Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КРАЕВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Бахчиева О.А. 1
1 Московский педагогический государственный университет
В статье рассматриваются теоретические основы профессиональной подготовки учителя, особенности краеведческого подхода. Рассмотрена необходимость включения краеведческого компонента в процесс профессиональной подготовки, а также потенциал краеведческого материала. В статье изложены ценностные ориентиры краеведения, которое обладает значительным воспитательным потенциалом, способствуя не только формированию краеведческой компетентности, включающей определенную краеведческую подготовку, формирование краеведческой культуры, становясь частью личностного и профессионального роста будущего специалиста, но и выполняя воспитывающую функцию в процессе формирования духовно-нравственных ценностей и духовно-нравственной культуры будущего специалиста.
потенциал
процесс формирования
духовно – нравственные ценности
специалист
педагогический потенциал
краеведение
1. Кривов, С.И. Педагогическое краеведение в профессиональной подготовке будущих технологов пищевой промышленности: дис. … канд. пед. наук / Сергей Иванович Кривов. – Калуга, 2001. – 192с.
2. Пирожков, Г.П. Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста: дис. ... д-ра культурологии / Геннадий Петрович Пирожков. – Тамбов, 2007. – 387с.
3. Прус, И.Т. Подготовка к краеведческой работе в вузе / И.Т.Прус // Советская педагогика. – 1986. – № 8. – С. 82-85.
4.Роль педагогического краеведения в профессиональной подготовке учителя / под ред. А.Л. Ламашева. – Алма-Ата: МЕКТЕП, 1986. – 110 с.
5. Смирнова, Л.В. Педагогическое краеведение как средство подготовки студентов к воспитательной работе в школе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Л.В.Смирнова. – Кострома, 1992.
6. Степаненков, В.В. Краеведческий компонент как фактор гуманизации образовательного процесса среднего профессионального учебного заведения: автореф. дис. … канд. пед. наук / Владимир Владимирович Степаненков. – Елец, 2004. – 20 с.
7. Цибизова, Е.Б. Гражданское образование школьников крупного города средствами краеведения: дис. … канд. пед. наук / Елена Борисовна Цибизова. – Новокузнецк, 2009. – 227 с.
Система профессиональной подготовки учителя в настоящее время определяется инновационными изменениями, связанными, в первую очередь, с регионализацией российского образования. Регламентированный Законом РФ «Об образовании» принцип регионализации предусматривает обеспечение всех областей страны региональными образовательными программами и проведение специальных научных исследований в этой сфере. Включение краеведческого компонента в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в максимальной степени позволяет реализовать ведущие тенденции развития отечественного образования, позволяя перейти от общего образования гражданина вообще, независимо от его места жительства, к образованию представителя конкретного территориального социокультурного сообщества и человека со всеми его индивидуальными особенностями и способностями.

Демократические процессы, происходящие в российском обществе, подняли краеведение на новый уровень, повысили его воспитательную роль, способствовали появлению интереса к краеведческой деятельности. В высших учебных заведениях появилась возможность выбора новой и интересной краеведческой проблематики, публикации результатов краеведческой деятельности, в широком распространении новых знаний в этой области, в использовании результатов деятельности, в их практическом внедрении. Динамика экономического и социального развития общества повышает требования к формированию не только профессиональных, но и нравственных качеств будущего учителя. И в решении этих задач большим потенциалом обладает краеведение.

Высшие учебные заведения готовят специалистов для определенного региона, и приобретение «опыта освоения культуры» региона особенно важно для будущих учителей. Краеведческий подход в профессиональной подготовке будущих учителей способствует освоению студентами культурной жизни края.

Возможности краеведения в совершенствовании педагогического процесса рассмотрены в работах Н.Н. Анциферова, Т.А. Бабаковой, В.А. Герда, И.В. Горностаевой, Л.В. Ермолаевой, З.А. Зверевой, Г.Н. Ищук, Е.Н. Кондрашовой, Т.В. Константиновой, М.Н. Коротких, Я.А. Кузнецовой, Т.Д. Кулагиной, Л.Н. Махинько, Н.П. Милонова, А.А. Митиной, А.А. Мытарева, А.Г. Озерова, Л.И. Павленко, Л.Г. Панфиловой, Э.Э. Парай, Г.П. Пирожкова, Е.И. Полянской, Ю.А. Поповича, М.С. Соловьева, В.В. Степаненкова, О.В. Терехиной, С.Д. Тивякова, Е.Б. Цибизовой и др.

