Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЧНО-ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЛАСТИ ГЕРОНТОЛОГИИ И ГЕРИАТРИИ

Шеховцов С.Ю. 1 Бессарабов В.И. 2 Полторацкий А.Н. 3
1 ФГБУ «Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена» Минздрава России
2 АНО "Научно-исследовательский медицинский центр "ГЕРОНТОЛОГИЯ"
3 ФГБУ "НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России
Статья посвящена исследованию зависимости успешности повышения квалификации слушателями учебных групп в различных категориях специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии от формы обучения. Показано, что организация процесса повышения квалификации и тематического усовершенствования с использованием очно-дистанционной формы обучения позволяет значительно повысить успешность повышения квалификации учебных групп, вне зависимости от категории специалистов онкологической службы, по сравнению с организацией обучения по очной форме. Установлено, что модель организации последипломного повышения квалификации и тематического усовершенствования специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии при очно-дистанционной форме обучения эффективна с точки зрения положительной динамики изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей до и после повышения квалификации и тематического усовершенствования.
пожилой возраст
гериатрия
геронтология
повышение квалификации
1. Ильницкий А.Н., Кривецкий В.В., Варавина Л.Ю. и др. Особенности клинического осмотра пациента пожилого и старческого возраста // Успехи геронтологии. – 2013. - № 3. – С. 472–475.
2. Ильницкий А.Н., Прощаев К. И. Старческая астения (frailty) как концепция современной геронтологии // Геронтология. – 2013. – № 1; URL: gerontology.esrae.ru/ru/1-2 (дата обращения: 26.10.2014).
3. Лазебник Л.Б. Полиморбидность у пожилых // Сердце. - 2007. - № 7. - С. 25-27.
4. Прощаев К.И. Физиологическое и преждевременное старение человека и человечества в контексте обеспечения безопасности жизнедеятельности / К.И. Прощаев, Н.М. Позднякова, Х.С. Мартинес Гарсес, Ю.Ф. Дуке Кальдерон, А.Н. Ильницкий, Т.В. Павлова, В.В. Башук // Безопасность жизнедеятельности. – 2011. – № 12. – С. 45 – 51.
5. Прощаев К.И. Клиническая патология полиморбидности в гериатрической практике / К.И. Прощаев, А.Н. Ильницкий, Л.И. Постникова и соавт. // Успехи геронтологии. - 2011. - N 2. - С.285-289.
6. Bessarabov V. I. Universal management system of educational resources of the khmara’s scientific research project of open education / V. I. Bessarabov // Information Technologies and Learning Tools. — 2013. — Vol. 38, №6. — P. 162 — 169. — URL: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/936#.UvHxfLQVfw8 (дата обращения 27.10.2014).
7. Bessarabov V. I Organization of intuitive access to electronic educational and methodical complexes of teacher training based on cloud-oriented system of management of educational resources / V. I. Bessarabov // Information Technologies and Learning Tools. — 2014. — Vol. 43, №5. — P. 140 — 149. — URL: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/1109#.VHHKI8k0 (дата обращения 31.10.2014).

Полиморбидность заболеваемости людей пожилого возраста определяет особую роль знаний в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы, поскольку значительная часть пациентов онкологического профиля относится к этой возрастной категории. Улучшение диагностики сопутствующих заболеваний у пациентов разных возрастов, а также повышение настороженности и информированности врачей-онкологов в отношении основных гериатрических синдромов позволяет облегчить задачу практического врача-онколога в постановке правильного диагноза и планировании соответствующих лечебных мероприятий [1-5].

Очевидно, что активное внедрение в последипломное образование врачей-онкологов, среднего медицинского персонала онкодиспансеров и поликлиничсекой службы, а также работников учреждений социальной защиты и социального обеспечения курсов повышения квалификации и тематического усовершенствования (ПК и ТУ) в области геронтологии и гериатрии в значительной мере позволяет решить эту задачу. При этом современные модели организации учебного процесса, и, в первую очередь, кредитно-модульная система организации учебного процесса (КМСОУП), являются необходимым условием обеспечения высокой эффективности усвоения профильных знаний слушателями курсов ПК и ТУ.

КМСОУП хорошо согласуется с различными формами организации учебного процесса, однако вопрос о сравнительной эффективности применения этих форм при ПК и ТУ специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии изучен недостаточно.

Цель исследования: изучить зависимость успешности повышения квалификации слушателями учебных групп (УПКГ) в различных категориях специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии от формы обучения.

Материал и методы исследования

Эксперимент проводился на основе изучения индивидуальных учебных достижений слушателей (ИДС) и успешности при ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии специалистов онкологической службы. Организация учебного процесса - кредитно-модульная.

В ходе эксперимента сформированы экспериментальные группы ПК и ТУ из специалистов онкологической службы (категории слушателей курсов ПК). Часть из них проходила ПК и ТУ по очной форме обучения, часть - по очно-дистанционной форме.

