Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ

Ражина Н.Ю. 1 Вяльцин А.С. 1
1 ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России
В статье представлена обобщенная характеристика клинического мышления. В результате анализа соотношения понятий «мышление» и «клиническое мышление» определены мыслительные операции, развитие которых необходимо для формирования клинического мышления. В работе представлены результаты педагогического исследования уровня сформированности умений абстрагировать и обобщать у студентов. Обозначены возможности развития мышления в процессе изучения учебных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла в медицинских образовательных учреждениях высшего профессионального образования. В статье обосновано предположение о том, что ориентация методики преподавания учебных дисциплин вышеназванного цикла, прежде всего, на развитие у обучающихся способности мыслить, позволит создать условия для формирования клинического мышления у студентов в процессе изучения дисциплин профессионального цикла. В работе актуализирована необходимость введения психолого-педагогического отбора абитуриентов в медицинские образовательные учреждения высшего профессионального образования.
обобщение
абстрагирование
клиническое мышление
мышление
1. Абаев Ю.К. Особенности и противоречия клинического мышления врача // Медицинские новости. – 2008. – № 16. – С. 6-14.
2. Билибин А.Ф., Царегородцев Г.И. О клиническом мышлении (философско-деонтологический очерк). – М.: Медицина, 1973.
3. Лихтерман А. Б. Что такое клиническое мышление. Размышления опытного врача // Медицинская газета. – 2000. – № 41. – С 2-6.
4. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. – СПб.: «Наука» «Ювента», 1999.
5. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – 3 изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. Общие основы психологии.
6. Психологический тест «Исключение лишнего – 2010. Форма Г» // А. Я. Психология (azps.ru) – [Эл. ресурс] – [web-сайт]: http://azps.ru/tests/kit/il2010_g.html (дата обращения 18.04.2010)
7. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981.
Одна из важнейших задач обучения в медицинском вузе заключается в формировании клинического мышления у будущих врачей. Мышление как высший познавательный процесс связано с порождением нового знания. Являясь активной формой творческого отражения и преобразования человеком действительности, оно позволяет получить такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного и расширяет границы познания, отражая существование отдельных вещей, явлений и их свойств и определяя связи, существующие между ними, которые чаще всего, непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Таким образом, посредством мышления на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы [5. С. 275].

Анализ научной литературы показал, что понятия «мышление» и «клиническое мышление» либо отождествляются, либо признается своеобразие последнего, обусловленное особенностями профессиональной деятельности врача. Характеризуя клиническое мышление, авторы Билибин А.Ф., Царегородцев Г.И. [2, С. 16], Хегглин Р., Кончаловский М.П., Катеров В.И., Ахмеджанов М.Ю., Захарьин Г.А. [1, С.6], Лихтерман А.Б. [3,С.3] связывают данное психическое явление, прежде всего, с интеллектом, памятью, вниманием, воображением, интуицией, с профессиональным опытом и мастерством, а также с такими личностными качествами врача, как наблюдательность, эмпатия, мудрость. Авторы едины во мнении о том, что формирование и развитие клинического мышления возможно только в практической деятельности. Отсюда особенно актуальным становится вопрос о создании условий для его формирования в дальнейшем у студентов, которые силу этапа профессиональной подготовки (2 курс обучения), в наименьшей степени приобщены к практической деятельности врача.

В широком смысле клиническое мышление представляет собой специфику интеллектуальной деятельности врача, обеспечивающую эффективное использование данных науки и личного опыта применительно к каждому пациенту. Функции клинического мышления заключаются в осмысливании выявленных симптомов; в выдвижении гипотезы в отношении искомого заболевания; в прогнозировании эффективности врачебного воздействия, в составлении плана лечения и в оценке его результатов [1, С.7].

Изучение авторами характеристики и функций клинического мышления позволило предположить, что для формирования мышления врача в процессе профессионального образования особенно важным является развитие таких мыслительных операций, как абстрагирование и обобщение, осуществление которых невозможно без умений анализировать, сравнивать и синтезировать.

Абстрагирование (абстракция) - это мыслительная операция, заключающаяся  в выделении существенных свойств и связей предмета при отвлечении от других, несущественных на основе предварительно произведенного анализа и синтеза [7, С.73]. Посредством абстрагирования врач способен на фоне сопутствующей соматической патологии выделить ведущий(е) симптом(ы) и отвлечься от косвенных признаков хронических заболеваний данного пациента. И в то же время  второстепенные симптомы могут повлиять на течение заболевания, поэтому их необходимо учитывать в комплексном лечении пациентов. Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам [7, С. 74]. Объединение существенных симптомов в синдром и выставление диагноза, имеющего на данный момент первостепенное значение, осуществляется посредством мыслительной операции обобщение.

