Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТИПОМ ВОСПРИЯТИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Сергеев А.А. 1
1 Волгоградский государственный университет
Эффективность психологического воздействия определяется не только личностными качествами и профессиональными возможностями коммуникатора, применяемыми им средствами воздействия, качественной стороной сообщения, но и специфическими особенностями адресата, а именно – его предрасположенностью к этому воздействию. Предрасположенность есть тенденция изменения представлений субъекта, о каком-либо явлении или событии под воздействием внешнего сообщения, независимо от формы и модальности его предъявления. На наш взгляд, весьма актуален вопрос выявления взаимосвязи предпочитаемых личностью способов восприятия, структурирования и оценивания поступающей извне информации (когнитивных стилей) и ее предрасположенности к внешнему психологическому воздействию. Эмпирически обнаружена взаимосвязь предрасположенности с когнитивными стилями обработки информации: абстрактно-аналитическим (вербальным), чувственным (наглядно образным), рациональным (формально-логическим), целостным (интуитивным). Результаты исследования способствуют пониманию природы предрасположенности к внешним психологическим воздействиям, дают возможность прогнозировать поведение людей при подаче слуховой информации.
когнитивные стили
индивидуально-типологические особенности
предрасположенность к воздействию
психологическое воздействие
1.Брудный А.А. К теории коммуникативного воздействия // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М.: МГУ, 1977. - С.32-49.
2.Сергеев А.А. Влияние половозрастных, гендерных и профессиональных различий на склонность к манипулятивному поведению. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 4. С. 134-139.
3.Сереев А.А. Влияние половозрастных, гендерных и профессиональных различий на предрасположенность к манипулятивному воздействию // Ученые записки Орловского ун-та.- 2013.-№4(54)-С.383-387.
4.Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологическими свойств и межличностных отношений/Л.Н.Собчик. -СПб.: Речь, 2003.-96с.
5.Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления // Вопросы психологии. -1978. - №3. - С.84-95
6.Холодная М. А.Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд.– СПб.:Питер, 2004. - 384 с.
7.Buunk A.P., Blanton H., Schuurman M.K., Siero F.W. Issue involvement and low versus high-power style as related to attitude change in sex-role egalitarism // Journal of Language and Social Psychology. 2005. Vol. 24. P. 412-420
8.Holtgraves T., Lasky B. Linguistic power and persuasion // Journal of Language and Social Psychology. 1999. Vol. 18. P. 196-205
9.Reykowski J. Соgnitivе sрасеаnd regulation of sосiа1 behaviouг. Ргосееding оf ХХIInd International Соngгеssоf Рsусhоlоgу. Leipzig, DVR, Julу, 6-12, 1980. pp.182-191.
10.Waldron V.R., Applegate J.L.Similarity in the use of person-centered tactics: effects on social attraction and persuasiveness in dyadic verbal disagreements // Communication Reports. 1998. Vol. 11. P. 155-165
Анализ теоретических и эмпирических исследований по проблеме психологического воздействия обнаруживает недостаточное внимание к факторам, определяющим различную степень предрасположенности к нему. Можно предположить, что индивидуально-типологические  особенности личности и ее когнитивные стили переработки информации сказываются на предрасположенности человека к одним и тем же способам реализации психологического воздействия. Учет этого обстоятельства позволит спрогнозиро­вать  поведенческие эффекты и избежать серьезных социаль­ных  последствий в виде изменения общественного настроения, ценностей, убеждений и, как следствие, социального поведения.

Цель исследования:

  • раскрыть содержание понятия «предрасположенность к психологическому воздействию»;
  • выявить взаимосвязь предрасположенности к психологическому воздействию с индивидуальными типами восприятия и переработки информации.

В качестве научной проблемы категория воздействия замыкает на себя основные противоречия и актуальные вопросы психологической науки, начиная от общих вопросов о сути механизма функционирования человеческой психики и заканчивая проблемами методологического и узкопрактического характера. Психологическое воздействие есть процесс   и   результат целенаправленного, запланированного   преобразования   различных   психологических   характеристик. Принято считать, что действенность психологического воздействия на человека зависит от личностных особенностей коммуникатора [5,7,8],  применяемых им тактик и страте­гий, средств и методов воздействия [10], половозрастных, профессиональных характеристик коммуникатора и адресата [3], их социальных установок [1]. Как нам видится, эффективность воздействия определяется еще и  индивидуальными различиями в предрасположенности к данному явлению.

