Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УСЛОВИЯ, ФАКТОРЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Магомедов А.М. 1
1 ГАОУ «Дагестанский государственный институт народного хозяйства»
Отечественным предпринимателям приходиться с нуля создавать институты рыночной экономики и пройти те же этапы в своем развитии, что прошли развитые страны. Изучение опыта других стран позволит избежать характерных ошибок и сократить переходный период. Периодизация развития логистики в странах рыночной экономики следует рассмотреть в контексте эволюции задач и систем управления. Институциональная среда и уровень развития производительных сил каждой страны имеет свои особенности. Поэтому этапы развития логистики в каждой стране могут различаться не только по времени, но и по содержанию. Автор статьи обосновывает свой взгляд на процессы, происходившие на различных стадиях развития логистики в странах рыночной экономики. Особо подчеркивается, что потребность именно в логистической интеграции как таковая превращается в необходимость, когда уже дальнейшее развитие экономики без реализации данной потребности становится неэффективным. Такой период развития экономики развитых стран приходится на 70–80 годы ХХ века. Это относится к экономике, управлению и технологии производства. Логистический метод оптимизации потоковых процессов привлек внимание управленцев, когда это стало наиболее эффективным по сравнению с другими методами повышения конкурентоспособности и когда для этого созрели все необходимые условия. Необходимость применения логистической концепции в экономике может быть реализована лишь при создании определенных условий – развитие науки, техники и институциональной среды.
логистика
материальный поток
системный подход
логистическая система
условия развития
факторы развития
этапы развития
1. Альбеков А.У., Федько B.П., Митько О.А. Логистика коммерции. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
2.Гаджинский А.М. Логистика. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 419 с.
3. Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: пер. с англ. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 200 с.
4. Киршина М.В. Коммерческая логистика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – 256 с.
5. Логистика: учебник / под ред. Б.А. Аникина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 352 с.
6. Магомедов А.М. Логистика сегодня: иной взгляд на основные положения и понятия// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14668 (дата обращения: 29.09.2014).
7. Магомедов А.М. Институты и институциональные потоки логистической системы // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2013. – № 5 (53). –С. 18.
8. Магомедов А.М. Управлению региональной экономикой – логистический подход // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2012. – № 48 (12). – С. 106.
9. Основы логистики: учеб. пособие / под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М., 2000. – 200 с.
10. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. – СПБ.: Политехника, 1997. – 349 с.
11. Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория, практика. – СПб., 1996.

Реформы по переходу на рыночные отношения возвратили нашу страну на естественный путь общественного развития. Отечественным предпринимателям приходиться с нуля создавать институты рыночной экономики и пройти те же этапы в своем развитии, что прошли развитые страны задолго до этого.

Одним из таких институтов является теория и практика применения логистики, получившие свое развитие на Западе в восьмидесятых годах прошлого столетия. Однако Россия не обязательно должна буквально повторить путь других стран. Изучение опыта других стран позволит нам избежать характерных ошибок и сократить переходный период.

Периодизация развития логистики в странах рыночной экономики следует рассмотреть в контексте эволюции задач и систем управления. Эпоха массового производства, которая берет свое начало с конца 19 века до 30-х годов 20 века, выдвинула в качестве главной задачи усовершенствование механизма производства с целью снижения себестоимости продукции. Низкая цена на однотипную продукцию гарантировала успех фирме. Перспективы роста фирмы определялись внутренними производственными факторами. Предсказуемость внешней среды и достаточный потенциал роста за счет снижения издержек производства не выдвигали задачи роста эффективности за счет лучшей организации товародвижения. Не потому что предприниматели того периода не знали о таких резервах, а потому что их усилия в области снижения издержек производства приносили больше эффекта, нежели поиски в других сферах хозяйствования.

Начавшее в 30-х годах 20 века насыщение рынка потребительских товаров побудило фирмы ориентироваться на рыночную ситуацию. Новые условия эпохи массового сбыта требовали производить то, что продается, а не продавать то, что производится. В этот период стали больше обращать внимания на функциональные структуры, граничащие с внешней средой фирмы, поскольку успех в большей степени зависел от ситуации во внешней среде. Порою маркетинг развивался даже в ущерб эффективности производства. Уравновешению противоречивых требований производства и сбыта была призвана комплексная концепция маркетинга.

