Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВНУТРЕННИЙ ИМИДЖ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ ЕГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)

Зимина Н.С. 1 Колпакова Т.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»
Статья посвящена анализу внутреннего имиджа Забайкальского края, как составляющей Байкальского региона, в контексте его социокультурного развития. Раскрывается понятие внутренний имидж региона, рассмотрена его роль в определении потенциальных возможностей развития территории с учетом факторов его формирования. Дано определение региона, в аспекте темы исследования, как социокультурного пространства. Выделены положительные и отрицательные характеристики внутреннего имиджа Забайкальского края на основе анализа теоретических и эмпирических данных. Раскрыта значимость региональной идентичности как интегрирующего фактора в развитии региона. Как качественная характеристика региона обозначено качество жизни населения. Рассмотрена роль внутреннего имиджа региона в его социокультурном развитии. Внутренний имидж необходимо рассматривать, с одной стороны, в качестве показателя потенциала социокультурного развития региона, с другой стороны, с точки зрения возможности использования его положительных компонентов в развитии региона в целом.
региональное развитие
региональная идентичность
социокультурное пространство
Забайкальский край
Байкальский регион
Внутренний имидж
1. 40 % читинцев смотрят в будущее с оптимизмом и не хотят уезжать – соцопрос Электронный ресурс. – Режим доступа: http://news.chita.ru/50362/ (дата обращения 21.06.2014).
2. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 г. / под общ. ред. С.Н. Бобылева Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.undp.ru/documents/NHDR-2013.pdf (дата обращения 18.08.2014).
3. Когай Е.А. Потенциал социокультурного развития региона (Курская область) [Электронный ресурс] – URL: http://www.znanie.kurskcity.ru/union/intell/kogay180506.htm (дата обращения 3.10.2014).
4. Лапин Н.И. Регион, его статус и функции в российском обществе: теоретико-методологические основы исследования [Электронный ресурс] – URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/08-2006/lapin.pdf (дата обращения 23.09.2014).
5. Лига М.Б., Щеткина И.А. Методология и методика оценки качества жизни. – Чита: ЗабГГПУ, 2011. – 137 с.
6. Мурзина И.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры (к постановке проблемы) // Социс. – 2004. – № 2. – С. 60–65.
7. Скульмовская Л.Г. Противоречия разнонаправленного развития культуры региона в современных условиях: социологический анализ: дис.... д-ра социол. наук. – Екатеринбург, 2005. – 346 с.
8. Следзевский И.В. Концептуальные проблемы регионализации Российской Федерации // Регионы и регионализм в странах Запада и России. – М.: ИВИ РАН, 2001. – С. 39–44.
9. Тюплин А.А. Территориальная идентичность как фактор глокализации // Социология власти. – 2007. – № 5. – С. 127–133.
10. Управление сегодня / Официальный сайт УФСИН России по Забайкальскому краю Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.75.fsin.su/history/upravlenie_segodnya.php (дата обращения 4.10.2014).
Внутренний имидж региона - это совокупность эмоциональных и рациональных представлений людей о территории, на которой они проживают. Восприятие региона его жителями является одним из индикаторов потенциала конкурентоспособного развития территории. С одной стороны, регион можно определить, как исторически сложившееся территориальное сообщество, в котором общности и индивиды в процессе жизнедеятельности создают некое социокультурное пространство. Через рефлексию региона люди интерпретируют внешний мир и формируют в зависимости от этого модели своего поведения, принятые в конкретном регионе. С другой стороны, регион необходимо рассматривать и с точки зрения административно-территориальной единицы. В таком случае он характеризуется конкретными экономическими, политическими условиями, показателями социальной структуры населения и качества жизни.

Итак, регион представляет собой социокультурное образование, которое включает в себя представления населения о нем, о его взаимоотношениях с другими регионами, с Россией в целом, что формирует определенную модель их повседневной жизни и поведения. Осмысление региона его жителями порождает определенную систему образов, культурных коммуникаций, посредством которых обеспечивается групповая идентичность индивида, особенности понимания фактов и явлений с точки зрения сформированной картины мира.

