Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Петров П.К. 1
1 ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
В статье на основе анализа тенденций развития средств современных информационных и коммуникационных технологий рассматриваются основные направления научных исследований и внедрение их результатов в область физической культуры и спорта. На конкретных примерах дается анализ возможностей и перспектив использования средств современных информационных и коммуникационных технологий при решении задач в физической культуре и спорте по следующим направлениям: 1) система подготовки специалистов по физической культуре и спорту; 2) спортивная тренировка; 3) организация и проведение спортивных соревнований; 4) оздоровительная физическая культура; 5) организация научно-исследовательской и методической работы; 6) диагностика функциональных систем спортсменов; 7) мониторинг физического состояния и здоровья занимающихся; 8) психодиагностика; 9) информационно-методическое обеспечение и управление учебно-воспитательным процессом в учебных заведениях и спортивных организациях. Проблемы, рассматриваемые в статье, позволят более целенаправленно вести научные исследования, связанные с использованием средств современных информационных и коммуникационных технологий в физической культуре и спорте и внедрять их результаты в практику, решать основные задачи, поставленные перед отраслью «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».
спорт
и
культура
физическая
технологии
коммуникационные
и
информационные
современные
исследований
научных
направления
основные
1. Воронов И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте: Электронный учебник / И.А. Воронов; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. -СПб.: Изд-во СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005 – 80 с.
2. Грецов А.Г. Прикладная психодиагностика подростков и молодежи с использованием информационных технологий // Адаптивная физическая культура, 2007, №3(31). С. 18-19.
3. Дмитриев О.Б., Широков В.А., Петров П.К. Метод проблемно-структурного моделирования компьютерных соревнований по каратэ // Теория и практика физической культуры, 2000, № 7. – С. 39-41.
4. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с.
5. Кривецкий И.Ю. Управление технической подготовкой прыгунов в высоту с использованием имитационного моделирования на нейро-нечетких сетях: Автореф. дис… канд. пед. наук. М., 2012. 23 с.
6. Кривецкий И.Ю., Попов Г.И. Возможности применения технологии нейро-нечетких сетей в некоторых видах спорта // Информатика и системы управления, 2013, №4 (38). С. 80-87.
7. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - 5-е изд., испр., доп. - М. : Советский спорт, 2011. - 346 с.
8. Левушкин С.П. Мониторинг физического состояния школьников: Монография /С.П. Левушкин, Р.И. Платонова, М.Д. Гуляев, И.И. Готовцев. М.: Советский спорт, 2012. 158 с.
9. Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / П.К. Петров. - 4-изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с.
10. Петров П.К. Возможности и перспективы использования современных информационных технологий в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту // Прикладная информатика, 2009. - №4. - С. 14-21.
11. Петров П.К. Педагогические возможности мультимедийной обучающей программы по правилам и судейству соревнований по спортивной аэробике // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012, №8. С. 25-29.
12. Петров П.К. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в условиях информатизации общества //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. - № 5. С. 45-47.
13. Петров П.К. Теоретические и методические основы подготовки специалистов физической культуры и спорта с использованием современных информационных и коммуникационных технологий: Монография. – М.; Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2003. – 447 с.
14. Петров П.К., Ахмедзянов Э.Р., Дружинина О.Ю., Татарских И.А. Структура и функциональные возможности мультимедийной обучающей программы по правилам и судейству соревнований по спортивной аэробике / П.К. Петров, Э.Р. Ахмедзянов, О.Ю. Дружинина, И.А. Татарских [Электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2010. № 1 (14). Режим доступа: http://www.kamgifk.ru/magazin/journal.htm. С. 97-101 (дата обращения: 26.10.2014).
15. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. М.: ИИО РАО, 2010. 356 с.
16. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. 2-е изд., стереотипное. М.: «Образование и Информатика», 2008. – 68 с.
17. Самсонова А.В., Козлов И.М., Таймазов В.А. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте // Теория и практика физической культуры, 1999, №9. С. 22-26.
18. Сонькин В.Д., Зайцева В.В. Валеологический мониторинг детей и подростков // Теория и практика физической культуры, 1998, № 7, С. 10-12.
19. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. №1101-р.
20. Трощенко О.Н., Шлемова М.В., Чернышева И.В. Использование информационных технологий при проведении спортивных мероприятий // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10 . – С. 191-192
21. Устройство психофизиологического тестирования «Психофизиолог». [Электронный ресурс] URL: http://www.medcom.ru/medicom/psihfiz.htm (дата обращения: 31.10.2014).
22. Филиппов С.С., Ермилова В.В. Информационное обеспечение управления спортивным соревнованием // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, №2 (48), 2009. С. 83-87.
23. Шестаков М.П. Теоретико-методическое обоснование процессов управления технической подготовкой спортсменов на основе компьютерного моделирования: дис…. д-ра пед. наук. М., 1997. 311 с.
Современный период развития информационного общества характеризуется стремительным развитием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), используемых во многих областях деятельности человека. Уже сегодня, по мнению ведущих специалистов, постоянно развивающиеся научные и производственные технологии, технологии бизнеса, различных видов искусств и спорта, образовательные технологии создаются и совершенствуются на базе ИКТ [13,15]. В этой связи особую актуальность  представляют вопросы, связанные с основными направлениями использования современных информационных и коммуникационных технологий в физической культуре и спорте и дальнейшими исследованиями данной проблемы.

