Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА - ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Чебаков А.П. 1
1 АНО ВО Институт технологии и бизнеса
Проведено исследование уровня развития профессиональной компетентности специалистов социально-педагогического профиля, работающих в системе социальной реабилитации несовершеннолетних. Выявлена специфика контингента обслуживаемых, выделены специальные профессиональные умения, необходимые специалистам для успешного решения задач социальной реабилитации клиентов социальной службы, предложена система развития профессиональной компетентности в едином ценностно-смысловом реабилитационном пространстве в рамках повышения квалификации без отрыва от основной деятельности. Особое внимание уделено превентивной профилактической деятельности специалистов, направленной на ранее выявление и предупреждение причин детской безнадзорности и правонарушений. Предложен учебно-методический комплекс развития профессиональной компетентности специалистов социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (воспитателей, педагогов-психологов и социальных педагогов) и комплекс диагностических методик для определения уровня сформированности профессиональных умений педагогов. Разработана и обоснована модель повышения квалификации специалистов социальной реабилитации несовершеннолетних в системе дополнительного профессионального образования. Апробированы разработанные технологии развития профессиональной компетентности, определены условия, способствующие оптимизации данного процесса, разработан и внедрён социально-педагогический механизм организации дополнительного профессионального образования специалистов социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
повышение квалификации работников социальных служб.
социальная реабилитация
трудная жизненная ситуация
социальная служба
профессиональная компетентность педагога
несовершеннолетний
1. Лотова И.П. Психология смысла жизни: Монография. – М., 2011 – 456 с.
2. Национальные стандарты РФ ГОСТ 52495-2005 «Социальное обслуживание населения, термины и определения», «Контроль качества социальных услуг», «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания». ГОСТ 52497-2005.
3. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад - М.: Пульс, 2012. – 156с.
4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120-ФЗ //Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. обновление 11.12.2009г.
5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.06.1998г. № 124-ФЗ //Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. обновление 11.12.2009г.
6. Чебаков А.П. Методическая работа в социозащитных учреждениях для несовершеннолетних. Проблемы. Опыт. Инновации. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. – 100с.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних учреждения нового типа от которых государство и общество ожидают значительного эффекта в предупреждении и профилактике детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действенной социально-педагогической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении [1]. Важнейшим фактором достижения успеха социальной реабилитации является профессиональная компетентность специалистов[3]. Развитие профессиональной компетентности специалистов необходимо осуществлять на научной основе, в соответствии с социальным заказом общества и государства и с потребностями реабилитационной практики. Необходимо формировать и развивать профессиональный корпус специалистов социально-реабилитационных центров.

В нашей стране с 01 января 2015 года вступает в силу новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» от 28.12.2013 года № 442-ФЗ. Этим законом вводятся обновлённые принципы социального обслуживания, определяющие конкретные требования к качеству услуг и их оказанию на основе адресной помощи и поддержки, эффективности их предоставления, индивидуального подхода к клиентам, их социально-педагогического сопровождения, расширение сетевого взаимодействия и другое. Подготовленность специалистов социально-реабилитационной практики, повышение их квалификации, овладение дополнительными специализациями являются важнейшими факторами качества социального обслуживания, эффективности социально-педагогической реабилитации и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Для успешного решения перечисленных задач необходимо совершенствовать и развивать профессиональную компетентность специалистов социально-реабилитационных центров, как   работников учреждений инновационного типа.

Применительно к профессиональному корпусу специалистов педагогического профиля социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних анализ состояния проблемы развития его профессиональной компетентности позволил выявить постоянно растущую потребность повышения теоретического уровня знаний, а также мастерства практической реабилитационной деятельности.

