Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИАЛОГИЧНОСТЬ РИТУАЛА В ПЕРЕДАЧЕ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Уткина А.Н. 1 Ефремова Е.В. 1
1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Ритуал является эффективной формой социальной коммуникации, реализующей диалог различных субъектов. Эмоциональная энергия, как необходимая составляющая ритуала помогает понять ценность социального контакта. В ритуале реализуется общность воспоминаний. Посредством своей диалогичности ритуал устанавливает связь между поколениями, способствуя передаче социальной памяти. В статье представлено определение диалогичности ритуала. Диалогичность определяется, как способность ритуала реализовать процесс социального общения различных субъектов и оставаться в рамках социальной памяти конкретного общества. В ритуале участвуют адресант и адресат послания, в результате чего посредством ритуала, который представляет собой невербальную коммуникацию, происходит диалог между получателем и отправителем актуализированной информации. Ритуал выступает в качестве «языка», позволяющего достигать определенного консенсуса и транслировать социальный опыт и необходимую информацию от одного поколения к другому.
социальная память
невербальная коммуникация
диалогичность
ритуал
1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: пер. с фр., составление, послесловие и примечание А.Б. Гофмана / Э. Дюркгейм. - М.: Канон, 1995. – 352 с.
2. Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального измерения / Р. Коллинз. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. - 1281 с.
3. Леви - Строс К. Структурная антропология / К. Леви - Строс. - М.: Наука, 1985. - 536с.
4. Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии / Э. Лич; пер. с англ. - М.: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 214 с.
5. Лойко О. Т. Метафизика социальной памяти: Забытие, бытие, со-бытие. - Lap Lambert Academic Publishing GmbH&Co. Kg. Saarbrücken, Germany, 2012 – 280 с.
6. Петров М. К. Язык, знак, культура / М. К. Петров. - М.: Наука. Главн. ред. восточной л-ры, 1991. - 328 с.
7. Сарингулян К. С. Очерк семиотической характеристики ритуала / К. С. Сарингулян // Семиотика и проблемы коммуникации. - Ереван, 1981. - с. 64-76.
8. Тернер В. Символ и ритуал / В. Тернер. - М.: Наука, 1983. - 536 с.
9. Уткина А. Н. Роль ритуала в трансляции содержания социальной памяти: социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. философ.наук. – Красноярск, 2012. – 27 с.
10. Loyko O. T. Social Memory as a Value// XII World Congress of Philosophie: RethingPhilosophiy Today.- Seyl, Korea, 2008. - P. 313-314.

Цель и задачи данной статьи заключаются в выявлении роли диалогичности ритуала в трансляции содержания социальной памяти. Исследование работ Э. Дюркгейма, В. Тернера, К. Леви-Стросса, Э. Лича, Р. Коллинза, О. Лойко, М. Петрова, К. Сарингуляна позволило сформировать представление о ритуале как о феномене обладающим диалогичностью, которая образует обратную связь между субъектами социального общения и способствует трансляции социальной памяти. Анализ работ исследователя социальной памяти О. Лойко показал роль человека, как носителя и создателя социальной памяти [5]. Изучение ритуала как невербальной коммуникации членов социума, позволяет рассматривать его в контексте содержания социальной памяти.

Ритуал представляет собой эффективную форму социальной коммуникации, которая позволяет устанавливать связь между прошлым и настоящим, настоящим и будущем, т.е. связь между поколениями. Данная связь образуется посредством диалогичности ритуала, которая проявляется на уровне невербальной коммуникации. «Под диалогичностью ритуала понимается его способность реализовать процесс социального общения различных субъектов, с целью достижения определенного консенсуса, который позволяет оставаться в рамках социальной памяти данного общества» [9, С. 24].

На связь ритуалов и социальных структур указали Э. Дюркгейм и В. Тернер, которые рассматривали феномен ритуала, по существу, как выражение социальных отношений.

Проанализировав функции ритуала как системно организованного целого, Э. Дюркгейм выделил среди них жизненно важные, такие как: социализации индивида, интегрирующую и воспроизводящую.

