Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

Хачирова З.К. 1 Каракотова С.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева»
Проведен анализ стимулов, влияющих на формирование культуры поведения школьника. В ходе анализа опирались на понятие культуры как совокупности сформированных социально значимых качеств личности. При рассмотрении поведенческой культуры определили ее как широкое понятие, которое включает в себя этикет и культуру поведения в узком смысле слова. Под культурой поведения школьника понимали совокупность сформировавшихся у детей общесоциальных, региональных и этически значимых качеств личности, поступков и привычек поведения в школе, среде, семье, основанных на нормах этической и эстетической культуры, традициях и обычаях своего региона, России и своего этноса. В процессе работы использовали программу «Культура поведения младших школьников», определили следующие стимулы, влияющие на культуру поведения: коммуникативная культура учителя, вербальные и невербальные способы педагогического воздействия, школьные традиции, в которых отражается семейный и народный опыт воспитания.
традиции
этнорегиональный
стимулы
Культура поведения
1. Дистервег А.В. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование. – 1998. – № 7. – С. 124.
2.Зимняя И.В. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности. – М.: Проспект, 2006. – С.12.
3. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2001. – С.15.
4. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Научное изд-во Большая российская энциклопедия,1993. – С.486.
5. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – Питер,1999. – С.49.
За последнее время в отечественной педагогике всё сильнее акцентируют внимание на принципы природосообразности, культуросообразности. Процесс реализации принципа культуросооб­разности требует своего освещения. Значимость его представляется самой природой человека. Человек рождается как биологическое существо, стано­вится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который пе­редаётся в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому. Этот принцип был выдвинут в своё время Дистервегом, который считал, «место и время, в которых человек родился и в которых ему предстоя­ло жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъем­лющем смысле этого слова должно рассматриваться как естественное явление, так же необходимое, как тот или иной характер флоры и фауны» [1].

В педагогике России идея культуросообразности была развита в трудах К.Д. Ушинского. Он изучал системы воспитания XIX века и пришёл к выводу, что система воспитания каждой страны есть выражение характера самого народа. Следовательно, воспитание, созданное самим народом и основан­ное на народных началах и традициях, всегда лучше других систем. По его мнению, народы и их культура создают идеал культуры человека, которому и надо следовать в воспитании.

С понятием культуросообразности тесно связано понятие «культуры» (от лат. cultura - возделывание, почитание, воспитание, развитие) - это исто­рически определённый уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [4]. Понятие «культура» трактуется по-разному, но при всех разли­чиях наиболее существенными её атрибутами признаются осознанное и ува­жительное отношение к населению прошлого, способность к пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и от­ношений. Для нашего исследования наиболее близким оказалось определение И. А. Зимней, поскольку оно включает акценты на отношения, т.е. взаимодействие с обществом, в процессе которого и выраба­тываются эти отношения [2]. Отношения - одна из характеристик по­ведения. Смыслообразующим ядром отношений человека к Миру, к себе, к другим, к ядру, к природе является понимание мира, осмысление мира, себя в нём, творческое преобразование Мира и его творение и результатирующие его характеристики, основными среди которых являются: готовность челове­ка к дальнейшему развитию.

Принцип культуросообразности требует создания такой социокультурной среды развития личности школьника, в которой бы проявилось единство возможностей культуры общероссийской и мировой цивилизации. Понятия «социализации», «освое­ния ребёнком общественного поведения» предполагают, примерно, один и тот же процесс - освоения ребёнком действий, способов мышления, состав­ляющих культуру и отличающих его общество от других групп. Каждый человек любого возраста, особенно детского, проходит через эти процессы, поскольку без них не может существовать как член общества. Но такое вхождение в культуру не совершается без помощи взрослых, педагогов, поскольку именно они профессионально оснащены умениями вводить ребён­ка в контекст культуры. Работа по формированию культуры школьников тесно связана с процессом вхождения ученика в кон­текст современной общероссийской культуры. Задачами на данном этапе нашего исследования были:

1. Определить понятие «культура поведения школьника».

