Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГРАЖДАН СОВРЕМЕННОГО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Бурлак О.А. 1
1 ФБГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
Образование, стремящееся к развитию личности, должно учитывать поликультурную структуру современного российского общества, давая подрастающему поколению знания, способствующие гармоничному индивидуальному развитию. Идеи многокультурного образования затрагиваются еще в классической педагогике и психологии. Современные педагоги, рассматривая данную проблему, делают акцент на регионализацию образования, которая позволяет решать проблемы подготовки подрастающей личности к жизни в современном поликультурном обществе, приобщая детей как к определенной культуре, так и к основам взаимодействия, взаимовлияния культур. Поликультурное музыкальное образование – неотъемлемая часть процесса воспитания и образования подрастающего поколения демократического общества, члены которого, опираясь на знания о культурных ценностях, менталитете представителей разных национальностей, живущих по соседству, имеют твердую гражданскую позицию в вопросах традиций и обычаев, являющихся общенациональными.
поликультурная грамотность
национально-этническая культура региона
национальная школа
регионализация образования
музыкальное образование
поликультурное образование
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Художественная литература, 1979. 412 с.
2. Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. М.: Прогресс, 1991. 176 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 387 с.
4. Гурье Л., Кочкарян Т. Национальная школа в регионе: взгляд в будущее // Народное образование. 1999. № 9. С. 92-94.
5. Ерасов Б. С. Российская культурология в контексте закрытия // Филос. науки. 2000. № 3. С. 40-48.
6. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
7. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. 185 с.
8. Коменский Я. А. Панпедия: искусство обучения мудрости. М.: Изд-во УРАО, 2003. 320 с.
9. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 8-9.
10. Рерих Н. К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994. 150 с.
С ростом демократических свобод, переориентацией внимания на свободу личности и ее саморазвитие, возникает заинтересованность в том, чтобы в своем идеале образование способствовало индивидуальному развитию. Иначе говоря, оно должно формировать знания и способности, которые помогут индивидуумам развить позитивное отношение к жизни в различных ситуациях. Хотя эта цель иногда носит политическое содержание, она чаще всего отражается в педагогических ценностях тех, кто постоянно работает в школах на практическом уровне.

Говоря об актуальности поликультурного образования для граждан современного российского общества, которое является многонациональным и поликультурным, необходимо дать определение самому понятию «поликультурное образование», рассмотреть историю его развития.

Огромный разброс в толковании учеными понятия «культура» (существует несколько сотен различных определений) вызывает трудности в раскрытии понятия «поликультурное образование». Отечественные культурологи М. С. Каган [6], Б. С. Ерасов [5] и другие выделяют три компонента в общем понятии «культура»: материальный, художественный, духовный.

В классической философии и педагогике идеи поликультурности и поликультурного образования были затронуты и разработаны в трудах многих выдающихся ученых.

Например, Я. А. Коменский еще в 16 веке  в программе «Панпедия» поднимал вопрос об универсальности воспитания человеческого рода, говорил о необходимости формирования у детей чувства уважения и любви к людям, навыков добрососедства [8].

Н. К. Рерих говорил о «единении культур», которое может стать основой сотрудничества людей во имя благих целей, называя такой процесс «благодетельным синтезом» [10; 108-109].

П. Ф. Каптерев, рассуждая о процессе становления личности и значимости в этом процессе поликультурного образования, отмечал, что деятельность педагога изначально воплощается в жизнь, опираясь на национальный идеал, а после модифицируется в деятельность, ориентированную на достижение общечеловеческого идеала. По его мнению, в процессе воспитания «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала, народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим» [7; 421].

М. М. Бахтин рассматривал человека как уникальный мир культуры, а взаимодействие личностей-культур являлось, по его мнению, ядром поликультурного образования [1]. С. Б. Библер использовал идеи М. М. Бахтина в процессе разработки теории и практики диалогового обучения. Он считал, что диалог культур - это механизм взаимного влияния личностей друг на друга, в результате которого формируется осознание личностью своего места и назначения в современном мире [2].

Л. С. Выготский выдвинул культурно-историческую теорию развития поведения и психики, согласно которой исторически развивающаяся культура содержит в себе источники и детерминанты психического поведения [3].

Л. Гурье и Т. Кочкарян в статье «Национальная школа в регионе; взгляд в будущее» говорят следующее: «В фундамент российской школы должен лечь принцип диалектического единства трех начал - национального, федерального и общемирового, позволяющего человеку глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в то же время осознавать себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации» [4; 92-94].

Чтобы образование способствовало индивидуальному развитию личности подрастающего поколения, оно должно ориентироваться на культурные особенности региона, в котором ребенок растет. Формирование личности в опоре на национально-этническую культуру региона - вот основная задача современного образования.

