Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ 13-15 ЛЕТ

Ретракция публикации произведена на основании протокола Комиссии по публикационной этике журнала "Современные проблемы науки и образования" № 1 от 14.08.19г. на основании выявления дублирующей публикации Макеева В.С., Луганский К.А. МОДЕЛИРОВАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ 13-15 ЛЕТ // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). С. 52-55
Макеева В.С. 1 Луганский К.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс»
В исследовании дается обоснование необходимости формировать коммуникативное взаимодействие баскетболистов, начиная с подросткового возраста, периода, когда подросток делает личностный выбор, меняет убеждения и взгляды. В работе дано описание модели, включающей целевой, содержательный, функциональный, критериально-оценочный и результативный блоки, обозначены принципы и факторы, способствующие эффективному формированию интерактивного взаимодействия баскетболистов. Экспериментальная проверка формирования интерактивного взаимодействия в различных периодах тренировки в команде баскетболистов подросткового возраста показала эффективность улучшения показателей в информационном компоненте и эмоционально-перцептивном компоненте. В деятельностном компоненте произошли существенные изменения в накоплении знаний и применении их в игровой обстановке по ряду показателей, особенно в техническом элементе: «показ на бросок». Установлено, что наиболее важным качеством личности является дисциплинированность.
игровая коммуникация
информация
деятельность
социально-психологический климат
уровни коммуникации
1. Красникова О.С. Формирование игровой коммуникации в технико-тактических действиях юных баскетболистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Сургут, 2005. – 24с.
2. Кричевский Р.Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. – 1980. – № 2. – С.42-52.
3. Макеева В.С., Луганский К.А. Место невербального взаимодействия баскетболистов в социально-психологическом климате команды // Российский человек в «разломе эпох»: quovadis?: материалы XV Международной НПК Гуманитарного университета, 26–27 апреля 2012 года : доклады / редколл. : Л.А. Закс и др.: в 2 т. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2012. – Т.2. – С.791-796.
4. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. – М.: ФиС, 1980. – 97 с.
5. Эльконин Д.Б. Детская психология DOCX: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д.Б. Эльконин. – М.: Издат. центр «Академия», 2007. – 384 с.
Актуальность. Многие авторы в числе ведущих факторов соревновательной деятельности указывают  на полноценную бросковую и скоростно-силовую подготовку, при условии осуществления эффективности  игровой коммуникации баскетболистов.

Выявление технико-тактических действий,  обусловленных коммуникативными   действиями  баскетболистов, регулирование их определенным образом в тренировочных занятиях, а также учет их влияния на  соревновательную эффективность позволяет более или менее точно добиваться высоких результатов [2,3,4].

Вместе с тем  многочисленные трактовки, содержательная неопределенность понятия «интерактивного взаимодействия»  затрудняют учебно-тренировочный процесс  баскетболистов в плане усиления его коммуникативной  активности, выделения этапов и факторов формирования их интерактивного взаимодействия [1].

Мы полагаем, что формирование интерактивного взаимодействия баскетболистов  следует начинать в подростковом возрасте, не отрывая его от обучения технических и тактических действий, т.к. ведущей деятельностью подростка  является межличностное общение и учение [3].

Характер  взаимодействий в подростковом возрасте приводит к необходимости сделать ответственный личностный выбор, занять взвешенную позицию, поменять наивные убеждения и взгляды, что требует активной работы самосознания [5].

Целью настоящего исследования  является разработка модели формирования интерактивного взаимодействия баскетболистов 13-15 лет и экспериментальная проверка ее эффективности. 

Материалы и методы исследования. Использованы следующие методы исследования:  анализ литературных источников, педагогическое наблюдение,  экспертиза  эффективности соревновательной деятельности, моделирование, оценка деятельности игроков, методы математической статистики.

На основе анализа теоретических источников, умозаключений и синтеза  сформулировано понятие:  «интерактивное взаимодействие» баскетболистов. Это сложная многоканальная система взаимодействия двух и более игроков, наделенных способностью к инициативному общению, налаживанию контакта в процессе решения  задач соревновательной деятельности. В ее  основе  лежат целостные системы взаимных действий и реакций,  включающие  обмен мыслями, знаниями, идеями, т.е. информацией (информационный  компонент); обмен действиями  (деятельностный компонент); процесс восприятия  игроками  друг друга и установление определенных отношений межу ними  (перцептивно-эмоциональный компонент).

