Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕДЖЕЙ С БИЗНЕС-СТРУКТУРАМИ (ПРОИЗВОДСТВОМ) В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Васенин Е.И. 1
1 ГБПОУ «Пермский колледж транспорта и сервиса»
В статье представлен системный комплекс частных моделей, отражающий различные аспекты исследуемого феномена «система регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров». В своей совокупности они дают взаимосвязанное и взаимообусловленное отражение этого феномена, как с точки зрения его структуры в виде устойчивых, повторяющихся отношений субъектов кластерного взаимодействия, моделей их поведения, так и с точки зрения типов социально-педагогических действия в рамках этих отношений. Он позволяет в дальнейшем разработать организационно-технологические и методические основы реализации такой системы.
региональное кластерное взаимодействие
концептуальная модель
колледж
бизнес-структуры (производство)
1. Белоусов В.Е. Модели взаимодействия бизнеса и образования при подготовке специалистов / В.Е. Белоусов // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2011. – Т. 7. – № 5. – С. 224-227.
2. Горленко А.М. Модель сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования и организаций-работодателей / А.М. Горленко, Л.В. Массель, В.В. Трипутина, Н.Н. Макагонова, С.В. Бахвалов, З.А. Бахвалова // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2008. – Т. 35. – № 3. – С. 225.
3. Концепция, подходы, факторы и условия взаимосвязи профессионального образования с производством: монография / ред. Г.В. Мухаметзяновой. – Казань: Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2008. – 278 с.
4. Медведева Н.В. Взаимодействие среднего специального учебного заведения и социальных партнеров в обеспечении качества профессиональной подготовки студентов: дисс. … канд. пед. наук / Н.В. Медведева. – М., 2010. – 186 с.
5. Мухаметзянова Г.В. Взаимодействие образования и производства: содержание, модели реализации / Г.В. Мухаметзянова, И.М. Айтуганов, Е.А. Корчагин, Е.Л. Матухин, Л.Н. Самолдина, Р.С. Сафин // Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 3. – С. 5-10.
6. Мухаметзянова Г.В. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием: монография / Г.В. Мухаметзянова, Н.Б. Пугачева. – Казань: ИПП ПО РАО, 2007. – 144 с.
7. Прудников В.В. Концепция формирования новых методов интеграционного взаимодействия бизнеса и образования в условиях становления инновационной экономики России / В. В. Прудников // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 3013. – № 53 (5). – С. 42.
8. Тамма Л.А. Моделирование взаимодействия участников образовательного кластера в учреждении начального профессионального образования / Л.А. Тамма, И.В. Кизесова // Мир науки, культуры, образовании. – 2012. – № 2 (33). – С. 171-173.
9. Файзрахнов В.И. Инновационная модель эффективного взаимодействия государственных образовательных учреждений и частного бизнеса внутри отраслевых кластеров / В.И. Файзрахманов, А.Р. Валиев, Б.Г. Зиганшин // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2009. – Т. 14. – № 4. – 93-96 с.
10. Чугаев, К.А. Модель системы эффективного социального партнерства профессионального лицея / К.А. Чугаев // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 1. – С. 79-81.
Начиная с середины 90-х годов ХХ века, исследователями выдвигались несколько моделей визуализации кластерных структур. Подавляющее большинство из них представляют собой, по сути, модификации, основанные на первородной модели М. Портера «Даймонд» и отражающие, прежде всего, особенности кластерного образования как конкурирующей экономической системы. Что предопределяет наличие соответствующего контекста, на уровне которого и осуществлялось данное моделирование. Вместе с тем, имеется и ряд педагогических исследований по проблеме кластеризации в теории и методике профессионального образования, предлагающие различные концептуальные модели [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10 и др.]. Но предметы, задачи этих исследований и, как следствие, разработанные концептуальные модели отличаются от предмета и задач нашего исследования. Несомненно, что каждая из них имеет свою ценность для развития кластерной теории. Однако, для педагогического исследования системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров необходимо самостоятельное концептуальное моделирование, базирующееся на комплексной оценке существенных именно для этого характеристик.

Цель исследования: выполнить концептуальное моделирование системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) для обеспечения гармонизации профессиональной подготовки кадров в современных социально-экономических и социокультурных условиях.