Одним из базовых методологических положений российского образования и воспитания является концепция взаимосвязи социума и природы. Краеведческое образование рассматривает актуальные проблемы данного аспекта, полагаясь на комплексность краеведческого знания и многолетний опыт социокультурной и этноэкологической адаптации молодого поколения россиян через краеведение. Краеведческая работа позволяет увидеть природу, бытие и человека в аспекте культуры («природа - культура мировая, национальная и культура родного края - я как творец культуры»), что предполагает поиск пути образования и воспитания личности, его становления как профессионала и гражданина [2, с.268].

Необходимость включения краеведческого компонента в процесс профессиональной подготовки студентов - будущих учителей обусловлена не только теоретическими предпосылками, но и практикой высшей школы - гуманитаризацией образования, вниманием к проблемам общей и профессиональной подготовки студента, процессами ре­гионализации и, в связи с этим, новыми требованиями образовательного гос­ударственного стандарта высшего профессионального образования.

Как отмечает Г.В. Аверкиева, рассмотрение краеведения в аспекте практико-ориентированной составляющей педагогики определено, в первую очередь, потребностями современной образовательной действительности. «Мы выяснили, - пишет исследователь, - что педагогико-краеведческие сведения используются при планировании сети школ, при расчете необходимого числа педагогических кадров, для координации деятельности учреждений дополнительного образования, с целью учета местной специфики в обучении и воспитании» [7].

В процессе профессиональной подготовки будущих учителей краеведение может способствовать:

- во-первых, преодолению предметной ориентации на возрастающую диффе­ренциацию науки и обращению к культуре;

- во-вторых, построению меж­предметных связей не на междисциплинарном, а на жизненно-деятельностном уровне;

- в-третьих, стать одним из факторов духовно-нравственного воспитания будущего специалиста.

Как отмечает Г.П. Пирожков, краеведческий подход является способом теоретического или практического освоения действительности постепенно от локально-территориального к глобальному уровню освоения мира и осознания бытия через освоение адаптационного опыта предыдущих поколений. Методологические основания краеведческого подхода в педагогическом процессе направлены на достижение личностью цели в зафиксированных технологиями материального производства нормах деятельности, через наиболее рациональную, обусловленную краеведческой практикой, форму деятельности. Показателем эффективности реализации краеведческого подхода в образовании служит подготовленность обучающихся к предотвращению ошибочных решений в ходе социализации как процессе социокультурной и этноэкологической адаптации [2, с. 276-277].

Основными принципами краеведческого подхода в образовательном процессе можно назвать:

- принцип междисциплинарности, согласно которому использование краеведческих материалов подразумевает связь с другими предметами (природоведение, история, культорологические дисциплины и т. д.);

- принцип систематичности, состоящий в целенаправленном, запланированном характере использования краеведческих материалов;

- принцип тематичности, предполагающий разработку соответствующих материалов по каждой теме;

- принцип учета возрастных особенностей обучающихся при подборе материалов, основанный на принципе доступности;

- принцип технологизации, предполагающий использование образовательных технологий, способность моделировать «условно реальную» коммуникацию в искусственных условиях;

- принцип когнитивности, предполагающий познание в процессе обучения с помощью краеведческого материала новых сведений, нового знания, а не только известного им до этого;

- принцип толерантности, предполагающий развитие особенности понимать и принимать другие культуры, не впадая при этом в энтоцентризм, «энтогоизм»;

- принцип компаративности, имеющий в виду предъявление и использование краеведческих материалов наряду с другими учебными материалами.

Анализ литературы показал, что в процессе профессиональной подготовки специалистов накоплен определенный опыт использования краеведческого материала в образовательном и воспитательном процессе, однако общей концепции не представлено, не проработаны дефиниции, не определены педагогические условия эффективности данного процесса, соблюдение которых дает эффективность в работе.

На наш взгляд, необходима грамотная краеведческая составляющая в профессиональной подготовке учителей, хорошо знающих не только свой предмет, но и культуру родного края, умеющих достойно оценивать прошлое и видеть перспективы будущего развития данного региона в социокультурном пространстве России.

На краеведение, как и на педагогический процесс в целом, распространяется необходимость целевого и системного упорядочения, появляется потребность проблемно-программного, комплексно-организованного изучения, регулирования и контроля социально-педагогического процесса, который чаще всего происходит спонтанно, иногда не считаясь с объективными принципами индивидуального развития личности [1, с.20]. Таким образом, актуализация системы краеведческого знания способствует оптимизации различных ступеней регионального образования, что очень актуально в сегодняшней ситуации социально-экономического развития страны.

