Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Чжан Ч.н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Проведен анализ психолого-педагогической и народной литературы Китая, рассматривающей различные аспекты воспитания ребенка в семье. Раскрыты особенности воспитания ребенка в патриархальной китайской семье: её многодетный состав; включенность в процесс воспитания ребенка всех членов семьи, близких и дальних родственников; гендерная дифференциация воспитания мальчиков и девочек; наследование видов деятельности родителей и ранняя включенность в трудовую социализацию; религиозно-философские основания семейного уклада и воспитания. Актуализированы ведущие проблемы современной китайской семьи и выявлены основные направления исследований в указанной проблематике: особенности воспитания одного ребенка; возрождение народных традиций семейного воспитания; подготовка ребенка к самостоятельной жизни в обществе; установление оптимальных и доверительных отношений в семье; оптимизация форм и методов воспитания детей матерями и отцами.
проблемы воспитания ребенка в современном Китае
патриархальная китайская семья
семейное воспитание
1. Линь Лю. Нравственное воспитание детей в современной китайской семье на основе традиций народной педагогики: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Йошкар-Ола, 2011. – 22 с.
2. Ло Юн. Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2005. – 20 с.
3. Куликова. С.В. Ценности и средства семейного воспитания в народной педагогике России / С. В. Куликова // Традиции и новации в истории педагогической культуры: в 2 т. Т.2 История зарубежной и отечественной педагогики: монография / под ред. Г.Б. Корнетов. – М.: АСОУ, 2011. – 296 с. – С. 136-146.
4. Куликова С.В. Аксиологический подход к изучению феномена «национальное самосознание» в отечественной истории педагогики// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2014. – № 6 (91). – С. 29-32.
5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 6. – М.; Л., 1949.
В любой стране и во все времена семья считается основным воспитателем ребенка, она несет ответственность за его жизнь и здоровье, качество воспитания и образования, подготовку ребенка к взрослой и самостоятельной жизни. Именно в семье детям впервые сообщаются сведения об окружающем мире, учат пользоваться различными предметами и приобщают к народным традициям и национальной культуре. Известный Волгоградский историк педагогики С.В. Куликова подчеркивает, что «осознание человеком своей принадлежности к определенной нации происходит в первые годы жизни, когда формирование личности происходит на основе традиций, заложенных в семье, под влиянием обстановки, цвета, запаха, звуков, речи, прикосновений, внешнего облика близких - всего того, что направлено на ребенка» [3].

В Китае, как и в России, в семейном воспитательном пространстве традиционным является взаимодействие трех поколений, когда ребенок включен в интерактивное общение с родителями, бабушками и дедушками. Значимость такого взаимодействия особенно сильно в младшем возрасте, подчеркивал великий российский педагог К.Д. Ушинский: «Природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, - понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции приносят детям больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникающей в его душу» [5, с. 360].

Очевидно, что национальный идеал человека формировался в рамках становления народной педагогической традиции, колыбелью которой выступала семья. В русской народной педагогике на протяжении многих веков сложился идеал русского человека, для которого были характерны следующие черты: патриотизм, терпимость, духовность, великодушие, взаимная любовь, высокая нравственность, совестливость, правота, честность, трудолюбие, стремление к добру, подвижничество, мудрость, умеренность, храбрость, решимость, мужество, устойчивость в несчастьях и опасностях» [4]. В Древнем Китае идеально воспитанный человек должен был обладать высокими качествами, описанными в рамках религиозно-философских учений (Даосизм, Буддизм, Конфуцианство): благородство, стремление к истине, почтительность, правильность, богатая духовная культура [2]. С утратой указанных выше качеств любой народ рискует не только оторваться от своих корней и истории, но и потерять базовую основу - свою национальную идентичность. Именно поэтому сегодня два великих государства Россия и Китай, два народа одинаково стремятся сохранить свои традиции, культуру, историю, понимание и уважение к которым закладывается в семье.

В Китае на протяжении столетий ребенок, включенный в сложную и разветвленную семейную систему, со своими ценностями и иерархией, воспитывался самим укладом, жизненными ситуациями, примером взрослых. В целях сохранения нравственной направленности воспитания китайские ученые ориентируют современную китайскую семью на сохранение и применение традиций народной педагогики, зародившейся еще в Древнем Китае. Для воспитания духовно-нравственной личности ребенка в семье сегодня необходимо создавать определенные условия. К примеру, Л. Лю выявлены такие педагогические условия: «психологическая, практическая и эмоциональная готовность родителей к воспитанию ребенка; знание родителями родного языка как источника информации на генетическом и бытовом уровнях; знание родителями традиций народного воспитания...» [1]. Безусловным обстоятельством, определяющим успешность воспитания ребенка в семье, становится культурно-просветительская работа с родителями, обращение их к истокам народной педагогики Китая и приобщение к богатейшему опыту патриархальной китайской семьи-общины.

