Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБ ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕТСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Гусев Д.А. 1 Аксюченко В.Н. 1
1 ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Арзамасский филиал
В статье рассматриваются проблемы приобщения сельских школьников к конкурсной исследовательской деятельности. Имидж современной общеобразовательной школы во многом определяется успешным участием ее воспитанников во всевозможных исследовательских конкурсах. Обобщая опыт работы многих сельских школ по реализации в них исследовательской деятельности, следует отметить, что для успешной реализации данного направления необходимо соблюдение определенных требований как в период подготовки самого исследования, так и в момент его презентации. На основе проведенного исследования были выделены восемь основных составляющих результата детского исследования, подлежащих оцениванию и раскрывающих особенности подготовки сельских школьников к исследовательским конкурсам. Результаты мониторинга исследовательских работ сельских школьников послужили толчком для разработки детализации требований к оформлению основных составляющих результата детского исследования.
сельская школа
результат детского исследования
требования
конкурсная исследовательская деятельность
составляющие
1. Аксенов С.И. Педагогизация детско-взрослого производства в опыте А.С. Макаренко / С.И. Аксенов // Народное образование. – 2012. – № 7. – С. 255-258.
2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов и др. // Исследовательская работа школьников. – 2001. – №. 1.
3. Гусев Д.А. Инновационные образовательные ресурсы сельской школы в контексте реализации ФГОС / Д.А. Гусев // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 39-42.
4. Гусев Д.А. Особенности подготовки учителей сельских школ / Д.А. Гусев // Высшее образование в России. – 2007. – № 3. – С. 144-145.
5. Гусев Д.А. Познавательно-исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития / Д.А. Гусев // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. – С. 104.
6. Жесткова Е.А. Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в начальной школе / Е.А. Жесткова // Нижегородское образование. – 2010. – № 4. – С. 136-141.
7. Зайкин М.И. Интеграционная стратегия инновационного развития образования на селе / М.И. Зайкин // Сибирский учитель. – 2009. – № 62. – С. 23-25.
8. Напалков С.В. Поисково-познавательные задания тематического образовательного web-квеста по математике как средство формирования ключевых компетенций учащихся
/ С.В. Напалков // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-2. – С. 469-474.
9. Маклаева Э.В. Структура деятельности формирования пространственных представлений в процессе обучения математике / Э.В. Маклаева // Школа будущего. – 2012. – № 1. – С. 23-29.
10. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие / Е.В. Маслова. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.
В связи с интенсивным развитием социально-экономической жизни современного общества, внедрением в различные сферы инновационных технологий подверглась модернизации и система отечественного образования [3, с. 39]. Вследствие чего, в последнее время все большее внимание стало уделяться исследовательской деятельности, о чем свидетельствуют требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определяемые новым Федеральным государственным образовательным стандартом.

Мнения современных ученых в области исследовательской деятельности школьников, таких как Леонтович А.В., Обухов А.В. и др., сводятся к тому, что «стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. Становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку» [2, с. 24-34]. Потому и желание современных педагогов максимально приблизить учебно-познавательную деятельность ребенка в школе постепенно трансформируется в реальную потребность, весьма зримо опредмечиваемую в образовательной практике.

Имидж современной общеобразовательной школы во многом определяется успешным участием ее воспитанников во всевозможных исследовательских конкурсах, фестивалях и конференциях. Обобщая опыт работы многих сельских школ Нижегородской области по реализации в них исследовательской деятельности, следует отметить, что для успешной реализации данного направления необходимо соблюдение определенных требований, как в период подготовки самого исследования, так и в момент его презентации.

Следует заметить, что, к сожалению, многие исследования [1, 7, 9], посвященные вопросам приобщения школьников к конкурсной исследовательской деятельности, носят пока еще частный характер, целостное рассмотрение практической составляющей данного явления в педагогической теории и образовательной практике находится в стадии разработки. Однако именно практическая составляющая по изучению особенностей подготовки и презентации детских исследовательских работ для различных событий даст ответы на многие возникающие вопросы, задаваемые сегодня, как со стороны ученых, педагогов, так и родителей.