Для понимания сути категории «предрасположенность» сделаем несколько дополнительных пояснений. Сообщение или событие, спонтанно или умышленно воздействующее на человека, соотносится и интерпретируется в соответствии со структурой его психологического пространства [9]. Эффективность психологического воздействия определяется близостью  поступающей информации к структуре значений психологического пространства субъекта. Пространство это многомерно и представлено сложным переплетением индивидуальных характеристик реципиента, его социальных установок, текущего эмоционального состояния, представлений, которые формируются в опыте субъекта.

В свете выше сказанного, предрасположенность может быть рассмотрена как тенденция изменения представлений субъекта, о каком-либо явлении или событии под воздействием  внешнего сообщения,  независимо от формы и модальности его предъявления. Предрасположенность выступает характеристикой эластичности,  изменчивости некого поля представлений при внешнем воздействии на него. Как нам видеться, нормой следует считать не нулевую степень выраженности предрасположенности (которой не существует по определению), а ее умеренную выраженность. Заостренно низкая и избыточно выраженная предрасположенность  есть крайний, акцентированный вариант.

Измерить изменение представлений  возможно через ряд параметров:

  • «скорость изменения насыщенности представлений». Характеризует наполняемость поля представлений респондента. Определяется фиксацией начальных представлений и представлений после воздействия. В силу того, что  каждый человек с присущим именно ему способом выбирает и усваивает подаваемую информацию, акцентируя свое внимание на ней или пренебрегая ею, мы можем говорить о низкой скорости изменения, когда респондент оставляет представления  без изменения, или о высокой, в случае быстрого изменения их состава;
  • «интенсивность». Является показателем силы предрасположенности независимо от направленности представлений. Формой измерения интенсивности (и одновременно направленности) представлений могут служить ответы респондентов на вопросы в системе «полностью согласен - согласен - мне все равно - не согласен - абсолютно не согласен», заданные до и после воздействия;
  • «устойчивость (стабильность) системы преставлений». Отражает длительность времени, на протяжении которого респондент неизменно проявляет одни и те же направленность представлений и интенсивность чувств, связанных с ними. Фиксация стабильности определяется сопоставлением результатов не менее чем двух разведенных во времени исследований; 
  • «глубина изменения». Представления человека о мире взаимосвязаны, они могут быть изображены в виде некого облака, конфигурация которого определяется элементами, связанными между собой с разной степенью близости или удаленности. Данный параметр показывает, как качественно изменились представления ближней и дальней перспектив. Обозначенные выше теоретические представления легли в основу проводимых нами исследований.

Исследование. Выявление взаимосвязи индивидуальных типов восприятия и переработки информации и предрасположенности  личности к психологическому воздействию.

Материалы и методы. В контексте данного исследования средством психологического воздействия выступила слуховая информация. Слухи рассматриваются как специфический феномен коммуникации, в котором происходит процесс возникновения и неформального распространения эмоционально окрашенного сюжета сообщения без официального подтверждения. Они направлены на удовлетворение актуальных информационных потребностей в ситуации дефицита информации, их распространение связывается с существующим между участниками межличностного общения доверием.

Слухи существенно отличны  от других элементов неформальной коммуникации. Так, высокая степень обобщенности отличает его от сплетни, доноса, дезинформации, привязка ко времени и среде своего возникновения - от байки, поверья; наличие свежей новости - от легенды, анекдота.

Индивидуальные различия в способах восприятия, приемах анализа, структурирования и оценивания поступающей извне информации позволяют выделить «некоторые типичные фор­мы когнитивного реагирования, относительно которых группы людей являются похожими и отличаются друг от друга» [6, с.10]. Данное положение можно описать с позиции когнитивных стилей, выраженность которых свидетельствует о наличии «внут­ри» опыта индивидуума определенных уникальных индивиду­ально-специфических механизмов регуляции его интеллекту­альной активности.

Как отмечает М.А.Холодная, статус когнитивных стилей определяется с учетом ряда принципиальных положений:

  • когнитивные стили, будучи характеристикой познаватель­ной сферы, в то же время рассматривались как проявление личностной организации в целом, поскольку индивидуали­зированные способы переработки информации оказывались тесно связанными с потребностями, мотивами, аф­фектами и т. д.;
  • когнитивные стили оценивались, по сравнению с индивиду­альными особенностями традиционно описываемых позна­вательных процессов, в качестве формы интеллектуальной активности более высокого порядка, поскольку их основная функция заключалась уже не столько в получении и обработ­ке информации о внешних воздействиях, сколько в коорди­нации и регулировании базовых познавательных процессов.