Целью данной статьи является попытка систематизировать основные направления использования современных информационных технологий в сфере физической культуры и спорта. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение результатов авторского опыта использования средств современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Анализ научно-методической литературы позволил выделить следующие направления использования средств современных информационных и коммуникационных технологий в сфере физической культуры и спорта:

1. Система подготовки специалистов по физической культуре и спорту (бакалавриат, специалитет, магистратура). Это направление можно считать одним из основных направлений использования современных ИКТ в физической культуре и спорте. Именно в процессе подготовки будущие специалисты должны получить основные знания и умения по вопросам использования современных информационных и коммуникационных технологий в сфере физической культуры и спорта, формировать информационную компетентность. В этой связи следует отметить, что для обеспечения учебного процесса в физкультурных вузах и факультетах физической культуры и спорта необходимо разрабатывать и активно внедрять дидактические материалы нового поколения, создаваемые на базе современных информационных технологий. К таким материалам можно отнести следующие: мультимедийные обучающие системы; мультимедийные контролирующие программы и тесты; базы данных образовательного назначения с включением аудио, фото и видео; Интернет-ресурсы образовательного назначения; мультимедийные лекции-презентации; цифровые видеофильмы; учебные тренажеры для овладения и закрепления отдельных навыков; курсы для дистанционного обучения и др.

Какими же возможностями обладают эти средства? Как показывает опыт работы [9, 10, 11, 12, 13], дидактические материалы нового поколения отличаются: возможностью использования в одном средстве обучения одновременно звука, видео, графики, анимации, текста, т.е. мультимедиа; интерактивностью - т.е. возможностью, используя незамедлительную обратную связь, корректировать процесс обучения, получать дополнительную информацию, выбирать режим работы, двигаться по своей траектории обучения; способностью обрабатывать большие объемы информации и выдавать по запросу за очень короткие сроки ту информацию, которая требуется в соответствующей ситуации; возможностью осуществлять автоматизацию учебного процесса (контроль, мониторинг и т.д.); способностью создавать образовательную среду за счет использования средств обучения в виде CD и DVD дисков, Интернет-ресурсов и обеспечивать информационное взаимодействие между обучаемыми и средством обучения, между самими обучаемыми, между обучаемыми и преподавателями. Например, использование мультимедийных обучающих систем (программ), разработанных в лаборатории информационных технологий в физической культуре и спорте в Удмуртском государственном университете, позволяет говорить о наличии принципиальных отличий по сравнению с традиционными формами и методами работы: осуществление контроля и самоконтроля успешности усвоения материала; возможность необходимого количества повторений любой части изучаемого материала каждым обучающимся (особенно это касается возможности просмотра видеофрагментов, включая просмотр в обычном режиме, медленном, в режиме стоп-кадра); выявление пробелов в знаниях каждого обучаемого на любой стадии работы с обучающей программой; установление индивидуального темпа подачи учебного материала; интерактивность в диалоге с пособием, моделирование соревнований и тренаж в практическом судействе, а самое главное - возможность работать самостоятельно, что очень важно для студентов-спортсменов, часто выезжающих на сборы и соревнования [3, 13, 14]. Определенным подспорьем и ориентиром для дальнейших исследований данной проблемы могут служить «Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования», разработанные в Институте информатизации образования РАО [16]. и требующие переосмысления в плане профессионального образования по физической культуре и спорту [19].

