Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ПРОЦЕССОВ МУНИЦИПАЛИТЕТА

Богданова О.В. 1 Шигина А.А. 1 Цепкова М.И. 1 Загрунная М.А. 1 Конончук А.М. 1 Решетникова К.В. 1 Хохрякова Е.С. 1
1 ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Исследованы теоретические подходы к моделированию деловых процессов государственного и муниципального управления. Обоснован выбор математической модели деловых процессов на уровне муниципалитета и определены ее технические характеристики. Выявлено, что среди процессно-статистического подхода к моделированию указанных процессов, организационного (административного) моделирования задач органов публичной власти и концептуальных многомерных моделей наиболее эффективным является мультиагентное имитационное моделирование как частный случай математического моделирования. Указанная технология моделирования позволит детально описать деловые процессы муниципальных органов власти и поведение конкретных субъектов экономики. Одним из направлений совершенствования системы государственного и муниципального управления является внедрение в процесс оперативного управления автоматизированных и интеллектуальных информационных технологий, позволяющих снизить затраты труда и повысить качество принимаемых решений на всех уровнях управления.
имитационное моделирование
оптимизация
Эффективность функционирования
муниципальное управление
деловые процессы
математическое моделирование
1. Жук М.А. Экономико-математическое моделирование информационных технологий в муниципальном управлении: Автореф. дис. канд. техн. наук. – Оренбург, 1999. – 208 с.
2. Каверзин И. Л. Исследование социально-экономического развития муниципального образования на основе многомерных моделей: Автореф. дис. канд. техн. наук. – Владимир, 2006. – 155 с.
3. Клебанов Б. И., Москалев И. М., Бегунов Н. А., Рапопорт И. А. Технология моделирования социально-экономической динамики муниципального образования на основе мультиагентного подхода // ИММОД: сб. ст. 4-ой Всерос. науч.-практич. конф. по имитационному моделированию (Санкт-Петербург, 21-23 окт. 2009 г.). – Санкт-Петербург, 2009. – С. 1-6.
4. Макаревич М.И. Государственное и муниципальное управление: методология, практика и возможности компьютерного моделирования структур, функций, процессов органов власти: учеб. пособие. – Национ. исслед. ун-т информац. технологий, механики и оптики. – Санкт-Петербург, 2012. – 87 с.
5. Паскачев А.Б., Джамурзаев Ю.Д. и др. Моделирование деловых процессов в налоговых инспекциях / под общ. ред. Т.В. Шевцовой, Д.А. Чушкина. – М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2006. – 304 с.
6. Щербаков С.М. Процессно-статистический подход в сфере государственного управления // Вопросы современной науки и практики. – № 6 (20). 2009. С. 204-214.
Эффективность функционирования государственной системы связана с проблемой эффективной оценки затрат труда в сфере муниципального управления и в значительной степени зависит от процессов исполнения функций муниципальных органов, требующих существенных трудозатрат и проведения значительных учетных работ, учитывающих региональные особенности. Несовершенная система моделирования деловых процессов муниципалитета обуславливает снижение эффективности функционирования муниципальных органов власти.

В целях совершенствования механизмов функционирования муниципалитета актуальным является использование математических моделей, сущность построения которых состоит в том, что реальная система упрощается, формализуется и описывается с помощью того или иного математического аппарата. Исследование основывается на принципах моделирования сложных динамических систем в парадигме с бизнес-моделированием.

Используя исследования современных подходов к использованию математических моделей в государственном и муниципальном управлении, а также региональные особенности действующего законодательства, необходимо разработать математическую модель деловых процессов муниципалитета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать теоретические подходы к моделированию деловых процессов государственного и муниципального управления;

- обосновать выбор необходимой математической модели деловых процессов на уровне муниципалитета и определить ее технические характеристики;

- разработать направления совершенствования системы государственного и муниципального управления с целью снижения затрат труда в рамках действующего законодательства с использованием математического моделирования.

Идея исследования заключается в оценке возможностей и преимуществ применения математического моделирования деловых процессов в сфере муниципального управления, разработке и внедрении математической модели деловых процессов в целях совершенствования механизмов повышения эффективности функционирования муниципалитета.

Исследование основано на применении методов математического моделирования, системного и логического анализа, сравнительного анализа, экономико-статистических методов; методологии моделирования бизнес-процессов; методологии исследования операций.