2. Выявить и проверить влияние тех стимулов, которые наиболее эффективно помогали формированию культуры поведения школьни­ков.

Ранее мы определили понятие культуры. Обратимся к более узкому понятию «культура поведения». Культура поведения определяется как сово­купность сформированных, социально значимых качеств личности, повсе­дневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры. И.В. Дубровина считает, что культура поведения - это образ жизни и действий, отражающий сущность личности человека, особен­ности его характера и темперамента, а также потребности, взгляды, убежде­ния, вкусы, привычки, желания.

Такое же определение даёт Курочкина И. Н., но она акцентиру­ет внимание на влиянии нравов, обычаев, традиций, привычек, которые яв­ляются фундаментом для дальнейшего формирования поведения [3]. Кроме того, акценты Курочкиной И. Н. расставляются на этикете поведе­ния. Полностью принять её определение будет не совсем корректно, поскольку принимая лишь влияние нравов, обычаев, традиций привычек как источник и единственный фактор, определяющий поведение школьников, мы тем самым игнорируем внутренние факторы, т.е. индивидуальные возможности личности ребёнка, тогда как в культуре пове­дения проявляется единство внешних факторов, регулирующих и контроли­рующих деятельность и поведение личности, и внутренних особенностей, его задатков. Воспитанность, хорошие манеры, культура, соблюдение этикета всегда ценились в обществе, т.к. они отражали богатый внутренний мир че­ловека. В жизни единство внутренней и внешней культуры не всегда выдер­живается. Порою порядочные, знающие, добрые люди не умеют себя вести в обществе. И наоборот, за внешним лоском, вкусами, хорошими манерами должно рассматриваться как естественное явление, так же необходимое, как тот или иной характер флоры и фауны.

Деление культуры на вербальную и невербальную даёт представление об умении ребёнка владеть нормами литературного языка, т.е. точностью, ясностью, чистотой, а с другой стороны, практическими действиями и по­ступками. Различают также культурное и некультурное поведение, церемониальное, профессиональное поведение. Разводят также понятия «культура поведения» и «поведенческая культура», культура обще­ния, культура внешности, бытовая культура, культура удовлетворения по­требностей. И если в понятии «культура поведения», по мне­нию исследователей, отражаются нормы поведения конкретного человека, принятые в данном обществе, то в основе поведенческой культуры лежат обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки, этикет, этические и эсте­тические взгляды .То есть поведенческая культура рассматривается как широкое понятие, ку­да входит и этикет или культура поведения в узком смысле слова. Являясь частью общечеловеческой культуры, она отражает состояние общественного развития и одновременно оказывает на него серьёзное влияние. Именно обы­чаи, традиции, нравы, порядки, привычки стали первичными составляющими поведенческой культуры, затем в ходе исторического развития сформирова­лись этические и эстетические взгляды, и только позднее появилось такое яв­ление, как этикет.

Современная школа - это открытая воспитательная система с определёнными особенностями, уровнями и установками. Безуслов­но, и культура поведения как у школьников, так у их учителей, родителей также отличается определёнными особенностями. Поэтому можно утверждать, что под культурой поведения школьников целесообразно понимать совокуп­ность сформировавшихся у детей общесоциальных, региональных и этниче­ских значимых качеств личности, повседневных их поступков и привычек поведения в школе, в среде, в семье, основанных на нормах нравственности этической и эстетической культуры, традициях и обычаях своего региона, России и своего этноса.

Под качествами же личности мы понимаем результат усвоения ребёнком существующих в данном обществе (регионе, этносе) форм поведения. По своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических для него форм и способов поведения. Мы рассмат­риваем качества как результат и обобщенное выражение устойчивых отно­шений личности, её деятельности и поведения. Отдельные качества могут быть присущи отдельным людям, а вот культура поведения, этикет, воспи­танность - далеко не каждому. Воспитанность близка культуре поведения и рассматривается обычно как свойство отдельной личности, характеризую­щееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщённой форме отражающих систему отношений человека к обществу, к коллективу, умственному и физическому труду, к людям, к са­мому себе. Но поскольку культура поведения - это ещё и культура об­щения, важно научить школьника общаться на основе гуманного отношения к своим родным, семье, друзьям, посторонним людям. Как же можно стимулировать формирование культуры поведения школь­ников?

