Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ КРЕАТИВНО-ЦЕННОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – СТУДЕНТ»

Мороз В.В. 1 Белая Г.В. 2
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
2 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье рассматривается креативно-ценностное взаимодействие «преподаватель-студент», в процессе которого развивается мотивация достижения студентов университета. Раскрывается сущность и особенности креативно-ценностного взаимодействия «преподаватель – студент» на примере дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Авторами приводится анализ развития мотивации достижения студентов, выражающейся в определении ими ценностно-целевого образа будущего своей профессиональной деятельности. Осознание студентами ведущих тенденций современности определяет их стремление использовать все возможности, предоставляемые университетом, а именно дополнительные образовательные программы, курсы иностранного языка, академическую мобильность. В процессе креативно-ценностного взаимодействия «преподаватель – студент» происходит развитие креативного и критического мышления, коммуникативных умений и навыков работы в команде. Ценности являются основным ресурсом повышения качества образования.
Дополнительная образовательная программа
изучение иностранного языка
креативно-ценностное взаимодействие
ценностные ориентации
мотивация достижения
1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.-512 с.
2. Кирьякова, А. В. Аксиология и инноватика университетского образования : монография / А. В. Кирьякова, Т. А. Ольховая. - М. : Дом педагогики, 2010. - 204 с. - ISBN 978-5-89149-015-4.
3. Кирьякова, А.В. Аксиология креативности : монография / А.В. Кирьякова, В.В. Мороз; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : ОГУ, 2014. – 225 с. ISBN 978-5-904823-12-2
4. Кирьякова, А.В. Ценностные ориентиры университетского образования/А.В. Кирьякова//Вестник ОГУ. –2011. - №2. – С. 27-33
5. Кондаков, А.М. ФГОС старшей школы: новые возможности развития личности // Режим доступа: URL: http://www.myshared.ru/slide/823507/# (дата обращения: 20.11.2014)
6. Мороз В.В., Белая Г.В. Креативно-ценностное взаимодействие «преподаватель - студент» в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. - № 12 (161). - С. 52-58.
7. Мороз В.В. Развитие мотивации достижения в процессе обучения иностранному языку// Межкультурная коммуникация: современные тенденции и опыт: материалы четвертой Всеросс. н.-п. конф. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2010. – С. 65 – 69.
8. Пригожин, А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим / А.И. Пригожин. — М.: Издательство «Дело» АНХ, 2010. — 432 с. ISBN 978-5-7749-0599-7
9. Робинсон, К. Образование против таланта. – М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2013. – 336 с.
10. Чиксентмихайи, М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. – М.: Карьера Пресс, 2013. – 528 с.
Ведущими тенденциями XXI века являются: быстро меняющийся рынок труда, стремительно развивающиеся технологии, креативность и творчество, ценность самоидентификации личности [5]. Образование является ключевым фактором развития экономики знаний и основным каналом приобщения будущего специалиста к  ценностям культуры, образования, профессии. На каждом этапе развития общества система претерпевает определенные изменения в соответствии с его потребностями, идеологией, ценностями [4]. Учитывая вызовы современного общества, главной задачей системы высшего образования является подготовка специалистов, способных эффективно решать возникающие лавинообразно проблемы. На наш взгляд, интегративное развитие креативного и критического мышления,  умений общаться и работать в команде, навыков использования технологий, а также развитие ценностных ориентаций на познание, творчество и самореализацию способствует всесторонней подготовке специалистов к условиям и требованиям рынка труда.

Дополнительная образовательная программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», созданная для студентов неязыковых специальностей, является яркой иллюстрацией креативно-ценностного взаимодействия преподавателя и студентов. Студенты неязыковых специальностей стремятся к изучению иностранных языков, и те, кто преуспевает в этом, оказываются в более выгодном положении, поскольку они владеют не просто иностранным языком, а языком своей специальности. «В течение многих лет я интересуюсь иностранными языками, поэтому помимо дополнительной квалификации по английскому языку и первой специальности, я посещаю курсы немецкого языка, по окончании которых сдам тест DSH». (Ольга С.). Следует отметить ярко выраженную мотивацию достижения студентки, которая целеустремленно параллельно с основной специальностью осваивает несколько иностранных языков, осознавая их важность для общения и получения перспективной работы в будущем.