Современный исследователь Ло Юн пишет о богатом опыте семейно-общинного воспитания в Китае, «уходящего корнями в первобытную эпоху. Центром воспитания служили семья, церковь и государство. Личность растворялась в стране, семье, общине и т.д. Акцент делался на жесткие формы и методы воспитания» [2]. Особенностями воспитания ребенка в патриархальной китайской семье можно считать, во-первых, её многодетный состав; во-вторых, включенность в процесс воспитания не только родителей, дедушек и бабушек, но и дядь и теть, двоюродных, троюродных дедушек и бабушек. Для каждого уровня родства в китайской семье есть свое числительное в зависимости от старшинства. К примеру, двоюродный дедушка называется «первый дедушка», если он самый старший, и «второй или третий дедушка» - если он младше. Это свидетельствует о том, что каждый член в большой китайской семье выполнял свою функцию, имел свои обязанности и нес ответственность за воспитание каждого ребенка в семье.

В-третьих, гендерная дифференциация воспитания мальчиков и девочек в Китае осуществлялась объективно, совершенно естественным путем, когда до определенного возраста мальчики воспитывались мужчинами, а девочки - женщинами. Эта традиция характеризует доисторический период развития прикладной педагогики, типична для всех народов и существует уже несколько тысячелетий. Семья, сохранив основы родового строительства нации, несет в себе черты доисторического периода в цивилизационном развитии человечества. Одной из ключевых характеристик родовых отношений является ненасильственный характер передачи социального опыта от старших к младшим. Связь детей и взрослых в общине была прямой и непосредственной, а становление ребенка происходило внутри взрослой жизни. Воспитание рассматривалось как часть настоящей жизни детей, а не подготовка к будущему. Детьми руководили только по мере надобности: одобряли или не одобряли, направляли, контролировали, стимулировали. С раннего детства у детей формировались качества, необходимые для различных видов деятельности, они усваивали нормы и ценности, принятые всем коллективом и имевшие естественные и половозрастные особенности и различия. Когда семейные отношения заменили общинное устройство в человеческом сообществе, семья переняла гуманистическую сущность отношения родовой общины к детям и стала институтом первоначального воспитания любви, единения и общежития, авторитета и дисциплины.

В-четвертых, так же как и у других народов, китайские дети наследовали род занятий и профессию своих родителей, с раннего возраста, включаясь в трудовую деятельность. Иными словами, трудовое воспитание ребенка начиналось в семье, китайской общине. Ведущим типом школы в Китае в 3-м и 2-м тысячелетиях до н. э. была общинная, где юноши бесплатно обучались стрельбе из лука, религиозным пениям и обрядам. Несколько позже состав учебных предметов пополнился еще тремя: управление конем, письмо и счет.

До 6-7 лет сыновья знатных родителей получали домашнее воспитание, а затем начиналось школьное обучение. Отсюда берет свое начало сословный характер образования в Китае. Система образования слагалась из трех ступеней: первая посвящалась заучиванию текстов учениками с голоса и приобретению умений писать и понимать значение иероглифов; на второй ступени к указанному добавлялось обучение стилистике и правилам стихосложения; третья ступень предназначалась для тех, кто стремился стать ученым или чиновником. Они должны были в течение ряда лет сдавать несколько экзаменов. Высшее образование заключалось в обучении ораторскому искусству и философии. Данная система общего образования предназначалась для аристократии и детей чиновников. Простолюдины получали небольшой круг необходимых практических знаний в семье и общине.

Пятой особенностью традиционного воспитания в Китае является его религиозно-философская основа. В основу образования и семейного воспитания Древнего Китая было положено этико-философское учение Конфуция, пронизанное глубокими гуманистическим смыслами и оказавшее значительное влияние на все сферы жизни в Китае. Современный историк педагогики В.Г. Безрогов, изучающий Восточные цивилизации, пишет: «Чистый» Восток - это культура писца и культура сакрального знака и текста, божественного как по смыслу, так и по форме (божественное - материально). Внутренним символическим значением, связью с Богом наполнены все ситуации обучения. Постоянное учение, поиск мудрости в Священных Книгах и в Боге стали религиозным категорическим требованием. Человек, который не учится, пренебрегает Богом. Свят мудрец, достигший высот божественной науки.