В исследование было включено:

1. 317 врачей - специалистов онкологической службы. В том числе:

врачи-онкологи онкодиспансеров - 161 человек;

врачи-онкологи поликлинической службы - 156 человек.

Все врачи, включенные в исследование, были разделены на две группы, которые проходили ПК с использование различных форм обучения:

- 162 человека (очная форма обучения);

- 155 человек (очно-дистанционная форма обучения).

2. 312 специалистов из числа среднего медперсонала. В том числе:

средний медперсонал онкодиспансеров - 158 человек

средний медперсонал поликлинической службы - 154 человека.

Все специалисты из числа среднего медперсонала, включенные в исследование, были разделены на две группы, которые проходили ПК с использование различных форм обучения:

- 157 человек (очная форма обучения);

- 155 человек (очно-дистанционная форма обучения).

3. 307 работников учреждений социальной защиты и социального обеспечения.

Все специалисты этой категории, включенные в исследование, были также разделены на две группы, которые проходили ПК с использование различных форм обучения:

- 149 человек (очная форма обучения);

- 158 человек (очно-дистанционная форма обучения).

Всего: 936 человек.

Основным измеряемым показателем являлся показатель ИДС по каждому виду контроля. На основе ИДС рассчитывались следующие показатели успешности:

1. индивидуальная успешность повышения квалификации слушателя (ИУПКС)

, где n - количество видов контроля;

2. успешность повышения квалификации слушателями учебной группы (УПКГ)

, где у - количество слушателей в группе.

Статистическую обработку материала выполняли на персональном компьютере в статистических программных пакетах MicrosoftExcel, Statistica 6.0. При статистическом анализе материала выполняли расчет интенсивных и экстенсивных показателей средних величин, определяли достоверность различий средних и относительных величин по t-критерию Стьюдента. Достоверными считали различия при р<0,05.

Результаты и их обсуждение

Установлено, что успешность повышения квалификации слушателями учебных групп (УПКГ) во всех категориях специалистов онкологической службы достоверно выше при очно-дистанционной форме обучения по сравнению с очной (р<0,05) (рис. 1).

Полученный результат свидетельствует о том, что организация процесса ПК и ТУ на принципах открытого образования с обеспечением свободного доступа к образовательным ресурсам, вне зависимости от начального уровня знаний повышающего квалификацию специалиста, основываясь на технологиях дистанционного обучения (в нашем случае - гибридной технологии очно-дистанционного обучения), в режиме обучения, удобном для обучающегося, позволяет значительно повысить успешность повышения квалификации учебных групп, вне зависимости от категории специалистов онкологической службы, по сравнению с организацией обучения по очной форме.

Рис. 1. Зависимость успешности повышения квалификации слушателями учебных групп (УПКГ) в различных категориях специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии от формы обучения.

При этом кредитно-модульная система организации учебного процесса является органичной методологической основой процесса обучения.

С целью изучения динамики изменения уровня знаний специалистов различных подразделений онкологической службы в области геронтологии и гериатрии проведено входное (до начала обучения) и выходное (в конце обучения) тестирование всех слушателей курсов ПК и ТУ на основе автоматизированного облако-ориентированного комплекса [6,7].

Установлено, что уровень индивидуальных учебных достижений слушателей (ИДС) во всех областях теории и практики геронтологии и гериатрии во всех категориях слушателей курсов увеличился в 2,5 - 4 раза. На примере категории врачей-онкологов видно, что уровень ИДС достоверно (р<0,05) увеличился в области:

1. теории и терминологии (рис. 2);

2. юридических вопросов и социальных проблем (рис. 3);

3. медицинской помощи (рис. 4);

4. образа жизни пожилых людей (рис. 5);

Рис.2. Динамика изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей (ИДС) врачей-онкологов в области теории и терминологии геронтологии и гериатрии.

Рис.3. Динамика изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей (ИДС) врачей-онкологов в области юридических вопросов и социальных проблем.

Рис.4. Динамика изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей (ИДС) врачей-онкологов в области медицинской помощи.

Рис.5. Динамика изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей (ИДС) врачей-онкологов в области образа жизни пожилых людей.

Выводы

1. Организация процесса ПК и ТУ с использованием очно-дистанционной формы обучения позволяет значительно повысить успешность повышения квалификации учебных групп, вне зависимости от категории специалистов онкологической службы, по сравнению с организацией обучения по очной форме.

2. Модель организации последипломного ПК и ТУ специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии при очно-дистанционной форме обучения эффективна с точки зрения положительной динамики изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей до и после ПК или ТУ.

Рецензенты:

Ильницкий А.Н., д.м.н., доцент, зав. кафедрой терапии, гериатрии и патологии пожилого возраста ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации ФМБА России», г. Москва;

Прощаев К.И., д.м.н., профессор, директор АНО «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Шеховцов С.Ю., Бессарабов В.И., Полторацкий А.Н. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЧНО-ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЛАСТИ ГЕРОНТОЛОГИИ И ГЕРИАТРИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15968 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674