Материалы и методы исследования: методы теоретического уровня (анализ и синтез научных источников, сравнение, обобщение, моделирование); экспериментального уровня (наблюдение, экспертных оценок, педагогический эксперимент).

Результаты исследования и их обсуждение

Исключительная сложность феномена «система регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров» для адекватного концептуального моделирования, по нашему мнению, требует использования системного комплекса частных моделей. В таком системном комплексе каждая из частных моделей должна отражать различные аспекты исследуемого феномена и в целом давать о нем представление, как с точки зрения его структуры в виде устойчивых, повторяющихся отношений субъектов кластерного взаимодействия, моделей их поведения, так и с точки зрения типов социально-педагогических действия в рамках этих отношений.

Начнем наше концептуальное моделирование с иерархического представления структурной матрицы системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров, как сложного полиструктурного и многосредового феномена. Ее иерархическая вертикаль, как и любое другое системное кластерное образование, может быть представлена в виде совокупного каскадного ряда из семи относительно самостоятельных, но взаимодействующих подсистем, изображаемых в виде «расслоенной пирамиды» (рисунок 1).

Рис. 1. Иерархическая модель подсистем в системе регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров

Основу «исторической» подсистемы составляет опыт функционирования системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров. Основу имитационной подсистемы, в свою очередь, составляют поведенческие паттерны. Основу имущественно-технологической подсистемы - имущественные, организационно-управленческие и технологические особенности. Основу когнитивной подсистемы - когнитивные механизмы и социально-экономический генотип. Основу институциональной подсистемы - институциональные особенности. Основу культурной подсистемы - культурные особенности корпоративной (кластерной) среды. Наконец, основу ментальной подсистемы составляют ментальные особенности субъектов системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством).

Горизонталь же структурной матрицы системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров может быть представлена:

а) субъект-объектной подсистемой, элементами которой выступают участники (субъекты) кластерного взаимодействия и объекты на которые направлено их действие;

б) процессная подсистема, элементами которой являются повторяющиеся процессы (бизнес-процессы, образовательные процессы и другие), протекающие внутри разных субъектов кластерного взаимодействия и при взаимодействии между ними;

в) проектная подсистема, элементами которой являются проекты - невоспроизводимые последовательности мероприятий, имеющие конкретную достижимую и проверяемую цель;

г) средовая подсистема, элементами которой является корпоративная (кластерная) среды, а также совокупности формальных и неформальных институтов, функционирующих в кластере.

Отсюда следует, что комплексная стратегия функционирования системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров формируется как амальгама вышеназванных четырех типов подсистем, то есть - объектной, процессной, проектной и средовой.

Ниже, на рисунке 2 приведена структурная модель комплексной стратегии функционирования системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров, учитывающая вышесказанное.

Рис. 2. Структурная модель комплексной стратегии функционирования системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров

Взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров, это, прежде всего, особый тип отношений субъектов этого взаимодействия, основанных на определенных принципах, имеющих определенные цели и опосредованный определенными процедурами. В этой связи, для нас ключевым является констатация двух родовых характеристик феномена «взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров» - его субъектная и деятельностная природа. Указанное обстоятельство обуславливает необходимость использования в процессе концептуального моделирования взаимосвязанного и взаимообусловленного анализа этого феномена как с точки зрения его структуры в виде устойчивых, повторяющихся отношений субъектов, моделей поведения, так и с точки зрения типов социально-педагогического действия в рамках этих отношений.

Мы полагаем, что при субъект-объектном членении в системе регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров следует выделить следующие четыре базовых элемента:

1) субъекты системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) (колледжи, бизнес-структуры (производство), органы государственной власти и общественные организации, социальные группы, индивиды и другое);

2) объекты системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) и их структурные элементы (поведение и мышление участников, интересы, ценности, нормы и другое);

3) процесс регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) как совокупность операций и процедур;

4) ситуационные условия, в которых разворачивается региональное кластерное взаимодействие колледжей с бизнес-структурами (производством).

Как следствие, матричная структурно-функциональная модель системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки как социального действия может быть представлена следующим образом (рисунок 3).

