Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВНУТРЕННИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ, РАЗВИВАЕМЫХ СИСТЕМНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЕЙ И СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫМ ПОДХОДОМ

Кабалоева Л.Б. 1
1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»
В статье рассматриваются отношения между концептами, естественными категориями и внутренними этнокультурными способами формирования мысли как компонентами мыслительного процесса, обеспечивающего речевое общение. В работе используется авторское определение внутреннего этнокультурного способа формирования мысли, как внутриречевого осуществления мысли об обсуждаемых в речевом общении объектах действительности посредством актуализации релевантных данной социально-речевой ситуации фрагментов категориальной структуры национальных концептов. Внутренний этнокультурный способ формирования мысли рассматривается автором в контексте идей, развиваемых системной психофизиологией и системно-эволиционным подходом как системообразующий фактор, обеспечивающий этнокультурную смысловую направленность речевых высказываний и актуализацию необходимых для этого знаний. Постулирование системообразующей функции внутреннего этнокультурного способа формирования мысли, определяющего этнокультурную направленность содержания продуцируемых высказываний, согласуется с положением, выдвигаемым системной психофизиологией о «информационной», т.е. психической «детерминации» (В.Б. Швырков) физиологических и клеточных процессов, происходящих в организме и обеспечивающих его поведение.
внутренний этнокультурный способ формирования мысли
культура
мыслительные категории
концепт
мышление
1. Александров Ю.И. Системогенез и индивидуальное развитие // Четвёртая международ. конф. по когнитивной науке: Тезисы докл.: В 2 т. (Томск, 22-26 июня 2010 г). – Томск: Томский государственный университет 2010. Т.1. – С. 124-125.
2. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъективный опыт и культура. Структура и динамика // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007. – Т.4, № 1. – С.3-46.
3. Анохин П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга / Хрестоматия по психологии; [под ред. А.В. Петровского]. М.: Просвещение, 1977. – С 124-134.
4. Журавлёв И.В. О конститутивных характеристиках сознания // Вопросы психолингвистики. – 2012. – № 2 (16) – С. 120-127.
5. Кабалоева Л.Б. К вопросу об исследовании мышления методами когнитивной науки // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: «Гуманитарные науки». – Тамбов, ТГУ, 2012. − Выпуск 4 (108). − С. 237-245.
6. Кабалоева Л.Б. Концепт «девушка» в сознании осетин и русских: экспериментальное исследование // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова. «Общественные науки». − 2012. − № 1. − С. 298 − 301.
7. Е.Ф. Тарасов. Язык как средство трансляции культуры / Язык как средство трансляции культуры. – М.: Наука, 2000. – 311 с.
8. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. – М.: Институт психологии РАН, 1995. – 162 с.
9. Basic objects in natural categories / E. Rosch [et al.] // Cognitive Psychology. − 1976. − N 8. − P. 382 − 439.
10. Edelman G. M. Wider than the sky. – Yale University Press, 2005. – P. 32-47.
Целью настоящей статьи является рассмотрение функций внутреннего этнокультурного способа формирования мысли об обсуждаемых в речевом общении фрагментах реальности в контексте идей, развиваемых системной психофизиологией и системно-эволюционным подходом.

Произошедшая после появления работ Э. Рош [9] трансформация представлений о категориях, а также изменение взглядов на природу  мышления и его единицах, в качестве которых стали рассматриваться национальные концепты, вместо определяемых ранее в этом качестве понятий, связана с акцентированием внимания на том факте, что мыслит не автономное от человеческого тела абстрактное универсальное «безóбразное» мышление, в духе представителей вюрцбургской школы, а человек, обладающий определённой организацией тела и специфическим этнокультурным сознанием, наполненным определёнными чувственными и умственными содержаниями, вмещающими весь его индивидуальный и социальный опыт. Вследствие этого становится очевидным, что решение проблем, возникающих при исследовании языка, мышления и речи, как когнитивных процессов, требует особого подхода. По мнению Ю.И. Александрова, такие науки как «биология, физиология, социология, культурология и т.д. рассматривают закономерности, характеризующие разные звенья и стороны единого цикла ...» а, следовательно, для достижения эффективных результатов данные науки должны объединиться на основе единой методологии, в качестве которой предлагается «методология и язык системной психофизиологии и системно-эволюционного подхода [1, с.124].

Как известно, системная психофизиология строилась и развивалась на идеях теории функциональных систем П.К.Анохина. По П.К. Анохину в качестве «узлового механизма функциональной системы», ответственного  за адекватность реакций организма данным условиям среды,  выступает «стадия афферентного синтеза» [3, с.125], одним из важнейших компонентов которого является «доминирующая мотивация» [Там же, с.126]. Тем самым  утверждалась идея о системной организации функционирования нейрональных ансамблей мозга, обеспечивающих поведение организмов, выражающаяся, в формулировке В.Б. Швыркова в том, что «Психическое ... выступает ... как системное качество организации клеточных процессов» [8, с. 49]. Таким образом, выстраивалась целостная картина, включающая как психическое, так и нейрофизиологическое обеспечение поведения организмов. Более того, системные процессы стали рассматриваться в контексте эволюционного подхода, в рамках которого развивалась концепция «селекционейрональных  групп» Г. Эдельмана, основывающаяся на идеях Ч. Дарвина о естественном отборе в процессах приспособительной  деятельности организмов к среде. В соответствии с положениями, выдвигаемыми концепцией «селекционейрональных  групп», формирование нейрональных ансамблей, обеспечивающих поведение организмов в разных ситуациях, осуществляется посредством отбора нейронов, который (отбор) происходит в процессах поиска организмом эффективных форм поведения с целью получения положительного результата [10, p.32-47].

