Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИННОВАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДИАЛОГА КУЛЬТУР В ДИСКУРСЕ XIV-Х МЕЖДУНАРОДНЫХ ЛИХАЧЕВСКИХ НАУЧНЫХ ЧТЕНИЙ

Проскуряков М.Р. 1 Гришанин Н.В. 1
1 НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов»
В статье представлен обзор материалов XIII Международных Лихачевских научных чтений, прошедших 14-15 мая 2014 г. в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов. На Чтениях были рассмотрены трансформационные процессы во всех сферах культуры и различные аспекты глобализации современного общества. по традиции в центре внимания Чтений оказались наиболее универсальные дискуссионные темы современности, связанные с противоречивыми тенденциями в развитии человеческого общества, процессами глобализации, ролью гуманитарной культуры и образования в современном мире, проблемами межконфессионального общения, толерантности и нравственности. В их числе особую дискуссию получили вопросы, связанные с проблематикой диалога культур. Образовательная площадка диалога культур, разработанная и внедренная Санкт-Петербургским Гуманитарным университетом профсоюзов представляет инновационный лифт, который эффективно актуализирует идеи для глобального мира.
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
гуманизм
индивидуализм
модернизация
диалог культур
глобализация
смысл
ценность
духовно-нравственные ценности и ориентиры
духовная культура
академик Дмитрий Сергеевич Лихачев
1.Запесоцкий А.С. Россия на Евразийском пространстве: размышления о прошлом и будущем: к вопросу о современной теории и практике Евразийства // Сб. науч.тр. «Диалог культур и партнерство цивилизаций. XIV Международные Лихачевские научные чтения». СПб.: Изд-во СПбГУП, 2014. С.60-65.
2.Запесоцкий А.С. Россия на Евразийском пространстве: размышления о прошлом и будущем: к вопросу о современной теории и практике Евразийства // Сб. науч.тр. «Диалог культур и партнерство цивилизаций. XIV Международные Лихачевские научные чтения». СПб.: Изд-во СПбГУП, 2014. С.60-65.
3. Гаджиев Г.А. Исторически состоявшийся диалог культур как основа права российского народа быть самим собой
4. Моратинос М.А. «Альянс цивилизаций»: ценный и необходимый инструмент // Сб. науч.тр. «Диалог культур и партнерство цивилизаций. XIV Международные Лихачевские научные чтения». СПб.: Изд-во СПбГУП, 2014. С.124-131.
5. Лекторский В.А. Гуманизм в контексте диалога культур // Сб. науч.тр. «Диалог культур и партнерство цивилизаций. XIV Международные Лихачевские научные чтения». СПб.: Изд-во СПбГУП, 2014. С. 93-96.
6. Диалог культур и партнерство цивилизаций: XIV Международные Лихачевские научные чтения, 15–20 мая 2014 г./ науч. ред. А.С. Запесоцкий. – СПб.: СПбГУП, 2014. – 592 с. – ISBN 978-5-7621-0791-4.
В дни Лихаческих научных чтений Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов превращается в особое место, в котором доступны диалог и понимание, где возникают новые знания и смыслы. Возможности коммуникации, интерпретации и понимания, заложенные в образовательной среде учебного заведения, позволяют решать на университетской площадке самые неожиданные и сложные проблемы современности. Университету удалось стать центром объединения усилий государства, бизнеса и научного сообщества в создании условий для включения молодежи в инновационную деятельность.

XIV Международные Лихачевские научные чтения стали крупнейшим форумом интеграции ученых-гуманитариев, представляющих различные области научного знания, и прошли под эгидой Российской академии наук, Российской академии образования, Конгресса петербургской интеллигенции, при поддержке Министерства иностранных дел РФ, а в 2014 году и при поддержке Общероссийской общественной организации «Общество «Знание» России».

Формат диалога культур, предложенный Санкт-Петербургским Гуманитарным университетом профсоюзов, представляет собой глобальную научно-практическую лабораторию, в которой пересекаются как географические конкретные точки, страны, так и семиотические сферы с различными смыслами. На образовательной площадке диалога культур осуществляется тесный партнерский контакт цивилизаций, сопровождающийся обменом образовательными, культурными, правовыми и политическими инновациями. Здесь выявлены перспективные инновационные проекты и осуществляется содействие их продвижению.