Рис. 3. Матричная структурно-функциональная модель системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров как социального действия

Атрибутивный анализ системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров выявляет наличие таких атрибутов, как статусы или

позиции, которые занимают субъекты взаимодействия, соответствующие этим статусам и позициям ролевые ожидания, а также обусловленные статусом и ролевыми ожиданиями нормативно предписанные образцы поведения (роли), исполняемые этими субъектами. А кроме этого - взаимно ориентированные двухсторонние или многосторонние межсубъектные связи, детерминированные вышеназванными социально-статусными и нормативно-ценностными регулянтами, выступающие отражением культурных образов, интересов и потребностей этих субъектов. В результате матричная модель атрибутивной структурации системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров как взаимодействия субъектов будет выглядеть следующим образом (рисунок 4).

Рис. 4. Матричная модель атрибутивной структурации системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров как взаимодействия субъектов

Современная наука рассматривает культуру в двух аспектах: как результат совместной деятельности людей, комплекс достижений, способствующих развитию социума, и как совокупность моделей, способов деятельности индивидов, социальных групп, отвечающих представлениям об общепринятом поведении. Именно это мы наблюдаем и в системе регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров. С одной стороны, корпоративная (кластерная) культура проявляется как продукт саморазвития субъектов этой системы, с другой, оказывается инструментом селекции корпоративных (кластерных) культурных образцов, отбраковки неприемлемых моделей и видов деятельности этих субъектов. Поэтому матричная модель структурации системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров как социокультурного феномена представлена ниже на рисунке 5.

Рис. 5. Матричная модель структурации системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров как социокультурного феномена

Вышесказанное предопределяет ряд важнейших свойств системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров.

Первое, система регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров - это консенсус-ориентированное взаимодействие, т. е. предполагающее достижение целей и реализацию интересов субъектов этой системы через сближение позиций и достижение согласия без какого-либо давления со стороны одного из субъектов. Это свойство можно назвать еще «конвенциональностью» системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров. При любой попытки одним из субъектов ослабить свойство конвенциональности это немедленно приводит к разрушению самой структуры взаимодействия и переводит его в фазу противостояния.

Второе важнейшее свойство системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров - устойчивость. Под ним в нашем исследовании понимается поддержание и воспроизводство субъектами системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров однотипных, узнаваемых другими субъектами моделей поведения. Устойчивость обеспечивается ориентацией субъектов системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров на общие культурные образы (замыслы, цели, ценности, нормы), а также на соответствующие им инструментальные категории (механизмы и процедуры достижения целей, условия реализации замыслов и пр.).

Третьим важнейшим свойством системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров является интерсубъективность как гарантированность процедур свободного обмена мнениями, свободной репрезентации собственных нормативно-ценностных систем и пр. Интерсубъективность системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров является проекцией независимости, автономности субъектов системы, участвующих во взаимодействии.

Следующим, четвертым свойством системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров - является рефлексивность. Рефлексивность - неотъемлемое и перманентно проявляющееся свойство системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров, обусловленное потребностью и способностью субъектов системы осуществлять оценивающую деятельность в процессе данного взаимодействия. При этом оценивающей деятельности подвергаются, прежде всего, собственные сущностные характеристики и характеристики других субъектов, условия и процедуры взаимодействия, допустимые параметры корректировки целей и механизмов реализации целей взаимодействия, а также многое другое.

Приведенный перечень свойств, конечно же, не исчерпывается весь ряд свойств системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров, но определяет наиболее значимые в контексте нашего исследования.

Заключение. В заключении отметим, что выполненное концептуальное моделирование системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров позволяет в дальнейшем на этой основе разработать организационно-технологические, педагогические и методические основы ее реализации.

Рецензенты:

Кондрух В.И., д.п.н., профессор, заместитель директора по научно-методической работе НОУ «Магнитогорский институт современного образования», г. Магнитогорск;

Андруник А.П., д.п.н., профессор кафедры менеджмента факультета экономики, финансов и коммерции ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.Н. Прянишникова», г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Васенин Е.И. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕДЖЕЙ С БИЗНЕС-СТРУКТУРАМИ (ПРОИЗВОДСТВОМ) В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15667 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674