Таким образом, современные научные представления о функционировании когнитивных процессов основываются на целостном восприятии человека, включая его психику и нейрофизиологическую организацию, что привело к необходимости поиска той исходной точки, отталкиваясь от которой было бы возможным объяснить и объединить всё многообразие проявления человеческой природы в его поведении и деятельности. Одной из таких точек отсчёта стала культура, как ключевой фактор, посредством которого представляется возможным объяснить функционирование не только психики и её мозгового обеспечения, но и  генетическую эволюцию, ср.: «...культура не только определяет характер...формируемых элементов субъективного опыта, но влияет на отбор геномов...» [2, с.15].

Концепты, естественные категории и внутренние этнокультурные способы формирования мысли в контексте культуры

Одновременно с развитием идей системной психофизиологии и системно-эволюционного подхода по исследованию когнитивных процессов в когнитивной лингвистике  стали активно исследовать национальные концепты. В результате проведения многочисленных экспериментальных исследований с использованием вербально-ассоциативных методик было установлено, что знания, генерированные в «оперативных» (Н.Н.Болдырев) концептах, структурированы в виде родовых, видовых и «интегративных» (И.А.Стернин) когнитивных признаков, образующих категориальную структуру концептов. Выявилось также, что эти знания не совпадают у представителей разных этнокультурных общностей и ведут, таким образом, к формированию  не совпадающих (или не полностью совпадающих) в разных культурах категориальных уровней сравниваемых концептов, см. [5, 6]. И, таким образом, экспериментальным путём было доказано, что субъект мыслит не абстрактными универсальными формами - категориями-понятиями, а стихийно сформировавшимися в процессах его жизнедеятельности категориями,  наполненными определёнными специфическими этнокультурными знаниями, различающимися в разных культурах.

При этом любая деятельность, имея процессуальный, динамический характер, реализуется посредством  «операций-способов»  [7, с.48], что в приложении к мыслительной деятельности, обеспечивающей речевое общение, означает осуществление мышления посредством  внутренних этнокультурных способов-операций формирования мысли.

 В нашем понимании внутренний этнокультурный способ формирования мысли представляет собой внутриречевое осуществление мысли об обсуждаемых в речевом общении фрагментах реальности посредством актуализации релевантных данной социально-речевой ситуации фрагментов категориальной структуры национальных концептов [5, c. 244]. Автоматизированный в процессах речевого общения и фиксированный в памяти своих носителей внутренний этнокультурный способ формирования мысли, актуализируя релевантные данным социально-речевым ситуациям фрагменты категориальных структур национальных концептов, становится тем механизмом, который активизирует знания, необходимые для формирования содержания речевых высказываний общающихся субъектов. Другими словами, в процессах речевого общения обобщённые в категориальных структурах национальных концептов этнокультурные  знания конкретизируются, наполняя содержания речевых высказываний.

И так как знания о мире разнятся от культуры к культуре, то и категориальные уровни национальных концептов, т.е. наполненные этнокультурными чувственными и умственными знаниями естественные категории,  как единицы мышления не совпадают у представителей разных этнокультурных общностей по своей структуре и содержанию, а, следовательно, различаются и внутренние этнокультурные способы формирования мысли об обсуждаемых в речевом общении предметах и явлениях действительности, посредством которых осуществляется этнокультурное мышление, обеспечивающее речевое общение. В результате продуцируются мысли с характерными для представителей данной этнокультурной общности содержаниями.

Этнокультурный способ формирования мысли как регулятор внутренней целенаправленной мыслительной активности субъектов общения