Обращаясь к истории семейного воспитания в Китае, мы пытаемся задать вопросы в прошлое, чтобы найти там ответы на современные проблемы. А таких проблем в современной китайской семье немало. Ушла в прошлое обладавшая сильным воспитательным эффектом такая традиционная основа китайской семьи, как её многодетный состав. Это обусловлено известной всему миру демографической политикой (одна семья - один ребенок). С этой традицией отпала и актуальность большой семьи, разорваны связи между дальними и близкими родственниками, снизилась ответственность всех членов семьи за воспитание ребенка, сконцентрировавшись на первых родителях, т.е. отце и матери. Зачастую ребенком занимается только мать, т.к. отец занимается материальным обеспечением семьи.

В современных исследованиях, посвященных воспитанию детей в китайской семье, разрабатывается множество направлений, которые раскрывают насущные проблемы в социуме и педагогике.

В. Дунхуа в книге «Обретение матери» ставит проблему воспитания гения. Автор, рассказывая реальные истории о человеческих судьбах, приходит к выводу о том, что мать и дитя - это богатство общества. Если общество заботится о них, то оно заботится о своем будущем. В. Дунхуа доказывает, что мать, не обладая какими-либо особенными талантами, может воспитать гения, создать личность.

Ч. Цинь назвал свою книгу «Каждый ребенок ангел». Он описал свой опыт воспитания ребенка в семье с учетом его интересов и потребностей, теоретически обосновав практические рекомендации родителям. Автор проводит мысль о том, как важна любовь к ребенку в воспитании его духовности, понимания его внутреннего мира. Очень важно верить в его позитивное начало, оградить от дурного влияния, соблюдая терпение и такт.

Ч. Мочу анализирует проблему воспитания мальчиков в книге «Кто сказал, что мама не может воспитать настоящего мужчину?». Автор обращается к истории, когда мальчиков воспитывали мужчины, и они вырастали сильными и мужественными. Сегодня ситуация изменилась, мальчиков воспитывают женщины: дома - матери, в детских садах и школах - женщины. Поэтому мальчики стали слабыми и изнеженными. Ч. Мочу, опираясь на исследования психологов, показывает, что при воспитании только женщинами у мальчиков не формируются такие важные качества, как: смелость, уверенность в себе, абстрактное мышление, способность к творчеству. Если мужчины потеряют эти свойства, то не смогут создать полноценную семью, воспитать своих детей и стать полноценными членами общества. Автор предлагает мамам и женщинам методику воспитания мальчиков настоящими мужчинами.

Схожую проблему семейного воспитания пытается решить Ф. Цзинюй в книге «Роль отца в жизненном самоопределении ребенка». Автор дает рекомендации мужчинам по воспитанию детей: как воспитать психологически здорового ребенка, как помочь детям в учебе, как помочь детям получить хорошее образование и развитие. В качестве примера автором приводится опыт воспитания своих детей. Несомненные успехи его дочери, которая в 3,5 года окончила начальную школу, а в 10 лет уже публиковала результаты своих исследовательских работ, свидетельствуют об эффективности его методики. В итоге, Ф. Цзинюй дает рекомендации отцам, как воспитать детей способными, интеллектуально и духовно развитыми.

В книге В. Пэнчэн из серии «Детская возможность» обращается к актуальной проблеме однодетной китайской семьи. Автор пишет о том, что сегодня одного ребенка в семье воспитывают много человек: мама, папа, две бабушки, два дедушки и т.д. В связи с этим дети воспитываются в тепличных условиях и не могут в дальнейшем противостоять жизненным трудностям. Выходя во взрослую жизнь, дети не могут самостоятельно принимать решения, т.к. в обществе условия более сложные, чем в семье. Автор дает родителям рекомендации по созданию в семье таких условий, при которых дети научатся решать проблемные ситуации, будут самостоятельными и скромными.

М. Нин также дает рекомендации по семейному воспитанию в книге «Как стать хорошими родителями». Он считает, чтобы стать хорошими родителями, нужно развиваться вместе с детьми. Автор ставит три вопроса: достаточно ли одной любви для взаимопонимания между родителями и детьми; как не навредить ребенку из-за невнимательного и небрежного отношения к ребенку; какие психолого-педагогические методики нужно использовать родителям для установления гармоничных отношений между родителями и детьми.

Итак, в китайской семье сегодня очень актуальны следующие проблемы воспитания: воспитание одного ребенка, возрождение традиций народной педагогики, подготовка ребенка к самостоятельной жизни в обществе, установление правильных отношений в семье (с родителями, братьями, сестрами), оптимальные формы воспитания детей матерями и отцами, подготовка родителей к воспитанию ребенка и пр.

Рецензенты:

Борытко Н.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» Минобрнауки России, г. Волгоград;

Сахарчук Е.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» Минобрнауки России, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Чжан Ч.н. НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16806 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674