Структуру проблемного поля Чтений, определили несколько актуальных направлений в сфере инноваций, внутри которых была сконцентрирована основная тематика докладов и сообщений. В центре внимания оказались такие темы как развитие национальных культур в условиях глобализации, международные аспекты диалога культур в условиях глобализации, диалог культур в ситуации мировоззренческого кризиса европейской культуры, идеология и мировоззренческая основа культурной политики, кризис концепции поликультурного синтеза и стратегии устойчивого развития, мультикультурализм и пределы толерантности, диалог культур и проблемы обеспечения культурной целостности и национальной идентичности «русского мира».

В 2014 году при реализации проекта «XIV Международные Лихачевские научные чтения» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Общероссийской общественной организацией «Общество «Знание» России» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29 марта 2013 года № 115-рп.

В издательстве СПбГУП выпущен в свет сборник докладов и материалов дискуссий XIV Международных Лихачевских научных чтений (на русском и английском языках), состоявшихся 15-20 мая 2014 г. в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов [6].

Научная концепция диалога культур легла в основу эффективного формата обсуждения вопросов. Профессионалы-практики в различных областях деятельности, из разных регионов и стран встретились на площадке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, чтобы в творческой среде диалога культур найти решение вопросов, которые вне стен Университета кажутся неразрешимы.

Инновационные решения стали возможными благодаря общему пониманию участниками конференции образовательного пространства. Участников ХIV Лихачевских научных чтений объединило понимание актуальных проблем современности, вызванных глобальными вызовами современной цивилизации, стремление наметить возможные ответы на них, использующие ресурсы национальных культур в условиях глобализации современного общества. Данная тематика нашла свое отражение в названиях секций научного форума, зафиксировав его проблемно-тематическое поля, - «Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры», «Диалог и конфликты культур в эпоху глобализации», «Свои и чужие в глобальном мире», «Экономика и право в контексте мирового культурного развития».

Инновационная задача Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов состоит в создании условий творческого взаимодействия практиков и теоретиков, позволяющих открыть исторический потенциал культуры, реализуемый в системе ее социального воспроизводства. Циклично, открывая новые перспективы и возвращаясь к традиционным ценностям, диалог призван создать особую нравственную парадигму будущей Евразии. «Вопрос о цивилизационном разнообразии требует анализа специалистами - представителями философии, культурологии, этнологии и других отраслей гуманитарного знания. Так, сама жизнь, практические потребности страны возвращают нас к давнему спору между славянофилами, евразийцами и западниками», - заметил в своем выступлении бессменный вдохновитель Чтений, - ректор СПбГУП, член-корреспондент РАН, профессор А.С. Запесоцкий [1]. Руководству Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов удалось представить диалог культур как креативный механизм, выходящий за пределы государственных границ, создающий глобальные смыслы в областях экономических, политических и социальных инноваций.

В этом смысле идеи диалога культур созвучны, но не идентичны европейскому глобальному пониманию евразийского пространства. Участникам конференции было суждено придти к общему мнению, что рыночная идеология создает иллюзию цивилизации евразийского региона, а на самом деле размывает духовную уникальность и блокирует диалог национальных культур. Политический истеблишмент и научная общественность сошлись в том, что цель диалога культур должна предполагать осмысление ментальности и неповторимости каждой национальной евразийской культуры в общем спектре евразийского мира. Данный подход является новейшей интерпретацией позиции В.В. Путина о всеобщем Евразийском пространстве на основе концепции Д.С. Лихачева, которая и стала «ноу-хау» конференции, - «Владимир Путин видит Большую Европу как мегаобразование, включающее Евросоюз и Евразийский союз. И создание Большой Европы должно вестись в первую очередь через создание сильного Евразийского союза. Данный подход следует назвать новаторским, конструктивным и чрезвычайно перспективным с практической точки зрения»[2].

Основным трендом, который можно было наблюдать в большинстве дискуссий и обсуждений, стало противопоставление смысла евразийского пространства идеям глобализма. Удалось доказать, что Евразийское пространство должно быть осмыслено с позиции диалога цивилизаций, что предполагает учет и уважение всех цивилизаций действующих на континенте. Нежелание некоторых держав включать Русский мир в контекст глобального европейского диалога обречено на провал. По справедливому замечанию Г. А. Гаджиева, - «диалог культур представляет собой «технологию» гораздо более глубинной тенденции - возрастания целостности человечества, несмотря на различия культур, систем ценностей и стилей жизни» [3].