В области сбыта актуализировалась задача прогнозирования спроса потребителей на продукцию фирмы. Повышение требовательности со стороны покупателей касалось области качества и ассортимента продукции, сроков и надежности выполнения заказов, а также сервиса в целом. Низкая цена продукции без учета перечисленных факторов конкурентоспособности не имела успеха. Отделам сбыта пришлось на научной основе решать вопросы управления товарными запасами и закупками, планированием распределения, складированием и доставкой продукции до потребителя.

Повышение требований со стороны покупателей продукции автоматически привело и к аналогичному усилению требований фирмы к поставщикам сырья и ресурсов. Отделы закупок материалов и ресурсов вынуждены были изучить рынок средств производства, учесть требования покупателей, правильно рассчитать потребность в ресурсах, организовать закупки, транспортировку и хранение материалов.

Изменения во внешней среде и соответственно в функциональных задачах в сфере закупок и распределения не смогли не повлиять на внутрифирменную организацию производства. Объемы, ассортимент продукции и график ее отгрузки определяли количественно-качественные параметры работы самого производства. В результате чего вопросы производственного планирования, технологической транспортировки, управления производственными запасами приобрели особую остроту.

В функциональных подразделениях предприятия определились виды работ, оптимизация которых приводила к снижению издержек предприятия. Частное решение проблемы снижения издержек производства на тех или иных участках предприятия в целом обеспечивало ему конкурентные преимущества. Логистика как инструмент интеграции указанных видов работ еще не была востребована, а ее появлению не были готовы также общеэкономические, управленческие и технологические предпосылки.

Однако к середине 50-х годов резервы роста фирмы за счет частных решений уже были исчерпаны и начались поиски таких резервов в интеграционных процессах в области производства, снабжения и распределения. К тому времени теория и практика менеджмента уже были готовы к решению интеграционных задач. Оказало свое активное влияние и развитие военной логистики. С этого момента и начинается эра логистизации. Период с середины 1950-х по 1970-е годы получил у западных специалистов название периода концептуализации или становления логистики.

Логистизация экономики начинается со сферы распределения. Как отмечает известный теоретик менеджмента Питер Друкер, сбыт всегда выступал основным центром расходов предприятия, но в то же время управленцы его не жаловали вниманием. Дело в том, что издержки, связанные с реализацией продукции, распределяются на весь экономический процесс. Следует принять в расчет и то, что расходы по сбыту являются скорее скрытыми и распыленными, нежели отражающими как общий итог по одной статье учета. Перемещение товаров и их складирование являются компонентами той же самой деятельности по сбыту [3, с. 91]. Расходы по сбыту, по оценкам П. Друкера, составляют половину цены товара. Такое смещение центра затрат с производства на распределение востребовало новое решение со стороны практики и теории распределения. На практике это вылилось в интеграции функций сбыта и формировании нового направления – физического распределения продукции. Ее теоретической основой стала концепция общих затрат в физическом распределении, смысл которой заключался в возможности перегруппировки затрат в распределении с целью их минимизации. Например, увеличивая частоту доставки, можно сократить расходы на содержание складских запасов, и наоборот. Оптимальный же размер партии товаров можно определить на основе минимизации суммарных затрат на транспортировку и хранение, используя классическую формулу Уилсона.