Часто в своей работе учителя используют различные темы нравственных часов. Необходимо подобрать ряд жизненных ситуаций, которые будут интересны для школьников. Подготовка такого часа требует продумывания задач и его целей, его назначения. В отборе тем нам помогла программа, составленная в процессе исследования «Культура поведения младших школьников». Среди тем нравственных часов, такие как:

- Кто я? Какой я?

- Я умею, я могу, я хочу.

- Что я чувствую, когда рядом нет родителей или учителя?

- Мы идём в музей.

- Мы идём по городу Карачаевску.

- Поговорим о том, как мы выглядим. Одежда народов Кавказа.

- Об аккуратности.

- О жадности и жадных. Народ об этих качествах.

- О твоих обязанностях в семье.

- Умею ли я готовить свои национальные блюда.

- Есть ли у тебя друг? Дружба и честь в народных сказаниях.

Программа в основном посвящалась формированию нравствен­ных элементов культуры поведения школьников. Можно задействовать про­граммы, в которых рекомендуется использовать различные направления работы по формированию культуры поведения в зависимости от пространственного поля применения той или иной формы работы: речевой этикет, гостевой этикет, подарочный этикет, столовый этикет, семейный этикет, деловой этикет, соблюдение этикета в общественных местах. Наша программа представляет собой систематизиро­ванный свод дел, с помощью которых у школьников сформируется культура поведения, т.е. важен системный подход в работе. Разработанная в экспери­менте программа представляла собой систему, а главным системообразую­щим признаком стал этнорегиональный подход, поскольку большинство планируемых дел предполагало наряду с темами общесоциального характера также и темы этнорегиональной направленности. Результаты работы были высокими, поэтому можно считать, что одним из стимулов продуктивной деятельности оказался системный подход с акцентом на этнорегиональную тематику. Также мы считаем важным остановиться на позитивном опыте тех взаимодействий, тех тем, участником которых был учитель, поскольку часть мероприятий проводили родители, приглашённые, школьники, студенты. Поэто­му коммуникативную культуру педагога мы также можем считать одним из эффективных стимулов формирования общественного поведения младших школьников. В коммуникативной культуре воспитателя проявляется уровень его нравственной воспитанности, обаятельность, аттраактивность (привлека­тельность). Ребята прежде всего ценят интеллигентность и деликатность, вежливость и корректность воспитателя, его умение щадить самолюбие че­ловека, быть искренним, незлопамятным, сочувствовать им, проявлять хоро­шие манеры. Педагогический этикет пред­полагает подготовленность ребят в том, что считать принятым в поведении и деятельности, а что - непринятым. Школьники достаточно быстро учатся оценивать, деликатен ли учитель, насколько он требователен, на­сколько он соблюдает вежливость в общении со своими коллегами, родите­лями, окружающими. С.Л.Рубинштейн [5], предлагая стратегию успеха общения, отмечал, что наше отношение к другому человеку должно обезо­ружить его дурные намерения, демобилизовать их, поставить в такие мо­ральные условия, при которых лишаются почвы мотивы его дурных проступ­ков.

Познавая другого человека, трудно избежать субъективности, т.к. мы воспринимаем его посредством образа, который создаём в своём созна­нии. В этом образе отражаются не только объективные свойства человека, но и наше субъективное отношение к нему. Поэтому преодоление субъективно­сти в реальном общении учителя со школьниками (симпатий, анти­патий, ожиданий, предубеждений) - одна из ведущих задач этого взаимодей­ствия. Понимание ребёнка педагогом, возникновение духовной близости с ним будет возможным только тогда, когда в процессе взаимодействия с детьми учитель идёт не от себя, а от него, от его потребностей и интересов.

