Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О ПРОБЛЕМАХ ПРОИЗВОДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

Александров А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Рассмотрено текущее состояние рынка экологически чистых продуктов в России и за рубежом. Дан анализ основных проблем его развития, а так же отношение российских предпринимателей к производству и реализации экологически чистой продукции. На примере птицефабрики «Акашевская» Республики Марий Эл описан процесс и способы получения товаров высокого качества. Основное внимание уделено производству экологически чистой продукции-мяса птицы. Остро ставится вопрос о привлечении инвестиции для расширения производственных площадей с целью увеличения производства товарной продукции. Приведены возможные риски, а так же методы их устранения, поджидающие предпринимателей, решивших перейти на производство экологически чистой продукции. Поднят вопрос о расширении рыночной ниши, гарантирующую устойчивый, перспективный спрос на продукцию предприятия на внутреннем и внешнем рынках.
ассортимент произведенной продукции
мясо птицы
товарная продукция
инвестиции
птицеводство
экологически чистый продукт
1. Мельник А.Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы на этапе перехода к рыночным отношениям / А.Н. Мельник. – СПб.: Изд-во СПб.УЭФ, 2008.- 102 с.
2. Официальный сайт ООО «Птицефабрика «Акашевская» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://akashevo.ru (дата обращения 20.11.2014).
3. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. - Издательство: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 454 с.
4. Статистические материалы территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://maristat.gks.ru (дата обращения 25.11.2014).
5. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник - 2-е изд., доп. / А.Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 366 с.
Беспокойство общества по поводу генетически модифицированных компонентов, содержащихся в продуктах питания, а так же пищевые эпидемии (птичий грипп, коровье бешенство и др.), возникшие в последние десятилетия, дало начало активному развитию мирового рынка экологически чистых продуктов питания. На сегодняшний день эксперты единогласно оценивают данную отрасль одной из наиболее крупных и динамично развивающихся в мире.

На Западе, рынок экологически чистых продуктов развивается и расширяется  более 30 лет.

Странами Европейского Союза предприняты дополнительные меры поддержки предприятий, осуществляющих производство экологически чистой продукции. Эти меры установлены на общеевропейском, государственном и муниципальном уровнях. Кроме того, государство субсидирует научные исследования, среди которых экологическое сельское хозяйство.

В России, к сожалению, этот рынок до сих пор не развит. До последнего времени предприятия не ставили во внимание данный вопрос. Бизнес основан на получение прибыли. Усовершенствование предприятий стоит дороже платы за загрязнения, в то время как уровень региональных предприятий не позволяет быстро снизить влияние на экологию до нормы. В основном анализ негативного влияния ведется исходя из гигиенических норм, а не экологических, которые должны быть более жесткими [5].

Республика Марий Эл имеет районы, на территории которых возможно производство экологически чистых продуктов. Благодаря природно-климатическим условиям, а так же отсутствию промышленного производства, способного отрицательно повлиять на качество производимой продукции, наш регион имеет все условия для формирования данного вида рынка [4].

Отставание Российского рынка экологически чистой продукции от западного имеет несколько причин. Это неясная позиция государства, недостаток мероприятий по повышению экологической культуры общества, отсутствие четкого представления о понятии экологически чистой продукции. Предприниматели не видят преимуществ в признании их продукции экологически чистой, многие не представляют, что понимать под таким продуктом, каким требованиям он должен соответствовать.

Помимо недостаточной осведомленности, посильную помочь в развитии производства экологически чистых продуктов может привнести государство. Рынку необходимы не только и не столько законодательные акты, регламенты, сколько поддержка в виде дотаций, субсидий. Это поможет активизировать российских предпринимателей войти в сферу производства органических продуктов, что поднимет конкуренцию, вследствие чего данный товар станет более доступным покупателю [3]. В свою очередь, увеличение числа потребителей экологически чистых продуктов положительно отразится на здоровье  населения, как результат, уменьшатся расходы государства на содержание различного рода лечебных учреждений, выделение социальных дотаций и т.п.

Одним из успешных примеров проведения инвестиционной политики в Республике Марий Эл, в том числе при поддержке государства на региональном и местном уровнях является ООО «Птицефабрика Акашевская». Предприятие представляет собой вертикально интегрированный сельскохозяйственный комплекс, включающий в себя выращивание птицы, глубокую переработку мяса и производство готовых блюд, собственное маточное стадо, выращивание и хранение зерна, производство кормов, а так же собственную сбыточную сеть.[2]

С помощью финансовой поддержки удалось реконструировать здание инкубатория, приобрести новое, а так же высокотехнологичное оборудование, которое отвечает за содержание, кормление птицы, создание оптимального климата. Процесс полностью автоматизирован и управляется при помощи компьютера.

Благодаря правильно построенному процессу производства, предприятие гарантирует изготовление продукции высокого качества,  и экологическую чистоту товара.  Тому свидетельствует активное участие компании в выставках и конкурсах регионального, российского и даже международного уровня, где она неоднократно становилась лауреатом в области качественных продуктов [2].

Любая организация, занимающаяся производством, является объектом наблюдения широкого круга лиц, таких как акционеры, кредиторы, партнеры, потребители. У всех свои интересы, каждый выделяет наиболее значимые для него факторы и аспекты деятельности компании. Именно поэтому предприятию необходимо строго контролировать все уровни производства, для получения высококачественной продукции и сохранению конкурентоспособности на рынке[2].

Так, для того чтобы компания не подверглась таким угрозам как: высокий уровень инфляции, агрессивная деятельность действующих конкурентов, повышение требований к качеству продукции со стороны потребителей, отказу банков в выдаче кредитов из-за недостатка залогового обеспечения, ей необходимо выполнить следующие действия [1]:

  • заняться реализацией новых видов экологически чистой продукции;
  • расширить ассортимент выпускаемой продукции за счет внедрения новых технологий;
  • использовать собственные источники финансирования;
  • увеличить информационное поле за счет рекламы (так как у большинства потенциальных покупателей нет информации о возможностях предприятия, следует расширять круг общения с возможными покупателями);
  • улучшить организацию производства и труда (улучшение эргономики труда работающих путем создания полноценного социально - психологического климата; введение должности психолога, который будет следить за психическим здоровьем работников).

Тем самым, данные мероприятия позволят компании занять стабильное положение на рынке, а так же увеличить свое финансовое положение.

Развитие любых рыночных структур должно отвечать требованиям, диктуемым новыми условиями хозяйствования: иметь широкую рыночную нишу, гарантирующую устойчивый, перспективный спрос на продукцию предприятия на внутреннем и внешнем рынках; быть способным разрабатывать и производить конкурентоспособную продукцию; обеспечивать целесообразное совмещение функций управления, необходимых для устойчивой работы предприятия; использовать весь комплекс прав и возможностей для поддержания платежеспособного спроса на продукцию предприятия.

Рецензенты:

Смирнов А.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и региональной экономики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Бурков А.В. д.э.н., профессор кафедры прикладной статистики и информатики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Александров А.В. О ПРОБЛЕМАХ ПРОИЗВОДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17037 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674