Модель формирования интерактивного взаимодействия баскетболистов 13-15 лет включает  целевой (требования соревновательной деятельности),  содержательный (информационный, деятельностный и эмоционально-перцептивный компоненты). Содержательную основу модели   составляют три уровня (этапа) совместной деятельности и возникающей в ее процессе коммуникации: субъект как продукт для другого участника (не носит характера подлинно совместной деятельности) - совместная коммуникация (в форме сотрудничества, кооперации на основе взаимоответственности между участниками) - совместная деятельность  (деятельность коллективная, сознательно общественная).

Эффективность интерактивного взаимодействия определяется психофизиологическими задатками, степенью развития базовых психических процессов и свойств личности, развитием общих и специальных коммуникативных способностей, опорой на субъективные способности и на субъективный опыт и интересы.  К объективным факторам относится развитие психических способностей  в определенной среде: равенство в отношениях, одинаковые возможности для всех, поощрение индивидуального развития, наличие некоторой степени свободы свободно выражать свои мысли.

Результаты исследования и их обсуждение

Таблица 1

Динамика  оценки показателей невербального поведения баскетболистов  13-15 лет в формирующем   эксперименте (в баллах)

Показатели

 

Типы игровых ситуаций

Самоподача

Диалог

 

Кодировка состояний

Владение мимикой, выражением лица,  взглядом

2,3±0,2

2±0,6

2±0,5

4±0,8

4±0,9

4,1±0,1

Управление психоэмоциональным состоянием

2±0,6

2,4±0,2

2,2±0,2

3,5±0,1

3,1±0,2

3,2±0,2

Пластичность и ритмичность движений

2,3±0,3

2±0,6

2±0,5

4±0,7

4±0,6

4±0,4

Положение  игрока на площадке   в соответствии с  игровой ситуацией

2±0,8

2,5±0,4

2,3±0,1

3,2±0,4

3,7±0,4

3,6±0,5

Владение   жестами

2±0,1

2,3±0

2,1±0,1

5±0

4,9±0,1

5±0

Походка

 

3,1±0,1

3±0,9

3±0,7

4,8±0,3

5±0

4,9±0,1

Осанка

 

3±0,1

3,3±0

3,1±0,1

4±0,1

4±0,9

4±0,7

Осознанность движений  и  игровых действий

3±0,1

3,3±0

3,1±0,1

4±0,1

4±0,9

4±0,7

Примечание: верхняя строчка - в начале эксперимента, нижняя - в конце эксперимента.

В процессе изучения динамики деятельностного компонента, включающего анализ о знаниях и применении средств интерактивного взаимодействия в игре, позволяет их разделить на две большие группы: знания и действия игрока на площадке с целью реализации индивидуальных действий и знания и действия игрока на площадке с целью реализации игрового взаимодействия. Так, к концу эксперимента зафиксировано наибольшее количество выбранных вариантов  - 15. Меньше всего по одному выбору  выявлен  вариант: «показ на уход». Вариант «показ на передачу» выбран 4 раза. Все остальные варианты выбраны одинаковое количество раз - по 3.

 На вопрос о знаниях и технике владения обманными действиями без мяча наибольшее количество выборов  сделано в варианте, включающем  владение движением корпуса без мяча - 9 и владение всеми финтами без мяча - 8. Не выбран  вариант «владение движениями головой стоя на месте и в движении»  - 0 баллов. Примерно одинаковое количество выборов сделаны в  вариантах «движения руками» - 5 и «смена ритма и направления» - 6. Также вариант «движение ногами на месте и в движении»  выбран 3 раза.

При определении обманных действий с мячом, которые  игрок использует в игре, наиболее  часто упоминается «показ на бросок»  - 10,  «перевод мяча перед собой»  - 7, «показ на уход» - 7, «перевод мяча под ногой» - 6, «показ на передачу» - 4, «перевод мяча за спиной» - 3.

 Действия без мяча «движение корпусом» 12, «смена ритма направления» 7, «движения руками» - 6. Более редко используются финты без мяча - это «движение ногами на месте и в движении» - 2, не используется вообще это «движение головой, стоя на месте и в движении».

Из сравнительного анализа видно, что на начальном этапе исследования тренировочная подготовка у подростков не сильно отличается от взрослых спортсменов, знание и владение техническими приемами тоже примерно на одном уровне, применение индивидуальных действий разнится лишь по некоторым показателям, но это можно объяснить опытностью старших баскетболистов. Тренировка и использование элементов игрового общения одинакова (с погрешностью ± 2).