Среди ученых нет разногласий по поводу первого этапа развития логистики. Однако относительно второго этап, который начинается с 70-х годов, имеются противоречивые мнения авторов. Один из них, Гаджинский А.М., пишет, что на втором этапе развития логистики к логистическому интеграционному процессу добавилось собственно производство [2]. Другие же – Миротин Л.Б. и Сергеев В.И, напротив, отмечают, что на основе физического распределения и материального менеджмента сферы закупок развивается концепция бизнес-логистики, а производственный менеджмент преобразовывается в промышленную логистику [9, с. 12]. Аналогичной позиции придерживаются многие иностранные и отечественные специалисты. Автор же исследования имеет свой взгляд на процессы, происходившие на этой стадии развития логистики: после развития логистики в сфере физического распределения параллельно и обособлено развивается логистика в сфере закупок и снабжения, а также в сфере производства в виде промышленной логистики [8]. Здесь наблюдается фрагментарное развитие логистики, и этот период следовало называть периодом фрагментаризации, а не период (1920–1950 гг.), когда еще речи не было о логистике. По сути вещей, не могут быть интегрированы в одно целое в рамках предприятия снабжение и сбыт, игнорируя при этом находящее между ними звено – производство. Такую именно схему развития дает Федоров Л.С., ссылаясь на иностранный источник [5, с.25].

На данном этапе развития логистики параллельно закладываются основы развития макрологистики, т.е. логистика выходит за пределы определенного предприятия. Этот процесс начинается с интеграции распределения продукции предприятия с закупками материалов другого предприятия. Если существенную часть потребляемых материалов поступает на предприятие от предприятия, где распределение организовано на основе концепции логистики, потребитель продукции также вынужден внедрить у себя логистику закупок.

Интеграцию на основе логистики процессов распределения продукции предприятием-поставщиком и закупки этой же продукции предприятием-покупателем стали называть бизнес-логистикой. Теоретической базой этому послужила концепция межфирменных экономических компромиссов.

Стадию зрелости логистика достигает на третьем по счету этапе развития. В литературе этот период известен как период неологистики или интеграции (1980–1990 гг.) [1, с. 15]. Для данного периода характерна интеграция всех фрагментов логистики в единую логистическую цепь, включающая физическое распределение, управление закупками и производственную логистику. В результате чего на уровне предприятия формируется логистическая система. Концептуальной основой же логистики становится теория систем.

В этот период, наряду с развитием логистики на уровне предприятия, развивается также логистическая интеграция между предприятиями. Рациональная организация товародвижения в пределах предприятия требует такой же рационализации со стороны поставщиков сырья и материалов, покупателей продукции, транспортных организаций и других участников товародвижения. Таким образом, происходит формирование логистических цепей на макроуровне. Важную роль при этом сыграла получившая широкое развитие на западе концепция всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Данная концепция представила собой новую философию управления бизнесом и основывалась на общности нужд потребителей и целей бизнеса. Логистика как раз стала инструментом реализации этой концепции и востребованной к месту и ко времени.

Выделение этапов развития логистики носит условный характер. Этапы развития логистики в хронологическом порядке могут не совпадать в странах Западной Европы, США или Японии. Институциональная среда и уровень развития производительных сил каждой страны имеет свои особенности. Поэтому этапы развития логистики в каждой стране могут различаться не только по времени, но и по содержанию.

При изучении вопросов развития логистики установление хронологического порядка не столько важно, сколько определение условий и факторов развития самого процесса. Факторы определяют уровень развития, и их анализ позволит прогнозировать развитие логистики в той или иной экономической системе.

Возникновение самого явления может быть спровоцировано одними условиями, а его дальнейшее развитие обеспечено совершенно другими факторами, т. е. следует делать различия между причинами возникновения явления от факторов последующего развития. В связи с этим необходимо приводить классификацию факторов, в первую очередь, по их роли в развитии логистики. Факторы развития логистики в зависимости от их роли, на наш взгляд, подразделяются на причины, обуславливающие возникновение логистической концепции и условия, способствующие дальнейшему развитию логистики (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь условий, этапов и факторов развития логистики

С момента самого разделения труда возникает потребность в его интеграции на основе логистики. Развитие общественного разделения труда прямо пропорционально развитию интеграции, т.е. насколько разделен труд, настолько он и должен быть объединен. Потребность в интеграции реализуется через различные формы кооперации. Потребность именно в логистической интеграции как таковая превращается в необходимость, когда уже дальнейшее развитие экономики без реализации данной потребности становится неэффективным. Такой период развития экономики развитых стран приходится на 70–80 годы ХХ века. Это относится к экономике, управлению и технологии производства.

