Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Алаева Л.С. 1 Чусовитина О.М. 1 Кривошеева О.Р. 1
1 ФГБОУ ВПО «Сибирский Государственный университет физической культуры и спорта»
Проведен анализ проблемы формирования профессиональных компетенций у учителей физической культуры, в рамках курса повышения квалификации. Рассмотрены точки зрения авторов Н.Ф. Родионовой, А.П. Тряпицыной, И.А. Зимней, связанные с проблематикой компетентностного подхода в образовании. Выполнено анкетирование учителей общеобразовательных школ, преподавателей ссузов и вузов показавшее, что уровень подготовленности учителей, преподавателей физической культуры не соответствует предъявляемым требованиям новых образовательных стандартов. Уточнено содержание структурных компонентов профессиональных компетенций рекреационной деятельности: когнитивный, деятельностный и мотивационный. Разработана экспериментальная программа подготовки, опирающаяся на: текущую диагностику, учет индивидуальных особенностей слушателей, моделирование профессиональной деятельности, решение проблемных задач. Проведенный педагогический эксперимент позволил доказать эффективность разработанной программы повышения квалификации для учителей физической культуры, основанный на компетентностном подходе.
повышение квалификации
компетентностный подход
учителя физической культуры
1. Алаева Л.С. Педагогические условия подготовки студентов физкультурного вуза к рекреационной деятельности: на примере оздоровительной аэробики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Л. С. Алаева; [Место защиты: Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта]. - Омск, 2011.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/241.
2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. 2005. №4. С. 23-30.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004. - 40 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].
5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография [Текст] / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. - изд. 3-е, испр. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 392 с.
6. Кривошеева О.Р. Инновационная направленность дополнительного профессионального образования/ О.Р. Кривошеева // Физкультурное образование Сибири : научно-методический журнал. - № 1 (27). – Омск : Изд-во СибГУФК, 2011. – 104 с., с.22-25.
7. Радионова Н.Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Н. Ф. Родионова, А. П. Тряпицына // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. – 2006 [Электронный ресурс]. Систем.требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-75.pdf (Дата обращения: 18.10.2010).
8. Стенина Н.С. Формирование профессиональной компетенции иностранных студентов, обучающихся в высших художественных учебных заведениях России: автореф. дис. … д-ра пед. наук [Текст] / Н. С. Стенина. – М., 2007. - 20 с.
9. Чусовитина О.М. Формирование умений профессионально-речевого поведения студентов физкультурного вуза: дис. ... канд. пед. наук/ О. М. Чусовитина.- Омск, 2004. - 237с.
Целью федеральной целевой программы утвержденной в 2006 году "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Для достижения указанной цели должны быть решены многие задачи, в том числе:
  • повышение интереса различных категорий граждан Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом, посредством разработки физкультурно-оздоровительных программ для различных слоев населения;
  • создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков, посредством обеспечения высокого качества физкультурно-спортивных услуг.

Решение поставленных задач в федеральной целевой программе невозможно при отсутствии профессиональных компетенций у педагогов, реализующих физкультурно-оздоровительные, рекреационные и физкультурно-спортивные программы в образовательных учреждениях всех уровней подготовки.

Разработчики современных физкультурно-оздоровительные программ предъявляют высокие требования к специалистам по физической культуре. В сложившихся условиях педагоги по физической культуре в образовательных учреждениях должны владеть профессиональными компетенциями, которые позволят им реализовывать оздоровительную и рекреационную деятельность на своих занятиях. Соответственно необходимо разрабатывать дополнительные образовательные программы, обеспечивающие повышение квалификации учителя физической культуры [6].