В ходе оживленных обсуждений удалось выяснить, что на современном этапе диалог культур осуществляется как внутри отдельных стран, так и между различными странами. Межнациональный, межгосударственный диалог, по мнению участников, должен быть противопоставлен культурной интервенции, не может быть направлен на порабощение населения другой страны.

Опираясь на лучшие достижения отечественной российской гуманитарной науки, диалог культур имеет параллели с европейской концепцией альянса цивилизаций, которая внесла значительный вклад в развитие мультикультурности и продуктивного диалога между странами разнообразных традиций и взглядов. В масштабах каждой отдельной страны существует прямая связь между культурой индивидуального общения и диалогом в масштабах всего региона, в масштабах региональных структур. «Пока сторонники биполярного мира яростно отстаивают свою правоту, а скептики заявляют, что эффективные и убедительные соглашения в международной сфере недостижимы», - подчеркнул М. А. Моратинос, - «Альянс цивилизаций открывает для мирового сообщества беспрецедентные возможности в области молодежной политики, образования, миграции и средств массовой информации» [4]. Личная культура и толерантность молодого гражданина, как неоднократно отмечалось, имеет решающее значение в становлении межгосударственных отношений, служит основой стимулирования инновационной активности молодежи.

В ходе конференции были продемонстрированы все преимущества инновационной платформы диалога культур. В отличие от официальной дипломатии, она предполагает спонтанность и открытый характер научно-практического обсуждения консолидированных стратегий долгосрочного развития. Все участники, от студента - до политического деятеля, имеют право на мнение и комментарий. Благодаря данной платформе студенты СПбГУП становятся высококвалифицированными конкурентноспособными специалистами, готовыми работать в глобальной среде. Платформа диалога культур направлена на подготовку кадров, использующих в своей деятельности инновационные знания.

Основой диалога на различных уровнях стали общие проблемы культуры и интерпретации истории. Проблема диалога культур в ходе обсуждения и дискуссий оказалась в едином поле с проблемой партнерства цивилизаций: от слова, - к делу, от обсуждения - к реализации замысла, от диалога и партнерству. Уже в выступлениях на пленарном заседании явственно прозвучало, что именно «ориентация на гуманистический идеал - это единственная возможность сохранения человека и человечности, единственная возможность выстроить между разными культурами отношения диалога и партнерства» [5].

Образовательная площадка диалога культур, разработанная и внедренная Санкт-Петербургским Гуманитарным университетом профсоюзов представляет инновационный лифт, который эффективно актуализирует идеи для глобального мира. Университет наглядно продемонстрировал на практике, что диалог и партнерство являются основными драйверами становления глобальной культуры и цивилизации. Их продуктом становятся политические и культурные альянсы, политические инициативы всемирного масштаба, которые обсуждаются с привлечением международных, региональных, национальных и местных организаций, частных и государственных участников в социальной, культурной, экономической и религиозной сферах.

С печалью оценивая состояние евразийской цивилизации, исследователи пришли к выводу, что диалог и война одинаково присущи человеческой цивилизации. Диалог культур противопоставляется войне культур. В этом смысле диалог противопоставляется конфликту, слово - силе, обсуждение - угрозе. Разработанная Санкт-Петербургским Гуманитарным университетом профсоюзов концепция наглядно демонстрирует, то партнерство цивилизаций возникает на основе креативных идей научной и гуманитарной общественности. Вместе с тем, диалог цивилизаций или диалог культур не должен восприниматься как технология мирного завоевания или поглощения или даже уничтожения конкурирующей цивилизации или культуры. Таким образом, диалог культур способствует не расколу, а консолидации российского общества на пороге сложнейшего этапа новой истории Евразии.

Результаты дискуссий позволили найти новые доказательства тому, что понятие цивилизация включает в себя достижения, связанные с экономикой, промышленностью и политикой государства. В значительной мере достижения России конкурентны по отношению к достижениям других стран и цивилизаций. В отличие от цивилизаций, культуры Европы и России могут не соревноваться друг с другом. Таким образом, диалог культуры опосредует решение конкурентых споров и способствует консолидации общества.