В эмоционально-перцептивном компоненте особое внимание уделяется процессам восприятия и познания партнерами друг друга с целью установления взаимопонимания. Показатель индекса групповой сплоченности Сишора  позволил оценить принадлежность к  команде  каждого ее члена. Анализ результатов анкетирования (п=12) по методике Сишора на конечном этапе эксперимента показал возросшую групповую сплоченность. Оценка привлекательности команды ДЮСШ № 6 возросла - привязанности к команде (38 баллов из 50), нежелании перехода в другую команду (44 из 50).  Взаимоотношения ребят между собой также возросло (24 из 30), отношения с тренером (27 из 30). Отношение к тренировкам тоже возросло (27 из 30). Средний балл команды на конечном этапе составил 32± 2.87 из 38  возможных,  при  коэффициенте вариации  8,33 усл. ед. В целом  ребята  оценивают привлекательность команды как повышенную, взаимоотношения с руководством и товарищами по команде оценено  выше, чем на начальном этапе эксперимента, как и отношение к тренировкам. Полученные данные свидетельствуют о высокой привлекательности команды и высоком уровне совпадений целей и установок игроков команды.

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет «психологической атмосферы - также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива. Анализ показателей, характеризующих психологический климат команды подростков ДЮСШ № 6, свидетельствует о неоднозначности ряда показателей.

Обработка  полученных ответов на конец эксперимента выявила ряд улучшений показателей, разница  между началом и концом эксперимента составляет  65 баллов. Сократилось количество отрицательных ответов по таким пунктам, как: «проведение свободного времени», «уважение мнения», «один за всех», «отношение к игрокам» и гордость за команду. Также улучшились показатели «отношение к новичкам», «переживание неудач» и «сопереживание успехам и неудачам других».

На основе методики оценки свойств личности игрокам предоставлен выбор из 12 свойств личности, где они обозначали наиболее важное свойство цифрой от 1 до 12. После обработки данных были  выявлены свойства личности, влияющие на игровое взаимодействие. Подростковые команды сошлись во мнении, что наиболее важным качеством личности является дисциплинированность. Согласно принятым нами определениям «ответственность» как самое важное качество у команды ДЮСШ № 6 получило четвертое место, а Школу № 16 поставили на третье. Команда школы №16 по результатам рейтинга не смогла дать точную оценку качествам личности, в результате на втором месте у них общительность и эмоциональность. Игроки ДЮСШ № 6 третьим качеством выбрали «энергичность».

Заключение. Проведенный теоретический анализ и  оценка потребностей в практике спортивно-технической подготовки высококвалифицированных баскетболистов позволил определить приоритетные направления повышения эффективности навыков интерактивного взаимодействия.

Разработана,  теоретически  и экспериментально проверена эффективность методики  формирования интерактивного взаимодействия в различных периодах тренировки в команде баскетболистов подросткового возраста.

Эффективность разработанной модели определяется  следующими данными:  улучшением показателей во всех компонентах формирования интерактивного взаимодействия баскетболистов. Так, в информационном компоненте наблюдается положительная динамика всех показателей, однако  «положение  игрока на площадке   в соответствии с  игровой ситуацией» требует особого внимания. Полагаем, что данный показатель  изменяется более медленно  и определяется соревновательным опытом игроков.

В деятельностном компоненте произошли существенные изменения в накоплении знаний и применении их в игровой обстановке по ряду показателей, особенно в  техническом элементе: «показ на бросок».

В  эмоционально-перцептивном компоненте  процессы восприятия и познания игроками  друг друга с целью установления взаимопонимания претерпели позитивные изменения как в показателях групповой сплоченности, так и оценке привлекательности команды.  При  оценке свойств личности достигнуто единогласие в выборе наиболее важных  свойств личности, влияющих на эффективность интерактивного взаимодействия. А значит и соревновательной деятельности баскетболистов. Подростковые команды сошлись во мнении, что наиболее важным качеством личности является дисциплинированность.

Рецензенты:                           

Калашников А.Ф., д.п.н., профессор, зав. кафедрой физического воспитания, ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс», г. Орел;

Ковешникова Е.Н.,  д.п.н., профессор, зав. кафедрой  дизайна,  ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс», г. Орел.