Забайкальский край представляет собой пространство пересечения и переплетения различных культур, социальных и этнических общностей. Это регион, с одной стороны, с богатой историей, многослойной региональной культурой, обладающий значительным природно-ресурсным потенциалом. С другой стороны, регион, терпящий множество социально-демографических, экономических проблем. Исследование внутреннего имиджа региона в контексте перспектив его развития является интересным с точки зрения возможности интерпретации его социокультурного развития. Это позволяет не только проанализировать образ территории, сложившийся в сознании жителей, но и выявить диалектику процессов формирования этого образа.

В статье использованы данные социологического опроса, проведенного Е.Ю. Домановой (под научным руководством к.ф.н., доцента кафедры философии ЗабГУ Н.С. Зиминой) в рамках выпускной квалификационной работы по специальности «Социальная антропология». Исследование проводилось с декабря 2013 г. по май 2014 г. в 18 районах Забайкальского края методом анкетного опроса. Выборочная совокупность составила 1317 человек, опрос проводился среди жителей края от 18 лет. По охвату респондентов и районов данное исследование является одним из первых в своем роде, поскольку проводимые ранее опросы в крае по похожей проблематике были ограничены либо краевым центром, либо отдельными районами. В то же время для более объективной и качественной оценки внутреннего имиджа региона, выявления динамики его развития необходим регулярный мониторинг. Тем не менее, данное исследование позволяет сделать некоторые предварительные выводы и наметить прогностические направления развития Забайкальского края. Выбор районов для опроса был определен несколькими параметрами: географическая расположенность (северные, южные, западные, восточные, центральные районы), экономическая специализация территории (сельскохозяйственные районы, краевые точки промышленной и транспортной деятельности), этнокультурные особенности (места компактного проживания аборигенного населения региона, этнокультурных общностей края, исторические города).

Рассмотрение региона в качестве многомерного социокультурного пространства предполагает три методологических среза: символическое пространство духовной культуры, институциональное пространство социальных отношений, предметное пространство материальной культуры [4]. В контексте темы необходимо также обратиться к понятию региональной идентичности. Региональная идентичность конструируется в процессе коммуникаций, локализованных в определенном пространстве, соответственно процесс ее становления необходимо рассматривать как один из механизмов освоения социокультурной реальности территориального пространства. В связи с этим, определим региональную идентичность как соотнесение индивида с региональным сообществом и определенными социальными группами, имеющими потребность участия в региональных взаимодействиях и связывающих свое будущее с развитием данного региона. В таком случае, региональная идентичность обеспечивает возможность самореализации человека в данном пространстве, подтверждает взаимозависимость людей, а значит, и укрепляет внутрирегиональные связи и отношения, тем самым, способствуя сохранению региональной общности через воспроизводство моделей поведения, ценностей, норм, смыслов. Таким образом, региональная идентичность обнаруживает свою связь с особенностями поведения населения региона, а значит и с региональной культурой.

Качественной характеристикой региона являются показатели уровня и качества жизни населения. Так, уровень жизни определяется условиями существования человека в сфере потребления, и измеряется через социально-экономические показатели общего благосостояния людей. Качество жизни, как более широкое понятие, включает в себя уровень жизни, социально-экологическую среду обитания (политические, социально-психологические условия существования человека). Для выявления качества жизни наряду со статистическими данными также необходимы субъективные оценки людей.

Так, по результатам исследования можно отметить негативную тенденцию в оценке жителями региона уровня жизни в Забайкальском крае и перспектив его развития (35 % опрошенных оценивают уровень жизни в регионе скорее отрицательно, чем положительно, отрицательно - 22 %; 37,3 % респондентов ответили, что ситуация в социально-культурной сфере в крае практически не меняется; 45,4 % респондентов Забайкальский край видится как один из медленно развивающихся российских регионов, а 39 % людей ответили, что регион не развивается). Это связано с рядом факторов: низкий социальный статус респондента, тип населенного пункта и уровень жизни в нем. Большую часть информации о регионе люди получают из средств массовой информации, которая зачастую имеет негативный оттенок, формирующий в сознании населения отрицательный образ. Чувства лишения, неудовлетворенности жизнью, тревожность у населения Забайкальского края усилились и под влиянием некоторых политических событий, произошедших в последнее время. Забайкальский край долгое время был центром Сибирского военного округа, а в г. Чита располагался Штаб округа. С 1 декабря 2010 г. округ был упразднен. Возникли многие финансовые, социальные проблемы, в том числе передачи инфраструктуры военного ведомства, появился феномен «брошенных военных городков» (Степь, Ясная и др.).

