Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРНАТУРА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Плеханова Е.М. 1 Гордиенко Е.В. 1 Колокольникова З.У. 2 Кулакова Н.В. 1 Лобанова О.Б. 2 Мосина Н.А. 1
1 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
2 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета
В статье авторами рассмотрены возможности педагогической интернатуры в подготовке бакалавров в контексте ФГОС и как инновационный подход к организации практической подготовки будущих учителей и формированию профессиональной компетентности студента-бакалавра. Внедрение педагогической интернатуры, по мнению авторов, следует начинать с определения ее нормативно-правовой базы и места в системе подготовки учителя, организации сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня, проектирования практической составляющей профессиональной деятельности педагога-интерна (компетенций, умений, действий). Введение педагогической интернатуры позволит решить целый спектр проблем (недостаток учителей в школах, особенно в сельской местности, в малых городах, а также районах крайнего севера; нехватка баз для практической подготовки студентов; недостаточность педагогического опыта и практической подготовленности выпускника педвуза и др.) и построить систему непрерывного педагогического образования, обеспечивающую полноценный «вход в профессию» и способствующую профессиональному становлению молодого учителя – выпускника педагогического вуза. Статья подготовлена в рамках работ по Госконтракту № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г. по разработке программ подготовки будущих педагогов по прикладному бакалавриату.
интернатура
педагогическая интернатура
стажировка
ФГОС
педагогическая практика
бакалавр педагогического образования
бакалавр психолого-педагогического образования
сетевое взаимодействие
высшее профессиональное образование
1. Бочкарева И. А. Рефлексивная модель обучения: зарубежный опыт повышения квалификации. – СПб., 2005. – С. 53–62.
2. Галушкина М. До последнего учителя // Эксперт. 2008. № 40 (629). [Электронный ресурс]. URL: http://m.expert.ru/expert/2008/40/do_poslednego_uchitelya/. Дата доступа 16.09.2014.
3. Геворкян Е.Н., Савенков А.И., Егоров И.В., Вачков С.Н. Интернатура как форма организации последипломной практики в системе высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. http://www.km.ru/referats/335013-internatura-kak-forma-organizatsii-poslediplomnoi-praktiki-v-sisteme-vysshego-professionalnog (дата доступа 16.09.2014).
4. Забродин Ю.М. Учитель для новой школы – психолого-педагогическая подготовка // Вестник ОГУ. – 2011. – № 2 (121) / февраль. – С. 14-18.
5. Ленская Е.А. Качество образования и качество подготовки учителя // Вопросы образования. – 2008. – № 4. – С.81-95.
6. Лучкина Т.В. Особенности содействия профессиональному становлению начинающего учителя в Канаде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 112. – С.36-45.
7. Лучкина Т.В., Грачёва Е.Ю. Роль интернатуры в профессиональном становлении начинающего учителя в Германии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. – № 9. – С.281-290.
8. Проект Концепции поддержки развития педагогического образования размещен для общественного обсуждения на сайтах ведущих российских педагогических вузов - [Интернет ресурс]. http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3875 (дата доступа 16.09.2014).
9. Пусвацет В.С. Сравнительный анализ подготовки педагогических кадров в Германии и России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб., 2007. – 22 с.
10. Широкова М.В. Технология управления качеством подготовки выпускников педагогических вузов в США // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 11. – С.5-6.

Сегодня педагогическое сообщество обсуждает проблему введения педагогической интернатуры, которую впервые обозначил Д.А. Медведев еще в 2008 г. В 2010 году с предложением о введении педагогической интернатуры выступил директор департамента государственной политики в образовании И.М. Реморенко. Он отметил, что педагогическая интернатура должна предусматривать год обязательной педагогической практики после окончания вуза с последующим получением диплома. В настоящее время в связи с возросшими требованиями общества и государства к качеству подготовки учителя, необходимости усиления практической направленности его подготовки, с введением ФГОС ВПО, идеями концепции модернизации педагогического образования вопрос о введении педагогической интернатуры становится особо актуальным. Проблеме педагогической интернатуры посвящены работы отечественных (С.Н. Вачковой, Е.Н. Геворкян, Е.Ю. Грачевой, В.Л. Дубининой, И.В. Егорова, Ю.М. Забродина, Т.В. Лучкиной, А.И. Савенкова, Т.В. Фуряевой, М.В. Широкова и др.) и зарубежных (М. Барбер, М. Муршед, М. Фуллан) ученых.