Многие исследователи отмечают, что использование краеведческого материала в профессиональной подготовке будущих специалистов содействует усвоению новых знаний, приобщает студентов к научно-исследовательской работе, совершенствует педагогическое мастерство. На необходимость включения краеведческого компонента в процесс профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении указывают такие специалисты, как Г.В. Аверкиева, В.Л. Бузов, С.И. Кривов, А.Л. Ламашев, А.М. Мажитова, Б.И. Наумов, Т.Р. Нурмухамбетова, И.Т. Прус, Л.В. Смирнова, В.В. Степанков и многие др.

Т.Р. Нурмухамбетова акцентирует внимание на особой значимости практической краеведческой подготовки будущих специалистов в высшем учебном заведении, призывая к активному включению в процесс изучения края студентов очного и заочного отделений, говоря о необходимости выполнения ими творческих заданий по краеведению, указывая на важность применения краеведческого материала в процессе изучения всех предметов педагогического цикла [4, с.17].

По мнению В.В. Степанкова, краеведение как компонент образовательного процесса «способствует реализации принципа гуманитаризации образования, а в конечном итоге и гуманизации образования, поскольку оно тесно связано с культурой (комплексом форм и методов взаимодействия поколений по принятию человеческой культуры на конкретной территории); научно-педагогическими знаниями (изучением истории и современного состояния сферы образования края в общероссийском контексте); социальной практикой человека (совокупностью способов взаимодействия поколений по освоению системы социальных норм и отношений в обществе) [6, с.8].

По мнению Ф.Г. Шалыбаевой, в ходе освоения будущими специалистами базовых понятий педагогического краеведения они приобретают возможность связать в одно целое общеисторические принципы развития образования со спецификой становления образования родной местности, формируется интерес к научно-исследовательской деятельности, навыки планирования и организации эксперимента. По мнению Ф.Г. Шалыбаевой, скоординированная деятельность будущих специалистов по изучению различных аспектов педагогического краеведения дает возможность сплотить коллектив студентов [4, с.30].

С.И. Кривов отмечает, что в процессе профессиональной подготовки будущих учителей необходим акцент на региональные особенности (природно-климатические, экономические, культурные и др.), что накладывает определенный отпечаток на социализацию личности в каждом конкретном регионе. «Социально-экономическая и культурная развитость региона создает более или менее благоприятные условия для профессионального самоопределения и профессиональной мобильности, для социального и культурного развития и самореализации населяющих его людей» [1, с.63].

А.Л. Ламашев и Б.И. Наумов акцентируют внимание на принципе историзма и преемственности в деятельности высшего учебного заведения и общеобразовательной школы в профессиональной подготовке студентов средствами краеведения, определяя основные направления педагогического краеведения: историко-педагогическое, школоведческое, дидактическое, исследование и систематизация опыта педагогической деятельности педагогов и учительских династий родного края. Ученые также относят к педагогическому краеведению исследование этнопедагогики (народной педагогики), несущей в себе потенциал общечеловеческой мудрости, необходимой для педагогического процесса [4, с.34-43].

По мнению В.Л. Бузова, педагогическое краеведение имеет свой объект, точнее - субъект исследования, который свойственен только ему одному - учителя. Ученый четко определяет важные принципы педагогического краеведения, в значительной степени соответствующие принципам диалектического метода познания объективной реальности (историзма; активности; восхождения от единичного к всеобщему; конкретности; всесторонности; целесообразности и др.). В.Л. Бузов справедливо полагает, что педагогическое краеведение является источником оптимизации всей образовательной и воспитательной системы подрастающего поколения [4, с.56-57].

И.Т. Прус рассматривает проблему взаимозависимости степени профессиональной подготовки будущего учителя от целостности и обстоятельности применения краеведческого материала в вузе. Основу первоначальных понятий педагогического краеведения, как считает ученый, будущие специалисты должны получать на семинарских занятиях по педагогике, где в качестве иллюстраций следует приводить примеры работы местных учителей [3, с.84]. И.Т. Прус считает обязательным целенаправленное изучение педагогического опыта передовых школ края, нормативно-методических документов учебно-воспитательных учреждений [3, с.84-85].

В процессе профессиональной подготовки студентов с учетом педагогических возможностей краеведения Б.И. Наумов придает огромное значение приобщению будущих специалистов к научно-исследовательской краеведческой деятельности (систематизация и анализ опыта передовых учителей и опыта работы всего коллектива школы), советуя активно приобщать к краеведческой работе не только студентов очного, но и заочного отделения, имеющих реальное ежедневное общение с высоко квалифицированными педагогами-мастерами учительского труда в своей школе [4, с.45].

Изучение краеведения поможет будущему учителю приобщиться к культуре родной местности, сформировать важные профессиональные качества: желание строить свою профессиональную деятельность с учетом специфики малой родины; потребность в ознакомлении с историей родного края, духовная культура и нравственность, творческий подход к образовательному и воспитательному процессу; стремление к профессиональному развитию и совершенствованию и т.д.

