Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ВАРИАТИВНЫХ КУРСОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

Ямщиков Н.В. 1 Тулаева О.Н. 1
1 ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет»
Статья посвящена проблеме создания и преподавания вариативных курсов в медицинском вузе, в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения. В статье рассматриваются все разделы основной образовательной программы и способы их реализации на основе компетентного подхода. Особое внимание уделяется альтернативным формам преподавания, которые позволяют оптимизировать процесс обучения и ориентировать студентов в профессиональном аспекте на младших курсах обучения в университете. Впервые водятся преподаванию новых разделов и понятий – стволовые клетки и клеточные технологии. В статье мы акцентируем внимание на новизну изучаемых предметов и модулей, оставляющих внутривузовский компонент. Его наличие в учебном плане вуза позволяет уже на начальных этапах обучения обеспечить развитие креативных качеств личности, побудить способность к самоподготовке и саморазвитию, направленных на предстоящую самостоятельную профессиональную деятельность выпускника и врача-специалиста медико-профилактического профиля.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт
профессиональные компетенции
оценочные средства
стволовые клетки
клеточные технологии.
1. Биология стволовых клеток и клеточные технологии / под ред. Академика РАН и РАМН М.А. Мальцева. – М: Медицина, 2009. – 272 с.
2. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты: учебно-методическое пособие / В.А. Богословский [и др.]. – М: Университетская книга, 2010. – 214 с.
3. Мензул Е.В., Рязанцева Н.М., Моисеева О.Н. Технологизация учебного процесса при различных формах обучения: учебно-методическое пособие. – Самара, 2010. – С. 4-59.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 медико-профилактическое дело [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru (дата обращения 20.06.2014).
5. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изм. и доп. вступ. в силу 01.01.2014) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения 20.06.2014).
6. Стволовые клетки / Н.В. Ямщиков [и др.]. – Самара: Офорт, 2013. – С.4-46.

В настоящее время в структуре высшей школы произошли значительные перемены, позволившие модернизировать организацию учебного процесса в целом. В течение последних пяти лет были разработаны и внедрены новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) в системе высшего профессионального образования, в том числе и по направлению подготовки медико-профилактическое дело. В федеральных образовательных стандартах предусмотрен новый компетентный подход и переход на кредитно-модульную организацию учебного процесса.

Согласно новому образовательному стандарту ООП по подготовке специалиста по специальности медико-профилактическое дело должна предусматривать наличие не только обязательных дисциплин, но и вариативных курсов обучения. В соответствии со п. 7.5 ФГОС ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети основной части суммарно по циклам. Порядок формирования дисциплин по выбору устанавливается вузом. Пункт 7.1 ФГОС предусматривает, что вуз должен самостоятельно разработать и утвердить ООП по обязательным и вариативным дисциплинам подготовки врача - специалиста. ООП включает учебный план, рабочие программы основных и вариативных курсов, учебно-методический комплекс, с набором новых образовательных технологий и целого комплекса оценочных средств.

В процессе подготовки специалиста по направлению медико-профилактическое дело на кафедре гистологии и эмбриологии Самарского государственного медицинского университета произошла полная переработка рабочих программ, а также были созданы новые рабочие программы по вариативным курсам. Для студентов медико-профилактического факультета была создана программа вариативного курса «Современные клеточные технологии». Эта программа позволяет сформировать и закрепить понятия о стволовых клетках, их видах и признаках, био- и клеточных технологиях, расширить представление студентов о применении и перспективах развития инновационных методов в современной биологии и медицине.

Основными задачами дисциплины «Современные клеточные технологии» являются:

- изучение специальной терминологии, т.ч. терминологии принятой в биотехнологии, регенераторной медицине, трансплантологии и т.д.