Понятие «интернатура» (от лат. internus внутренний) - форма последипломной стажировки врачей выпускников медицинских вузов по специальности при клиниках и больницах (в Российской Федерации в течение года). Данное понятие принято в большинстве стран мира и рассматривается в различных энциклопедических источниках как форма последипломной практической подготовки выпускников, реализуемой в течение года. Важно, что в СССР, согласно приказу Минздрава СССР № 240 от 27.03.1967, впервые была введена в практику высшего медицинского образования медицинская интернатура. В настоящее время понятие «интернатура» стало соотноситься со сферой образования, появилось новое определение «педагогическая интернатура». По мнению Е.Н. Геворкян, под педагогической интернатурой понимается первичная последипломная специализация выпускников бакалавриата направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» по одной из педагогических профессий, проводимая на базе образовательных учреждений под наблюдением и руководством соответствующей кафедры вуза [3]. Отечественными учеными Е.Н. Геворкян, Е.Ю. Грачевой, Е.А. Ленской Т.В. Лучкиной, Т.В. Фуряевой, М.В. Широковым и др. проанализирован опыт введения интернатуры в мировой педагогической практике. Получение диплома учителя за рубежом только формально дает право на назначение в школу. Первое назначение на должность учителя почти всегда бывает временным. Неотъемлемой частью вхождения в учительскую профессию становится прохождение испытательного срока в начале карьеры. В приведенной ниже таблице указаны сроки, цели, названия стажерских практик в Канаде, США, Великобритании, Германии. Важно, что во всех из перечисленных стран интернатура является обязательным звеном поступления на учительскую должность для постоянной работы.

Таблица 1

Опыт введения стажерских практик

Великобритания

Германия

Канада

США

Название

«Вхождение в должность»

Референдариат

Программа вхождения в профессию

Интернатура

Сроки реализации программы

Первый год карьеры

Каждый претендент на должность учителя обязан в течение 18-24 месяцев (в зависимости от законов земель) на базе государственного семинара подтвердить свои индивидуальные профессиональные умения.

Срок реализации Программы - от одного

до двух лет с последующим

получением сертификата

Годичный курс стажерской практики выпускников

Образование интерна

Бакалавр

Бакалавр

Выпускник педагогического колледжа

Курс рассчитан как на лиц, уже имеющих специальное высшее образование, так и не имеющих специального педагогического образования.

Координаторы программ стажировок

Учителя-наставники (тьюторы)

Координатор обучения, опытные педагоги-наставники

Учителя-наставники, директор школы, представители

учительской федерации, руководители Программы, ответственные за оценку работы начинающего учителя, представители вуза.

Наставники-менторы

Обязательность прохождения стажерских практик

Участие в программе обязательно.

Участие в программе обязательно.

Участие в программе является

обязательным для всех «новых учителей», поступающих на работу в государственные

школы.

Участие в программе является обязательным.

Анализ статей исследователей И. А. Бочкаревой, Е.Ю.Грачёвой, Е.А. Ленской, Т.В. Лучкиной, В.С. Пусвацет и др. позволяет сделать вывод о том, что стажерская практика подразумевает теоретическую и практическую подготовку молодого учителя, пассивное наблюдение за образовательным процессом в школе и классе и активное включение в процесс преподавания. Завершающим этапом стажерской практики является либо процесс сертифицирования молодого специалиста, либо сдача государственного квалификационного экзамена, подтверждающего его право на преподавательскую деятельность в школе.

