Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

Ковалева Н.С. 1
1 Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена вопросам значимости экономического воспитания в профессиональном образовании. Экономическое воспитание рассматривается как важный педагогический компонент, реализация которого является продуктивным способом подготовки студентов в высшей школе.Цель экономического воспитания – подготовить квалифицированных специалистов, обладающих высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих серьезные знания об основах устойчивого развития общества, способных осуществлять профессиональную деятельность в рамках экономического равновесия. В статье раскрываются задачи и принципы экономического воспитания в вузе. Уточнены понятия «компетенция» и «экономическое воспитание студентов».Мы считаем, что решение проблемы исследования экономического воспитания студентов возможно с учетом применения компетентностного подхода. А также особое внимание уделяется важности преподавания экономической дисциплины в вузах для студентов гуманитарных специализаций.Приводятся доводы в пользу развития экономического мышления в процессе обучения с целью активизацииу студентов навыков принятия решения в нестандартных экономических ситуациях.В результате опроса сделаны выводы о мотивационной направленности студентов гуманитарных специализаций в процессе профессиональной деятельности и выявлены недочеты в области их экономических знаний.
компетентностный подход.
компетенция
профессиональное образование
экономическое воспитание
1. Андреева Л.Н. Условия преподавания экономических дисциплин в контексте реформы высшего образования //Развитие экономического мышления в вузе (Научн. конф.,Вязьма). – 2003. – 147c.
2. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития//Вопр. психологии. - 1972. - №2. – С.45.
3. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности.- М.: МПСИ, 2002. – 400c.
4. Кондратенко Т.В. Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности: дис. … канд. пед. наук. - М., 2002.
5. Развитие экономического мышления в вузе :материалы научно-практической конференции/ Л.В. Бармашова. – Вязьма, 2003. – 147с.
6. Сластенин В.А. Педагогика: уч. пособ. для вузов/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512с.
7. Соснин Н.В. Содержание обучения в компетентностной модели ВПО (к освоению ФГОС ВПО). - Красноярск СФУ, 2011. – С. 240.
8. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопр. психологии. -1997.-№2.–93c.

Социально-экономические изменения в стране ставят необходимым условием поиск новых подходов, обеспечивающих эффективную подготовку профессиональных кадров, отвечающих высоким требованиям рынка труда.

         На наш взгляд,  повысить уровень  профессиональной подготовки  в вузе можно  с помощью планомерно организованного  экономического воспитания студентов.

Цель работы:выявить задачи и принципы экономического воспитания студентов.

Методы исследования:теоретические методы: сравнительно-сопоставимый; эмпирические методы: педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование.

Результаты и обсуждение результатов исследования:под экономическим воспитанием принято понимать «организованную педагогическую деятельность, направленную на формирование экономического сознания обучаемых».

Экономическое воспитание (ЭВ) - это педагогический  процесс, формирующий экономические качества и свойства  личности. К ним относятся: экономическое мышление, поведение, сознание, ценности, способности, потребности, интересы, установки, планы, мотивы,  нормы, стандарты, привычки, компетенции, экономические чувства.

Сегодня ценностные ориентации экономического воспитания составляют  теоретическую основу социокультурного развития молодежи. Выделение такого рода ценностей связано с переходом нашей цивилизации от индустриальной к постиндустриальной форме социальной жизни.

Концептуальную основу экономического воспитания студентов составляют  философско-мировоззренческие принципы воспитания, выявляющие ценностные   ориентации для единого воспитательного процесса  российского образования и особенно важные при переходе нашей цивилизации к демократической социально-экономической  жизни.

Развитие  ры­ночных отношений обусловило появление экономических реформ в России в области образования и воспитания. Ученые, такие как А.Ф. Аменд, П.Р. Ату­тов, Б.Т. Лихачев и др., рассматривают экономическое образование и воспитание как организо­ванную педагогическую деятельность, спе­циально продуманную систему работы, направленную на формирование экономи­ческого сознания учащихся. По мнению ученых, экономическое воспитание должно способствовать развитию экономического мышления, формированию нравственных и деловых качеств, общественной актив­ности, предприимчивости [4].

В педагогической  литературе ХХ века, в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, М.А. Васильевой, Н.Ф. Виноградовой, О.С. Богдановой, Ф.Ф. Королева, В.В. Краевского, Н.А. Менчинской, А.К. Марковой, В.С. Мухиной, С.А. Козловой и других ученых рассматривается процесс развития мышления учащихся, их способностей к овладению знаниями, наукой, восприятию окружающей жизни  первоначально в дошкольном и младшем школьном возрасте,  а на последующих этапах подросткового, старшего возраста этот процесс становится качественно иным, более глубоким. Профессиональное образование является завершающим, именно в этот период происходит адаптация,  профессиональное становление личности, освоение новой социально-профессиональной роли и норм профессионального поведения в коллективе. Данный период обучения, также как дошкольный и школьный, заслуживает серьезного внимания педагогов. Теория Л.С. Выготского о двух уровнях развития личности, основанная на постепенном переходе от управления процессами воспитания и развития личности к процессам ее самовоспитания и саморазвития,  объясняет важность перехода обучаемого к самоорганизации жизнедеятельности [2].