Добровольный и взвешенный выбор студентами дополнительной образовательной программы говорит об их устойчивой ценностной ориентации на получение качественного образования и конкурентных преимуществ по окончанию учебного заведения. Приведем в качестве примера слова Ольги С.: «Для меня крайне важно иметь возможность получить дополнительную квалификацию, что, безусловно, важно при  дальнейшем поиске работы». Алена А. обосновывает свой выбор дополнительной квалификации следующим образом: «Я решила воспользоваться отличной возможностью получить дополнительное образование параллельно с первым. Это очень недорого и можно удобно организовать с основным расписанием. К тому же, лишние часы иностранного языка никогда не бывают лишними». По мнению Александры С., всем известно, чем ты больше знаешь иностранных языков, тем ты более конкурентоспособен на рынке труда. Она считает, что выпускников можно сравнить с товаром на прилавке, и именно такое сравнение, по ее мнению, самое подходящее.

На наш взгляд выше приведенные мнения студентов наглядно демонстрируют, насколько ясно они осознают современные тенденции, а именно быстро меняющийся рынок труда, и важность получения конкурентных преимуществ после окончания вуза. Именно знание иностранных языков в сфере своей профессиональной деятельности ставит их в более выгодное положение по сравнению с другими выпускниками.

В полной мере понимая ценность приобретения навыков в сфере профессионального перевода, студенты сознательно идут на определенные жертвы: повышенная языковая нагрузка, нехватка или отсутствие свободного времени, подчас неудобное расписание, и наконец, материальные затраты. Именно ценностные ориентации придают вектор направленности учебной деятельности, поддерживают интерес и помогают избегать фрустрации, которая неизбежно возникает. По мнению Пригожина А.И., ценности есть предельные жизненные ориентиры, по которым мы выстраиваем свое поведение, отношения с людьми, карьеру, ставим цели и ограничения [8].

Ценностные ориентации студентов определяют желательность или нежелательность тех или иных целей. Мы согласны с А.И. Пригожиным в том, что целеполагающая функция превращает ценностные ориентации в мощный мотивационный регулятор поведения людей. Именно ценности определяют цели, а не наоборот [8].

Истинный источник мотивации человека лежит в нем самом, поэтому важную роль играют не мотивы обучения - внешний нажим, а мотивы учения - внутренние побуждения. Мы убеждены в том, что мотивация достижения является самым высоким уровнем ценностного отношения, которое служит дальнейшему развитию ценностного отношения на качественно новом уровне.

Потребность достижения представляет собой желание отличиться, выполнить трудную задачу. Стремление личности к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала. Мотивация достижения успеха позитивна, действия личности при такой мотивации направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Личностная активность определяется потребностью в достижении успеха. Успешность деятельности личности обеспечивает удовлетворение от достигнутого результата, что приводит к стойкому положительному отношению к деятельности [1]. Переживание успеха/неуспеха происходит только в случаях, когда личность приписывает себе, своему усердию и способностям достигнутый результат. Для усиления мотива большое значение имеет ценностно-ориентационное единство в коллективе, которое заключается в положительной оценке учебного процесса большинством студентов. В этом случае, учебная деятельность рассматривается либо как одна из форм общения, либо как соревнование, удовлетворяющее потребность в самоутверждении [7] .

Преподаватели оказывают сильное влияние на мотивацию достижения студентов, поскольку они осуществляют педагогический выбор  в соответствии с ценностно-целевым образом будущего студентов. Следовательно, ценности и цели обучения являются потенциальными механизмами педагогической деятельности преподавателя и, в свою очередь, мотивации достижения студентов. Таким образом, существует устойчивая связь между ценностями обучения преподавателей, качеством обучения и эффективностью преподавания.