В современной зарубежной и отечественной литературе мож­но встретить описание около двух десятков различных типов восприятия и переработки информации (когни­тивных стилей).

Для исследования нами были взяты четыре индивидуальных типа восприятия и переработки информации: абстрактно-аналитический (вербальный), чувственный (наглядно образный), рациональный (формально-логический) и  целостный (интуитивный). Их выбор определялся  двумя положениями:

  • диагностический инструмент для измерения обозначенных типов отличается от большинства других сравнительно малым количеством и простотой включенных в него утверждений, не вызывающих настороженности со стороны испытуемых, а также наличием шкал достоверности, позволяющих судить о надежности полученных результатов.
  • выделенные типы переработки информации и исследованные нами ранее индивидуально-типологические особенности измеряются одним и тем же опросником, что позволяет в дальнейшем  соотнести полученные результаты.

Измерение данных стилей осуществлялось посредством опросника Л.Н. Собчик [4].

Суть исследования. В студенческой среде (n=169 человек) запускался слух об объединении вузов и как следствие возможности перевода в другой ВУЗ с высокой вероятностью потери специализации, получения диплома другого учебного заведения и появления длинного списка организационных сложностей. Запускаемый нами слух отвечал «классическим» требованиям к нему: а) нуждался в подтверждении; б) возник в ситуации, определяемой как проблемная; в) распространялся по неформальным коммуникативным каналам; г) воспринимался реципиентами в качестве новостей; д) характеризовался высокой значимостью для реципиентов.

Слуховая информация выдавалась с максимально возможным негативным эффектом. Время запуска слухового сообщения совпало с рассмотрением данного вопроса в СМИ, что позволило нам сделать авторитетное подкрепление выдаваемой информации. Представления о рассматриваемом событии измерялись до, после запускаемой слуховой информации и через две недели. 

Полученные материалы и их обсуждение. Проведя обработку полученных значений с учетом требований к сбору и анализу данных, используя методы математической статистики, мы  получили результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязь типов восприятия и обработки информации личности и предрасположенности к психологическому воздействию

Когнитивные стили

 

Предрасположенность к психологическому воздействию

Формально-логический

Корреляция Пирсона

-,678**

Знч.(2-сторон)

,001

Чувственный

Корреляция Пирсона

,681**

Знч.(2-сторон)

,001

Абстрактно-аналитический

Корреляция Пирсона

,438*

Знч.(2-сторон)

,045

Целостно-интуитивный 

Корреляция Пирсона

- ,448*

Знч.(2-сторон)

,035

** Корреляция значима на уровне 0.01

*Корреляция значима на уровне 0.05

Люди с низким уровнем  предрасположенности к психологическому воздействию преимущественно выбирают формально - логический и  целостно - интуитивный типы восприятия и переработки информации, а  лицам с выраженной предрасположенностью в большей степени свойственно обрабатывать поступающую информацию с помощью чувственного и абстрактно-аналитического когнитивных стилей.

По описанию Л.Н. Собчик личности с преобладающим формально-логическим  типов восприятия и переработки информации (когнитивным стилем) характеризуются ригидными, тугоподвижными свойствами нервной системы, прагматическим мышлением с преобладанием способностей в области цифр, графиков, конкретных конструкций и схем. Для людей  выбирающих чувственный стиль обработки информации характерен индивидуально-личностный паттерн эмотивного типа. Лица с преобладанием абстрактно-аналитического стиля предпочитают вербальный (словесный) материал и проявляют способности главным образом в сфере постижения смысла и обобщения словесной информации. Стеничный, спонтанный тип личности отличается целостным интуитивным стилем обработки информации, опережающим опыт и обеспечивающим достаточно высокую прогностическую функцию мышления.

Заключение

  1. Обнаружена взаимосвязь предрасположенности к психологическому воздействию с типами восприятия и переработки информации.
  2. Полученные результаты обладают ценностью для понимания природы предрасположенности к психологическим воздействиям, дают возможность  прогнозировать поведение людей при подачеслуховой информации.

Рецензенты:

Белых Т.В., д.псх.н., заведующая кафедрой консультативной психологии Саратовского Государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г.Саратов;

Черемисова И.В., д.псх.н., заведующая кафедрой психологии Волгоградской Государственной академии физической культуры, г.Волгоград.


Библиографическая ссылка

Сергеев А.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТИПОМ ВОСПРИЯТИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15024 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674