По общему мнению участников конференции, русский и английский языки, как факторы расширения цивилизаций, не должны рассматривается в качестве средства воздействия и подавления общества. Например, преобладание английского языка, - языка современной западной цивилизации, - вовсе не предполагает, что мир должен стать однородным. Напротив, английский язык выступает в ядре национальных культур, как основа отношений делового диалога и партнерства в глобальном мире. Однако участники заявили, что в этом случае европейской цивилизации противопоставляется сегодня активно растущий Русский мир. Русский мир воспринимается научным кворумом конференции, как дитя диалога культур и феномен расширения цивилизации.

Идея Русского мира получила развитие преимущественно в связи с деструктивными внешним и внутренним воздействием на цивилизацию России, а также в связи с безопасностью духовной жизни общества. Социальные, культурные, политические связи предстали в докладах участников с самой современной стороны, - в экономическом ключе, - как связи между социумными партнерами в процессе диалога цивилизаций, основанные на принципе межкультурной толерантности Русского мира.

Было установлено, что диалог - инновационный механизм развития культуры, укрепляющей ее целостность, может и не иметь положительного результата. В отдельных случаях результат процесса общения между различными культурами оказался для жителей России разочаровывающим, поскольку не предполагал взаимного понимания.

Процесс диалога является естественной реакцией цивилизаций и культур на масштабные трансформации последних нескольких десятилетий, которые связаны с глобализацией и мультикультурализмом. Последние пробудили мощные турбулентные явления внутри отдельных элементов глобальной системы, которые снимают напряжение, разряжают социальную неустойчивость и нестабильность на территории России, позволяют более здраво оценить потребности и ресурсные возможности Русского мира.

Возникая в самоидентификации, диалог культур пробуждает сложные социальные и экономические явления, и также сказывается на творческом и художественном процессах, инициирует влияния одних культурных феноменов на другие, активирует взаимосвязи между элементами политической системы. За годы деятельности Международных Лихачевских научных чтений их участники оказались вовлечены в решение разнообразных задач, которые диктовались запросом со стороны потенциальных пользователей, - практическими потребностями государства, образования и культуры. За эти годы концепция диалога культур получила широкий международный резонанс не только в научной аудитории.

Зарубежные участники в дискуссиях и докладах пытались ассоциировать идеи глобализации в ее американском или европейском проектах с концепцией диалога культур. Однако большинство россиян сошлись во мнении, что процесс глобализации отличается от диалога культур. Не европейская, а российская культура способна ответить на вызовы времени и стать основой новой эпохи, как культура более гуманная, коренящаяся в традициях нравственности.

Научной основой осмысления диалога культур называли различные парадигмы.

В соответствии с одним из отмеченных трендов, перспективными в обозримом будущем вновь станут компаративистские исследования, призванные восстановить традиции и выявить национальные научные школы. Новая компаративистская идеология позволит понять национальную специфику, раскрывающуюся в самосознании этносов, народных традициях, морали, моделях мышления, определяющих менталитет.

Другой перспективной парадигмой современности становится новая коммуникативистика, в рамках которой общекультурная ситуация современного мира описывается в связи переходными процессами, с переходом человечества на новую ступень развития цивилизации. Личные коммуникации обеспечивают обмен персональными ценностями в создании индивидуальных миров и сохраняют свои особенности в массовой культуре. Новая коммуникативная парадигма, идеи которой витали в кулуарах конференции, призвана выстраивать прогнозы радикальных изменений в облике современного мира.

Наконец третьей парадигмой, набирающей силу в современном Русском мире, можно назвать реконструкцию. Реконструкция исторических ценностей в процессе осмысления истории становится основой диалога культур, предоставляет возможности исторических интерпретаций современных фактов, играет роль в содействии консолидации общества, патриотической потребности в реализации национальных интересов страны. Нормой общественного, социального здоровья является хорошее знание исторического опыта и традиций способствующих поддержанию нравственных устоев, успешной передачи ценностей от поколения к поколению.

Научное сообщество СПбГУП последовательно рассматривает углубление конфликтологической парадигмы и подготовку современных специалистов-конфликтологов как инновационный вклад университета в разрешение сложностей в процессе межличностного, межкультурного и межконфессионального общения.

Основным «движителем» инновационного процесса коммуникации в условиях рынка является получение конкурентного преимущества. Преимуществами диалога культур как политического партнерства и научного мировоззрения становится снятие напряженности между государственными и этническими группами. В этом качестве диалог культур является важнейшей основой стабильности общественных отношений, в особенности, в периоды смены власти и проведения общенациональных референдумов.