Экономическое воспитание представляет собой процесс, движущей силой которого является разрешение  противоречий между требованиями социально-экономической среды к студенту и его возможностями  удовлетворить эти требования. Студенты  сталкиваются с серьезным стрессом, так как перед ними остро  встает вопрос о самореализации. Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Главный принцип образования и воспитания - научить студентов творить и развивать себя как личность [6].Студентам необходимо  активизировать все свои умения, навыки и способности для дальнейшего успеха.

Социально-экономические положения в стране требуют серьезной эрудированности молодежи, обладания  минимальными экономическими знаниями и понятиями. Систематические и полные знания экономики получают исключительно  студенты экономических специализаций, экономических вузов.   Критическое положение  происходит в отношении студентов гуманитарных специализаций, т.к. часы, выделенные на изучение предмета экономики, минимальны либо перенасыщены экономическими теориями без подкрепления практической деятельностью. Как показал опрос студентов 2 курса педагогов-психологов Московского государственного университета культуры и искусств, в преподавании экономики не хватает инновационного подхода. Студенты не удовлетворены полученными знаниями в университете. Изучение экономики проходит на 2 курсе. Обучение представляет собой поверхностное ознакомление с широким понятием «экономика», перегруженное изучением экономической теории, без явного применения ее на практике. Таким образом, те основные практические знания, которые могут пригодиться в общественной жизни, не раскрыты.  Исследование экономических знаний студентов 1 курса Казанского государственного университета культуры и искусствпоказало, что студенты гуманитарных специализаций не владеют элементарными экономическими понятиями, такими как  ВВП (валовый внутренний продукт), ВНП (валовый национальный продукт), НДС (налог на добавочную стоимость), инвестиция, акция, приватизация, с которыми при этом сталкиваются  в повседневной жизни. Овладение экономическими терминами обеспечит постепенное включение в систему экономических отношений и преобразований, а также будет способствовать развитию экономического мышления в процессе профессионального образования. Также в результате опроса было выявлено, что студенты  не интересуются политической и экономической обстановкой в стране, не смотрят новости, не читают специальную литературу. Их интерес направлен исключительно на предметы по специализации.  Такой факт говорит об отсутствии мотивации к познанию общественных реалий. 

Все эти проблемы связаны с необходимостью формирования у студентов нового типа поведения в экономической системе, основанной на личной ответственности за свой успех. В содержание задач включается воспитание нравственно-этических компонентов регулирования отношений личности и общества, а также воспитание ответственности за принятие решений в экономическом пространстве.

Задачи экономического воспитания являются:

1.             Формирование системы экономических знаний,  представлений об экономике и социально-экономических ценностях.

2.             Формирование экономической картины мира.

3.             Формирование экономического отношения к труду, деятельности, природным ресурсам.

4.             Формирование коммуникативной потребности.

5.             Формирование навыков экономической деятельности студентов. Освоение стратегий и технологий взаимодействия в экономическом  пространстве.

6.             Развитие альтернативного и прогностического мышления, экономической культуры, экономического сознания.

Для решения этих задач экономическое воспитание опирается на следующие принципы.

1.       Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации об организованности экономической системы общества.

2.       Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у студентов чувства предвидения экономических влияний и изменений, способности прогнозировать возможные пути развития экономической политики.

3.       Принцип интеграции естественно-научных  и экономических дисциплин обеспечивает взаимодействие естественно-научных и экономических аспектов, их практической и теоретической составляющей профессиональной деятельности студентов.

4.       Принцип гуманизации исходит из права обучаемых  на успешную реализацию профессиональной деятельности, а также поддерживает идею формирования личности, способной к экономически целесообразной деятельности.

5.       Принцип единства, познания, действия исходит из восприятия знаний экономики как неотъемлемой части общественной жизни личности.

С учетом вышеизложенной проблематики профессионального образования возникает потребность в разработке технологии формирования ЭВ у студентов.

Мы видим реализацию ЭВ через  управление этим процессом с позиций  компетентностного подхода. Компетентностный  подход означает:

- воснове ЭВ студентов лежит формирование экономических компетенций;

- теоретическое моделирование ЭВ  на основе компетентностного принципа;

- компетентностное конструирование, использование и развитие ЭВ в рамках общей воспитательной системы вуза.

Изучение ЭВ через экономические компетенции предполагает уточнение значения категории «компетенция». Компетенция есть взаимодействие когнитивного, предметно-практического и личностного знания. Компетенция - качество, совокупность свойств, новые характеристики личности выпускника,  новые категории в формулировании результата образования и обучения. В структуре процесса образования компетенции выступают как конструкты образовательного процесса. Применение компетентностного подхода - это попытка привести образование в соответствие с потребностями рынка труда, запросами личности и общества [7].

Выводы

Усилия по совершенствованию образовательного процесса должны быть направлены на то, чтобы  обучать в соответствии с экономической реальностью.   Необходимо связать образовательное пространство вуза с реалиями современности, модернизировать организацию учебного процесса, обеспечив формирование личности, подготовленной к эффективной профессиональной деятельности.Таким образом, с помощью планомерно организованного экономического воспитания, возможносущественно повысить результативность функционирования педагогической системы.

Рецензенты:

Христидис Т.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, «Московский государственный университет культуры и искусств», г. Химки.

Казакова А.Г., д.п.н., профессор, руководитель школы педагогического мастерства, «Московский государственный университет культуры и искусств», г. Химки.


Библиографическая ссылка

Ковалева Н.С. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17000 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674