Коммуникативная культура педагога в школе требует от не­го овладения такими коммуникативными умениями, как умение устанавли­вать эмоциональные контакты, быть инициатором в процессе общения, управлять своими, эмоциями, наблюдательностью и переключаемостью внимания, социальной перцепцией (чтение по лицу). Не менее важное значение имеют такие коммуникативные умения, как понимание психических состоя­ний ребят по внешним признакам поведения, вербальные и невербальные умения, умения использовать мимику, жест, осанку в процессе общения, из­бегать штампов в поведении, «подавать себя» в общении с ребятами, с окру­жающими людьми. Они оказываются примером стимулов для ребят.

В.А. Кан-Калик, К.М. Левитан, В.М. Мудрик на основе анализа педагогического взаимодействия и коммуникативных задач обра­щают внимание на то, что происходит в процессе коммуникации: планирова­ние содержания и ориентировка, выбор и реализация средств общения, об­ратная связь. Коммуникативные умения педагога в соответствии с тре­бованиями культуры общения обычно подразделяют на несколько групп:

  • быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
  • правильно отбирать лексические средства и планировать свою речь, т.е. содержание акта общения (диалогическую и монологическую речь);
  • находить стимулирующие средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова, подкрепление слов смысловыми ударениями, жестом);
  • обеспечивать обратную связь.

Одним из основных стимулов выступают вербальные и невер­бальные способы педагогического взаимодействия. Умение владеть словом, использовать его на каждом этапе общения в решении педагогических задач сразу же даёт знать о себе, оборачиваясь желанием ребят заниматься той дея­тельностью, которая предлагается воспитателем, интересом к этой де­ятельности и большим стремлением иметь в ней высокие результаты. Слово является особо сильным стимулом, потому что поддерживает и развивает мо­тивацию, стабилизирует интерес к деятельности, позволяет создать эмо­ционально благоприятную среду. Анализ вербальных средств общения доказывает, что культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей культуры, развитую культуру мышления, использование культурных тради­ций народа, особенно пословиц, поговорок о нравственном поведении лю­дей.

Усиливают стимулирующую силу общения воспитателя с ребятами создаваемые в школе традиции. Например, в процессе опытно-эксперимен­тальной работы использовалась традиция поздравления младших школьни­ков с днём рождения «Я пришёл в этот день в этот мир», которая реализовывалась ежегодно и была любима ребятами.

Такого типа традиции рождали у ребят многие качества культуры поведения, такие как чуткость и внимание к своему товарищу, коллективизм, умение дружить и иметь друзей, стимулируют формирование чуткости, внима­ния, уверенности, ответственности и др.

Особенно сильное стимулирующее воздействие оказывают такие тра­диции, в которых отражается семейный и народный опыт воспитания. Тем самым создавалась такая социокультурная среда развития личности школьника, в которой бы проявлялось единство культуры общественного по­ведения в школе, в семье, в данном регионе, в общероссийской культуре. А школьник получал возможность осваивать действия, способы мышления, составляющие основы культуры данного региона. Взрослые, школа, семья оказывают при этом большую им помощь. Например, традиционным в школах г. Карачаевска стал праздник юмора. Его значимость заключается в том, что он способствует снижению тревожности ребят, умению быть оптимистом, формированию находчивости, наблюда­тельности. А родители помогали тем, что подбирали сказки, пословицы, по­говорки, исторические факты о смехе и юморе. На Руси была вы­соко развита народная обрядовая культура, которая прочно вошла в систему календарных, семейных праздников. Часто на основе обрядности весело па­родировали отдельных людей, отрицательные нравственные их качества.

Апробация разнообразных стимулов формирования культуры позволила проверить эффективность их влияния. Наиболее ощутимое влияние оказали общепедагогические и этнорегиональные стимулы: опора на принцип культуросообразности, коммуникативная культура, системный подход в воспитании поведения, опора на народные традиции, включение в педагогический процесс лучших положений этнопедагогики, этнорегиональные подходы.

Рецензенты:

Батчаева Х.Х.-М., д.п.н., профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского госуниверситета, г. Карачаевск.

Койчуева А.С., д.п.н., профессор, директор Международного открытого колледжа современного управления, г. Черкесск.


Библиографическая ссылка

Хачирова З.К., Каракотова С.А. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16854 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674