Анализ кадрового состава специалистов социально-педагогического профиля на констатирующем этапе эксперимента показал, что половина специалистов учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних(58,2%) имеют непродолжительный (до 3 лет) опыт работы в сфере оказания социально-педагогической помощи и реабилитации, прошли повышение квалификации по направлению «социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних - 5%, прошли переподготовку и получили дополнительное профессиональное образование по социально-реабилитационной работе- 0, что актуализирует необходимость организации и вовлечения их в образовательный процесс, направленный на развитие профессиональной компетентности. В ходе пилотажных исследований специалисты (98%) отметили, что с радостью приняли бы участие в профессиональной переподготовке, но не имеют для этого экономических возможностей и временного ресурса.

 При этом, результаты анкетирования, бесед с руководителями центров и учреждений профессионального образования, специалистами, консультаций с методическими службами, на начальном этапе нашего исследования показали существенность учёта мнения самого респондента о его дальнейшем обучении.

В этой связи были определены предпочтения специалистов в выборе форм развития профессиональной компетентности. Выделенные в исследовании формы развития профессиональной компетентности, разделены на две группы: свободные (посещение лекций, конференций по своей инициативе, самообразование, обмен опытом в порядке личной инициативы) и организованные (занятия на краткосрочных курсах повышения квалификации, творческие мастерские, посещение научно-практических семинаров, тематические семинары в социально-реабилитационном центре, учёба на курсах с выездом за пределы населённого пункта).

Исследованием установлено, что из организованных форм специалисты предпочли обучение на курсах повышения квалификации (79%), из свободных форм - стажировку у наиболее опытных практиков (80%), самообразование (45%). Исходя из полученных результатов, приоритетной организованной формой развития профессиональной компетентности специалистов определены курсы повышения квалификации без отрыва от основной деятельности с опорой на уже имеющиеся знания, профессиональный и социальный опыт.

Изучение нормативно-правовых и научных источников подтвердило сущность дополнительного профессионального образования, как целенаправленного процесса обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, осуществления образовательно-информационной, методической деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах личности, общества и государства. Видами и формами дополнительного профессионального образования как показал опыт традиционно являются: повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка, дополнительная профессиональная подготовка, самообразование, дополнительные образовательные услуги[3, 4].

Исследование показало существенное усложнение миссии, повышение роли, значимости и ответственности специалистов социально-педагогического профиля социально-реабилитационных центров в решении проблем детской безнадзорности и профилактики правонарушений. Всё это предполагает и мотивирует специалистов на профессиональный рост через соответствующие формы дополнительного профессионального образования, реализуемого без отрыва от их основной практической реабилитационной деятельности.

Нами разработана и апробирована теоретически обоснованная модель повышения квалификации специалистов социально-педагогического профиля в условиях социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Подготовка специалистов в контексте представленной модели ориентирована на внедрение инновационных социально-реабилитационных и социально-педагогических технологий в работу центров, ранее выявление причин детской безнадзорности, предупреждение и минимизацию правонарушений детей и подростков[4].

Модель повышения квалификации специалистов предполагает расширение пространства профессионального образования педагогов, уточнение содержания для каждого из них как субъекта профессионально-педагогического сообщества на основе дифференцированного подхода к разработке учебно-методического комплекса «Развитие профессиональной компетентности специалистов социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних».

На констатирующем этапе эксперимента определено исходное состояние, а на формирующем - динамикаразвития профессиональной компетентности. Подобран и адаптирован к условиям социально-реабилитационных центров комплекс диагностических методик развития профессиональной компетентности педагогов (специальные анкеты для выявления способностей педагога к саморазвитию, тестовые измерительные материалы «Коммуникативная компетентность» (авт. В.В. Бойко),  методика оценки рефлексивных способностей педагога, методика диагностики уровня эмпатических способностей, банк социально-педагогических ситуаций, тематика для написания эссе «Моё кредо реабилитолога»). Методом анкетирования оценивался уровень развития операционально-проектировочных умений, решением электронных тестов на коммуникативную компетентность и тестов на рефлексию оценивался уровень коммуникативных и рефлексивно-оценочных умений,  решением теста «Диагностика эмпатийных способностей» - уровень развития информационно-аналитических умений, с помощью теста «Диагностические умения» (авт. Н.В. Микляева) установлен уровень развития диагностических умений. Диагностика по уровням развития социально-педагогических умений определила дальнейший выбор форм, методов и технологий обучения [6].