В общем смысле моделирование является средством описания организационного устройства и порядка функционирования социально-экономических систем, предназначенным для анализа и оптимизации их структуры и процессов функционирования.

Структурная схема особенностей муниципального управления приведена на рис.1.

В настоящее время для оценки и совершенствования деловых процессов государственного управления известно применение процессно-статистического подхода и  визуального и имитационного моделирования (выходные параметры модели представлены набором статистических характеристик и законом распределения), позволяющего оценить эффективность функционирования государственной системы и исследовать способы ее совершенствования, в том числе, за счет применения информационных систем и интернет-технологий [6].

Рисунок 1 – Особенности муниципального управления

Процессно-статистический подход основан на принципах интеграции визуального и имитационного моделирования деловых процессов; использовании унифицированного языка моделирования UML для представления деловых  процессов; автоматизированного синтеза имитационных моделей деловых процессов. Указанный подход позволяет учитывать случайный характер исполнения производственных и управленческих процессов [5].

Для получения численной оценки эффективности государственной системы с точки зрения затрат труда известно применение интегрального показателя эффективности [6]:

К = суммарные затраты труда в идеальной системе / суммарные затраты труда

в реальной или проектируемой системе

Указанный показатель позволяет сравнивать возможные проекты модификации системы государственного и муниципального управления; оценивать эффективность взаимодействия в различных регионах и различных странах. Но в  последнем случае данный показатель является лишь одним из критериев оценки. Разный уровень развития социальной системы будет требовать различных объемов информационного взаимодействия.

В целях оптимизации структуры и процессов функционирования социально-экономических систем известно применение и организационного (административного) моделирования к таким задачам ОПВ (орган/органы публичной власти), как проектирование структуры, функций и процессов, в том числе процессов оказания государственных (муниципальных услуг), а также при организации систем управления результатом в конкретных сферах социально-экономического развития, находящихся в зоне ответственности ОПВ [4].

Известна разработанная база концептуальных многомерных моделей различных социально-экономических процессов (от систем бюджетно-финансового менеджмента до моделей управления социальными и информационными процессами на муниципальном уровне), отражающая возможность универсального применения методики концептуального проектирования как самодостаточного инструментария. [2]. Такие модели создают возможности проектирования социально-экономических процессов различных сфер жизнедеятельности муниципального образования.

Единственный инструментом, который объединяет системную динамику, агентное и дискретно-событийное моделирование, является мультиагентное имитационное моделирование [3]. Имитационное моделирование – это частный случай математического моделирования. Имитационная модель – логико-математическое описание объекта, которое может быть использовано для экспериментирования на компьютере в целях проектирования, анализа и оценки функционирования объекта.

Применение имитационной модели дает возможность комплексной оценки управленческих решений и влияний внешней среды, в том числе негативных, как на отдельных субъектов экономики, так и на макропоказатели в целом. Учет связей между объектами в мультиагентной модели способствует повышению качества прогнозирования экономических показателей и позволяет оптимизировать структуру распределения материально-финансовых ресурсов и выбрать наилучший вариант стратегии развития.

При этом в данной имитационной модели используются и модели системной динамики, в тех случаях, когда детальная информация по объектам неважна, либо недостаточно данных для построения мультиагентных моделей. Взаимодействуя между собой, агенты образуют рыночную инфраструктуру: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок недвижимости, финансовый рынок и т.д.

В основу описания поведения агентов положена модель жизненного цикла. Жизненный цикл конкретного агента представлен в виде дискретной системы, при определенных условиях меняющей свои внутренние состояния, и может быть задан в виде графа переходов между стадиями (режимами) его существования.

Динамическая модель перехода интеллектуального агента из одного режима функционирования в другой представлена в виде продукционной системы (формула 1):

PS = <R, B, I>,                                                              (1)

где R – множество режимов функционирования агента; B – множество правил преобразования (база знаний); I – интерпретатор (машина логического вывода).

Структура модели поведения социального агента определяется выражением (2):

SBehi = <SChi, {p1i, p2i, …, pni}, DMi, BehMi>,                             (2)

где SChi – граф переходов-состояний социального агента; {p1i, p2i,…,pni} – вектор характеристик социального агента; DMi – матрица решений социального агента; BehMi – модели поведения социального агента.