Забайкальский край входит в число субъектов российской Федерации, занимающих крайне низкие позиции в рейтинге показателей социального и экономического развития. Так, по данным за 2013 г. по индексу человеческого развития он находился на 73 месте среди российских регионов [2], уступая также и двум другим субъектам, входящим в состав Байкальского региона, - Республике Бурятии и Иркутской области, занимающим 70 и 31 места соответственно. Не случайно, в декабре 2013 г. Правительством края была утверждена Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 г. В ходе социологического опроса среди актуальных проблем в регионе респондентами были выделены слабое экономическое развитие региона, неэффективная работа органов региональной и муниципальной власти, отдаленность от федерального центра, высокий уровень преступности, социальная незащищенность граждан, низкий уровень развития культуры в регионе, демографические проблемы.

Как было отмечено выше, большую роль в формировании внутреннего имиджа региона играют СМИ, тот информационный поток, который регулярно поступает к жителям края. В связи с этим респондентам был задан вопрос об информации, с которой они чаще всего сталкиваются. Среди таковой оказалась информация о криминальной ситуации в регионе, об экономическом положении, о ситуации в здравоохранении, о культурно-массовых мероприятиях, политической ситуации, спортивных событиях и событиях в сфере науки и образования. При этом больший интерес у жителей края, а также чувство гордости, согласно опросу, вызывают последние категории (культурно-массовые мероприятия, спорт, наука и образование).

Одним из важных идентифицирующих факторов, конструирующих региональную идентичность, является региональная символика, которая способна обеспечивать коммуникацию внутри регионального сообщества, объективировать его эмоциональное восприятие, мотивировать совместные действия [9]. К таковой могут относиться исторические и природные памятники, промышленные и культурные центры и т.д. В контексте этого интересны ответы жителей региона на вопрос «С чем у Вас ассоциируется Забайкальский край?». Из предложенных вариантов по популярности ответы распределились следующим образом: резкоконтинентальный климат, месторождения золота, угля и урана, край каторги и ссылки, декабристы, Кодарский хребет, Чарские пески, агинские степи, озеро Арей и система Ивано-Арахлейских озер, буддийские святыни и Алханай. Образы уникальности территории региона, его географического положения, людей, населяющих его, несут в себе смысл уникальности, «особости» региональной общности, ее творческого потенциала.

Далее следовали менее популярные ответы: фестиваль «Цветущий багульник», Дальневосточная республика, семейские и старообрядцы. В качестве своего варианта ответа некоторые респонденты указывали следующие ассоциации: дом, родина, семья, красивая природа, лесные угодья, криминал, коррупция, что отражает те или иные личные мировоззренческие аспекты жителей Забайкальского края.

Анализируя вышеуказанные ответы, можно сказать, что для жителей региона всегда актуальным вопросом будут природно-климатические условия проживания, которые в свою очередь закономерно определяют особенности жизнедеятельности его жителей, менталитет, сформировавшиеся хозяйственно-культурные типы. Забайкальский край известен не только в России, но и за ее пределами огромными запасами природных ресурсов и как основной поставщик некоторых из них. История заселения и развития Забайкальского края прочно связана с переселением сюда людей, политическими и уголовными преступниками. И сегодня в Забайкальском крае функционирует 12 учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы [10]. История культуры Забайкалья связана также с декабристским движением, что повлияло не только на внутренний, но и в целом на общий имидж Забайкальского края.

Таким образом, через призму региональной культуры и ценностей, а также региональной идентичности, становится ясно, что регион предстает как форма организации социокультурного пространства, в чем раскрывается его свойство интегрирующего фактора, регионального и национального развития. Но региональная культура только тогда становится фактором существования местного социума, когда его члены осознают себя как некое единство, идентифицируют себя с конкретной территорией, ощущая связь с ней не только в силу производственных отношений, но и в силу общих ценностей, среди которых особую значимость имеет само место жительства, и эта ценность ощущается ими как доминирующая [6].

