жителей города, проживающих рядом с проезжей частью, удельные веса лиц, указавших на наличие хронических заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, составили соответственно 11,9% и 6,5% и были в 2,7 и 5,9 раза больше, чем среди респондентов, дом которых расположен внутри жилого квартала (р<0,01).

Чаще всего городской автомобильный транспорт беспокоит горожан, окна квартир которых ориентированы на проезжую часть или на дорогу и во двор дома одновременно, при этом их доли составили 89,8% и 87,3% соответственно. При этом среди респондентов, окна которых смотрят во двор дома, доля таких ответов была существенно меньше и составила 75,5%. Загазованность атмосферного воздуха беспокоит 45,8% горожан, окна квартир которых выходят на городскую улицу, и 46,5% респондентов, имеющих квартиры с двусторонней ориентацией окон; среди опрошенных, окна жилищ которых выходят во двор дома, такого мнения придерживались только 30,0% (р<0,05). При этом 30,5% горожан, проживающих в квартирах с ориентацией оконных проемов на проезжую часть, обратили внимание на высокий и чрезвычайно высокий уровни загазованности атмосферного воздуха, тогда как среди респондентов, окна квартир которых выходят во двор дома, доля таких ответов была 2,3 раза меньше (р<0,01).

Респондентов, выражающих беспокойство по поводу запыленности атмосферного воздуха, больше всего было среди горожан, оконные проемы квартир которых выходили на проезжую часть или были одновременно ориентированы на улицу и во двор дома, а их доли составили 74,6% и 77,5% соответственно; только половила респондентов, окна квартир которых выходят во двор, придерживались такого же мнения (р<0,01). Степень запыленности атмосферного воздуха оценили как высокую и чрезвычайно высокую 44,1% горожан, оконные проемы квартир которых выходили на проезжую часть, и 45,1% жителей города, имеющих квартиры с двусторонней ориентацией окон, и только 26,4% респондентов, проживающих в квартирах, окна которых выходят во двор, придерживались аналогичного мнения (р<0,01).

Дневной транспортный шум беспокоит 40,7% опрошенных горожан, окна квартир которых выходят на проезжую часть, среди респондентов, оконные проемы квартир которых выходят во двор дома или имеют обоюдную ориентацию, такого мнения придерживались 17,3% и 25,4% соответственно (р<0,05). Транспортный шум ночью беспокоит 39,0% горожан, проживающих в квартирах с ориентацией оконных проемов на проезжую часть улицы, тогда как среди респондентов, окна жилищ которых выходят во двор дома или имеют двустороннюю ориентацию, таких жалоб было соответственно в 2,7 и 1,8 раза меньше (р<0,001). Как высокий и чрезвычайно высокий уровень транспортного шума ночью оценили 16,9% горожан, оконные проемы квартир которых выходят на проезжую часть улицы. Среди горожан, окна которых выходят во двор дома или имеют двустороннюю ориентацию, частота таких ответов была в 3,8 и 1,9 раза меньше соответственно (р<0,001). Автотранспорт влияет на сон 42,1% горожан, оконные проемы квартир которых выходят на проезжую часть улицы, в то время как среди респондентов, окна которых выходят во двор дома или имеют двустороннюю ориентацию, доля таких ответов была меньше в 3,2 и 1,6 раза соответственно (р<0,001). Среди горожан, окна жилищ которых выходят на проезжую часть, 30,5% указали, что автотранспорт затрудняет засыпание, а в группе респондентов, проживающих в квартирах с ориентацией оконных проемов во двор дома и на обе стороны, процент таких жалоб был меньше в 3,5 и 1,8 раза соответственно (р<0,001).

Более половины автомобилистов считает, что автотранспорт положительно влияет на качество их жизни, а среди горожан, не имеющих личного автомобиля, доля респондентов, придерживающихся такого же мнения, была в 2,6 раза меньше (р<0,001). При этом 45,6% горожан, не имеющих личного автомобиля, и треть всех автомобилистов придерживаются мнения, что автомобильный транспорт отрицательно влияет на качество их жизни.

Заключение

Таким образом, 80,3% респондентов отметили, что их беспокоит автомобильный транспорт. В качестве дней недели, характеризующихся наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха, горожане чаще всего указывали понедельник и пятницу. Более половины опрошенных считает, что наибольшие уровни загрязнения атмосферного воздуха наблюдаются с 16 до 20 часов. Большинство горожан, принимавших участие в социологическом исследовании, считают, что тип погодных условий влияет на уровень загрязнения атмосферного воздуха, при этом, по их мнению, наибольшие уровни загрязнения формируются в ясную и безветренную погоду, в летний период года.

Дневной и ночной транспортный шум беспокоят каждого пятого горожанина. При этом каждый десятый опрошенный считает дневной транспортный шум высоким и чрезвычайно высоким. Аналогичную оценку ночному транспортному шуму дают 7,4% респондентов. Шум, создаваемый автомобильным транспортом в ночное время, влияет на сон каждого пятого горожанина, в основном он затрудняет засыпание, будит среди ночи и вызывает бессонницу.

Исследование показало, что 7,1% респондентов болели четыре и более раза в году, почти каждый четвертый горожанин отметил наличие у него хронического заболевания, чаще органов дыхания и ЛОР-органов.

Отрицательное влияние городского автомобильного транспорта на качество жизни отметили 43,4% респондентов. При этом более пессимистичную оценку воздействия автомобильного транспорта на качество городской среды дают женщины, горожане, проживающие рядом с автомобильной дорогой, а также в квартирах с ориентацией окон на проезжую часть улицы.

Рецензенты:

Попов В.И., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены, ГБОУ ВПО «ВГМА им. Н.Н. Бурденко», г. Воронеж.

Гревцова Е.А., д.м.н., профессор кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, ГБОУ ВПО «РГУ имени С.А. Есенина», г. Рязань.


Библиографическая ссылка

Ляпкало А.А., Дементьев А.А., Цурган А.М. ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА СОСТОЯНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ (ВЫБОРОЧНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14891 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674