Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ КАК ОСНОВА ЦЕЛОСТНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ

Лукоянова М.А. 1
1 ФГАОУ ВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
На современном этапе развития информационного общества возрастают требования к уровню подготовки специалистов гуманитарных специальностей, способных применять информационные технологии для решения профессиональных задач. Однако, в процессе освоения студентами гуманитарных специальностей курса «Информационные технологии» возникают проблемы, связанные с особенностями преподавания дисциплин базовой части математического и естественнонаучного цикла. Поэтому актуальным становится рассмотрение проблем организации, обеспечения целостности и повышения эффективности курса «Информационные технологии» для гуманитариев. Автором на основе теории педагогического целеполагания выделена основная цель курса «Информационные технологии» для студентов гуманитарных специальностей, которая состоит в автоматизации решения филологических задач, как профессионально-значимых для гуманитариев. Полученный студентами опыт в дальнейшем может быть использован в оформлении, мониторинге результатов и презентации исследовательских работ.
студенты гуманитарных специальностей.
автоматизация решения филологических задач
информационные технологии
1. Батрова Н.И., Лукоянова М.А., Хусаинова А.Х. Технологии WEB 2.0 в формировании опыта применения информационно-коммуникационных технологий у студентов гуманитарных специальностей // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2014/5/689.pdf.
2. Власова В.К., Кирилова Г.И. Алгоритмы мониторинга и контроля учебного процесса в условиях электронных образовательных ресурсов // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 7 (86). – С. 36-40.
3. Лукоянова М.А. Формирование базовой информационной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №2. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2012/2/277.pdf.
4. Муханов С.А. Применение информационных технологий при преподавании математики студентам гуманитарных специальностей // «Педагогическая информатика» – 2006. – №1. – С.60-62.
5. Салехова Л.Л., Алюшева Д.Н. Использование в образовательном процессе вуза электронного тренажера "Служебные слова языка программирования", размещенного в облачных сервисах Google // Филология и культура. Philology and Culture. – 2013. – № 1(31). – С. 222-226.
6. Турбовской Я.С. Взаимодействие педагогической науки и практики: диагностический аспект. – М, 1993. – 194 с.
7. Хусаинова А.Х. Система текущего и итогового контроля деятельности студентов в модели «Единого информационного пространства учебного курса» // Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний, №1(12), 2014. – Казань: Юниверсум. – С.383-389.
На современном этапе развития информационного общества, характеризующимся возрастающими потоками различной информации, постоянным обновлением информационных технологий (далее ИТ), появлением новых специальностей  на стыке гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (математическая лингвистика, квантитативная лингвистика др.), возрастают требования к уровню подготовки специалистов гуманитарных специальностей, способных применять ИТ для решения профессиональных задач.

В процессе освоения студентами гуманитарных специальностей курса «Информационные технологии» возникают проблемы, связанные с особенностями преподавания дисциплин базовой части математического и естественнонаучного цикла:  неоднородность подготовки студентов в области ИТ, отсутствие системных знаний по использованию ИТ в учебной деятельности, отношение студентов к данной дисциплине как к непрофильной.

В тоже время,  «становление информационного общества требует обеспечения адекватности образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий» [3]. Поэтому актуальным становится выделение основной цели, объединяющей изучение прикладных аспектов курса «Информационные технологии», рассмотренных на примерах профессионально-значимых для гуманитариев филологических задач. Это позволит обеспечить целостность курса, повысить уровень эффективности образовательного процесса и получить конкретный практический результат студентами гуманитарных специальностей.  При этом автор опирается на теорию педагогического целеполагания, разработанную Я.С. Турбовским [6], рассматривающую учебный процесс не только как абстракцию, раскрывающую сущностные характеристики определённой совокупности явлений и связей между ними, но и как непрерывную практическую деятельность, призванную реализовать формирующие возможности представленных в программах знаний в процессе осуществляемой преподавателем целеполагающей деятельности.

Использование  ИТ также является предметом изучения многих ученых и практиков, при этом рассматриваются различные аспекты применения ИТ на разных этапах учебного процесса [1, 2, 3, 4, 5, 7].  В связи с широким распространением в последнее десятилетие Web-технологий, одни авторы предлагают «для наиболее успешного решения приоритетной задачи по подготовке студентов гуманитарных специальностей необходима организация образовательного процесса с использованием технологий Web 2.0 для повышения эффективности взаимодействия между преподавателем и студентами» [1].  Другие авторы предлагают использовать в образовательном процессе электронные образовательные ресурсы, «использование, которых способствует созданию инновационной конструктивной среды, поддерживающей творческую и индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность студентов» [5, с. 222].

Для обеспечения целостности курса, повышения уровня эффективности образовательного процесса и получения конкретного результата студентами гуманитарных специальностей в процессе обучения были объединены прикладные аспекты (операционная система, текстовый редактор, электронные таблицы, программы для создания и проведения презентаций, технология связывания и внедрения объектов в другие документы) курса «Информационные технологии» единой основной целью  –  автоматизации решения филологических задач, как профессионально-значимых для гуманитариев. Полученный опыт в дальнейшем закрепляется и используется при оформлении и подготовке к защите курсовой работы.

Так, изучение текстового редактора направлено на освоение основных приемов и средств создания, редактирования и форматирования, а также автоматизации обработки многостраничных документов различной структуры, содержащих внедренные графические объекты, электронные таблицы и диаграммы.

