Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Якимова О.Ю. 1 Коваленко Е.Г. 1 Королева Т.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
В статье рассматриваются основные документы, благодаря которым в Российской Федерации осуществляется развитие новой модели государственного управления – электронного правительства. Благодаря принятым документам происходила унификация принципов и правил регулирования информационных отношений, а также проводилось устранение пробелов в регулировании и приближение законодательства Российской Федерации к международной практике регулирования информационных отношений. Развитие электронного правительства в Республике Мордовия является одним из основных направлений повышений эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления. В статье предлагаются основные этапы процесса разработки Концепции развития электронного правительства Республики Мордовия и ее основные элементы. Концепция развития электронного правительства включает в себя три направления развития: оказание услуг на базе многофункциональных центров, предоставление услуг с использованием универсальных электронных карт гражданина, перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид.
концепция
электронное правительство
государственные и муниципальные услуги
стратегическое управление
1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации от 27.07.2006 г. № 149–ФЗ. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 28.01.2002 г. № 65. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Саак А. Э. Технологии электронного правительства в государственном и муниципальном управлении / А. Э. Саак, В. Н. Тюшняков // Муниципальная власть. – 2009. – № 4. – С. 108–114.
4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр–212) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html.
5. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации от 27.07.2010 г. № 210–ФЗ. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014 г. № 313. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Портал государственных и муниципальных услуг РМ , http://gosuslugi.e-mordovia.ru.
На протяжении последнего десятилетия предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационных и телекоммуникационных технологий является одной из наиболее актуальных тем в государственном управлении. Государство видит в переводе услуг в электронный вид возможность уменьшить и оптимизировать бумажное производство, предотвратить случаи коррупции среди чиновников, сделать более прозрачной деятельность государственных органов. В свою очередь, граждане ожидают от перевода услуг в электронный вид решения проблем, связанных с длительным ожиданием в очереди, с необходимостью многократно обращаться по одному и тому же вопросу, с недостатком информации о процедуре получения услуги.

Интерпретация результатов исследования. Принятие Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [1] было необходимо для унификации как с понятийной, так и содержательной точки зрения принципов и правил регулирования информационных отношений, устранения ряда пробелов в регулировании и приближения законодательства Российской Федерации к международной практике регулирования информационных отношений.

Начало тенденциям внедрения информационных технологий в государственное управление и взаимодействию государства и общества положила федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65.

В программе (в редакции постановления Правительства РФ от 9 июня 2010 г. № 403) были определены следующие цели:

  • повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения;
  • повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управление через внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;
  • повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля над деятельностью органов государственной власти.

В задачи программы входили: переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти; развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; обеспечение решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства и развитие инфраструктуры электронного правительства [2].

Данные приоритеты были определены в связи с настойчивой необходимостью повышения эффективности государственного и муниципального управления и повышение уровня комфортности для населения в области получения государственных и муниципальных услуг.

Результатом реализации программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» явилось то, что по состоянию на конец 2010 г. ее эффективность оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали. Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась [3, с. 110].

В настоящее время государство как главный общественный институт стремится быстро реагировать на изменения в обществе и экономике, проводя при этом собственные изменения с целью создания такой структуры государственного управления, которая была бы более ориентирована на потребности общества и бизнеса.

К 2008 г. стало очевидным, что информационное общество в России развивается гораздо медленнее, чем в других странах, и в существовавших условиях нельзя ожидать каких-либо заметных перемен. В этой связи государство приняло решение пересмотреть подход к своей политике в области информационных технологий. Пришло понимание того, что ценность имеют не внедренные технологии и разработанные информационные системы сами по себе, а то, какую пользу они приносят гражданам, бизнесу, всему обществу. Для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане получают максимум выгод, была разработана Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г.
№ Пр-212) [4]. Стратегией определяются цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества.

Важным результатом проводимых реформ стало принятие Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [5], явившегося правовой базой для реализации основных мероприятий административной реформы. Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. №1815-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». В связи с изменившимся подходом государства к бюджетированию и долгосрочным госпрограммам была разработана новая редакция, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 2161-р от 2 декабря 2011 г. [6]. Цель программы - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий. Были определены такие задачи, как: обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий; развитие технической и технологической основы становления информационного общества; предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в «Отчете о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» за 2013 г. приводит следующие результаты ее реализации (в том числе).

В соответствии с данными за 2012 г., опубликованными Международным союзом электросвязи в октябре 2013 г., Российская Федерация в международном рейтинге стран по уровню развития информационного общества находится на 40 месте, что на 5 пунктов выше планового значения. По сравнению с результатами аналогичного рейтинга, полученными в 2011 г., индекс развития информационных технологий в Российской Федерации вырос с 5,94 единиц из 10 возможных в 2011 г. до 6,19 единиц в 2012 г. Таким образом, результаты международных оценок свидетельствуют о прогрессе Российской Федерации в сфере развития информационного общества. Так, в 2013 г. доля активных Интернет-пользователей в Российской Федерации составляет 61,4 %, что несколько ниже, чем в среднем по Европе (около 75 %), но выше, чем в отдельных европейских странах (например, в Италии пользователями Интернет являются 58 % жителей).

Очевидной является необходимость рационализации и модернизации существующей модели оказания государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия.

Обеспечение устойчивого повышения эффективности государственного и муниципального управления в республике невозможно без перехода на инновационный путь развития. В качестве важнейших направлений совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия на сегодняшний день можно выделить модернизацию нормативно-правовой базы оказания услуг, а также совершенствование его организационного механизма.