В то время как в городских школах есть возможность заручиться поддержкой научного сопровождения ученых местных вузов, сельские школы в реализации обсуждаемого вида деятельности испытывают определенные трудности. Не всякий учитель на селе обладает научным складом ума, да и в связи с отдаленным географическим расположением не всем школам удается найти мудрого научного наставника, способного понять ситуацию и определить главное исследовательское направление.

Конкурсные исследовательские работы, как правило, готовятся учащимися совместно с родителями и учителями. Основные знания по реализации исследовательской деятельности в сельской школе педагоги и родители черпают в основном из собственного опыта и по возможности из доступной печатной продукции. Как показывает образовательная практика сельских школ, этого оказывается недостаточно, поэтому необходима разработка практических рекомендаций как для учителей, так и для родителей, способствующих пониманию существа данного вида деятельности и овладению методическим инструментарием по приобщению к нему подрастающего поколения.

Являясь в разные годы наблюдателем, жюри, председателем и организатором детских исследовательских конкурсов и осознавая при этом, что многие детские работы не всегда соответствуют конкурсным требованиям, не трудно прийти к выводу о необходимости тщательного описания основных составляющих результата исследования, подлежащих оцениванию и раскрывающих особенности подготовки сельских школьников к конкурсам исследовательских работ [4].

В процессе систематического наблюдения и оценивания детских конкурсных исследовательских работ, изучения многих положений о проведении исследовательских мероприятий, а также научно-методической литературы и электронных ресурсов по данной проблеме [6, 8, 10 и др.], сложилось определенное видение и понимание составляющих результата исследования, без которых, как представляется, сложно добиться результативности в данном виде деятельности.

Опираясь на содержание многих положений о проведении детских исследовательских Конкурсов, Конференций, Фестивалей, Чтений и других форм проведения, на саму процедуру защиты работ конкурсантами, а также на различные научные труды можно выделить восемь основных составляющих результата детского исследования, оцениваемые конкурсной комиссией: текст работы; текст выступления конкурсанта; дубликат выступления; мультимедийная презентация к работе; наглядный материал исследования; защита работы конкурсантом; активность конкурсанта до и после выступления; наличие буклета [5].

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках различных детских исследовательских конкурсов и конференций, проводимых как на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского, так и за его пределами, нами в течение трех последних лет было проведено исследование. Основная цель его заключалась в выявлении явных недочетов, имеющих место при оформлении и защите детских исследовательских работ по конкретным составляющим. В исследовании было задействовано более 500 работ сельских школьников.

Данные мониторинга свидетельствуют о том, что более 50 % от общего числа исследовательских работ сельских школьников имеют ряд явных недочетов по каждому из составляющих.

Результаты проведенного исследования послужили толчком к разработке фиксированных требований к оформлению основных составляющих результата детского исследования, соблюдение которых позволит с практической точки зрения упорядочить работу по оформлению результатов исследования и достойно её презентовать на различного уровня детских научных мероприятиях. Рассмотрим приведенные требования к каждому из составляющих результата исследования.

Одним из неотъемлемых составляющих результата исследования является текст работы или сама конкурсная работа, выдвигаемая образовательной организацией на конкурс, необходимо предъявление следующих требований, опираясь на которые можно рассчитывать на то, что работа будет принята конкурсной комиссией к участию: соответствие выбранной темы исследования направлению конкурса; оформление работы в соответствии с положением о конкурсном мероприятии; наличие и соответствие в исследовательской работе всех структурных частей; точность, выигрышность и актуальность формулировки темы работы; соответствие материала работы возрасту участника; научность стиля изложения работы; новизна полученных результатов; перспективы развития исследуемой темы; содержательное раскрытие темы; конкретность полученных результатов и выводов, соотнесенных с задачами исследования; адекватность выбранных методов исследования для конкретной темы; проверка работы на уникальность текста по программе Advego Plagiatus или любой другой электронной программе Антиплагиат, встречаемой в системе Интернет-ресурсов (% уникальности текста должен быть не менее заявленного в положении о конкурсе).