Рассмотрим вначале экономические факторы, определившие развитие логистики. До 60–70 годов прошлого столетия рост конкурентоспособности и эффективности производства обеспечивалось за счет повышения производительности труда, а также снижения энергоемкости, материалоемкости и трудоемкости продукции на основе использования достижений науки и техники. Но на определенном этапе своего развития себестоимость производства достигла минимального уровня в цене товара, а предельные расходы стали больше, чем предельные доходы. Одновременно в составе цены все больший удельный вес стали занимать расходы на перевозку, складирование, хранение, распределение и сбыт. По оценкам отдельных авторов затраты последнего рода достигли 70 % конечной стоимости продукции и не менее 90 % совокупного времени движения материального потока от производителя до потребителя тратилось на операции, относящие ныне к логистическим [5, с.14]. Констатируя такого рода явления, многие авторы занимаются фактологией, не вникая в сущность проблемы. Возникает резонный вопрос: почему предприниматели не обращали внимания на эти проблемы, и неужели надо было ждать такого накопления уровня задач, требующих логистического решения.

Развитие логистики также происходит по объективным экономическим законам. Оптимизация экономики – это получение максимума эффекта при минимуме затрат. Логистический метод оптимизации потоковых процессов привлек внимание управленцев, когда это стало наиболее эффективным по сравнению с другими методами повышения эффективности и когда для этого созрели все необходимые условия.

Вторая группа факторов развития логистики обусловлена управлением производства и экономики в целом. В первую очередь, следует обратить внимание на смену парадигмы управления предприятием в 60–70 годы. Старая парадигма рассматривала фирму как закрытую систему, а ее успех как функцию рациональной организации производства продукции, снижения внутрипроизводственных издержек, роста производительности труда и повышения эффективности использования всего ресурсного потенциала. Такого рода организация производства требовала постоянного роста и развития специализации производства, а организационная структура управления должна была быть построена по принципу функционального назначения. Исчерпание внутренних резервов роста эффективности производства побудило менеджмент предприятия обратить внимание на имеющие резервы в приграничных сферах предприятия с его внешней средой. Имеется в виду работа по закупкам сырья и материалов, по оптимизации материальных запасов, по складированию, хранению и транспортировке грузов и т.д. Таким образом, была принята новая управленческая философия, которая рассматривала объект управления как открытую систему. Эта новая парадигма управления основывалась на системном и ситуационном подходах. Системный подход касался и в отношении организации материалопотока, а это, как известно, и есть логистический подход.

Некоторые авторы отмечают в качестве фактора развития логистики переход от рынка продавца к рынку покупателя [9, с.20;5, с.14]. Разумеется, указанная эволюция рыночных отношений повлияла на развитие логистики, но не напрямую, а опосредовано – через маркетинг. В этот период на смену философии сбыта приходит философия маркетинга. Средством реализации маркетинговой концепции становится логистика. Но логистика до 70-х гг. оставалась встроенной в функцию маркетинга в форме физического распределения продукции.

Третья группа факторов развития логистики обусловлена технологией производства, распределения и потребления продукции. Применение новых технологий стало возможным лишь при использовании системного управления потоковыми процессами на предприятиях. Современные технологии требуют от участников хозяйственных связей точности выполнения обязательств по поставкам материалов, сырья, готовой продукции, информации, энергоносителей, своевременности поступления финансовых средств и выполнения работ. Необходимость в логистизации может быть реализована лишь при создании определенных условий – развитие науки, техники и институциональной среды.

Таким образом, причины возникновения логистики обусловлены определенным уровнем развития экономики, управления и технологии. Однако для развития логистики требуется и определенный уровень развития НТП и институциональной среды.

Рецензенты:

Шахбанов Р.Б., д.э.н., профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала.

Магомедова М.М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Национальная и региональная экономика» ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Магомедов А.М. УСЛОВИЯ, ФАКТОРЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15590 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674