Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ

Мокрецова Л.А. 1, 1 Манузина Е.Б. 1 Дудышева Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»
В статье раскрыты особенности подготовки студентов к инновационной предпринимательской деятельности в гуманитарном вузе. Предложены ведущие направления инновационной предпринимательской деятельности студентов. На основе анализа приоритетных направлений образовательной политики определены мероприятия подготовки студентов к предпринимательской деятельности в условиях гуманитарного вуза. В статье представлены результаты диагностики студентов с целью выявления их готовности к предпринимательской деятельности (предпринимательские способности, потенциал владения и управления собственным делом, самостоятельного ведения бизнеса). Описан проект, направленный на поддержку и организацию бизнеса в сфере образования. На основе опытно-экспериментальной работы обосновано обучение студентов конструированию сайтов по поддержке инновационной предпринимательской деятельности. Приведены содержание и результаты обучения студентов разных педагогических специальностей (профилей) конструированию сайтов.
профессиональное образование
инновационная деятельность
практикоориентированное обучение
1. Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования
в Алтайском крае» на 2011-2015 годы; URL: http://www.educaltai.ru/lvl_1/ rasv_doshkol_obr_2011_2015/2011
2. Манузина Е.Б. Подготовка студентов и аспирантов к инновационной предпринимательской деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 6 [37]. – С. 195-197.
3. Мокрецова Л.А., Власов М.С. Инновационная инфраструктура гуманитарного вуза: опыт и проблемы формирования в региональных условиях // Экономика образования – 2013. – № 5 (78). – С. 12-24
4. Мокрецова Л.А., Дудышева Е.В., Макарова О.Н. Дистанционные бизнес-проекты в практико-ориентированной подготовке студентов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2014. – № 4 (30). – С. 71-75.
5. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020» / Минэкономразвития России. – Москва, 2010.
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» отмечается, что важнейшим направлением инновационного развития является стимулирование инновационной предпринимательской активности молодежи, без чего невозможно формирование конкурентоспособных кадров в сфере науки и инновационного предпринимательства [5]. Между тем, российская система высшего образования пока еще недостаточно удовлетворительно решает задачи разработки инновационных образовательных технологий и внедрения инновационных образовательных программ. Особенно остро проблема стоит в вузах гуманитарной направленности, то есть там, где предпринимательская деятельность традиционно считалась и зачастую продолжает считаться необязательным и даже излишним элементом подготовки в вузе. Данная проблематика еще более актуализируется в свете внедрения норм и принципов федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения (ФГОС ВО 3+), где на первый план выносится практическая ориентированность процесса обучения, проявления студентами практических умений и навыков в своей профильной области, сформированности набора личностно-профессиональных качеств, компетенций.

Целью исследования, представленного в статье, является выявления направлений и методов подготовки студентов гуманитарных вузов к инновационной предпринимательской деятельности, а методами исследования - теоретический анализ, педагогическое проектирование, тестирование, наблюдение и изучение результатов деятельности студентов, метод экспертных оценок. Представленный материал является частью первого этапа исследования, выполняемого при поддержке Минобрнауки РФ в рамках базовой части государственного задания (НИР № 167) «Теоретико-экспериментальное исследование готовности преподавателей и обучающихся вуза к инновационному предпринимательству в региональных социально-экономических условиях».

Анализ теоретический исследований по проблеме [2, 3, 4], документов и сложившейся образовательной практики (П.Н. Андрианов, А.Б. Вифлеемский, А.П. Егоршин, В.Д. Коняев, М.Л. Левицкий, А.Л. Полякова, Н.С. Мурадова, В.А. Поляков, Л.М. Фуксон, и др.) позволил выделить ведущие направления инновационной предпринимательской деятельности в вузе:

- организацию и развитие сотрудничества по вопросам коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности между вузом и другими участниками инновационной системы;

- организацию и управление развитием центров поддержки инноваций;

- анализ рынков интеллектуальных услуг с точки зрения перспектив создания новых коммерческих продуктов и подготовку предложений по организации их разработки;

- организационное обеспечение разработки и внедрения технологичных и других коммерческих продуктов и услуг на основе результатов интеллектуальной деятельности подразделений вуза;

- методическое обеспечение инновационной деятельности;

- формирование документации для систем управления инновационными проектами;

- подготовку предложений по вопросам коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности вуза;

- координацию деятельности структурных подразделений вуза по вопросам развития предпринимательства, а также участия студентов, аспирантов и научно-педагогических работников в программах развития предпринимательства;

- проведение маркетинговых исследований и организацию рынков сбыта инновационных продуктов;

- выполнение научно-исследовательских работ, которые направлены на создание новой или усовершенствованной продукции, технологии;

- подготовку и переподготовку кадров научных работников и других специалистов для инновационной деятельности;

- подготовку инициатив, направленных на вовлечение студентов, аспирантов и преподавателей в проектную работу, связанную с разработкой новых коммерческих и других продуктов на основе результатов интеллектуальной деятельности;

- реализацию студентами, аспирантами и педагогическими работниками проектной деятельности;

- формирование инфраструктуры инновационной деятельности в вузе.