Одним из ключевых факторов взаимодействия культур в процессе диалога является создание общей истории цивилизации. Диалог опосредует взаимодействие культур, является продуктивным механизмом развития истории, укрепляет ее целостность. Именно эта проблема является ключевой для Лихачевских научных чтений: историческое понимание природы диалога и понимание истории как производной от коммуникаций между различными цивилизациями. История в этом ключе предстает как диалог между культурами и взаимодействие между народами.

Данное понимание является производным от исторической концепции Д.С. Лихачева. В этом смысле взаимодействие предполагает географическое, экономическое и политическое соприкосновения народов, которые способствует началу диалога между культурами. В диалоге возникают взаимодействия, ведущие к бурному развитию национальной культуры, - театра, живописи, литературы, скульптуры, искусства. Такое понимание диалога позволило объединить в рамках одного форума представителей самых различных научных направлений, - политиков, общественных деятелей и творческих людей.

Осмысление истории само по себе генерирует диалог между народами в современности и позволяет установить связь с их прошлым. Существуют точки бурного роста подобных взаимодействий между культурами, которые имеют географические координаты. Одной из таких точек участники конференции назвали Санкт-Петербург. Именно Санкт-Петербург является ярчайшим примером взаимодействия, взаимопроникновения цивилизаций. Санкт-Петербург с момента своего основания является и символом нового этапа развития Российской культуры. Именно здесь мы можем наблюдать проникновение исторических и современных влияний.

Участники конференции подтвердили роль Санкт-Петербурга в сегодняшней жизни евразийской цивилизации: он становится точкой конфессионального и политического сосуществования различных культурных традиций.

Не случайно, именно этот город стал местом формирования новаторской политической элиты России, именно здесь наиболее остро протекает творческое саморазвитие политиков и ученых, обновляется культура России, появляются новые представители культуры. Санкт-Петербург был определен участниками Лихачевских научных чтений как место синтеза самобытных, корневых начал, творческих, энергетических ресурсов.

Одной из целей диалога культур является обобщающая характеристика ресурсов, которые организация, отрасль, регион, государство могут привлечь в ходе осуществления инновационной деятельности. Ядром инновационного потенциала современной России является правотворчество, правопонимание и преобразование конституции. Основной закон государства находится в постоянном изменении, развитии, динамично соответствует меняющемуся миру. Диалог культур является источником развития права, а правовая культура - неотъемлемой частью общей культуры народа, отражением менталитета. Чем более зрелым и развитым является законотворчество, тем больше возможностей для диалога и источников для инноваций в политической, экономической, социальной и культурной сферах.

Россия уже вступила в диалог с другими цивилизациями, развивая гуманитарные начала российской культуры и формируя свободную, наделенную правами личность, а также преодолевая социальные неравенства. Русский мир возникает, опираясь на национальные, культурные ценности, кристаллизуя воздействие массовой культуры, информационных войн и политических манипуляций.

Инновационным субъектом диалога культур и главным его участником, является человек, погруженный в информационный мир современной цивилизации. В основе современного идеала гуманизма, который выработан европейской культурой, лежит диалог. Этот идеал разделяли в советское время крупные российские философы, писатели, разделяют и современные ученые. Однако в сегодняшней реальности гуманистические идеалы оказались перед лицом серьезного вызова. Религиозные мыслители критикуют гуманизм, так как, по их мнению, он не совместим с религиозностью и верой.

Находясь между двух огней, - современной европейской культурой, утратившей идентичность, и радикальным Российским традиционализмом, - гуманизм имеет шанс лишь в актуализации универсальных этических ценностей. Именно диалог культур и становится источником такой актуализации, благодаря чему субъект диалога, - современная личность, - не консервируется, не застывает в имеющихся особенностях, а развивается и меняется в определенных отношениях. Целью личности, включенной в культурный диалог, является поиск собственной идентичности, строительство собственного духовного и ментального мира. Гуманистический идеал личного общения равнодостойных людей дает образ международного порядка, который, по мнению участников конференции, должен быть основан на законе, а не насилии. Таким образом, диалог, возникающий на уровне отдельных индивидуумов, является подчас единственным вкладом в соблюдение прав человека, свободы переговоров, в защиту принципов мира там, где все другие возможности исчерпаны.

Концепция диалога культур обновляет основания современного гуманизма. Диалог и партнерство, альянс цивилизаций, гуманистическая терпимость противоположны конфликту и войне, которые отрицают человека, не принимают другого, презирают все чужое, выходящее за рамки собственной культуры и интересы собственной цивилизации.