По Э. Дюркгейму, участники ритуала испытывают единство и общность чувств. Происходит общение людей друг с другом, и восстанавливается связь между предками и потомками, прошлым и настоящим [1]. Посредством воспроизводящей функции осуществляется обновление и поддержание традиционных норм и ценностей коллектива. Коллектив может выжить только при условии постоянной актуализации социального опыта. В достижении этой цели ритуал играет исключительную роль [1]. Данная научная позиция Э. Дюркгейма показывает, что реализуя социальное общение, ритуал проявляет свою диалогичность, позволяя участникам ритуала оставаться в рамках социальной памяти своего общества.

Э. Дюркгейм показал, что при помощи ритуала происходит связь между прошлым и настоящим, поддерживаются общественные ценности и актуализируется социальный опыт, что доказывает способность ритуала реализовать процесс общения различных субъектов. Посредством ритуала совершается актуализация общественно значимой информации, и происходит ее передача последующим поколениям. Ритуал производит ретроспективу социального опыта, транслируя содержание социальной памяти.

В. Тернер, проводя полевые исследования жизни африканских племен, в результате своей научной деятельности пришел к выводу, что ритуальную жизнь племени необходимо понимать, а не только описывать. Исследование ритуала помогло В. Тернеру воспринимать многие аспекты из культуры племен, которые до этого были невидимы [8]. Таким образом, В. Тернер перешел к пониманию сущности ритуала и обосновал способность данного феномена к восстановлению социальных связей. «Где бы ни найти циклическую социальную систему, там же непременно будет найдена и социальная драма. А там, где есть социальная драма, там с полной вероятностью могут присутствовать ритуал или церемониальные институты восстановления» [8, С. 27]. Поскольку, социальная связь формируется на основе социальных контактов, ритуал, реализуя диалог между участниками ритуального действия, способствует пониманию ценностей данного социального контакта и восстанавливает социальные связи.

Для дальнейшего рассмотрения диалогичности ритуала в трансляции социальной памяти, необходимо проанализировать исследования К. Леви-Стросса, Э.Лича, Р. Коллинза, М. Петрова и К. Сарангуляна. Коммуникативная функция ритуала определяется данными исследователями, как базовая, на основе которой были сформированы все остальные функции. Самодостаточность ритуального действия объясняется тем, что ритуал является привычным поведением. Ритуал понимается, как своеобразный язык, знаковая система, позволяющая понять металингвические способы коммуникации. Адресаты и адресанты посланий, задействованные в ритуале, одни и те же люди. Участник ритуала является одновременно отправителем и получателем послания. Первичная коммуникативная функция ритуала определяет эмоциональный смысл особенностей ритуального поведения, а эмоциональная энергия рассматривается, как необходимая составляющая часть ритуала. Ритуальными взаимодействиями обуславливается целостность макросоциальной структуры, что способствует становлению поведенческих стереотипов, отражающих социальное поведение человека.

Консервативная функция ритуала, поддерживающая систему на которой основано представление людей об устройстве мира, была выявлена К. Леви-Строссом. В качестве примера проявления подобной функции ритуала им описаны действия шамана, приглашенного к женщине с тяжелыми родами. Шаман в ритуальном песнопении подробно рассказывает, что происходит в организме роженицы, исходя из системы, на которой основано представление аборигенов о вселенной, «...то, что мифология шамана не соответствует реальной действительности, не имеет значения: больная верит в нее и является членом общества, которое в нее верит» [3, С.175]. Больная осознает ситуацию, понимает происхождение своих мук и смиряется с ними. Но самое удивительное, приобщаясь через ритуал к памяти своего общества об устройстве мира, женщина выздоравливает. Данный пример представляет собой иллюстрацию того, как проявленная диалогичность ритуала, позволяет его участнику оставаться в рамках социальной памяти своего общества и достигнуть определенного консенсуса с самим собой.

На тот факт, что ритуал возник из тех форм поведения, которые имеют отчетливую коммуникативную нагрузку, обратил внимание Э. Лич. Он определил коммуникацию, как исходную функцию ритуала, на базе которой сформированы все другие его функции [4]. Э. Лич отмечает, что участники ритуала совместно переживают коммуникативный опыт через множество разных сенсорных каналов одновременно и действуют в соответствии с упорядоченной последовательностью метафорических событий внутри территориального пространства [4]. Проанализировав анализ процесса невербальной передачи информации посредством ритуала, Э. Лич продемонстрировал, каким образом ритуал способен передавать послание. Получатели и отправители посланий одни и те же люди, таким образом, участник ритуала вступает в диалог с самим собой. Невербальная коммуникация ритуала так же позволяет разделить события с другими участниками.