А.Лием и У.Ни показали, что присвоение студентами определенных ценностей является сильным показателем мотивации достижения, поскольку ценности обеспечивают студентов определенными причинами для преследования целей. Также существуют доказательства того, что ценности являются прямыми показателями учебных достижений [3].

Присвоенные ценности могут направлять поведение студентов, создавая цели. Существующая корреляция между ценностями студентов и учебными целями показывает, что ценности преподавателей для студентов могут стать предшественниками их учебных целей, а  эффективность обучения зависит от выбора педагогических средств, ожидания достижений, обратной связи о выполнении работы и характера креативно-ценностного взаимодействия «преподаватель-студент».

Можно утверждать, что никакие ценности не связаны негативно с целями достижения, хотя некоторые исследователи обнаруживают негативную связь между определенными ценностями, такими как гедонизм и учебные цели. Однако, мы считаем, что когда преподаватели нацелены на высокие достижения своих студентов, такие ценности как гедонизм могут быть переданы таким образом, чтобы создать мотивацию, например, получая удовольствие от понимания предмета, создания креативного продукта или командной работы [3].

Ценностное отношение преподавателей заключается в создании среды, способствующей реализации потенциала студентов. В сфере обучения студентов преподаватели могут выступать как люди, способствующие или тормозящие креативность, и, следовательно, играют важную роль в развитии креативных умений в образовательной среде. Креативно-ценностное взаимодействие преподавателя и студента заключается в содействии и создании максимально благоприятных условий для формирования человеческого капитала студентов.

В настоящий момент общество испытывает кризис креативности в ситуации  глобальных беспрецедентных изменений, происходящих в мире. Мы разделяем точку зрения К. Робинсона в том, что креативную способность можно развивать, культивировать и обучать, а креативные достижения возможны во всех областях человеческой деятельности, включая искусство, науку, работу, игру, и все другие сферы повседневной жизни. Кроме того, важно отметить, что все люди обладают креативностью, но у всех она проявляется по-разному. Многие не раскрывают свои креативные способности из-за отсутствия возможностей, обучения, поощрения и умений. Когда человек обнаруживает свои креативные способности, это оказывает огромный эффект на его самооценку и достижения в целом. Креативность относится к способности всех людей сочетать умения, знания и ресурсы для решения проблем новыми способами в любом контексте и в любой группе. Серьезные креативные достижения зависят от знаний, контроля над материалами и управления идеями. Таким образом, это не просто вопрос безграничной свободы.

По мнению М. Чиксентмихаи, креативность - главный источник смысла жизни человека. Как белый цвет состоит из всех цветов спектра, так и творческий человек содержит в себе все варианты человеческих качеств сразу. Креативность скорее проявляется там, где новые идеи встречают меньше сопротивления, поэтому, креативная обстановка, созданная в учебном заведении, имеет большое значение для развития креативности как преподавателей, так и студентов [10]. Развитие креативности студентов в системе образования позволит подготовить специалистов, терпимых к ситуациям неопределенности, умеющих нестандартно мыслить, способных ставить и креативно решать задачи. Самым значительным фактором производства становится творчество человека, поскольку целью усилий человека становится не столько производство вещей, сколько общение с другими людьми и обработка информации, а  важнейшими видами продукции - инновации, знания и идеи [9].

В процессе обучения по дополнительной образовательной программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» студенты развивают навыки креативного и критического мышления, творчески подходя к выбору тем своих курсовых и дипломных работ, а затем и к их презентации. Знание иностранного языка и цифровых технологий открывает перед студентами большие возможности в поиске необходимой информации.

В процессе обучения происходит креативно-ценностное взаимодействие преподавателя и студента, при котором происходит обмен ценностями, знаниями, навыками и идеями. Преподаватель служит примером креативности и создает среду для развития креативности студентов, развивая при этом свою креативность.