Текст выступления конкурсанта является другой составляющей результата исследования, от которой будет зависеть успех публичной защиты работы ребенком. К тексту работы необходимо предъявление таких основных требований, как: соответствие текста временным рамкам по конкурсному положению; краткое описание всех структурных частей проведенного исследования; гармоничное соотнесение текста выступления с наглядностью и мультимедийной презентацией исследования; свободная форма текстового изложения доклада.

Еще одной составляющей результата исследования, от которой будет также зависеть успех публичной защиты, является дубликат выступления. Необходимость в такой составляющей выражена тем, что для гармоничного соотнесения слов публичной защиты ребенка с информацией мультимедийной презентации к работе нужна шпаргалка, роль которой и будет играть дубликат. Он должен соответствовать следующим требованиям: дубликат полностью копирует текст выступления; текст последовательно соотнесен с пронумерованными слайдами презентации для технического работника в аудитории, где будет проходить защита работы; в тексте делаются пометки на случай использования во время защиты наглядного материала.

Исходя из содержания многих положений о детских исследовательских конкурсах, необходимо в отдельную составляющую результата исследования вывести мультимедийную презентацию к работе, которая должна соответствовать таким требованиям, как: наглядность и привлекательность; рациональное число слайдов (не более 15 слайдов по рекомендациям психологов); четкое отражение эксперимента работы на случай его наличия; желательное использование на слайде не более четырех фотографий, т.к. большее их количество будет мешать целостному восприятию слайда; красочность и гармоничность оформления (соотношение цвета, фона презентации с цветом текста, соотношение размера и расположения текста с размером и размещением фотографий); текстовый и графический материал презентации должен отличаться от доклада конкурсанта.

Во время защиты работы достаточно часто конкурсанты обращаются к наглядности, поэтому в качестве еще одной составляющей результата исследования необходимо признать наличие наглядного материала, к которому необходимы ряд следующих требований: иллюстрация или демонстрация должны отражать основные результаты исследования (макеты, опыты, таблицы, графики, фотографии, рисунки и т.п.); текстовый и графический материал наглядности гармонично оформляется по примеру оформления слайдов мультимедийной презентации; размеры и количество наглядности должно быть в умеренных пределах; заранее продумывается, как наглядный материал будет располагаться, крепиться, висеть и т.д. в конкурсных условиях.

Поскольку конкурсы детских исследований в большинстве своем носят соревновательный характер, конкурсная комиссия кроме текста работы оценивает еще и понимание ее участником, поэтому в качестве очередной составляющей результата исследования необходимо выделить защиту работы конкурсантом, которой присущи свои требования: выразительность выступления; речевая культура конкурсанта; владение материалом без текста (наизусть, заучивая или рассказывая с расстановкой акцентов, пауз по ходу выступления); понимание работы конкурсантом; свободное владение мимикой и жестикуляцией; умение ловить взгляд аудитории; соблюдение временных рамок выступления (регламент по положению конкурса); гармоничное соотнесение содержания презентации и наглядности с текстом выступления; эрудиция конкурсанта в исследуемой теме; психологическая устойчивость конкурсанта; привлекательность конкурсанта (эстетика костюма, опрятность и яркость образа ребенка).

Еще одной из составляющих, по которой можно понять глубину проникновения конкурсанта в исследуемую им тему и уровень подготовленности к исследовательскому формату мероприятия, является активность конкурсанта до и после выступления, которой, как и другим составляющим, рассмотренным выше, присущи свои требования: умение слушать другие выступления; возможность грамотно отвечать на вопросы жюри и конкурсантов; убедительность ответов на вопросы аудитории; способность задавать вопросы конкурсантам; проявление активности в дискуссиях по обсуждению собственного исследования и работ конкурсантов.

