Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЗДАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Николаева Н.К., Михайлова Н.А.

Одним из приоритетов развития города и региона в целом является совмести­мость логистической среды региона(транспортной, телекоммуникационной, терми­нальной, таможенной) со странами ЕС. Европейский Союз впрямую заинтересован в российских рынках, создании конкурентоспособных условий для западных това­ропроизводителей, транспортных, экспедиторских, телекоммуникационных и дру­гих компаний, что формулируется в целевых установках международных проектов и программ, в которых участвует Россия.

Для Калининграда формирование и развитие макрологистических торговых, транспортных и информационных систем имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию региона в европейское экономическое и информа­ционное пространство. Уже имеется определенный положительный опыт в этом направлении. В частности Калининград и другие города региона активно участву­ют в международных проектах TEDIM, UNCTAD, TACIS по созданию региональ­ных транспортно - логистических и телекоммуникационных систем, сети логисти­ческих центров в торговле и на транспорте. Разработан и внедряется ряд регио­нальных программ и проектов, элементами которых являются макрологистические системы (федеральные программы: «Возрождение торгового флота», «Дороги России», «Терминал», «Российская сеть региональных информационно-аналитических центров» и др.).

Эффективное обслуживание потребителей, управление и координация работы многочисленных транспортных, торговых экспедиторских, грузоперерабатывающих предприятий, фирм-производителей и поставщиков продукции в Калинингра­де и регионе в целом невозможны без создания региональной макрологистической системы, ядром которой должен стать комплекс логистических центров. Реализация подобного проекта не будет иметь аналогов в России и позволит Калининграду занять лидирующее положение в указанной области. Координирующий и интегри­рующий потенциал этой системы должен базироваться на структурах исполнитель­ной власти Калининграда и быть направлен на решение социально - экономических задач развития города, повышение эффективности обслуживания потребителей за счет высокого качества транспортно-логистических услуг, приближения их к миро­вым стандартам, внедрения современных логистических технологий управления региональными материальными и сопутствующими им информационными и фи­нансовыми потоками.

Экономико-географические и политические условия Калининграда способству­ют комплексному развитию всех видов транспорта, торговой, складской, таможен­ной и терминальной инфраструктуры. Становится очевидной необходимость соз­дания транспортной макрологистической системы региона, которая должна вклю­чать в качестве подсистем все виды транспорта, транспортные узлы, терминальные комплексы, грузоперерабатывающие предприятия, таможни и т.д., объединенные единой телекоммуникационной системой, для эффективного решения возложенных на нее задач в интересах Калининграда, региона, страны и международного сооб­щества.

Северо-Западный регион является единственным регионом России, который имеет общую границу с Европейским Союзом. Потеря важных портов на Балтийс­ком и Черном морях выдвигает требование увеличения грузооборота только через российские балтийские порты не менее чем в 10 раз. Сложности перевозок через наших западных соседей приводят к возрастанию напряженности транспортных потоков через скандинавские страны, Прибалтику, Польшу, Германию.

Своеобразие и особенности развития и размещения производительных сил Ка­лининградской области в значительной мере определяются уникальностью её гео­политического положения, во многом обуславливающего её функции в общерос­сийском территориальном разделении труда в современный период и в ближайшей перспективе.

Калининградская область, являясь неотъемлемой частью России, занимает окра­инное приграничное положение по отношению к Западной Европе, и находясь по­сле вступления Польши и Прибалтики территориально в НАТО, при этом, не обла­дая территориальной целостностью с Российской Федерацией. Потеря Россией портов прибалтийских государств, выдвигает порт Калининграда на второе по зна­чению в бассейне место после Санкт - Петербурга.

Преимущества географического положения заключается в благоприятных усло­виях плавания - круглогодичная навигация без использования ледоколов; близость к портам Польши, Германии, Дании, Швеции; а также наличии мощной двух пут­ной железной дороги, выходящей на через Вильнюс на Минск и далее в централь­ные регионы России и развитую сеть автомобильных дорог имеющих выходы в страны Балтии и Польши.

На сегодняшний день Литва ,через которую проходят все сухопутные транс­портные пути на территорию России, довольно часто вводит новые порядки тран­зита, повышая тем самым себестоимость перевозки всех видов грузов и пассажи­ров. Воздушный транспорт так же находится под влиянием правил транзита через воздушное пространство, значит в создавшейся ситуации только водный транспорт свободен от новых условий наших соседей.