Таблица 2

Целевые ориентиры и содержание стажерских практик

 

Цель введения стажерской практики

Содержание стажерской практики

Великобритания

Эффективный способ контроля качества подготовки и закрепления квалифицированного работника в школе

В стажерскую практику входит:

- практическая наработка профессионально-педагогических навыков в школе;

-квалификационный экзамен.

Германия

Получение необходимой профессиональной педагогической подготовки и опыт практической работы в школе, детском саду

В стажерскую практику входит:

- теоретическое изучение педагогику и предметной дидактики

- практическая наработка профессионально-педагогических навыков в школе;

- государственный экзамен, сдача которого - предпосылка для окончательного занятия должности учителя [7].

Канада  

1. Повышение компетентности начинающего

учителя и его профессионального развития сфере управления классом, общения

с родителями и т.д.

2.Ориентация начинающего учителя в

учебном плане конкретного школьного округа и конкретной школы.

3.Развитие способностей к преподаванию.

5. Обеспечение поддержки становления начинающего учителя и перехода его в категорию профессионалов.

6.Увеличение доли новых учителей в конкретной провинции и конкретной предметной области.

В стажерскую практику входит:

- составление плана работы

- заполнение индивидуальной стратегической формы, где указываются все мероприятия, в которых он собирается участвовать в рамках Программы;

- фиксация шагов повышения своей профессиональной компетентности.

США

Доведение до высокого уровня профессиональных умений, необходимых для самостоятельной работы в школе, и закрепление теоретических знаний, полученных на предыдущих курсах.

В стажерскую практику входят:

- наблюдение за ходом учебного процесса в школе, его анализ;

- самостоятельная работа стажеров с учащимися;

- участие стажеров в специальных семинарах, регулярно проводящихся преподавателями колледжа.

Так, включение в профессиональную деятельность выпускников педагогических специальностей и совершенствование институтов наставничества определяется как первый и наиболее ответственный этап профессионального становления молодого учителя, где происходит продвижение от фазы «выживания в данной школе к фазе полной адаптации» в ней [10]. Сегодня в России также широко обсуждаются проблемы качества школьного образования, которые напрямую зависят от качества подготовки будущих учителей. Минобрнаука выделяет три наиболее острых проблемы, которые влияют на качество подготовки будущих учителей: проблема входа в профессию; отсутствие возможности отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности; низкий средний балл ЕГЭ абитуриентов педагогических программ; недостатки подготовки; слабое вовлечение студентов в исследовательскую деятельность; проблема удержания выпускников в профессии. Данные проблемы вполне можно решить в связи с увлечением часов на практику и введением педагогической интернатуры. Так, согласно Концепции поддержки развития педагогического образования РФ (проект, 2013) в системе подготовки педагогов уже предлагается увеличение часов на практику. В Концепции указано, что педагогическую интернатуру как систему наставничества будут проходить все студенты в школах в течение одного-трех лет после окончания вуза [8].

В некоторых педагогических вузах России (Московский городской педагогический университет, Московский городской психолого-педагогический университет, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, СФУ, КГПУ им. В.П.Астафьева и др.) сегодня реализуются идеи организации интернской практики.

Как отмечает Ю.М. Забродин, в Московском городском педагогическом университете, Московском городском психолого-педагогическом университете накоплен значительный позитивный опыт проведения такой практики, а соответствующие учебные планы и программы составлены в соответствии с действующими ГОС ВПО второго поколения. Процесс обучения при этом существенно преобразован: студенты выпускного (пятого) курса проходят непрерывную годичную педагогическую практику, в рамках которой они направляются на работу по специальности в образовательные учреждения в качестве учителей-предметников, педагогов или психологов (в соответствии с профилем специальности). В ходе практики студенты работают с нагрузкой от половины до полной ставки, либо прикрепляются к этим образовательным учреждениям как стажеры. Преимущества введения такой практики в том, что повышаются профессиональные компетенции выпускников, студенту-выпускнику предоставляется возможность провести полноценный педагогический эксперимент при выполнении дипломной работы. К окончанию вуза и моменту получения диплома выпускники имеют годовой стаж педагогической работы по специальности и определенные преимущества при тарификации [4].