К необязательной составляющей результата исследования следует отнести наличие буклета, поскольку по положению о конкурсах данная составляющая рассматривается альтернативно, но по опыту участников, следует заметить, что буклет имеет многофункциональное значение, особенно если подготовлен он от сельской школы. Буклет является не просто наглядным средством отражения обобщенных результатов детского исследования, а является специфической формой презентации, диалога научного руководителя детской работы и образовательной организации с конкурсной комиссией, рассчитывая тем самым на возможное сотрудничество. Буклету присущи такие требования, как: свободно-креативная форма и содержание буклета; краткое описание основных результатов работы; рекомендуемой программой для выполнения буклета может послужить Microsoft Publisher.lnk; краткая характеристика деятельности научного руководителя детской работы; описание результатов и достижений образовательного учреждения, если таковые имеются.

Приведённая выше детализация требований, предъявляемых к оценочным составляющим результата детского исследования, не претендует на полноту и неизменность, напротив, чем она информативнее, чем чаще дополняется «свежим» содержанием, актуальным для данного времени, тем больше возможностей достичь эффективного результата в подготовке сельских школьников к конкурсной исследовательской деятельности.

Наряду с выделением составляющих и разработкой к ним фиксированных требований попытались определить удельный вес каждой составляющей в комплексной оценке результата детского исследования. Условно оценивая всю исследовательскую работу в 100 %, можно определить процентную долю каждой из восьми составляющих, например, так, как это представлено в таблице 1.

Таблица 1

Удельный вес составляющих в комплексной оценке результата детского исследования

Составляющие результата

детского исследования

Процентная доля каждой составляющей

в комплексной оценке исследовательской работы = 100%

Текст работы

25 %

Текст выступления

20 %

Дубликат выступления

5 %

Мультимедийная презентация

10 %

Наглядность

3 %

Защита работы

20 %

Активность конкурсанта

15 %

Буклет

2 %

Нетрудно заметить, что из восьми составляющих наиболее важными в данном случае будут четыре: текст работы, текст выступления, защита работы и активность конкурсанта. Какова же роль оставшихся четырех составляющих?

Изначально может показаться, что конкурсант легко справится, защищая свою работу без наглядности, буклета, дубликата выступления и даже без мультимедийной презентации. Но как это воспримется жюри, как у них сложится адекватное впечатление о качестве проделанной работы, не подкрепленное конкретными фактами? Очевидно, что без оставшихся четырех составляющих, на первый взгляд, не самых определяющих, но, тем не менее, в совокупности гармонично дополняющих друг друга, невозможно обойтись, если бороться за самые высокие позиции.

Заключение

Разумеется, как отмечает профессор М.И. Зайкин [7], следует понимать, что любая количественная оценка ценности той или иной составляющей результата детского исследования всегда условна и не даёт полной и объективной информации о ней. Но ведь важны не только абсолютные, но относительные значения, позволяющие проводить сопоставительные анализы и получать общее представление об изучаемом явлении.

Опираясь на выделенные составляющие и разработанные на их основе требования к оценке результатов детского исследования, сельская школа сможет, во-первых, значительно улучшить продукт детской исследовательской работы; во-вторых, повысить результативность участия в различного уровня детских научных мероприятиях; и в-третьих, качественно усовершенствовать теоретическую и эмпирическую подготовку как педагогического коллектива, так и родителей по приобщению воспитанников к конкурсной исследовательской деятельности.

Рецензенты:

Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «НГПУ им К. Минина», г. Нижний Новгород;

Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой математики, теории и методики обучения математике ФГАОУ ВО «ННГУ им. Н. И. Лобачевского» Арзамасский филиал, г. Арзамас.


Библиографическая ссылка

Гусев Д.А., Аксюченко В.Н. ОБ ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕТСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15140 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674