Базовый инвариант учебно-методического комплекса (УМК), ориентирован на развитие профессиональной компетентности специалистов социально-реабилитационных центров в системе повышения квалификации, предполагает формирование социально-педагогических умений работы с различными группами контингента социально-реабилитационных центров: адекватно и гибко реагировать на нестандартные ситуации, уметь распознавать, диагностировать и прогнозировать проблемы ребёнка и его семьи с целью восстановления его социального статуса в коллективе сверстников, активно включаться в социально-регулируемый и целенаправленный процесс профессионального и личностного взаимодействия, обладать навыками осуществления программно-целевого моделирования перспектив реабилитационного процесса, разработки и реализации социально-реабилитационных программ и социальных проектов.

Специализированная подготовка в контексте нашего исследования предлагала воспитателям, педагогам-психологам, социальным педагогам овладение новыми специализациями, необходимыми для качественного осуществления реабилитационного процесса.

Средствами реализации комплекса явились: тренинговые занятия, деловые и ситуационно-ролевые игры, анализ ситуаций (case-технологии), решение проблемных задач, тестирование, написание эссе, составление программных заявлений, презентации по заданным темам, ведение рефлексивных дневников, проведение pest-swot-анализа социально-педагогической среды, рефлексивно-аналитические семинары, встречи, «экскурсии» в творческие лаборатории реабилитологов, «круглые столы», дискуссии, разработка реабилитационных программ и социальных проектов, создание историй успеха - storyesofsuccess воспитанников и семей, разработка индивидуальных карт и портфолио специалиста, участие в социально-значимых акциях. Как указывает И.П. Лотова  «стратегии взаимодействия с ситуациями - это не просто механизмы, обеспечивающие адекватность поведения индивида, а своеобразный «индикатор»его ценностных и смысло-жизненных ориентаций. В связи с тем, что ситуация служит своего рода экраном, на котором проявляются скрытые от внешнего наблюдения черты личности, склонности, мотивации, ценности и система смыслов, исследование способов взаимодействия человека с различными ситуациями открывает широкие диагностические и психотерапевтические возможности»[5].

Коллективное взаимообучение, как технология развития профессиональной компетентности в нашем исследовании основывалось на указанном научно-прикладном модуле «Социально-педагогическое информатизированное обучение» (взаимодействие специалистов в ходе выполнения практических заданий - разработке авторских социально-реабилитационных проектов и программ).

Результатом обучения специалистов стали разработанные и внедренные в социально-реабилитационную деятельность социальные программы: «Здоровый выбор», «Родом из семьи», «Выход есть всегда», «Мы вместе», «Свет в окне», «Дайте цветку прорасти»,  «В нашей жизни - трудный миг», «Луч надежды», «Ты не один» и др., а также социальные проекты: «Социальный марафон молодёжи», «Фестиваль социальной рекламы», «Школа приёмных родителей», «Под защитой семьи», «Другие мы», «Мир в твоих руках», «Мои увлечения», представленные на общественно-государственную экспертизу и получившие признание на уровне законодательного собрания и межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Приморского края.

Повышение квалификации осуществлялось на базе социально-реабилитационного центра без отрыва от основной деятельности в течение учебного года, где базовая переподготовка составила 188 часов, специализированная - 128 часов. Обучение специалистов учитывало, что процесс повышения квалификации идёт среди работающих, и поэтому только 25% времени было отведено учебной практике (практическое обучение составлению и реализации авторских программ и  социальных проектов) Обязательным компонентом обучения - демонстрацией результатов освоения программы повышения квалификации, явилась разработка, реализация и защита авторской программы социальной реабилитации или коллективного социального проекта, направленного на предупреждение безнадзорности и правонарушений в детско-подростковом социуме. Работа над проектом или программой начиналась со второго полугодия и завершалась их защитой в конце обучения с обязательным использованием медиа-информационных технологий. Алгоритм разработки и реализации процесса включал: выбор темы, обоснование решения проблемы программными (проектными) методами и средствами (1 месяц), разработку и реализацию (от 2 до 4 месяцев), защиту программы (проекта) - последняя неделя обучения.