В Сибирском федеральном университете в 2007 г. в рамках магистратуры был разработан проект зарубежной интернатуры для магистрантов последнего года обучения. Опыт реализации интернских практик на последних курсах обучения по программам в соответствии с действующими ГОС ВПО второго поколения (психология, социальная педагогика и др.) позволил использовать его при разработке проекта. Сегодня наиболее активно интернские практики в рамках зарубежной стажировки  реализуются на инженерно-строительном факультете СФУ. На этапе разработки находится проект по организации интернской практики по программам бакалавриата направления «Психолого-педагогическое образование».

В Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н.Г. Чернышевского предлагается проект «Создание инновационной площадки по организации и развитию программ послевузовского образования, направленных на профессиональную адаптацию молодых педагогов (педагогическая интернатура)». В рамках проекта проанализирован существующий опыт развития педагогической интернатуры, разработана авторская Концепция педагогической и психолого-педагогической интернатуры, описаны особенности взаимодействия обучающихся в интернатуре, администрации образовательных организаций, педагогов-наставников, профессоров и преподавателей университета. Проект находится на этапе подготовки к внедрению в образовательную практику.

Иной подход к организации педагогической интернатуры отмечен в КГПУ им. В.П. Астафьева. В документе «Временное положение о педагогической интернатуре КГПУ им. В.П. Астафьева», принятом на заседании Ученого совета КГПУ им. В.П. Астафьева от 20 мая 2013 г., отмечается, что программа педагогической интернатуры на уровне бакалавриата осваивается в течение одного года и заключается в интеграции стажерской практики в образовательный процесс вуза, не предполагая выхода за временные рамки усвоения основной образовательной программы. При этом педагоги-интерны пока не имеют законченного высшего образования, а интернатура выступает как особая форма годичной практики (четвертый год бакалавриата) с индивидуальным образовательным маршрутом. В течение «интернского года» бакалавры, в том числе, включаются в решение актуальных проблем вуза, осуществляется практико-ориентированное преподавание обычных вузовских курсов в пространстве образовательной или социальной организации.

Приведенные выше отличия в понимании педагогической интернатуры, отсутствие нормативно-правовой базы, программ финансирования, методического обеспечения интернской практики, а также отлаженных механизмов сетевого взаимодействия образовательных организации разного уровня, сегодня создают определенные трудности в реализации идей педагогической интернатуры. На наш взгляд, сегодня педагогическая интернатура может рассматриваться как инновационный подход к организации практической подготовки будущих учителей и формированию профессиональной компетентности студента-бакалавра. Внедрение педагогической интернатуры, по мнению авторов, следует начинать с определения ее нормативно-правовой базы и места в системе подготовки учителя, организации сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня, проектирования практической составляющей профессиональной деятельности педагога-интерна (компетенций, умений, действий). Введение педагогической интернатуры позволит решить целый спектр проблем (недостаток учителей в школах, особенно в сельской местности, в малых городах, а также районах крайнего севера; нехватка баз для практической подготовки студентов; недостаточность педагогического опыта и практической подготовленности выпускника педвуза и др.) и построить систему непрерывного педагогического образования, обеспечивающую полноценный «вход в профессию» и способствующую профессиональному становлению молодого учителя - выпускника педагогического вуза.

 

Статья подготовлена в рамках работ по Госконтракту №05.043.12.0031 от 18.06.2014 г. по проекту «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования».

Рецензенты:

Чижакова Г.И., д.п.н., профессор, профессор Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;

Ковалевский В.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой психологии детства Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Плеханова Е.М., Гордиенко Е.В., Колокольникова З.У., Кулакова Н.В., Лобанова О.Б., Мосина Н.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРНАТУРА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15058 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674