- изучение общих и специфических ультраструктурных свойств различных популяций клеток всех тканей организма;

- изучение структурно-функциональных характеристик стволовых клеток всех тканей организма, прогениторных и детерминированных клеток;

- изучение методов забора, идентификации и хранения стволовых клеток, а также перспектив использования стволовых клеток в биологии и медицине;

- формирование у студентов умения идентифицировать ткани (дифферонный состав), клетки разной степени дифференцировки и неклеточные структуры на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровне;

- формирование у студентов навыков самостоятельной аналитической работы;

- формирование у студентов навыков работы с учебной научной литературой и использования их в практической деятельности.

Учебные цели дисциплины вносят вклад в формирование у студентов целостного представления о клеточных и дифферонных взаимодействиях, практическом использовании стволовых клеток, что побуждает их к научно-исследовательской и самостоятельной практической деятельности, что согласуется с целями основной учебной дисциплины «Гистология, эмбриология и цитология».

Основными формами образовательного процесса в вузе, в том числе и в рамках вариативного курса являются лекции и практические занятия. Ведущей среди них, безусловно, является лекция. Лекция - это наиболее экономный и информативный способ передачи и усвоения информации. В процессе лекции преподаватель ведет отбор научной информации, направляя внимание студента на важнейшие вопросы по специальности, на анализ новых научных проблем, еще не нашедших отражения в традиционных учебных пособиях. Вариативный курс «Современные клеточные технологии» требует от преподавателя четко и быстро ориентироваться в современном информационном потоке для формирования широкого профессионального кругозора с последующим вовлечением студента в научно-исследовательскую работу. В ходе лекционного курса на кафедре совмещаются традиционные, такие как информационная и проблемная лекции, так и нетрадиционные формы лекций. Включение в курс преподавания альтернативных форм лекций способствует развитию познавательной деятельности у студентов с последующей активизацией самостоятельной работы в процессе освоения материала вариативного курса. Кроме того, в рамках такой лекции наиболее полно раскрывается современное предназначение лекции - обзора и анализа широкого спектра мнений и инноваций, представленных в данном направлении науки.

Особое место среди нетрадиционных форм лекций имеет значение лекция в форме дисскусии, в ходе которой студенты имеют возможность задать свои вопросы или обменяться мнениями с преподавателем по сложным фрагментам изложенного материала. Часть материала студенты получают в ходе освоения лекционного курса по эмбриологии и частной гистологии, а также в ходе специальных лекций по темам: «Медицинские биотехнологии», «Клеточные технологии», «Практическое применение клеточных культур в биологии и медицине».

Практические занятия вариативного курса «Современные клеточные технологии» проводятся одновременно на кафедре гистологии и эмбриологии Самарского государственного медицинского университета и на базе Института экспериментальной медицины и биотехнологий Самарского медицинского университета. Проведение части занятий на базе Института экспериментальной медицины и биотехнологий Самарского медицинского университета связано с требованиями ФГОС, что позволяет максимально приблизить образовательный процесс к будущей деятельности и уже на 2 курсе обучения полностью погрузить студентов в профессиональную среду.

Практические занятия обеспечивают связь теории и практики, содействуют выработке умений и навыков применения знаний в составе компетенций. В настоящее время только компетентный подход к проведению практического занятия может обеспечить своевременную практическую ориентацию студента. Это, в дальнейшем, несомненно, может определить его высокоеместо в рейтинге врачей медико-санитарного профиля, работающих в практическом здравоохранении.

В связи со сложностью и несомненной новизной нашего профессионального курса, а также для оптимизации образовательного процесса на кафедре гистологии и эмбриологии Самарского государственного университета было создано учебно-методическое пособие «Стволовые клетки и клеточные технологии». Пособие является фундаментальным и предназначено для студентов медико-профилактического факультета очной формы обучения. В нем в доступной и подробной форме с использованием современных данных дано подробное, развернутое описание стволовых клеток, их видов, и свойств, приведены современные данные об их культивировании и хранении, особенностях пролиферации, дифференцировки и механизмах гибели. Дано описание некоторых клеточных технологий, изложены проблемы и перспективы данного направления. Учебно-методическое пособие снабжено разнообразным иллюстративным материалом. В пособии приводится список контрольных вопросов и перечень современной литературы, позволяющие студентам приобрести необходимый уровень знаний, для овладения практическими навыками в процессе самоподготовки к занятию.