На практике с национальной школой обычно связывают отражение в содержании и формах школьного обучения и воспитания особенностей определенной национальной культуры. Такое понимание можно назвать конкретным, максимально приближенным к реалиям повседневной педагогической работы в школе. Но тогда любая школа будет национальной - из национального ли округа, из республики или из мегаполиса, потому что в образовании всегда присутствуют национально-культурные компоненты, притом разных культур.

Известно, что в России более ста этносов, этнических групп (или, как говорят, этнических единиц), и все они так или иначе представлены в структуре образования. Поэтому, когда мы говорим о школе вообще, то подразумеваем, что она по своему содержанию и формам - и национальна, и поликультурна одновременно: в культуре изначально очень трудно провести разделительную линию.

Важно понять, однако, не только самое общее в феномене национальной школы, но и детали, то особенное, отчего зависит и организация обучения и воспитания, и уклад школы, и учебные программы, и индивидуальное развитие тысяч детей. Нельзя не учитывать, что отношение к национальной школе далеко неоднозначно: можно встретить и ее поклонников (рассматривающих образование как одну из основных форм существования национальной культуры), и оппонентов (относящихся к образованию как универсальному средству общецивилизационных процессов и межнационального общения). Действительно, школа не может не быть национальной, но одновременно - школа не может замкнуться в рамках одного этноса и его национальной уникальности, особенно в условиях действия всеобщих интеграционных и интенсивных миграционных процессов и центростремительных сил в эволюции многих культур.

Сегодня педагоги стали задумываться над проблемой культурного плюрализма в демократическом обществе и его влиянии на поликультурное образование в школах. В обществе, строящемся на социальном и культурном разнообразии, образование включает процессы как приобщения к определенной культуре, так и взаимовлияния культур, вплоть до возникновения новых культурных явлений. Это значит, что хотя многие учащиеся в наших школах изучают их собственную культуру, учащиеся, принадлежащие к меньшинствам, пытаются освоить новую для них и иную, т.е. доминирующую культуру.

Жизненная необходимость действовать в двух различных культурах усложняет процесс учебы для детей из меньшинств и одновременно ставит вопрос, какова должна быть социальная роль школ, как демократических институтов, в обеспечении равных возможностей в образовании всех детей. Таким образом, обращение к проблеме образования как культурного процесса ведет к другим более фундаментальным вопросам относительно того, какими должны быть цели школьного обучения в обществе, построенном на принципах культурного разнообразия; какое именно мы должны давать образование, чтобы обеспечить культурное разнообразие; и как должна быть отражена в образовании ценность многообразия в целеполагании, понимании и осуществлении разных способов деятельности в демократическом обществе.

Центральная проблема поликультурного разнообразия - это ответ на вопрос, как группы меньшинств могут сохранять достаточную автономию от доминирующей культуры, чтобы постоянно воспроизводить и развивать свои собственные этнические традиции, не являясь одновременно помехой в выполнении их обязанностей в современном обществе. Решением этой проблемы может стать вдумчивый подход к многообразию культур, который позволил бы учащемуся функционировать в разнообразии культур, демонстрируя тем самым неэтноцентрированный подход к ним.

Поликультурная грамотность значима, прежде всего, для стран, неоднородных по этническому составу. Хотя опыт мирового развития последних десятилетий показывает, что автономность жизни этноса делается все более невозможной. К сожалению, процесс преодоления национальных границ часто ведет к конфликтам, поэтому относительная гомогенность сообщества не означает его защищенности.

Поликультурное образование рассматривается не только как средство снизить напряженность в обществе, но и как средство, способствующее формированию особого видения мира - целостного, разностороннего. С этой точки зрения, поликультурное образование должно явиться основной частью общей подготовки ребенка к существованию в XXI веке, если мы не хотим, чтобы воздействие потока информации на личность не оказалось сильнее, чем обратное воздействие.

Поликультурализм, что очень важно, видит не только этническую неоднородность сообщества, но и социальную, возрастную, религиозную, разницу в социальной роли мужчины и женщины. Сторонники поликультурного образования решительно выступают против его подмены введением в план школы отдельных предметов по изучению отдельных культур, настаивая на перестройке всего учебного процесса. Требуется трансформация всего учебного плана на основе видения мира с позиций представителей разных культур и социальных групп, все циклы предметов должны быть пронизаны идеей культурного разнообразия.

Положение о ведущей роли социокультурного контекста в развитии человека предполагает учет в становлении личности конкретных реалий, определяет значимость в формировании сознания ученика окружающей среды, отношений с людьми, отношения к тем или иным культурным ценностям.

В наше время нет сомнений в значимости поликультурного образования, достойности его места в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Десятилетиями советская школа накапливала бесценный опыт интернационального воспитания и образования детей, однако, замкнутость СССР обуславливала некоторую ограниченность интернационального воспитания молодежи. Изменения в мире в целом и в российском обществе, в частности, вызывают необходимость поиска новейших подходов к проблеме, обеспечивающих решение задач поликультурного образования в условиях созидательного постижения уже имеющегося опыта.