Практическое и педагогическое применение креативности предлагает совершенный двигатель, с помощью которого можно развивать навыки критического мышления. Каждое креативное занятие включает зависимость от способностей критически оценивать, и каждый этап креативного процесса предоставляет возможность апробировать и развить навыки критического мышления. Креативность и критическое мышление становятся неразрывно связанными, и эта взаимосвязь обладает взаимозависимостью и взаимной выгодой, каждая из способностей обогащается с развитием и практикой другой.

Убедительной демонстрацией рефлексии студента, является оценка своей учебы выпускницей университета Ксенией В., которая изучая английский как основной, выбрала немецкий в качестве второго языка, поскольку успешно обучалась на курсах немецкого языка. На момент обучения в вузе ей казалось, что это было верным решением, потому что давало возможность с легкостью сдавать экзамены. Но, спустя год после окончания вуза она считает, что «следовало выбрать французский и кто знает, может я бы преуспела еще в одном языке». Мы должны добавить, что знание немецкого языка на уровне сертификата DSH, позволило данной студентке успешно пройти годичное обучение в вузе Германии.

Мы должны констатировать, что среди студентов, существует процент тех, кто, не справляясь с поставленными задачами, нагрузками, прекращают обучение по данной программе. Можно предположить, что данной категории студентов была свойственна скорее внешняя мотивация (получение второго диплома), чем внутренняя мотивация достижения (получение знаний, умений, компетенций). Мы считаем, что ценности, определяющие цели получения дополнительных знаний, не были до конца сформированы [6].

Тем не менее, большинство студентов все же завершают обучение, как по основной специальности, так и по дополнительной. Кроме того, существует категория студентов, обладающих устойчивой мотивацией достижения, которые за период обучения в вузе успевают не только учиться по двум специальностям, но и пройти стажировку в зарубежных вузах. Необходимо отметить, что студенты, уезжающие на учебу в заграничные вузы на семестр или год, должны сдавать сессию в родном университете обычно в более сжатые сроки и в период очередного семестра, что вызывает существенные трудности. Тем не менее, студенты готовы идти на такие затраты.

Образование должно помочь молодым людям понять и уважать различные культурные ценности и традиции и процессы культурных перемен и развития. Двигатель перемен в культуре - это способность человека к креативной мысли и действию. Мы считаем, что поездки за границу на разнообразные по срокам стажировки способствуют развитию и обогащению потенциала студентов. Мы можем проиллюстрировать это некоторыми примерами. «После поездки по программе "Work and Travel", я начала задумываться о дальнейшем саморазвитии и стала искать программы обучения от нашего университета. Я очень хотела учиться за границей, со школы была такая мечта (Анастасия Н.). «Обучение за границей - хороший шанс улучшить знания в сфере экономики и английского языка, кроме того, работодатели, конечно же, оценят такой опыт» (Анжелика К.). Хотелось бы отметить, что студенты выбирают различные варианты стажировок за границей, например: «Work and Travel» (работа и путешествия в США в летние месяцы), краткосрочное обучение в летних школах в Германии, Финляндии, Бельгии, которое включает не только языковую подготовку, но и изучение профессионально ориентированных дисциплин, обучение по специальности в течение семестра/года в университетах Германии, Финляндии, Дании, Японии. «Год прошел, и чтобы себя развеять, мне в голову пришла идея найти летнюю школу, где я могла бы протестировать свое владение иностранным языком и познания в области своей специальности» (Анна П.).

Таким образом, мы можем утверждать, что качество креативно-ценностного взаимодействия «преподаватель-студент» в значительной мере влияет на развитие мотивации достижения студентов, которая выражается в стремлении реализовать свой креативный и аксиологический потенциал, изменении ценностного отношения к учебной деятельности, к будущей профессии, в желании использовать все возможности, предоставляемые университетом.

Рецензенты:

Белоновская И.Д., д.п.н., профессор кафедры теории и методологии образования,  Оренбургского государственного университета, г. Оренбург;

Кирьякова А.В. д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Мороз В.В., Белая Г.В. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ КРЕАТИВНО-ЦЕННОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – СТУДЕНТ» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16204 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674