В период с 2011 по 2014 г. в Омской государственной медицинской академии было проведено педагогическое исследование уровня сформированности мыслительных операций абстрагирования и обобщения у обучающихся. Применялись следующие методы исследования: педагогическое наблюдение, тесты-задания, статистический метод критерий t Стьюдента. Генеральную  совокупность составили студенты 2 курса, в исследуемую выборку были включены студенты, обучающиеся по специальностям «Лечебное дело»  (290 ч.) и «Педиатрия» (276 ч.). Участникам исследования, направленного на определение уровня сформированности умений абстрагировать и обобщать, в процессе семинарских занятий предлагались упражнения, разработанные на основе учебного материала дисциплины «Психология и педагогика» по аналогии с заданиями в психодиагностической методике «Исключение лишнего» [6]. Например, нужно было исключить термин, не соответствующий смысловому  ряду, а остальные объединить одним понятием. Например, восприятие, память, эмоции, внимание, мышление. Ответ: термин, не соответствующий смысловому ряду - внимание, остальные - объединены понятием «формы психического отражения». Либо предлагалось проанализировать несколько типичных ситуаций из профессионального взаимодействия, в которых врачу для разрешения проблемы необходимо применить психологические знания, и, выявив общие и существенные характеристики, исключить несоответствующую ситуацию из представленных в стимульном (дидактическом) материале. За каждый верно определенный несоответствующий термин или ситуацию  начислялся один балл. За верное обобщение оставшихся четырех слов или ситуаций - два балла. Если обобщение оказывалось неправильным, т.е. было сделано на основе общих, но несущественных признаков, то начислялся один балл. За неверно исключенный термин или ситуацию баллы не начислялись. Каждому испытуемому в процессе изучения учебной дисциплины «Психология и педагогика» было предложено 20 заданий, таким образом, максимальное количество баллов составило 60. Низкий уровень сформированности умений абстрагировать и обобщать соответствовал сумме до 32 баллов, средний - от 33 до 52, высокий уровень - от 53 до 60. Результаты исследования представлены в таб. 1. Полученные данные указывают на то, что у большей части всех испытуемых 55 % (160 студентов лечебного факультета) и 65 % (179 студентов педиатрического факультета) был обнаружен низкий уровень сформированности умений абстрагировать и обобщать.

Таблица 1

Результаты исследования уровня сформированности абстрагирования и обобщения у студентов

 

2010-2011г.г.

2011-2012 г.г.

2012-2013 г.г.

2013-2014 г.г.

ст. л. ф. n=88

ст. п. ф. n=83

ст. л. ф. n=74

ст. п. ф. n=73

ст. л. ф. n=65

ст. п. ф. n=64

ст. л. ф. n=63

ст.п. ф. n=56

Выс. ур. n/%

14/16

10/12

15/20

12/16

11/17

7/11

16/25

11/20

Сред. ур. n/%

21/24

16/19

23/32

19/26

13/20

10/16

17/27

12/21

Низ. ур. n/%

53/60

57/69

36/48

42/58

41/63

47/73

30/48

33/59

Обработка данных посредством статистического метода выявила незначимые различия в результатах студентов лечебного и педиатрического факультетов (см. табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов испытуемых

 

‾x ± σ

Коэффициент

 по критерию t Стьюдента

ст. л. ф.

ст. п. ф.

2010-2011 г.г.

37 ± 11,7 (n=88)

   34,5±12,9 (n=83)

p>0,05

2011-2012 г.г.

39,6±12,3 (n=74)

36,3±13,4 (n=73)

p>0,05

2012-2013 г.г.

35,3±14,2 (n=65)

33,8±13,7 (n=64)

p>0,05

2013-2014 г.г.

38,6±12,4 (n=63)

36,3±12,8 (n=56)

p>0,05

Итог:

37,6±12,6 (n=290)

35,2±13,2 (n=276)

p>0,05

В процессе педагогического наблюдения  за процессом выполнения заданий было обнаружено, что чаще всего студенты испытывают затруднения при определении существенных признаков из ряда других, отсюда возникают сложности в обобщении материала. Это можно объяснить тем, что выделение существенных признаков требует разностороннего и глубокого анализа информации, основанного не только на владении психологическими знаниями, но и умении их применять соответственно заданию.

Таким образом, результаты педагогического исследования обнаружили у большинства испытуемых недостаточный уровень сформированности мыслительных операций абстрагирования и обобщения, необходимых для формирования клинического мышления в дальнейшем при изучении учебных дисциплин профессионального цикла. В этой связи  возникает вопрос о том, насколько возможно обретение специфики мышления врача при недостаточном развитии мышления вообще. С одной стороны, решение этого вопроса авторам видится в ориентации методики (технологии) преподавания учебных дисциплин  гуманитарного, социального и экономического цикла, прежде всего, на развитие у студентов способности мыслить. Так как учебные дисциплины вышеуказанного цикла («Философия», «Психология и педагогика», «Социология» и т.п.) в силу своей специфики, заключающейся в преобладании абстрактных понятий, изучение которых происходит благодаря умению слушать и слышать, предоставляют широкие возможности для развития мышления. Это объясняется тем, что визуальное восприятие является более простым и доступным способом получения очевидной, лежащей на поверхности информации, как правило, не требующей особенных интеллектуальных затрат от человека. Слышание, в отличие от зрительного восприятия - это предпосылка понимания и говорения. Поскольку слух реверсивен, говорящий слышит и самого себя. Его слушание следит за своим говорением; оно позволяет ему следовать себе как говорящему, то есть следовать за мыслью и быть вдумчивым. В этой связи для развития мышления человека большее значение имеет слух [4, С.289]. С другой стороны, обозначенный выше вопрос может быть решен введением психолого-педагогического отбора абитуриентов в медицинские образовательные учреждения высшего профессионального образования, так как действующая процедура вступительных испытаний (конкурса) не позволяет определить уровень сформированности мыслительных операций, необходимых для формирования клинического мышления.

Рецензенты:

Аикин В.А., д.п.н., профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омск;

Храмых Т.П., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии ГБОУ ВПО «Омская государственная академия» Министерства здравоохранения РФ, г. Омск.


Библиографическая ссылка

Ражина Н.Ю., Вяльцин А.С. РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14986 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674