Определяя роль региональной идентичности и самосознания в развитии региона, необходимо остановиться на чувстве соотнесенности и принадлежности человека и регионального сообщества к данному региону. Идентификация через «региональное» в таком случае представляет собой ресурс регионального развития [3]. Так, чем больше людей идентифицируют себя с конкретным местом, определяют свою жизнедеятельность в границах определенного регионального сообщества, тем выше и устойчивей будет потенциал развития самой территории. В связи с этим, при исследовании внутреннего имиджа региона в контексте его социокультурного развития, важно обращение к вопросам, входящим в понимание «самоценности» региона для его жителей. Так, ответы на вопросы, отражавшие личные ощущения респондентов относительно уровня жизни и комфорта в Забайкальском крае, показали, что его жители считают, что живут беднее, чем в других регионах России (53,8 % опрошенных), лишь 3,1 % указали, что живут богаче. Комфортным жизнь в крае видят 11,8 % респондентов, 28,9 % - скорее комфортной, чем некомфортной, 28,5 % - скорее некомфортной, чем комфортной. Высок процент респондентов, отметивших, что жить в Забайкальском крае некомфортно - 17,8 %. Основная миграционная проблема края - высокий отток населения (внутренняя эмиграция) в другие регионы России, преимущественно в западные, и высокая иммиграция иностранных граждан на его территорию. Как показывают исследования, проведенные в краевом центре, 14 % населения г. Читы в перспективе пяти лет планируют переехать в другой город России, а 10,1 % - в перспективе десяти лет [1]. Забайкальский край, наряду с дальневосточными субъектами РФ, выделен в тип регионов со слаборазвитой инфраструктурой, невысокими доходами населения с учетом удорожания жизни, повышенной безработицей и длительным миграционным оттоком. Среди социально-культурных характеристик региона при выборе места жительства предпочтения по значимости распределились следующим образом: качество жизни в регионе, возможность реализации творческого потенциала, наличие культурно-досуговых учреждений, наличие религиозных организаций, развитая туристическая инфраструктура, наличие научно-образовательных учреждений и качество их услуг.

Региональная идентичность всегда представляет собой рефлексию региона в сознании индивида и некоторой общности, так как главными причинами совместного общежития являются человеческое стремление к осмыслению собственного социального мира и закономерная когнитивная потребность в порядке, предсказуемости и стабильности, наличие исторической памяти [9]. Как справедливо отмечает Л.Г. Скульмовская, саморазвитие региона возможно лишь в том случае, когда его жители имеют условия и возможности для своей самореализации у себя на родине [7]. То есть, в оценках региона, в его образе, который сформировался у местного населения, отражается желание, либо нежелание людей жить на его территории, их стремление участвовать в его развитии посредством вступления в коммуникации, передачу социального опыта, межпоколенческие связи. Региональная идентичность, в таком случае, может способствовать повышению чувства ответственности людей за место своего проживания и выражается в их самосознании через сформированный образ «Мы». На этом уровне осознания себя как целого регион и осмысливается как региональное сообщество [8]. Внутренний имидж выступает показателем не просто самочувствия людей, удовлетворенности жизнью, но и их активности, либо неактивности в поддержании и сохранении внутрирегиональных связей, в воспроизводстве характерных для данной местности экономических, политических, социально-психологических и духовных качеств.

В структуре внутреннего имиджа Забайкальского края присутствуют определенные характеристики территории, которые и определяют этот образ, и как показало проведенное исследование, они имеют в большинстве своем негативный оттенок. Это, по мнению жителей края, низкий уровень жизни людей, медленное социокультурное, экономическое развитие Забайкальского края по сравнению с другими российскими регионами, репутация его как криминализированного, отсюда ощущения безнадежности и бесперспективности дальнейшего проживания на его территории, тревожности за свое будущее. Следовательно, для формирования позитивного образа региона необходимо выявить его положительные качества-доминанты, которые, безусловно, присутствуют и могут выступить необходимыми механизмами в движении региона по пути перспективного развития.

Работа подготовлена в рамках научного исследования, поддержанного Советом по грантам Президента РФ МК-4300.2014.6

Рецензенты:

Бернюкевич Т.В., д.филос.н., доцент, профессор кафедры философии, ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита;

Фомина М.Н., д.филос.н., профессор, профессор кафедры философии, ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита.


Библиографическая ссылка

Зимина Н.С., Колпакова Т.В. ВНУТРЕННИЙ ИМИДЖ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ ЕГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15402 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674