Культурные инновации - это новое знание, которое воплощено в новых информационных технологиях, в новых коммуникационных процессах и социальных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов деятельности и коммуникаций, структурирования творческих задач, распределения ресурсов. Иначе говоря, сферой реализации культурных инноваций является диалог в широком, деятельном понимании слова. Естественно, что культурные инновации не прямо, но косвенно связаны с образовательной деятельностью.

Являясь позитивным инновационным трендом, обновляющим культуру и личность, диалог культур нуждается в определенных условиях. Одним из таких условий участники конференции назвали поиск различий в картинах мира и менталитете отдельных народов, в их ценностях, а также во всех аспектах социального и культурного бытия. Только видя противоречия, исследуя и размышляя о различиях, можно полноценно увидеть общее. Данный принцип оказывается универсальным по отношению ко всем гуманистическим продуктам диалога культур.

Международные организации, которые способствовали развитию мультикультурности в Европе, создали убедительную базу для диалога культур, в рамках которого Россия как политическая держава, цивилизация и как участник рыночного процесса хотела бы быть понятой. Однако, по итогам обсуждений, участниками конференции было установлено, что гуманистические ценности, - искренность, попытка уйти от стереотипов и ориентироваться на различия, - возникшие в послевоенном мире, утрачены.

Диалогу культур противостоит пустая болтовня, обмен информационными ударами, поток лжи и клеветы, которые разрушают среду общения, общие генерируемые смыслы. Условием диалога культур участники научного форума назвали обязательное равенство говорящих, вне зависимости от ментальных, конфессиональных, национальных и культурных различий: каждая страна, как и каждая личность, имеет право на уважение и признание. Международная политика, отношения между государствами и различными народами уподобляются человеческим отношениям.

Тенденции глобального мира вновь назвали одним из условий диалога. Политические элиты государств-оппонентов, вчерашних партнеров ожидают от глобализации включение в сферу мировой общности ценностей, способных решать проблемы конфликтных отношений между государствами, национальностями и индивидуумами. Главным в этом понимании глобализации явилась именно констатация партнерских отношений между участниками диалога, то есть таких отношений, которые в правовом и культурном, этическом, экономическом плане предполагают взаимоуважительное восприятие другого, иного, противоположного.

В этом качестве диалог культур приближается к гуманной глобализации. Если в американской редакции глобальный мир теряет индивидуальные качества, то альянс сил гуманизма предполагает, что американское влияние равноправно взаимодействует с японским, индийским, французским, китайским, российским, арабским и другими. Для успешного протекания диалога культур необходимо единение общих потоков знания. Средой же для успешной реализации диалога служит общество во всех его измерениях, - это демократическое и гражданское общество, и различные структуры представляющие государство, и различные объединения людей включенных в процесс общения и строительства новых ценностей.

Стратегической задачей Лихачевских научных чтений является актуализация состояния, в котором диалог способен обогатить современную Россию историческим и культурным опытом. Инновационная площадка диалога культур становится важным политическим и образовательным инструментом, открывающим большие возможности развития человеческого капитала, продуктивного диалога и партнерства цивилизаций. В таких условиях диалог культур становится новой формой традиционалистского понимания мультикультурности. Диалог культур нашел подтверждение как технология постоянного расширения и обновления процессов практического взаимодействия. Инициаторами данного процесса называли не столько государства и цивилизации, но также гражданское общество, культурные и научные сообщества. Целью такого сотрудничества и результатом диалога культур является понимание и продвижение к миру с целью процветания человечества в целом. Таким образом, конечным инновационным результатом работы участников Лихачевских научных чтений, стал новый формат научной, политической и культурной деятельности, реализуемый в медийном пространстве, предлагающий усовершенствованный технологический процесс научных, политических и межкультурных коммуникаций.

Рецензенты:

Харченкова Л.И., д.п.н., профессор кафедры рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, г. Санкт-Петербург;

Трунов Д.Г., д.филос.н., профессор кафедры конфликтологии Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Проскуряков М.Р., Гришанин Н.В. ИННОВАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДИАЛОГА КУЛЬТУР В ДИСКУРСЕ XIV-Х МЕЖДУНАРОДНЫХ ЛИХАЧЕВСКИХ НАУЧНЫХ ЧТЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16919 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674