2. Спортивная тренировка. Здесь следует особо выделить возможности использования компьютерного моделирования и прогнозирования спортивных результатов, техники выполнения сложно координационных двигательных действий, что позволяет не только внести существенные коррективы в учебно-тренировочный процесс, но и значительно повлиять на обновление системы спортивных сооружений, снарядов и амуниции. Большие возможности появляются для биомеханического анализа спортивных движений при использовании программно-аппаратных комплексов, включающих скоростные видеокамеры, компьютеры, оснащенные специализированными программами и беспроводными датчиками, закрепляемыми на теле спортсмена [17]. В этом плане определенный интерес представляют исследования, проводимые по моделированию по некоторым видам спорта с использованием нейронных сетей [5, 6, 23], что может решить многие проблемы в технической подготовке спортсменов.

3. Организация и проведение спортивных соревнований. В организации и проведении соревнований можно выделить три этапа:

  • период подготовки к проведению спортивного соревнования;
  • период проведения спортивного соревнования;
  • период завершения спортивного соревнования.

На всех этапах сегодня активно используются современные информационные технологии. Определенное значение в организации соревнований имеет подготовка и аттестация судей с использованием мультимедийных обучающих систем [16].

Благодаря наличию этих технологий сегодня появилась возможность рекламировать различные соревнования в сети Интернет, выкладывать результаты соревнований и видеоматериалы в YouTube (Ю-тюб), которые можно просматривать и анализировать в любое время, а не только в процессе соревнований. По многим видам спорта сегодня используются данные цифровой видео съемки для разрешения спорных ситуаций, в том числе и использование фото финиша, облегчилась работа по созданию различных документов (например, протоколы соревнований) и т.д. [17,20].

4. Оздоровительная физическая культура. Это направление на сегодня имеет очень важное значение, так как быстро развивается физкультурно-оздоровительный сервис, появляются различные фитнес-центры, в которых проводится работа с различными контингентами занимающихся. И здесь уже нельзя работать на ощупь, нужны серьезные средства для оценки функциональных возможностей занимающихся, проведения мониторинга их здоровья и физической подготовленности. Поэтому появляются современные программно-аппаратные комплексы для решения этих вопросов. Так, например, фирма Netpulse Communications, Inc (США) оснащает гимнастические клубы и фитнес-центры так называемыми Интернет-терминалами, вмонтированными в тренажерное оборудование. Вместо привычных контрольных панелей устанавливаются сенсорные экраны, которые позволяют вести интерактивный диалог с центральной программой, это дает возможность занимающимся фиксировать результаты тренировок и оценивать достижения за определенный промежуток времени (неделя, месяц, год). Тренер также имеет доступ к базе данных и на ее основе следит за точным соблюдением режима занятий, дает соответствующие рекомендации [1,17].

5. Научно-исследовательская и методическая работа в сфере физической культуры и спорта. Развитие физической культуры и спорта невозможно представить без использования результатов научно-исследовательской и методической работы [4]. И в этом плане в руках у исследователя появились такие средства, которые позволяют более эффективно вести сбор, хранение, продуцирование, передачу информации и осуществлять доступ к ней. Появились возможности оперативно доводить результаты исследований до научных работников и практиков благодаря проведению электронных конференций и вебинаров. Для проведения исследований разрабатываются и используются различные программно-аппаратные комплексы и специализированные программы для изучения различных вопросов физической культуры и спорта. Для обработки полученных результатов активно используются статистические программы (SPSS, Statistica, Stadia и др.) Однако современные научно-педагогические и учебные заведения сферы профессионального образования нуждаются не только в большей оперативности процессов информационного обеспечения научных исследований, но и в обеспечении научно-педагогических исследований необходимыми исследовательскими, учебно-методическими, информационно-справочными, инструктивно-организационными, нормативными, техническими и другими материалами, которые во все большем объеме используются в научно-практической деятельности как в образовательной сфере, так и в сфере физической культуры и спорта [13,16].

6. Диагностика функциональных систем спортсменов. Как известно, наибольший удельный вес в физической культуре и спорте представляют результаты функциональной диагностики. При занятиях физической культурой и спортом практически на всех этапах спортивной подготовки, двигательной рекреации и физической реабилитации, разработки индивидуальных программ и рекомендаций по оздоровительному занятию физическими упражнениями, чрезвычайно важно знать физическое состояние (физическую подготовленность) человека. Физическое состояние (подготовленность) складывается из многих параметров: состояния костно-мышечной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, системы пищеварения и выделения, нервной системы, эндокринной; иммунной системы. В последние годы для решения этих вопросов широкое распространение получают специализированные программно-аппаратные средства, которые используются как в медицине, так и в физической культуре и спорте. Важное значение для управления учебно-тренировочным процессом и оздоровительной работы приобретает постоянный мониторинг состояния занимающихся. Для этих целей в последние годы также разрабатываются и используются средства современных информационных и коммуникационных технологий. Большими возможностями для определения состояния памяти, внимания и других показателей психики сегодня также обладают специализированные программно-аппаратные комплексы для психодиагностики спортсменов [1, 2, 21].