Модель поведения социальных агентов на каждой стадии жизненного цикла [3] определяется экспертной системой (3) (рис. 2):

SAExpSys = {{p1i, p2i, …, pni}, {r1, r2, …, rn}, OM},                     (3)

где {p1i, p2i, …, pni} – вектор характеристик социального агента; {r1, r2, …, rn} – вектор правил преобразования параметров агента; OM – машина вывода.

Рисунок 2 – Экспертная система социального агента

Можно выделить следующие преимущества использования данного метода:

- получение нового качества прогнозных данных по сравнению с регрессионными зависимостями: прогнозирование динамики развития на уровне отдельных групп объектов, а не только на уровне всего массива агентов;

- возможность использования исходных данных статистики только за предшествующий период, а не за несколько периодов (как в случае использования регрессионных зависимостей).

Применение имитационного моделирования при разработке экономических механизмов позволяет осуществлять проверку теоретических результатов и практических предложений по созданию новых управленческих стратегий и для совершенствования существующих экономических регуляторов.

Результаты моделирования могут быть использованы для сравнения различных стратегий развития и поиска эффективных управленческих решений аналитиками, занимающимися стратегическим планированием, органов власти территориальных образований, а также коммерческих предприятий.

Таким образом, технология моделирования деловых процессов муниципалитета на основе мультиагентного подхода может служить инструментом комплексного анализа и прогноза развития ситуации. Применение аппарата мультиагентного имитационного моделирования является целесообразным, так как многие из задач прогнозирования и анализа вариантов действий руководства, решаемых в рамках муниципалитета, можно решить только при условии детального описания моделей поведения конкретных субъектов экономики, что достигается в рамках агентного моделирования.

Корпоративные технологии управления документами на предприятии поддерживают эффективные средства работы с информацией, включая автоматизацию процессов, а также возможности совместной работы людей с документами. В этом смысле они являются важной, но не единственной компонентой реализации концепции муниципального управления.

Основные направления развития технологий управления документами и знаниями показаны на рисунке 3.

Рисунок 3 – Направления развития технологий управления документами и знаниями

При этом центральными направлениями совершенствования системы государственного и муниципального управления остаются:

- снижение избыточного государственного регулирования;

- повышение качества государственных услуг;

- повышение эффективности органов власти;

- повышение информационной открытости.

В настоящее время территориальные объекты муниципального управления являются одними из наиболее трудно адаптируемых к высокой динамике социальных и экономических условий, складывающихся в стране. Этим обуславливается актуальность проблемы совершенствования системы государственного и муниципального управления с целью снижения затрат труда в рамках действующего законодательства [1]. Для решения этой задачи необходимо непрерывно повышать эффективность оперативного управления объектами территории и совершенствовать структуру самого управляющего органа.

Одним из путей повышения эффективности является внедрение в процесс оперативного управления автоматизированных и интеллектуальных информационных технологий, позволяющих организовать единое экономико-информационное пространство функционирования органов муниципальной власти и этим повысить качество принимаемых решений на всех уровнях управления.

Для проведения эффективной адаптации структуры системы муниципального управления к решению новых задач, внедрению современных средств вычислительной техники и новейших информационных технологий управления необходима автоматизация этого процесса.

Заключение

В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы.

Исследованы теоретические подходы к моделированию деловых процессов государственного и муниципального управления. Выявлено, что среди процессно-статистического подхода к моделированию указанных процессов,  организационного (административного) моделирования задач органов публичной власти и концептуальных многомерных моделей наиболее эффективным является мультиагентное имитационное моделирование. Наряду с другими данный метод дает возможность оценки управленческих решений и влияний внешней среды, в том числе негативных, как на отдельных субъектов экономики, так и на макропоказатели в целом.

Для совершенствования системы государственного и муниципального управления с целью снижения затрат труда в рамках действующего законодательства целесообразно применение автоматизированных и интеллектуальных информационных технологий.

Результаты проведенного исследования позволят разработать методические рекомендации по оптимизации времени исполнения типовых деловых процессов муниципалитета с использованием математического моделирования.

Рецензенты:

Ямщиков А.С., д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики и информационных технологий менеджмента института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета (Министерство образования и науки РФ),                 г. Красноярск;

Ходос Д.В., д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики и информационных технологий менеджмента института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета (Министерство образования и науки РФ), г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Богданова О.В., Шигина А.А., Цепкова М.И., Загрунная М.А., Конончук А.М., Решетникова К.В., Хохрякова Е.С. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ПРОЦЕССОВ МУНИЦИПАЛИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16025 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674