Для выяснения, актуальности использования средств рекреации на занятиях мы провели анкетирование учителей общеобразовательных школ, преподавателей учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Из 164 опрошенных специалистов 25 ± 3,4 % постоянно используют различные средства физической рекреации на занятиях; 33 ± 3,7 % используют эти виды, иногда включая их или в подготовительную, или в заключительную части занятия. 42 ± 3,9 % респондентов вообще не используют на своих занятиях средства физической рекреации. Это связанно с отсутствием доступной объективной информации, отсутствием или низким уровнем сформированности профессиональных компетенций, недостаточной оснащенностью залов и не всегда желанием учителя менять, что-либо в своей работе. Большинство респондентов, 75 ± 3,4 %, высказало желание повысить свой уровень сформированности профессиональных компетенций рекреационной деятельности [1].

В результате возникает противоречие между уровнем подготовленности учителей, преподавателей физической культуры и предъявляемыми требованиями к уровню сформированности профессиональных компетенций рекреационной деятельности. Таким образом, необходим поиск путей формирования профессиональных знаний, педагогических умений, двигательных навыков проведения физической рекреации у специалистов физического воспитания в связи с возрастающим к ней интересом. Один из таких путей, это повышение квалификации педагогических работников, для формирования профессиональных компетенций позволяющих организовывать рекреационную деятельность.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

В соответствии с требованиями Приказа Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" в структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Это не случайно, ведь компетентностный подход является одним из наиболее актуальных в современной педагогике, поскольку он в полной мере обеспечивает новые требования к профессиональной переподготовке специалистов.

Акцентирование внимания ученого сообщества на понятия «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход» объясняется следующими причинами: необходимостью создания новой концепции образования, отражающей запросы творческой личности и новые требования общества к профессиональным качествам, знаниям и умениям; интеграционными процессами; ориентацией высшего образования на формирование у специалиста не только предметных, но и «надпредметных» компетенций, обеспечивающих его способность к самосовершенствованию и объективной оценке своей деятельности [8].

Вместе с тем теоретический анализ проблем компетентностного подхода показал, что в науке не сложилось единого понимания структуры и механизмов осуществления образовательного процесса на основе данного подхода.

Ведение профессиональной переподготовки на основании компетентностного подхода потребовало обновления содержания образования, в том числе его основных единиц «компетенции» и «компетентности». В своей работе мы опирались на исследования Н. Ф. Родионовой, А. П. Тряпицыной, которые рассматривают компетентность, как всегда проявляющуюся в деятельности - предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной. Нельзя выявить не проявленную компетентность. Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности [5, 7, 9].

Круг основных компетенций очертила И.А. Зимняя [4], имея в виду их дальнейшие проявления в качестве компетентностей. Всего выделено 10 основных компетенций (видов). Кроме того, И.А. Зимняя предложила представить компетенции как актуальные компетентности, которые будут включать такие характеристики, как: а) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [3, 4].

В результате анализа работ Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А. П. Тряпицыной, в которых ядром компетенции признаются деятельностные способности, изучение опыта учителей, преподавателей и тренеров спортивных, оздоровительных клубов, были выявлены структурные компоненты профессиональных компетенций рекреационной деятельности: когнитивный, деятельностный и мотивационный [2, 4, 7]. Они, соответственно, характеризуют знания, способы деятельности и потребности.

Каждый из выделенных компонентов играет свою роль в их взаимодействии. Когнитивный компонент отвечает за обеспечение меры использования ресурсных возможностей других компонентов для достижения целевого результата. Деятельностный компонент способствует определению отношений между компонентами в процессе реализации ресурсного потенциала. Мотивационный компонент активизирует проявление других компонентов.

Когнитивный компонент предполагает освоение имеющегося эмпирического и теоретического знания, касающегося содержания, организации рекреационной деятельности. Полнотой, глубиной и системностью знаний этой деятельности определяется уровень сформированности когнитивного компонента.

Деятельностный компонент отвечает за применение полученных знаний в профессиональной деятельности при решении конкретных педагогических задач и предполагает применение компетенций в стандартных ситуациях и творческое применение компетенций в нестандартных ситуациях. Уровень сформированности определяется способностью реализации на практике полученных знаний.