В музыкально-педагогическом процессе важно обозначить ценность создания условий, в которых ученик получит возможность вступить в диалог с носителями различных культур, пережить чувства соучастия, симпатии, стремления к сотрудничеству, несмотря на имеющиеся различия. Сопоставление себя не только со своей этнической группой, но и с другими, будет способствовать истинной гуманизации и гуманитаризации этнического воспитания и образования, поскольку у подрастающей личности не только формируется убежденность в самобытности своего народа, но и происходит погружение в мировую культуру. Приобщаясь к истории, художественному искусству, традиционным ремеслам России и всего мира, школьники учатся уважительному отношению к культурным традициям иных народов. Учащиеся должны осознать, что, помимо культуры определенной страны, нации, есть и мировая межнациональная культура.

Решая задачи поликультурного образования, учителя должны использовать активные методы обучения и воспитания, среди которых можно выделить творческо-поисковую деятельность детей, дискуссию, симпозиум, групповую и индивидуальную, самостоятельную работу, разработку проектов, ролевую игру, драматизацию, тренинг и другие. Необходимо, чтобы идеи, заложенные в поликультурном образовании, принимались школьниками как знания, наполненные близкими и понятными смыслами, обретающими для них личностное значение.

На сегодняшний день регионализация музыкального образования в опоре на национально-региональное творчество является чрезвычайно актуальной темой. Учителя-практики обогащают знания детей социально- и личностно-значимыми ценностями культур больших и малых этносов, что способствует принятию этих особенностей как данности, становится основой для использования новых знаний во взаимоотношениях с представителями других национальных групп, воспитания уважения, сопричастности к культуре больших и малых этносов нашей страны, а также всего мира. Помимо этого, такое сравнение музыкальных культур «родной» и «иной» национальной группы дает учащимся возможность подтвердить идею разнообразия культур, уяснить специфику культурных проявлений.

Таким образом, диалогическое познание действительности, организованное учителем на уроке, способствует пониманию школьниками человеческой цивилизации как сложной системы, функционирующей на основе взаимосвязи различных культур, что обеспечивает общий язык для человечества [9].

Постижение этнокультурного музыкального опыта содействует пониманию того, что родная музыкальная культура является одной из форм культурного многообразия мира, частью единого взаимозависимого мира. В процессе поликультурного образования ударение делается на ценности, заложенные в этнических культурах, имеющие прогностическую значимость, способствующие формированию личности, становлению добрососедства на различных уровнях: межличностном, государственном, международном.

Учебный план школы может включать интегрированные курсы, посвященные культуре, истории, религии, искусству народов того или иного региона, должен быть направлен на понимание взаимовлияния, взаимопроникновения и взаимообогащения культурно-исторического опыта различных национальных групп, раскрыть его общечеловеческие возможности.

Итак, национальная школа должна зиждиться на ценностях национальной культуры.

Видение, данное в целом, одновременно помогает учащимся понять общенациональные традиции и обычаи. Учителя должны помочь учащимся осознать: поскольку они принадлежат нации, базирующейся на разнообразии, то всех граждан единого национального государства объединяют многие культурные традиции, ценности и политические идеалы, цементирующие нацию.

Поликультурное образование вводится в государствах, где прежние формы образования перестали удовлетворять общество. При этом задача выживания в изменившихся условиях жизни решается в диалоге между этническими группами в одном многонациональном государстве.

Важная цель поликультурного образования состоит в том, чтобы помочь учащимся овладеть знанием, сформировать готовность к осознанным решениям и к индивидуальному, социальному и гражданскому действию ради развития демократии и демократического образа жизни. Возможность практического действия помогает учащимся развивать чувство личностной и гражданской активности, уверенности в их способности вносить изменения в общественные институты, обеспечивающие их жизнь, и в ситуации, требующие применения того знания, которое они приобрели.

Деятельность и проекты по развитию у учащихся навыков таких действий должны соответствовать их познавательному и моральному уровню. Учащиеся, изучая историю нации и мира с точки зрения разных групп, принимающих участие в событиях, смогут лучше подготовиться к участию в тех социальных и гражданских деяниях, которые являются значимыми для граждан в демократичном и плюралистическом обществе. Поликультурное образование способствует сведению всех аспектов в единую целостную картину.

В начале третьего тысячелетия не возникает сомнения в актуальности поликультурного образования, его достойном месте в теории и практике воспитания подрастающих поколений, необходимости активной разработки и уточнении целей, задач, функций, содержания, технологий этого важного компонента общего образования отечественными специалистами.

Рецензенты:

Матвеева Л.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры музыкального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.

Хилько Н.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры кино-, фото-, видеотворчества ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского», г. Омск.


Библиографическая ссылка

Бурлак О.А. К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГРАЖДАН СОВРЕМЕННОГО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15087 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674