Анализ правовых актов показал, что сформированная нормативная правовая база является разрозненной и не обеспечивает комплексного решения задач по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Мордовия.

Как показало проведенное исследование, в республике недостаточно применяется стратегическое управление в сфере повышения эффективности государственного управления. Соответственно, практически не используется и такой инструмент стратегического управления, как концепция развития, основным рычагом реализации которой являются комплексные и целевые программы. Существенным фактором, затормаживающим этот процесс, является слабость методологического и методического обеспечения формирования таких документов.

Исходя из всеобщего признания важности стратегического управления для любых объектов, считаем необходимым внести ряд конкретных методических рекомендаций по разработке и реализации концепции развития электронного правительства с учетом современного состояния и специфики его функционирования.

В первую очередь необходимо обеспечить следование алгоритма разработки и реализации концепции принципам целенаправленности, управляемости, эффективности и учета территориальной и отраслевой специфики. Это предполагает, что данный процесс должен ориентировать все мероприятия на достижение стратегических целей, быть четко организован, согласован, стремиться к увеличению результативности при снижении расходов, а также сочетать территориальные и отраслевые интересы.

Функциями концепции развития электронного правительства региона должны быть следующие:

  • формирование определенной системы ценностей;
  • определение стратегических целей и приоритетов развития;
  • определение средств реализации целей и мобилизации ресурсного потенциала;
  • формирование инвестиционной привлекательности данной сферы деятельности.

Как элемент долгосрочного стратегического планирования концепция чаще всего разрабатывается на период до 25 лет. Для сравнения отметим, что в настоящее время программы развития информационного общества и электронного правительства составляются чаще всего на 5 лет с дальнейшим ее обновлением на последующий период. Следует отметить, что результативность реализации концепции развития электронного правительства Республики Мордовия во многом зависит от ее структуры. В связи с этим последняя должна соответствовать содержанию и логике процессов стратегической модернизации государственного и муниципального управления региона, отражать характер взаимодействия между элементами концепции и их влияние на достижение поставленных целей.

На наш взгляд, концепция развития электронного правительства должна содержать четыре блока, имеющих разное функциональное назначение и позволяющих обеспечить повышение эффективности государственного и муниципального управления (рисунок 1).

В соответствии с представленной схемой нами разработана концепция развития электронного правительства Республики Мордовия.

Учитывая объективные тенденции и факторы развития электронного правительства Республики Мордовия на современном этапе, считаем, что его миссией является повышение качества жизни населения и повышение уровня комфортности получения государственных и муниципальных услуг.

Рисунок 1. Структура концепции развития электронного правительства в Республике Мордовия

Основными направлениями, позволяющими сделать качественный прорыв в сфере оказания государственных и муниципальных услуг, являются, на наш взгляд, развитие и совершенствование, с коррективами на отдельные недоработки, таких проектов, как:

  • оказание услуг на базе многофункциональных центров;
  • предоставление услуг с использованием универсальных электронных карт гражданина;
  • перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид.

Организация отлаженного межведомственного электронного взаимодействия между органами власти и организациями, ответственными за предоставление государственных и муниципальных услуг, является пронизывающим лейтмотивом, без которого невозможно осуществление данных проектов.

Что касается многофункциональных центров, то они создаются с целью повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, их доступности и комфортности для потребителей. Работа многофункциональных центров строится по принципу «одного окна», стандарты их деятельности предусматривают максимальный комфорт для населения при обслуживании (просторные залы, техническое оснащение, электронная очередь и др.).

Проект «Универсальная электронная карта» имеет государственное значение, реализуется под контролем Министерства экономического развития Российской Федерации и других уполномоченных органов. Исследование показало, что в ходе реализации проекта УЭК в Республике Мордовия можно выделить три группы проблем: недостатки нормативно-правовой базы, технологические препятствия, проблемы недофинансирования, а также низкую популяризованность среди граждан республики.

Оптимизация и рационализация предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на территории Республики Мордовия включает следующие направления: обеспечение удобства и предсказуемости для граждан процедур взаимодействия; минимизация уровня временных и финансовых расходов граждан; создание универсального личного кабинета пользователя. В качестве наиболее очевидного и приближенного к гражданам Республики Мордовия показателя совершенствования системы предоставления госуслуг можно выделить работу над Порталом государственных и муниципальных услуг РМ [7]. Предлагаемая Концепция развития электронного правительства предполагает развитие республиканского портала по следующим основным направлениям: расширение количества предоставляемых в электронном виде услуг; обеспечение естественности и удобства использования портала; информирование граждан Республики Мордовия о доступных им возможностях получения услуг в электронной форме.

Таким образом, реализация вышеописанных практических рекомендаций позволит сделать качественный прорыв в предоставлении государственных и муниципальных услуг на территории Республики Мордовия. Разумеется, работа над совершенствованием системы предоставления государственных и муниципальных услуг является очень сложной, требующей значительных административных затрат, привлечения больших потоков финансовых ресурсов, а также инновационного подхода к модернизации данной сферы жизни общества, выявления и следования последним тенденциям развития ИКТ. В конечном итоге совершенствование взаимодействия власти с населением и экономическими субъектами на основе ИКТ приведет к повышению эффективности предоставляемых государственных и муниципальных услуг, окажет положительное влияние на все социально-экономическое развитие территории, в первую очередь с помощью влияния на качество жизни людей, проживающих на ней.

Статья публикуется за счет средств гранта РГНФ 13-12-13013.

Рецензенты:

Марабаева Л.В., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск;

Зинчук Г.М., д.э.н., декан общеэкономического факультета, профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Якимова О.Ю., Коваленко Е.Г., Королева Т.П. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15835 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674