Определение критериев для отслеживания динамики развития профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования соотносилось с необходимостью выявления личностно-профессиональных изменений и их влияния на эффективность социально-реабилитационного процесса.

В ходе опытно-экспериментального исследования были получены результаты, демонстрирующие эффективность проводимой работы и стабильную динамику готовности специалистов к социально-реабилитационной деятельности о чём свидетельствуют сравнительные результаты констатирующего эксперимента.

При детальном сравнении показателей входной и итоговой диагностики в исследуемой группе по комплексу отобранных методик наблюдались положительные изменения. В таблице помещены результаты сравнительного анализа анкетирования специалистов, выявляющих способности к саморазвитию в профессиональной деятельности.

Показатели способности специалистов к саморазвитию изменились: значительно увеличилось количество человек в группе «Активное саморазвитие» (с 64 до 79 человек).

 Таблица

Итоговая таблица показателей ответов респондентов на вопросы анкеты

Способности к самосовершенствованию

Результаты эксперимента (% / кол-во чел.)

Констатирующий этап

Обобщающий  этап

Активное саморазвитие

43,8%  (64)

54,1  (79)

Несложившееся саморазвитие

34,9%  (51)

30,1  (44)

Остановившееся развитие

21,3%  (31)

15,8  (23)

 

Незначительно, но снизилось количество специалистов, находящихся в зоне «несложившегося саморазвития» (с 51 до 44). Произошли изменения соотношений показателей по критерию «остановившееся развитие» (31 и 23), что свидетельствует об эффективности программ учебно-методического комплекса. Следовательно, слушатели курсов повышения квалификации реально ощущают значимые изменения (повышение уровня рефлексии, эмпатии, способностей к саморазвитию, самооценке, проектированию своего профессионального будущего, умения строить отношения с детьми, коллегами, родителями, готовность к организации коммуникативного пространства, умение находить решения в сложных конфликтных ситуациях и др.)

Исследованием установлены причины участия специалистов в повышении квалификации: личная инициатива (35%), инициатива администрации (15%), подготовка к аттестации, получение квалификационной категории и как следствие повышение заработной платы (30%), желание ознакомиться с передовыми достижениями социально-педагогической науки и опытом других (12%), потребность в самосовершенствовании (8%).

Для определения влияния изменившегося уровня профессиональной компетентности специалистов на качество социально-реабилитационного процесса организованы процедуры обратной связи «специалист - клиент социальной службы» по следующим методикам:  «Климатическое облако» (А.Н. Лутошкин); «Диагностика эффективных педагогических коммуникаций» (модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева); оценка уровня тревожности воспитанников центра; анализ статистических данных о жизнеустройстве и социализации воспитанников центра; мониторинг оценки качества деятельности учреждения.

Социально-педагогический механизм взаимодействия учреждений дополнительного профессионального образования и методических служб системы социальной защиты населения дал возможность распространить результаты инновационной деятельности субъектов образования на реабилитационную практику через экстраполяцию новых идей, разработку и реализацию авторских реабилитационных программ, социальных проектов, что положительно сказалось на практике защиты прав детей, профилактике правонарушений и безнадзорности в современных условиях. 

 Рецензенты:

Орехова Е.Я., д.п.н., профессор, профессор кафедры романских языков ФГБОУ «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула;

Метлик И.В., д.п.н., профессор, заведующий лабораторией ценностно-мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания ФГБНУ «Институт семьи и воспитания РАО»,
г. Москва.

 

Библиографическая ссылка

Чебаков А.П. КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА - ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16350 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674