Мотивационный компонент представляет собой совокупность мотивов, цели, потребности, желания приобрести новые знания, умения в области рекреационной деятельности и стремления применить ее средства в профессиональной деятельности [1].

Опираясь на компетентностный подход, нами была разработана программа повышения квалификации учителей физической культуры. Для проверки ее эффективности слушатели были разделены на две группы и протестированы до и после эксперимента.

Результаты оценки первоначального уровня подготовленности слушателей курсов к реализации рекреационной деятельности позволяют определить его как низкий. На наш взгляд, с таким уровнем сформированности профессиональных компетенций невозможно качественно организовывать рекреационную деятельность с занимающимися различных возрастных групп. Однако первоначальные результаты экспертной оценки эссе слушателей показали средний уровень сформированности мотивационного компонента профессиональных компетенций как в контрольной, так и в экспериментальной группах (таблица 1).

Таблица 1

Показатели уровня сформированности профессиональных компетенций когнитивного, деятельностного и мотивационного компонентов у слушателей экспериментальной и контрольной групп, балл

 

 

Показатели

 

Контрольная

группа

(n = 18)

Экспериментальная группа

(n = 21)

Достовер­ность различий

Х±σ

Х±σ

Р

Когнитивный компонент

До эксперимента

1,8±0,5

2,1±0,4

>0,05

После эксперимента

3,6±0,6

4,2±0,5

<0,05

Достоверность различий

<0,001

<0,001

 

Деятельностный компонент

До эксперимента

2,0±0,3

2,2±0,4

>0,05

После эксперимента

3,2±0,5

4,4±0,3

<0,001

Достоверность различий

<0,001

<0,001

 

Мотивационный компонент

До эксперимента

2,8±0,6

3,0±0,8

>0,05

После эксперимента

3,8±0,4

4,6±0,5

<0,001

Достоверность различий

<0,001

<0,001

 

Контрольное тестирование уровня сформированности профессиональных компетенций когнитивного компонента в конце эксперимента показало положительные изменения результатов в обеих группах, при Р<0,001. Вместе с тем показатели у слушателей экспериментальной группы достоверно выше, чем у контрольной, при Р<0,05, благодаря проблемному изложению учебного материала, текущему взаимоконтролю и анализу конкретных ситуаций на занятии.

Проведя итоговое занятие со слушателями контрольной и экспериментальной групп, мы обнаружили повышение уровня подготовленности слушателей к рекреационной деятельности. Результаты итогового занятия показали средний уровень сформированности профессиональных компетенций деятельностного компонента у слушателей контрольной группы, у слушателей экспериментальной группы выше среднего, при р < 0,001. Полученные данные свидетельствует о результативности экспериментальной подготовки, опирающейся на: текущую диагностику уровня сформированности профессиональных компетенций, учет индивидуальных особенностей слушателей, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, решение проблемных задач и дидактические игры.

В конце эксперимента количество слушателей, желающих реализовывать полученные знания в рекреационной деятельности, достоверно повысилось в обеих группах (Р < 0,001). Однако в контрольной группе осталось на среднем уровне. В экспериментальной группе сформированность профессиональных компетенций мотивационного компонента достигла уровня выше среднего, благодаря тренингам, моделированию проблемных ситуаций, беседам с работодателями. У слушателей курса появились: уверенность в своих профессиональных знаниях в области рекреационной деятельности и желание реализовывать сформированные компетенции в профессиональной деятельности. Таким образом, предложенная программа повышения квалификации учителей физической культуры, к реализации рекреационной деятельности эффективно формирует профессиональные компетенции благодаря опоре на компетентностный поход.

Рецензенты:

Трещёва О.Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУ ВПО "Омский государственный университет путей сообщения", г. Омск;

Смоленцева В.Н., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта", г. Омск.


Библиографическая ссылка

Алаева Л.С., Чусовитина О.М., Кривошеева О.Р. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16932 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674