А.М. Мажитова рассматривает наиболее результативные формы профессиональной подготовки студентов с учетом возможностей педагогического краеведения, к которым относит: наблюдение за педагогической деятельностью учителей; экскурсии в образовательные учреждения и краеведческие музеи; встречи с педагогами-мастерами; переписка с учителями; анализ педагогических архивов; изучение периодических изданий, описывающих деятельность учителей родного края; знакомство с литературой краеведческого содержания; подготовка рефератов по краеведческой тематике и др. [4, с.65].

Процесс профессиональной подготовки включает в себя две группы задач: одни помогают самореализации личности, развитию ее духовной культуры, другие - способствуют формированию готовности к выполнению профессиональных функций учителя. Совокупность данных задач направлена на профессионально-личностное развитие будущего специалиста.

Г.П. Пирожков рассматривает краеведческое образование как ценностный компонент профессиональной подготовки специалиста - комплекс устойчивых ценностей, овладевая которыми студенты готовят себя не только к профессиональной, но и активной гражданской деятельности. Гарантией ее эффективного развития можно считать: обоснованную теоретико-методологическую основу краеведения, возрождающееся наследие обучения краеведению, творческое применение краеведческой практики учителей-мастеров, активное внедрение инновационных методов работы. Благодаря этому усиливается взаимодействие краеведческой науки и социальной практики. Высшие учебные заведения стимулируют краеведческую работу, разрабатывая педагогические формы и методы краеведческой деятельности, ведут подготовку профессиональных краеведов [2, с.241].

По мнению Л.В.Смирновой, активное применение краеведческих материалов дает возможность повысить научный статус и эффективность образовательного процесса в вузе, обеспечивая тесное теоретико-практическое взаимодействие в сфере преподаватель - студент, стимулирует учебно-познавательную инициативность будущих специалистов, формирует профессиональный кругозор и профессионально-педагогическую культуру у студентов, стимулирует процесс профессионального самовоспитания [5, с. 15].

Как справедливо полагает Я.И. Носков, краеведческое знание обогащает комплекс педагогических знаний будущих специалистов, активизируя развитие исследовательских компетенций, дает возможность применения краеведческого материала в практической профессиональной работе [4, с.29].

Краеведческий материал широко используется в высшем учебном заведении при изучении различных дисциплин. В ходе краеведческого образования идет процесс усвоения не только знаний о родной местности, но и формируется краеведческая компетентность. Краеведческие знания, умения, навыки, практический опыт социума складываются в образовательную систему наряду с усвоением комплекса знаний в сфере общего образования, а также по изучаемым дисциплинам будущей деятельности. Социальный опыт, который усваивается обучающимися в образовательном процессе и воплощенный в знаниях, умениях, практической деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру, является базой для профессионально-личностного развития и саморазвития будущего специалиста, необходимым фактором развития материальной и духовной культуры [2, с.207].

На наш взгляд, в процессе профессиональной подготовки учителей краеведческий материал обладает следующим потенциалом:

- краеведение обогащает систему общепедагогических знаний студентов, знакомя их с историей малой родины, реализуя принцип преемственности и историзма в деятельности высшего учебного заведения и школы в обучении студентов с учетом педагогических возможностей краеведения, предоставляя возможность использовать краеведческий материал в практической профессиональной деятельности;

- способствует приобретению ими научно-исследовательских умений, привлечению студентов к активной исследовательской деятельности в сфере краеведения (к примеру, систематизация опыта педагогов-мастеров и деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения);

- обосновывает необходимость применения краеведческого материала в преподавании всех предметов педагогического цикла, активного включения студентов в краеведческую практическую деятельность, выполнение ими творческих тематических заданий по краеведению;

- является средством развития профессиональной направленности будущих специалистов, применяя наиболее результативные виды деятельности: наблюдение за практической работой педагогов; экскурсии в образовательные учреждения и краеведческие музеи; встречи с педагогами; переписка с учителями-практиками; изучение архивов образовательных учреждений; изучение периодики, описывающей труд местных учителей; знакомство с краеведческой литературой; подготовка рефератов по педагогическому краеведению и др.;

- обладает значительным воспитательным потенциалом, способствуя не только формированию краеведческой компетентности, включающей определенную краеведческую подготовку, формирование краеведческой культуры, становясь частью личностного и профессионального роста будущего специалиста, но и выполняя воспитывающую функцию в процессе формирования духовно-нравственных ценностей и духовно-нравственной культуры будущего специалиста.

Рецензенты:

Серякова С.Б., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;

Пушкарева Т.В., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Бахчиева О.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КРАЕВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16885 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674