Положение о существовании в памяти субъектов речевого общения психических структур в виде внутренних этнокультурных способов формирования мыслей, цель которых регулирование процессов порождения смыслов, соответственно  культурным кодам данной этнокультурной общности, укладывается в рамки идей, развиваемых системной психофизиологией и системно-эволюционным подходом к исследованию когнитивных процессов. Экспериментальным путём в работах В.Б. Швыркова было доказано, что в поведении живых организмов «...имеет место именно психическая, т.е. информационная детерминация элементарных физиологических процессов через системные» (8, с. 50). В процессах смыслопорождения в ситуации речевого общения в качестве «психического», т.е. системообразующего фактора, направляющего процессы формирования мысли, выступают формирующиеся в процессах онтогенетического развития внутренние этнокультурные способы формирования мыслей, содержание которых соответствует культивируемым в данной этнокультуре смыслам. Как отмечает В.Б.Швырков «... целенаправленным поведением может быть поведение, повлечённое из памяти организма (врождённое или приобретённое) ... Эта память и является «психикой» [Там же, с. 69]. В качестве  «системообразующего фактора», который управляет процессами смыслопорождения в речевом общении, регулируя формирование мыслей определённой смысловой (этнокультурной) направленности, представляется возможным рассматривать представление-образ о ранее используемом в данной социально-речевой ситуации способе формирования мысли, т.е. способе реализации мыслительного действия, который в этом случае становится «образом будущего результата». Образ будущего результата действия «не только является опережающим отражением действительности, но и одновременно регулятором соответствующей целенаправленной двигательной активности организма» (Там же, с. 50). В приложении к ситуации речевого общения речь идёт о внутренней целенаправленной мыслительной активности, направляемой образом-способом (схемой)  отбора содержания речевых высказываний и развития динамики мыслительного процесса с целью формирования мыслей, соответствующих смысловым кодам этноса. По мысли психофизиологов  поведение организмов, в том числе человека, должны быть оснащены определёнными психическими механизмами для достижения приспособительного результата к среде (Там же, с.46). В качестве одного из таких приспособительных механизмов выступают внутренние этнокультурные способы формирования мысли, регулирующие этнокультурную направленность содержания речевых высказываний, что выражается в соответствии содержания мыслей принятым и одобряемым в данной этнокультурной общности этнокультурным смыслам.

Внутренний этнокультурный способ формирования мысли, как маршрут, по которому движется мысль в процессах отбора и комбинирования содержаний сознания при её формировании,  нет необходимости каждый раз заново прокладывать, так как он уже проложен предыдущими поколениями, ср.: «...историей и культурой уже подготовлены и кем-то до нас уже пройдены пути движения нашей мысли...» [4, с.121]. Внутренний этнокультурный способ формирования мысли не надо заново прокладывать, ему следует обучиться, что происходит в онтогенезе в процессах речевого общения. Следовательно, характер содержания мыслей, которые продуцируются представителями данной этнокультурной общности, не является сиюминутным, «теперь и сейчас», произведением её представителей, а является порождением той культуры, которую представляют субъекты речевого общения, культуры, которая, сформировав свои установки и смыслы, стремится их воспроизводить в сознании последующих поколений, используя в качестве механизма внутренний этнокультурный способ формирования мысли как «внегенетический» (Е.Ф. Тарасов) путь передачи приобретённого индивидуального и социально-культурного опыта представителей данной этнокультурной общности, регулируя, таким образом, их речевое поведение. Вследствие этого мыслительный процесс, обеспечивающий речевое общение  в обычных условиях не может произвольно отклониться от привычного маршрута, так как этнокультурные смыслы, которые несут в себе психические образы, в том числе, образы-способы формирования мысли, не могут в одночасье измениться, перестроив весь ход развития мысли, точно также как не могут не включиться в системные процессы организованные и сформировавшиеся под их воздействием нейрональные ансамбли клеток, как мозговое обеспечение формируемых мыслей.

Заключение

В процессах мышления, обеспечивающего речевое общение субъект использует, этнокультурные знания о предметах и явлениях действительности и способах манипулирования ими,  генерированные и фиксированные в категориальных структурах национальных концептов. Этнокультурные знания, обобщённые и организованные в виде естественных категорий, конкретизируются в процессах речевого общения, выступая в качестве содержания речевых высказываний.

В процессах формирования субъективного опыта в условиях определённой этнокультуры человек, идентифицируя себя с ней, присваивает культивируемые в данной этнокультурной общности смыслы, что выражается в репродуцировании мыслей определённой смысловой направленности.

Регуляторами реализации продуцирования этнокультурных смыслов при этом выступают внутренние этнокультурные способы формирования  мысли, как автоматизированные способы-операции, посредством которых осуществляется  этнокультурное мышление в ситуации речевого общения. При этом внутренний этнокультурный способ формирования мысли как актуализация в процессах речевого общения в соответствующих социально-речевых ситуациях фрагментов категориальных структур национальных концептов общающихся субъектов, представляет собой системообразующий фактор, организующий нейрофизиологические процессы, обеспечивающие речевое общение, и является конкретным осуществлением этнокультурного мышления.

Нейрональные ансамбли как мозговое обеспечение осуществления речевого поведения, представляется возможным рассматривать  в качестве нейрофизиологического  «разрешения» «оперативных» концептов, актуализирующихся в процессах речевого общения в соответствующих социально-речевых ситуациях и психологически представленных в сознании субъектов общения национальными, этнокультурными смыслами, регулирующими речевое поведение.

Рецензенты:

Камболов Т. Т., д.фил.н., профессор, первый проректор по научной работе и развитию, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова», г. Владикавказ;

Гацалова Л. Б., д.фил.н., профессор, зав. кафедрой технологий и инноваций в социальной работе, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова», г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Кабалоева Л.Б. ВНУТРЕННИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ, РАЗВИВАЕМЫХ СИСТЕМНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЕЙ И СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫМ ПОДХОДОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16149 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674