 

 

 

Рис. 1. Электронный образец текстового документа

Студенты осваивают на практике основные правила создания и форматирования текстового документа согласно предложенному электронному образцу (рис. 1), определяя тип шрифта, размер, начертание, абзацный отступ, междустрочный интервал, параметры абзацев, рабочую область для заголовка и поля страницы. Для автоматизации форматирования набранного текста применяется команда «Формат по образцу». Данный текстовый документ содержит рисунок, который сначала редактируется в графическом редакторе, а затем вставляется в документ с настройкой его расположения относительно текста при помощи команд «Положение» и «Обтекание текста».

 

При создании текстовых документов для правильного расположения текста, рисунков, оформления отчетности используются таблицы. Студенты изучают различные способы вставки таблиц и их редактирования (объединение и разделение ячеек; вставки и удаления строк, столбцов и ячеек; изменения размеров ячеек, строк и столбцов; заполнение текстом и вставка рисунков и др.) для представления данных в прямоугольной форме, а также применение таблиц для оформления данных сложной структуры с использованием вкладок Макет и Конструктор.

Многостраничные документы имеют сложную структуру, определяющую взаиморасположение и связь его составных частей. Студенты осваивают приемы форматирования заголовков и текста с помощью создания собственных стилей, создания оглавления с нумерацией страниц, компоновки многостраничного документа путем перемещения параграфов или разделов с отслеживанием нумерации страниц в оглавлении (рис. 2). В многостраничном документе создаются сноски, ссылки, колонтитулы, а также автоматически создаются титульный лист, предметный указатель, список литературы.

Рис. 2. Фрагмент оглавления многостраничного документа в режиме структуры

Изучение электронной таблицы направлено на освоение основных операций для представления мониторинга результатов исследовательской деятельности в виде таблиц и диаграмм. В электронных таблицах студенты осваивают приемы вставки и редактирования текста, чисел и формул, работы с различными ссылками в формулах, автозаполнения ячеек, в том числе с фиксацией адресов в формулах, модификации таблицы, создания диаграмм с перемещением на листы диаграмм.

Динамические таблицы и диаграммы студенты внедряют в текстовый документ (рис. 3) и презентацию, чтобы обеспечить возможность их модификации в случае изменения числовых

данных исходного файла электронной таблицы.  Для этого используется технология связывания и внедрения объектов в другие документы и объекты Object Linking and

 

 


Рис. 3. Таблицы и диаграммы, внедренные из электронной таблицы в текстовый документ

Изучение программы для создания и проведения презентаций направлено на освоение приемов и средств создания, форматирования и настройки презентации для выступления с докладом. Студенты осваивают различные способы создания и оформления презентаций, вставки и форматирования текста, вставки рисунков, диаграмм, в том числе с внедрением из электронной таблицы, вставки управляющих кнопок для навигации в презентации, применения готовых вариантов дизайна с изменением цветовых тем и вставки готовых изображений в качестве фона, настройки анимации объектов и переходов между слайдами и др. Также изучаются приемы настройки презентации и управления демонстрацией.

Таким образом, технология процесса осмысления основной цели изучения курса «Информационные технологии» студентами гуманитарных специальностей предусматривает выполнение профессионально-значимых задач в рамках основных тем курса.  При этом формируется положительное отношение студентов гуманитарных специальностей к изучаемой дисциплине, и создаются условия для решения студентами практической задачи средствами информационных технологий.

В результате освоения дисциплины у студентов гуманитарных специальностей  формируется опыт использования ИТ для решения профессиональных задач, включающий следующие компетенции: способность поставить цель и выбрать пути её достижения средствами информационных технологий; способность применения методов обработки информации, экспериментального исследования средствами ИТ; готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки  информации; готовность работать с компьютером как средством управления информацией; умение представлять результаты своей деятельности и др.

Автором был проведен анализ результатов обучения студентов 2 курса гуманитарных специальностей, изучающих курс «Информационные технологии» за 2012 - 2014 гг. Случайным образом были выбраны 10 групп студентов, часть из которых (5 групп) изучали курс с постановкой целей по темам курса (изучение  прикладных аспектов курса). Остальные (5 групп) изучали курс, в котором темы были связаны единой основной целью (изучение прикладных аспектов курса для решения профессионально-значимых филологических задач).

Мониторинг результатов текущего и итогового контроля успеваемости студентов за 2012 - 2014 гг. осуществлялся на основе бально-рейтинговой системы. Уровень сформированности компетенций студентов в данной статье исчислялся средними значениями от максимально возможного количества баллов. Студенты (первые 5 групп), изучающие прикладные аспекты курса,  показали средний балл 77, а студенты, изучающие прикладные аспекты курса для решения профессионально-значимых филологических задач, показали средний балл 82 (рис. 4).


Рис. 4. Результаты обучения студентов гуманитарных специальностей

Данные результаты позволяют автору говорить о положительной динамике обучения студентов гуманитарных специальностей в рамках курса «Информационные технологии», в котором выделена основная цель, объединяющая изучение прикладных аспектов курса,  направленная на решение профессионально-значимых филологических задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что выделение основной цели курса «Информационные технологии» для студентов гуманитарных специальностей, которая состоит в автоматизации решения филологических задач, как профессионально-значимых для гуманитариев, дает положительные результаты, обеспечивает целостность курса, позволяет повысить уровень эффективности образовательного процесса и получить конкретный результат на практике. беспечивает целостность курса,. задачпр


Рецензенты:

Кирилова Г.И., д.п.н., профессор, заведующий лабораторией информатизации профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования Российской Академии образования, г. Казань;

Шакирова Л.Р., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теорий и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Лукоянова М.А. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ КАК ОСНОВА ЦЕЛОСТНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16238 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674