Для гуманитарного вуза ряд не все перечисленные направления реализуемы с той же эффективностью, которая характеризует инновационную деятельность технических вузов, например, более затруднительно усовершенствование продукции или промышленной технологии, чем реализация проектной деятельности в сфере услуг. Алтайской государственной академией образования имени В.М. Шукшина (ФГБОУ ВПО «АГАО») определены направления инновационной подготовки конкурентоспособных молодых специалистов для экономики региона, в частности, оказания населению дополнительных образовательных услуг.

Алтайский край занимает одно из лидирующих мест в Сибирском федеральном округе по развитию системы негосударственного сектора, предоставляющего услуги дополнительного образования, услуги по уходу и присмотру за детьми. Однако выпускники вузов редко открывают бизнес в сфере образования. Это свидетельствует о низкой реальной включенности молодых специалистов в предпринимательскую деятельность в сфере образования. Для выявления причин низкой предпринимательской активности будущих выпускников была проведена диагностика студентов ФГБОУ ВПО «АГАО» (выборка - 90 человек). Диагностика студентов проводилась с целью изучения готовности обучающихся к предпринимательской деятельности. Для достижения указанной цели сформулированы задачи:

  1. Провести оценку предпринимательских способностей студентов.
  2. Изучить потенциал владения и управления собственным делом, самостоятельного ведения предпринимательской деятельности.

Для решения поставленных задач использованы тесты по оценке своих предпринимательских способностей и потенциала владения и управления собственным делом, самостоятельного ведения бизнеса.

Результаты диагностики представлены в табл.1, 2.

Таблица 1

Уровни развития предпринимательских способностей студентов

Уровни

высокий

средний

низкий

-

40

60

Анализ результатов свидетельствует о том, что предпринимательские способности представлены на низком (60 %) и среднем (40 %) уровнях. У студентов достаточно высоко сформированы коммуникативные и организаторские способности, однако недостаточный уровень знаний в области экономики, маркетинга и финансов, как правило, отсутствует опыта предпринимательской деятельности. В частности, большинство студентов ответили отрицательно на следующие вопросы: «есть ли у вас опыт работы в той области, в которой вы хотите начать своё дело»; «есть ли у вас хотя бы базовая подготовка в области маркетинга и финансов»; «располагаете ли вы достаточными первоначальными средствами, чтобы поддержать своё предприятие в течение первого года»; «есть ли у вас на примете люди, обладающие достаточным опытом и знаниями, которых не хватает вам, и готовые помочь вам в трудный момент»; «знакомы ли вы с действующими правилами налогообложения, ведения бухучёта, калькуляции заработной платы».

Таблица 2

Потенциал владения и управления собственным делом, самостоятельного ведения бизнеса

Уровень потенциала

высокий

средний

низкий

66,5

33,4

-

Между тем анализ результатов позволил нам также сделать вывод о том, что студенты обладают высоким (66,5 %) и средним (33,4) потенциалом владения и управления собственным делом самостоятельного ведения бизнеса.

Таким образом, у студентов есть достаточный потенциал владения и управления собственным делом самостоятельного ведения бизнеса, однако у них недостаточно знаний в области экономики, маркетинга и финансов, отсутствует опыт предпринимательской деятельности и ресурсы для ее инициирования.

В Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина разработаны проекты и мероприятия, направленные на организацию бизнеса в сфере дополнительного образования и оказание платных образовательных услуг. В рамках одного из проектов определены следующие мероприятия:

- мастер-классы по инновационному предпринимательству в рамках федеральной программы «Ты предприниматель»;

- проведение семинара «Организация бизнеса в сфере образования и оказание образовательных услуг»;

- изучение практического опыта индивидуальных предпринимателей, оказывающих населению образовательные услуги;

- вовлечение студентов выпускных курсов в программы повышения квалификации по основам предпринимательской деятельности и коммерциализации инновационных разработок;

- интеграция общепрофессиональных и специальных знаний, умений, навыков в рамках междисциплинарного спецкурса «Инновационное предпринимательство»;

- прохождение практики в негосударственных образовательных учреждениях, работающих в секторе дополнительного образования и платных образовательных услуг;

- предоставление студентам выполнения представительских функций, возможности самостоятельного принятия решений на всех этапах подготовки бизнес-проектов, обучение техникам и процедурам самоорганизации, тайм-менеджмента;

- участие в региональных и федеральных конкурсах с целью расширения кругозора в направлениях предпринимательской деятельности и популяризации предпринимательской деятельности.

Педагогическое проектирование ставит целью сформировать в результате у студентов следующие компетенции:

- способность проводить стратегический и маркетинговый анализ;

- способность проводить анализ возможностей применения инновации;

- способность проводить анализ барьеров и рисков на пути открытия индивидуального предприятия и коммерциализации инновационной разработки;

- способность формировать стратегию коммерциализации инновации и её продвижение;

- владение методами бизнес-планирования;

- владение правовыми основами в предпринимательской деятельности;

- способность формировать команду и эффективно работать в группах,

- способность расставлять акценты и приоритеты;

- способность проявлять инициативность, целеустремленность;

- готовность представлять результаты работы и держать внимание аудитории;

- владение навыками использования информационных технологий;

- готовность продвигать разработку на рынок.