Транспортно - географическое положение Калининградской области, являю­щейся западной оконечностью России и СНГ, обладающей крупным межрегио­нальным и международным транспортным узлом с многократными транзитными функциями. В ряде случаев необычность последствий особенностей её геополити­ческого положения, обуславливает необходимость нестандартных подходов к ре­шению экономических и транспортных вопросов.

Учитывая состояние промышленного потенциала, экспортные возможности, перспективы развития, возможности привлечения частного и иностранного капита­ла можно ожидать ускоренного развития транспортно - складского и портового комплексов. Достигнутый уровень развития транспортной системы области, вклю­чающий железнодорожный, автомобильный, морской, речной и воздушный транс­порт, является при условии поддержки и его развития, надёжным гарантом успеш­ного обеспечения транспортного обслуживания народного хозяйства.

Внедрение мультимодальных перевозок и логистики рассматривается как дейст­венный инструмент для снижения затрат. В этом контексте была проанализирована экономия расходов, возникающая в результате сокращения транзитного времени или времени выполнения заказа, от обработки заявки до доставки груза. Реальные примеры демонстрируют, что время выполнения заказа при более совершенной ло­гистической схеме сокращается со 110 до 50 дней, т.е. более чем на 50%. Сущест­венно снижаются и расходы.

При текущей процентной ставке по глобальному торговому объему импорта раз­вивающихся стран, равному 1,6 триллиона USD, потенциальная экономия за счет сокращения процентных выплат может составить миллиарды долларов.

Развитие перевозок в Калининградской области позволит реализовать значи­тельное количество транспортных мощностей региона: увеличится применение перспективных перевозочных технологий, расширится доступ к малоосвоенным рынкам транспортных услуг.

Недостатки транспортного логистического сервиса в Калининградской области:

  • снижение спроса на транспортные, складские и другие сопутствующие логис­тические услуги из-за уменьшения объемов перевозок, высокого уровня тарифов, усиления конкуренции с иностранными перевозчиками;
  • отсутствие маркетинговых стратегий функционирования транспортного ком­плекса;
  • низкое качество логистического сервиса, не отвечающего европейским и ми­ровым стандартам;
  • низкий уровень развития производственно-технической базы, инфраструктуры сервиса, информационных систем поддержки транспортно - логистического про­цесса;
  • отсутствие единой инновационной и инвестиционной политики;
  • сложность и несовершенство действующих систем документооборота и тамо­женных процедур оформления грузов;
  • низкий уровень взаимодействия и информационной связи между участниками перевозочного процесса, терминалами, складами, таможнями, другими предпри­ятиями и потребителями их услуг;
  • значительная разобщенность интересов партнеров по транспортно - логистиче­скому сервису;
  • отсутствие единой нормативно-правовой базы;
  • отсутствие современных логистических технологий транспортно-экспедиционной деятельности.

При осуществлении транспортного процесса необходимо выполнять «принцип 3 минимумов»:

  • min издержки;
  • min время доставки;
  • min риск.

Грузовладельцу чаще не важно сколько разных фирм будет заниматься доставкой его товара и оформлением документов при перевозке, и какие возникают трудности по всей логистической цепочке. Эти задачи решаются с помощью транспортной ло­гистики.

Исторически сложилось так, что наиболее традиционные «дальние доставки» все­гда были связаны с морем и поэтому «точки риска», где риск переходил от продавца к покупателю, находились в месте перевалки груза: или с наземного на морской, или с морского на наземный. В настоящее время редко можно встретить чистую достав­ку только морем, поэтому сместились акценты в стандартных условиях перевозки и применяются сейчас более широкие условия для оформления рисков.

Таким образом транспортная логистика является одним из наиболее важных на­правлений. Применяя новейшие разработки логистической науки, необходимо четко понимать, что, организуя одну транспортную цепочку, мы одновременно создаем несколько потоков: транспортный, грузовой, финансовый, информационный и т.д., которые должны обеспечить достижение стратегической цели и предложить такти­ческие шага ее достижения.


Библиографическая ссылка

Николаева Н.К., Михайлова Н.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЗДАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2005. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1567 (дата обращения: 02.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074