Практические занятия, проводимые на базе Института экспериментальной медицины и биотехнологий Самарского медицинского университета его сотрудниками, позволяют приблизить студента второго курса к профессиональной деятельности. В структуре института имеется отдел клеточных и тканевых исследований, который включает следующие лаборатории: культур клеток животных и человека, тестирования, лиофилизации биологического материала. В настоящее время в рамках научных исследований, проводимых в стенах института, проводится создание аллогенных трансплантатов, создаются клеточно-тканевые продукты для хондропластики, идет тестирование различных лекарственных средств на культурах клеток с использованием оригинальных методик. В ходе практических занятий студенты имеют возможность самостоятельно знакомиться и участвовать в лабораторной работе. Институт располагает современными методами изучения биологических объектов, в частности, растровой электронной микроскопией и конфокальной электронной микроскопией, с которыми также знакомят учащихся.

В конце обучения на кафедре гистологии СамГМУ студенты получают зачет и сдают экзамен по предмету.

В ходе проведения экзамена, перед профессорско-преподавательским составом стоит довольно сложная задача по оценке качества сформированных у студентов компетенций.

Особую сложность представляет оценка качества приобретенных компетенций на втором курсе, поскольку их в полной мере можно оценить лишь по окончании обучения или в ходе производственной врачебной практики на старших курсах обучения. В процессе экзамена экзаменатор выявляет степень компетентности студента по общекультурным и профессиональным параметрам.

Практически невозможно оценить формирование у студентов общекультурных компетенций на втором курсе обучения, поскольку они носят интегральный характер и вырабатываются в полном объеме образовательной средой вуза в целом, профессиональным и культурным уровнем профессорско-преподавательского состава.

Для формирования общекультурных компетенций у студентов медицинских вузов необходимо их уже на младших курсах погружать в профессиональную среду, знакомить с работой ведущих профессоров университета и наиболее успешных врачей и руководителей практического здравоохранения. На кафедре гистологии Самарского государственного университета это реализуется в рамках работы студенческого научного кружка. Заседания студенческого научного кружка носят тематический характер для студентов всех факультетов, в том числе и медико-профилактического. На заседаниях нашего кружка уже побывали: директор клинического центра клеточных технологий Самарской области, главный врач Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» Самарской области, главный врач центра ЭКО компании ИДК и другие специалисты.

Такие встречи, несомненно, имеют положительный характер, поскольку руководители подразделений практического здравоохранения могут оценить уровень формируемых общекультурных компетенций, что необходимо в дальнейшем при подборе кадров и трудоустройстве будущих специалистов.

Оценка полученных профессиональных компетенций проходит в ходе промежуточной аттестации в форме экзамена. Материал вариативного курса «современные клеточные технологии» включен в состав экзаменационных билетов по гистологии и эмбриологии. Для студентов второго курса экзамен-это наиболее приемлемая форма итоговой аттестации по предмету, так как изучаемая дисциплина является фундаментальной, а набор освоенных профессиональных компетенций ко второму курсу невелик. Согласно требованиям ФГОСэкзамен состоит не только теоретической части - вопросы в билетах, но и практической. Практическая часть включает анализгистологических микропрепаратов, электронограмм и решение ситуационных задач.

Таким образом, компетентный подход к освоению вариативного курса обеспечивается на всех стадиях реализации образовательной программы. Формирование компетенций в процессе подготовки специалиста способствует развитию позитивных качеств личности студента и оптимальной интегрированности в профессиональную среду.

Рецензенты:

Березин И.И., д.м.н., профессор, ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», г. Самара;

Суворова Г.Н. , д.б.н., профессор ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», г. Самара.


Библиографическая ссылка

Ямщиков Н.В., Тулаева О.Н. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ВАРИАТИВНЫХ КУРСОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16109 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674