Пилотная стадия проекта реализуется в ФГБОУ ВПО «АГАО» для дошкольного образования: бизнеса по оказанию услуг дошкольного образования и услуг по уходу и присмотру за дошкольниками [1]. Высокая практическая ориентированность подготовки студентов достигается спецификой профиля - дошкольного образования, а также возможностью организации предпринимательской инновационной деятельности в связи с наличием спроса на региональном рынке данных образовательных услуг.

Между тем продолжает оставаться открытым вопрос подготовки студентов других профилей к инновационной проектной деятельности в сочетании с практикоориентированностью процесса обучения согласно требованиям ФГОС ВО. Одно из возможных направлений решения наметил следующий проект, реализованный в ФГБОУ ВПО «АГАО», который заключался в организации дополнительной подготовки студентов различных педагогических специальностей (профилей) к конструированию сайтов с возможностью их использования в инновационной предпринимательской деятельности.

В течение трех семестров студенты разных факультетов - будущие учителя изобразительного искусства, информатики, технологии - не имеющие специальных знаний в области скриптового программирования, занимались проектированием, дизайном и разработкой сайтов с помощью бесплатных программных конструкторов. Дополнительная подготовка в области сайтостроения включала не только технологические знания и умения в области Web-дизайна, но затрагивала также другие, не менее важные области: компьютерной графики, нормативно-правовых основ использования информации, основ человеко-машинного интерфейса, общей теории дизайна. После опроса около ста студентов согласие дополнительно заниматься высказали около тридцать человек (30%). При обсуждении данной доли необходимо отметить, что занятия планировались на платной основе, в рамках действующей лицензии, и в вечернее время для того, чтобы не мешать основному образовательному процессу.

К занятиям приступили двадцать человек, полный курс окончили шестнадцать человек. Студенты изучили способы работы в глобальных компьютерных сетях, типовые элементы интерфейса, возможности интеракции с пользователями (такие как форумы, «обратную связь» и др.), поддержку удаленных баз данных, приемы защиты информации, а также получили необходимые знания по компьютерной полиграфии и умения работы с графическими планшетами. В течение всего периода обучения предусматривались практические мини-проекты. Так, при изучении растровой графики составлялись коллажи для фонового наполнения сайтов, образцы рекламной продукции будущих инновационных проектов, а также образцы социальной рекламы. Векторная графика осваивалась в процессе разработки логотипов малых предприятий с учетом нормативных норм использования товарных знаков, плакатов наружной рекламы и визиток.

Изучение основ теории цветопередачи и дизайна поддерживалось использованием специализированных программных средств по определению цвета и подбору цветовых решений. Задания по данной теме включали разработку рекламных листовок на основе сочетания разнообразных орнаментов, использования шрифтов различных типов, текстового наполнения сайтов с учетом эргономических требований человеко-машинного интерфейса (размера текста, выделения цветом и др.). Мини-проекты предусматривали разработку шаблонов сайтов разной функциональной направленности и целевой аудитории (офисный, творческий, молодежный шаблоны) с учетом общих закономерностей зонирования (в частности, использования правила «золотого сечения») и грамотного размещения информации с учетом минимизации усилий конечного пользователя.

Итоговыми заданиями стали проекты студентов по созданию сайтов для поддержки инновационной предпринимательской деятельности, в том числе, мастерской художника, студии фотографа, изделий народного промысла, консультационной помощи по разведению собак, предоставлению услуг строительной фирмы. Экспертная оценка работ проведена комиссией, состоящей из пяти преподавателей. Все работы получили высокие оценки по оформлению, технологическому и содержательному наполнению («отлично» - 75%, «хорошо» - 25%). В процессе защиты проектов сайтов и собеседования выявлено намерение всех студентов (100%) применить разработанные сайты для реализации собственных предпринимательских проектов.

Таким образом, расширение возможностей регионального рынка и практическая готовность к инновационной предпринимательской деятельности становятся для студентов осознаваемым мощным стимулом при предоставлении дистанционных услуг. Поэтому на основе результатов опытно-экспериментальной работы мы считаем оправданным добавить к перечисленному выше списку мероприятий гуманитарного вуза по поддержке студенческого предпринимательства обучение конструированию профильных сайтов. Следующим закономерным этапом становится сопутствующее обучение основам ИТ-аутсорсинга, что может рассматриваться как дальнейшая перспектива нашего педагогического исследования. В заключении отметим, что нами выделены основные и достаточные, на наш взгляд, мероприятия, но, несомненно, не исчерпывающие весь возможный перечень направлений практикоориентированной подготовки студентов вузов к инновационной предпринимательской деятельности.

Рецензенты:

Возчиков В.А., д.фил.н., к.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск;

Старовиков М.И., д.п.н., профессор кафедры физики и информатики ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск.


Библиографическая ссылка

Мокрецова Л.А., Мокрецова Л.А., Манузина Е.Б., Дудышева Е.В. ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17039 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674