7. Мониторинг физического состояния и здоровья занимающихся. Одной из первоочередных мер по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян является воссоздание системы контроля уровня здоровья и физической подготовленности населения. В Постановлении Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» (от 29 декабря 2001 г., № 916) отмечается, что создание и реализация общероссийской системы мониторинга состояния физического здоровья является государственной задачей в области социальной политики; мониторинг должен обеспечивать выявление причинно-следственных связей между физическим состоянием и факторами среды обитания человека, устанавливать влияние социально-психологических, спортивно-педагогических, естественно-средовых факторов на качество жизни, содействовать принятию обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения. Определенное значение в решении этого вопроса имеют работы авторов [7, 8, 18].

8.  Психодиагностика в спорте.  Спортивная психодиагностика - это прикладной раздел психологии спорта, предметом которой являются измерение и контроль психических особенностей спортивной деятельности и ее исполнителей - спортсменов.

Практическое использование психодиагностики в спорте позволяет решать следующие задачи:

  • обеспечить отбор спортсменов и снизить субъективный отсев из команд;
  • определять степень и уровень готовности спортсмена и команды к предстоящим соревнованиям;
  • разработать адекватные методы индивидуальной подготовки спортсменов, а соответственно сократить время и затраты на спортивную подготовку;
  • разработать и предложить тренеру индивидуальные рекомендации по работе со спортсменом или командой.

Использование информационных технологий в психодиагностике (в спорте, образовании) дает возможность получить следующие преимущества в проведении психологических тестов:

  • Сокращение времени обучения работе с психологическим тестом.
  • Снижение вероятности ошибок при расчете результатов тестирования.
  • Оперативная обработка данных.
  • Избавление от рутинной части работы с тестом.
  • Снижение вероятности ошибок, связанных с человеческим фактором.
  • Легко доступный просмотр ответов на интересующие психолога вопросы.
  • Организация хранения полученных данных.
  • озможность фиксации дополнительных параметров [2,21].

 9. Информационно-методическое обеспечение и управление учебно-воспитательным процессом в учебных заведениях и спортивных организациях. Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением и спортивной организацией представляет важную проблему. Автоматизированные банки и базы данных научно-педагогической информации, функционирующие на основе локальных и телекоммуникационных сетей, становятся в настоящее время одним из показателей современного образовательного учреждения и спортивной организации. По этой причине совершенствование механизмов управления системой профессионального образования и спортивно-оздоровительной работы на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также телекоммуникационных сетей предполагает создание информационной среды управления учебным и учебно-тренировочным процессом образовательного учреждения и спортивной организации.

При этом под автоматизацией процессов информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением и спортивной организацией (системой учреждений) понимается поддержание заданной степени комфорта деятельности работника сферы образования и физической культуры и спорта на базе использования средств ИКТ в образовательном и учебно-тренировочном процессе, в процессе ведения делопроизводства, в профессиональной деятельности преподавателей, тренеров и администрации [13,16].

Выводы. На основе анализа научно-методической литературы и личного опыта создания и использования современных информационных технологий в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту выделены основные направления научных исследований и внедрения современных информационных технологий в область физической культуры и спорта. В то же время  следует констатировать тот факт, что информатизация в этой сфере идет пока весьма хаотично, что требует серьезного обобщения имеющегося опыта использования современных информационных и коммуникационных технологий в указанных выше направлениях, привлечения для решения проблемы различных специалистов, в том числе и из разных стран и организаций, проведения серьезных научных исследований, связанных с возможностями создания и использования современных средств для решения задач в области физической культуры и спорта.

Рецензенты:

Новокрещенов В.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой спортивного менеджмента ФГБОУ ВПО «ИжГТУ» имени    М.Т. Калашникова, г. Ижевск;

Семин Ю.Н., д.п.н., профессор, декан факультета повышения квалификации преподавателей ИжГТУ имени    М.Т. Калашникова, г. Ижевск.


Библиографическая ссылка

Петров П.К. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15645 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674