Р. Коллинз, основатель теории интерактивных ритуалов, рассматривал данный феномен как язык социальных классов. Свою теорию Р. Коллинз считает ключом, как к разнообразным соединениям локальных ситуаций между собой, так и к социологии индивидуальных эмоций и мышления. Разнообразие категориальных схем в сложных обществах соответствует отношениям между группами в стратифицированном социальном порядке, и эти схемы встраиваются в язык социальных классов [2].

В качестве одной из необходимой составляющей части ритуала Р. Коллинз определяет эмоциональную энергию, для возобновления которой, индивиды снова принимают участие в ритуальном действии. Во время ритуала эмоциональная энергия дает индивидам заряд энтузиазма «по отношению к ритуально созданным символическим целям, когда эти индивиды находятся вне группы» [2, С. 70]. По Р. Коллинзу, эмоциональная энергия долговременна, а на ритуальных взаимодействиях держится целостная макросоциальная структура. «То, что мы называем структурой, есть краткий способ обозначения повторяющихся паттернов, столкновений, к которым люди постоянно возвращаются, возобновляя свои ритуалы» [2, С. 81]. Интерактивная теория ритуалов Р. Коллинза показала, что ритуал является важной социальной практикой, которая фиксирует эмоции в нашей памяти и способствует их последующему вспоминанию.

В работах М. К. Петрова коммуникация определяется как разновидность общения и как продукт человеческой активности, направленный на изменение знания и на изменение, «принятых в данном обществе и передаваемых от поколения к поколению способов деятельности» [6, С. 37]. Ритуал, как невербальная коммуникация, является посланием, которое содержит и передает информацию непосредственно участникам ритуала через символический язык. Символизм ритуала позволяет достигать понимания без устной и письменной речи особенно, «когда речь идет о наследовании прошлого и изменении настоящего как о центральной проблеме, на первый план выдвигается именно специфика общения, без понимания и освоения которой эту проблему невозможно даже поставить» [6, С. 38].

Таким образом, реализуя свою коммуникативную функцию, ритуал сохраняет и передает знания, а, следовательно, и социальную память от поколения к поколению.

К. С. Сарингуляном была изучена проблема адресата и адресанта, где их слитность рассматривается как отличительный признак ритуальной коммуникации. Отправитель информации является ее реальным получателем, но в ритуальной коммуникации можно обнаружить и мотивируемых адресатов, таких как персонажи и объекты [7]. Для того что бы общая картина коммуникации ритуала была более ясна, К. С. Сарингулян указывает на полезность различения реальных и мотивируемых объектов.

Тем самым ритуал, проявляя свою диалогичность, обеспечивает передачу содержания социальной памяти последующим поколениям.

Анализ представленного в статье понимании ритуала как невербальной коммуникации, и значимости ритуальных практик в социальной коммуникации, позволяет подвести следующие итоги:

  1. Ритуал представляет собой эффективную форму социальной коммуникации.
  2. Посредством диалогичности реализуется процесс общения среди участников ритуала.
  3. Эмоциональная энергия ритуала позволяет пережить его участникам совместный коммуникативный опыт и понять ценность социального контакта.
  4. Через диалогичность, знание актуализированной информации разделяется с другими участниками ритуального действия, происходит обмен воспоминаниями.
  5. Диалогичность ритуала помогает установить связь между прошлым, настоящим и будущим. Общность воспоминаний, реализованная в ритуале посредством диалога, позволяет ощутить принадлежность к конкретному обществу и остаться в рамках его социальной памяти с последующей ее трансляцией от поколения к поколению.

Выводы, полученные в статье, позволят продолжать изучение диалогичности ритуала как его специфики, способствующей пониманию ритуала как механизма передачи содержания социальной памяти.

Рецензенты:

Лойко О.Т., д.ф.н., профессор, кафедра культурологии и социальной коммуникации, институт социально-гуманитарных технологий, НИ ТПУ, г. Томск;

Кириленко Е.И., д.ф.н., профессор, доцент ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Уткина А.Н., Ефремова Е.В. ДИАЛОГИЧНОСТЬ РИТУАЛА В ПЕРЕДАЧЕ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16077 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674